Вологодский литератор

официальный сайт

Все материалы из категории Слово писателя

Олег Ларионов

Олег Ларионов:

«МНЕ НУЖЕН ТАКОЙ ДЕДУШКА!..» К 90-летию со дня рождения В.И. Белова

Вспоминая писателя Василия Ивановича Белова, начинаешь думать о целой, минувшей уже эпохе, о творчестве, о смысле человеческой жизни, о людях, которые его окружали… Мы с родителями ходили на спектакли, поставленные по его пьесам, на полках магазинов стояли его книги, по его рассказам были сняты художественные фильмы. В общем, Василий Белов был небожитель, живой классик, о встрече с которым я и мечтать не смел.

Познакомился я с ним в далеком 1979 году на областном семинаре молодых авторов, одним из руководителей которого был Василий Иванович. Через несколько дней в вологодской областной газете «Красный Север» вышла его небольшая статья об итогах семинара с добрыми напутственными словами в мой адрес. На всю оставшуюся жизнь я сохранил в душе к Василию Ивановичу огромное чувство благодарности за эту небольшую заметку, которая стала для меня своеобразной путевкой в жизнь.

В писательской организации, как и среди тех, кого считали ее резервом, были люди разных поколений. Однако нравственным и профессиональным эталоном, я думаю, для большинства, как бы сказали психологи, неформальным лидером всегда оставался В.И. Белов. В его натуре была чистота помыслов, искренность порыва, незамутненность мысли. Я уж не говорю об его огромном признании, как писателя, в стране. Считалось, что последнее слово за ним, здесь на него всегда ориентировались. Но вот что главное: Белов это понимал, и свое мнение не выпячивал, подавал его мягко, исподволь.

***

Как-то Василий Иванович мне позвонил:

-Слушай, Олег, ты ведь переводчиком работал. Мне много пишут из-за границы. Попереводи, пожалуйста, письма, я тебе твои труды оплачу.

-С удовольствием, Василий Иванович. Только бесплатно. И пожалуйста, тему насчет гонораров больше не поднимайте.

Белов спорить не стал. С тех пор и стали мы общаться — и по переводам, и еще по газетным делам (я был главным редактором областной крестьянской газеты «Эхо земли», а Белов всегда поддерживал аграрников).

Запомнился один характерный эпизод. Перевел Василию Ивановичу (вслух, с листа) письмо от белого фермера из Южно-Африканской Республики. Тот писал, что сейчас в этой стране кое-где установился апартеид наоборот, то есть негры притесняют белых. Фермер вместе с сыном бежал с насиженных мест и теперь остался не у дел. У него есть приличное состояние, и он хотел бы вложить его в России. Ну а так как Василий Белов — известный крестьянский писатель, а он больше никого в России не знает, то обращается именно к нему за советом, как тут можно вложиться в аграрный или другой бизнес. Кроме того, фермер приглашал и самого Белова при желании поучаствовать в его делах.

-Вот что, Олег, никакой бизнес мне не нужен, сам понимаешь. Помоги человеку, подскажи. Действуй от моего имени, я тебе полностью доверяю.

Я с южноафриканским фермером пообщался, передал, что говорю с ним по поручению знаменитого писателя, рассказал об экономической ситуации в Вологодской области. Он даже позвонил мне на домашний телефон. Правда, обосновываться в России фермер все же передумал. Видимо, пришел к выводу, что наша суровая и непонятная страна не для него. Обо всем этом я и рассказал Василий Ивановичу.

Однажды я зашел к Белову с младшей дочкой Мариной, которой было тогда лет шесть. Девочка была непоседливая и очень активная, не зря покойный дед Иван прозвал внучку Вождем Краснокожих (по рассказу О. Генри). Вот и сейчас, пока мы разговаривали, Марина сновала по комнатам большой квартиры, изучая картины и необычные предметы интерьера. Василий Иванович с добродушием и снисхождением смотрел на неугомонного ребенка. Поговорил с ней, поспрашивал, кем она хочет стать. А потом, когда мы ушли, Марина мне говорит: «Мне нужен такой дедушка! Почему у меня нет такого дедушки?..» В общем, Василий Иванович ей очень понравился. А ведь чтоб понравиться ребенку, надо обладать особыми душевными качествами. Ребенка не проведешь, он сразу почувствует фальшь…

В средине постперестроечного безвременья по линии ЮНЕСКО в Вологодскую писательскую организацию поступило письмо, в котором предлагалось направить перспективного молодого писателя на международную встречу литераторов в Париже. Естественно, гарантировалось комфортное проживание, бесплатный стол и прочее. Требовались две рекомендации. Василий Иванович сказал: — Я тебе рекомендацию, конечно, напишу. Но сам реши, нужна ли она тебе. Как бы я тебе не навредил. Белов ведь не однозначно воспринимается. Время теперь другое. Для тех, кто страну кромсает, для наших заклятых друзей на западе я — как красная тряпка для быка. Кого им надо, какая их цель, кого они среди наших ищут — это еще вопрос!

— Василий Иванович, если вы для них как красная тряпка, так зачем мне-то такой симпозиум! — ответил я. – Но все-таки давайте для интереса посмотрим на их реакцию.

Василий Иванович написал мне краткую рекомендацию. Вторую написал секретарь писательской организации Александр Алексеевич Грязев и направил их адресату.

Реакция на рекомендации Белова и Грязева по линии ЮНЕСКО оказалась отрицательной – пришел вежливый отказ. Так что Василий Иванович оказался прав: очевидно, западные кураторы подыскивали хорошо управляемый персонаж с «новым мы’шлением» (по Горбачеву), который бы целовал взасос новый мировой порядок, возникший «за счет России, и на обломках России».

***

Василий Белов отнюдь не принадлежал к тому слою творческой интеллигенции, благодаря которой во многом и стали возможными центробежные процессы в государстве и профанация вековых истин, на которых оно держалось тысячелетие.  Еще после публикации пророческого романа «Все впереди» (который произвел на меня серьезное впечатление) не все стало гладко в его творческой биографии. Кой-кто понял, что это отнюдь не тот умильный «писатель-деревенщик», который льет слезы над умирающей лубковой деревней, и в качестве которого его однобоко стремились представить в столицах. Ему ставили препоны, откровенно хамила критика. Он кратко и с довольно равнодушным, отстраненным сожалением посетовал мне на это. А я помню попавший мне в руки солидный энциклопедический том-справочник с лаконичными биографиями известных писателей и деятелей искусств, изданный в Москве. Там стояли ни о чем не говорящие фамилии.  Смотрю — артистка Белохвостикова. А Белова — нет!  Вот так легким росчерком пера эти политические подголоски решали, кто что-то значит для России, а кто нет.

Да, в 90-е не печатали ни его, ни Распутина, ни других писателей-патриотов. Фронтовик Юрий Бондарев отказался от ельцинской медальки и швырнул: «От предателя я наград не приму!» Понятен был жест человека, проливавшего кровь за страну, которую сдали без боя. И долгие годы читатели вынуждены были изучать творчество выдающегося русского советского писателя, участника Великой Отечественной войны, орденоносца по старым советским изданиям. Зато Виктор Астафьев двумя руками поддержал продажный и позорный ельцинский режим, и был удостоен такими благами, которые не снились ни одному писателю за всю историю советской литературы. Ельцин выделил ему из госбюджета на издание сочинений многие миллиарды рублей — случай беспрецедентный! Каким быдлом изображен в них русский народ — как говорится, идите и увидите. Астафьев — едва ли не единственный этнический русский среди литераторов, одобривших кровавый указ Ельцина о расстреле Дома Советов и требовавших закрытия патриотических изданий (обращение «Писатели требуют от правительства решительных действий», «Известия», 5.10.1993 г.).

О прошлых эпохах потомки смогут более всего судить именно по свидетельствам очевидцев и современников, а это волею судеб чаще всего писатели. Возьмем Солженицына, крупнейшего фальсификатора эпохи. Что он больше сделал для Родины — пользы или вреда — ответ на этот вопрос у меня не вызывает каких-либо сомнений. Помните: «Можно обманывать часть народа, но нельзя все время обманывать весь народ!»  Поэтому от честности писателя зависит и образ нашего времени, то, каким увидят его потомки. Что касается В.И.Белова, на мой взгляд, он обладал высшей степенью человеческой порядочности, и именно это качество позволит потомкам верить его произведениям.

Я часто встречал Василия Ивановича на городских улицах с клюшечкой.  В начале 2000-х (точно не помню, в каком году), 1 января часов в восемь утра подхожу к перекрестку улиц Герцена и Яшина (я там живу). Ослепительно белый пушистый снег вокруг, погода мягкая. На улицах — никого, ни людей, ни машин. Василий Иванович довольно быстро идет со своей клюшечкой по Герцена в сторону льнокомбината. Поздравили друг друга с Новым годом.

-Василий Иванович, вы так далеко ушли от дома! — говорю (здоровье у него было уже неважное).

-Ничего, дойду, моцион мне полезен!

Я так много встречал на улицах родного города близких мне людей, это, видимо, на уровне подсознания определяло какой-то внутренний жизненный ритм. И иногда эти люди пропадали. Навсегда. И тогда ритм ломался, и что-то становилось не так. Наступала пустота, и ее трудно было заполнить…

***

В своей небольшой статье я обошел, казалось бы, главное — литературные труды В.И.Белова. Но об этом много написано и будет еще написано. Меня попросили поделиться личными воспоминаниями об этом замечательном человеке.  Вот таким мне запомнился один из крупнейших русских писателей ХХ века, государственник и патриот России, мой старший товарищ по цеху, хороший русский человек с открытой и широкой душой, наш земляк, вологжанин Василий Иванович Белов.

 

Полная версия очерка опубликована на сайте: kprf35.com

Виктор Бараков

Виктор Бараков:

Годы потрясений и прозрений Русская критика и литературоведение рубежа ХХ-ХХ1 веков о творчестве Василия Белова

В ноябре 1982 года хоронили Брежнева. Выбрали место возле Мавзолея, стали опускать гроб и с грохотом уронили его в могилу. Народ вздрогнул: «Нехороший знак!» и не ошибся – страна за сорок лет испытала множество потрясений: перестройку, контрреволюцию 1991 года и попытку реставрации 1993-го, череду межнациональных конфликтов, две Чеченские войны, многолетний террор, наконец, катастрофу на Украине. Незалеченная рана 1991-го продолжает кровоточить…

Отметивший в 1982 году 50-летие Василий Белов находился на творческой вершине. Мировое признание, Государственная премия СССР, ордена… Читатели и критики приняли «Кануны», «Лад», писатель стал при жизни классиком. Но после покорения Эвереста начинается спуск, тяжелый и коварный… Он совпал с трагическими десятилетиями рубежа веков. Как и большинство литераторов того времени, Белов был вынужден в основном заниматься не литературой, а политикой, общественной деятельностью, публицистикой. Был писателем, а стал спасателем, – недаром Союз писателей России называют Союзом спасателей. Белов, вместе с единомышленниками, боролся с преступными планами повернуть северные реки вспять – и победил! А вот справиться с предательством «элит» не смог. Впрочем, нам было суждено пройти этот скорбный путь… После неизбежного осознания великого греха – отступления от веры, после покаяния и искупления, – если не всеми, то большинством осознается сейчас необходимость преображения России. В том же 1982 году критик Михаил Лобанов напишет: «Ничто в общественной, народной жизни не возникает случайно, само собою, а подготавливается предшествующими обстоятельствами, всем ходом событий» (5).

В 1983 году выдающийся русский критик Юрий Иванович Селезнев опубликовал свою последнюю книгу. Посвящена она была творческой судьбе Василия Белова: «…если мы хотим знать свою землю, свой народ, мы должны знать и своих писателей, тех, в чьем творчестве живет память этой земли, ее правда, ее вера в эту землю и ее народ. И если мы действительно хотим знать свою Родину, сегодня нам для этого уже не обойтись без Белова, без его слова о родной земле. Потому что земля Белова — это и вся русская земля» (14). Не будет преувеличением сказать, что труд этот оказался пророческим, рассказавшим о будущей судьбе России. Ключевые слова в нем: Родина, долг, народ, традиция, вера, трагедия, правда, подвиг, спасение, возрождение, бессмертие – являются зеркальным отражением христианской истории и практики. До сих пор не нашлось критика, способного подняться до подобных обобщений. И до сих пор это издание – лучшая книга о творчестве В.И. Белова.

Проза писателя всегда вызывала споры. А.И. Овчаренко в главе «Художественный мир Василия Белова» своей фундаментальной книги «Большая литература» (1985 г.) полемизировал с критиками, с плохо скрываемым раздражением писавшими не только о крестьянстве, но и о русском народе вообще (А. Бочаров, В. Гусев и др.).

Но настоящая схватка случилась чуть позже, после выхода романа «Все впереди». Об этом подробно напишет Василий Оботуров в статье «Тревога и надежда. Роман Василия Белова «Все впереди» и его критики» (1987 г.): «…такого оголтелого, бесцеремонно бездоказательного шельмования (понятно, сопровождающегося фарисейски сочувствующими оговорками) мне в критической практике за последние двадцать пять лет встречать не приходилось (7). Особенно «постарались» В. Лакшин и П. Ульяшов: «Прежний Белов узнаваем в новом романе прежде всего по необходимой точности и выразительности языка. Буду это утверждать, хотя В. Лакшин и П. Ульяшов дружно уверяют в обратном. «Да им ли это написано? Не другое ли беспечное и слабое перо…»,— изумляется В. Лакшин, иллюстрируя свое мнение цитатами из текста. Верно, можно найти в романе и другие «образцы» подобного рода, но их не так уж много: критику нелегко дался поиск «блох», иначе не стал бы он с иронией цитировать «плац (?) Пигаль» из несобственно прямой речи (от имени профессора),— ведь тремя строчками выше в тексте встречается нормальное «площадь Пигаль»,— не против ли себя оборачивается вопрошаюшая ирония Лакшина? «Сочной речью (следа которой, нет и в помине во «Все впереди»)» восхищается Ульяшов в «Привычном деле», «Канунах», «Ладе»… Оставьте, не поняли вы эстетической сущности языка Белова и в этих произведениях! Не «сермяжная» колоритность, не диалектизмы составляют главную определяющую особенность языка писателя Василия Белова. Подобные качества есть и в прозе Б. Можаева, В. Маслова, В. Личутина и у других хороших писателей, присущи они в какой-то мере даже бесчисленным эпигонам. Исключительный лаконизм, стилистическая гибкость, в одной-двух фразах выявляющая множество оттенков, извлекающая дополнительные смысловые значения из самой связи слов и фраз,— вот эстетические особенности языка и стиля В. Белова. Сказывается школа Ивана Бунина — непревзойденного стилиста; и в новом произведении плотность языка такова, что приличествовала бы не только роману, но и рассказу. Ни подробных описаний обстановки, ни развернутых внутренних монологов персонажей не позволяет себе, за редчайшими исключениями, В. Белов в романе «Все впереди» — точно так же, как в «Привычном деле» или «Канунах». Его художественная манера остается неизменной, но что же делать, если язык современного интеллигента беднее речи мужика-колхозника? Это разве что еще один повод говорить о дурном влиянии массовой культуры, но, полагаю, никому не надо объяснять взаимосвязь категорий формы и содержания? Писатель обязан пользоваться языком той среды, которую он изображает, иначе мы были бы вправе обвинять его в художественном несоответствии, в разладе формы и содержания» (7). Откликнулся Василий Оботуров и на «Год великого перелома» в статье 1989 года «Глум, или кое-что об устоях сталинизма, о русском национальном характере и критиках «левых» и правых» (8), а также на «Час шестый» (статья 2003 года «Заложники. Завершая скорбную летопись» (9)), в заключительных строках которой Оботуров даст оценку не только прошлому, но и настоящему: «Итак, найдутся ли те, кто почувствует в себе смелость и силу, чтобы вековые «закладные» были ликвидированы? Тогда народ снова обрел бы себя, а Россия надежно утвердила свое достоинство в мире и былую мощь, никем не оспоримую, но мирную и созидательную. Этого ждут истинные хозяева России, у кого прочны национальные корни» (9).

Были и разочарования: заметка В. Бондаренко «Горькая любовь» (1989 г.) – сугубо «перестроечная», критикующая «застой» и почти полностью состоящая из риторических вопросов: «Может быть, это неизбежно и даже необходимо? Иначе мы бы оставались со своим общинным взглядом на одном и том же «примитивном, домотканом» уровне?
И может, правы разрушители вчерашние, сегодняшние и будущие, прокладывающие себе путь через развалины крестьянского бытия прямиком к зияющим вершинам безудержного прогресса технологической цивилизации?
Может быть, органическая сущность человека с его природным укладом пришла в противоречие с «техноцентрическим» развитием мира?
Может быть, устойчивость крестьянской цивилизации в России служила главным препятствием на пути к мировому прогрессу?» (1), а еще статья С.П. Залыгина 1991 года «Рассказ и рассказчик. О творчестве Василия Белова», – пример рассуждений «ни о чем», в которых, перефразируя Чехова, «мыслям тесно, а словам просторно»: «И хотя здесь — известное ограничение, тем не менее «сельская» литература все равно оказалась литературой очень памятливой, а сосредоточенность на определенном историческом периоде, пожалуй, даже способствует укреплению этой памятливости, способствует ее точности и значимости, так как сам по себе этот период охватывает все те проблемы, которые писатель ставит, а по мере своих сил и объясняет (2).

Мало кто обратил внимание на вышедшую в 1995 году книгу Александра Романова «Искры памяти», в которой есть глава о творчестве В. Белова. Поэт А. Романов в ней выступил как удивительный, необычный, «лирический» критик, знавший писателя лично: «Я всегда поражался его безошибочному предчувствию событий и знанию того, что следует делать завтра, послезавтра и т. д. В глубине его зоркой сущности не истрачивается запас уже заранее обдуманных решений. Пусть не сразу и не всем очевидна бывает правота его позиции, но подтверждение ее всякий раз непременно наступает в жизни и обескураживает даже крупных людей» (13).

В первых десятилетиях ХХ1 века «вечное» идеологическое противостояние продолжилось. Николай Крижановский в статье «Русский витязь Василий Белов» (2009 г.) отметил, что писатель ведет бой с носителями «идеи глобального эгоизма», либеральной антирусской интеллигенцией: «Белов показал самый распространенный тип интеллигента-космополита, сыгравший решающую роль в начинавшейся в 1985 году разрушительной перестройке. Нетрудно узнать в Брише, а также его двойниках (академике, журналисте и прочих) А. Чубайса, Е. Гайдара, Г. Бурбулиса, В. Познера и им подобных застрельщиков разрушения России» (4). Капитолина Кокшенева творчество Белова рассматривает так же во всемирном контексте (статья 2012 года «Восставший»): «Естество вавилонской цивилизации иное, чем любит писатель, – естество называется глобализм и мировые общечеловеческие ценности, которые суть новое кольцо на теле старого змея – мировой революции соблазна» (3).

Серия статей Юрия Павлова: «СМИ о смерти Василия Белова» (2013 г.) (10), «Белов, человек и художник…» (Александр Солженицын о творчестве Василия Белова) (2015 г.) (11), «Привычное дело» В. Белова в критике разных лет» (2017 г.) (12) и др. – одна из самых значительных. Разборы так называемых критических «произведений» русскоязычных авторов отмечены подлинным профессионализмом. Досконально зная тексты, Юрий Павлов бьет противников их же «оружием», демонстрируя их фактические ошибки, предвзятость, плохо скрываемую, а то и открытую ненависть к «русскому ладу». Ю. Павлов ведет борьбу с либеральным сознанием, насильно внедряемым властью на протяжении даже не десятилетий, а веков.

Важной работой последних лет стало литературоведческое исследование Л.Г. Яцкевич «Крестьянская смеховая культура в произведениях В.И. Белова» (языческие и христианские традиции) (2019 г.), в ней Яцкевич подчеркнула теперь уже положительную вековую связь творчества В. Белова с народной и литературной традицией: «Писатель Василий Иванович Белов является наследником поэтики древнерусской литературы в новых культурно-исторических условиях. Как и в произведениях древнерусской литературы, для которой характерно взаимопроникновение фольклорной и книжной словесности, в творчестве В.И. Белова также наблюдается тесное взаимодействие  книжного и фольклорного начал» (15).

В своей книге о Белове Юрий Селезнев предсказал: «Литература как художественно воплощенное мироотношение сегодня, как никогда прежде, все более становится и полем и оружием современной борьбы идей, которая определяется, как мы знаем, противостоянием социалистической и капиталистической систем, противоборством национально-освободительных, патриотических движений расизму, неоколониализму, космополитическому империализму. В конечном счете — борьбой двух мироотношений: созидательно-творческого с хищнически-паразитическим, воинствующе потребительским. Мироотношение, художественно убедительно воплощенное в творчестве Белова, безусловно, имеет самое прямое отношение к современной всемирно-исторической борьбе идей и в этом плане уже сегодня заключает в себе мировую общечеловеческую значимость» (14). Теоретические баталии «перестроечных» лет переросли в битвы экономические, в которых русские люди, не обладавшие властью и собственностью, были обречены. Теперь же противостояние перешло в прямое военное столкновение с мировыми силами зла и с их вдохновителем, врагом рода человеческого. Час России пробил.

Литература:

1. Бондаренко В. Горькая любовь / В. Бондаренко // За тремя волоками: повести. Рассказы. Очерки / В. Белов. – М., 1989. – С. 3 – 12.

2. Залыгин С. П. Рассказ и рассказчик: о творчестве Василия Белова / С. П. Залыгин // Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1991. – Т. 6: Рассказы, 1981–1989; Литературно–критические статьи. – C. 401 – 415.

3. Кокшенева К. Восставший / К. Кокшенева; [предисл. и послесл. авт.] // Вологодский ЛАД. – Вологда, 2012. – № 1 (25). – С. 3–11: фот. – (Уроки Белова).

4. Крижановский Н. Русский витязь Василий Белов – URL: https://webkamerton.ru/2009/12/russkij-vityaz-vasilij-belov

5. Лобанов М. Мужество таланта [Фрагменты из статьи, напечатанной в журнале «Октябрь», 1982, № 10.] Цит. по: «Кануны» с разных точек зрения. – М.: Советский писатель, 1991.

6. Овчаренко А. И. Художественный мир Василия Белова / А. И. Овчаренко // Большая литература: основ. тенденции развития сов. худож. прозы, 1945–1985 гг.: шестидесятые годы / А. И. Овчаренко. – М., 1985. – С. 226 – 254.

7. Оботуров В. Тревога и надежда. Роман Василия Белова «Все впереди» и его критики // Вологда литературная за 25 лет. – Архангельск, 1988. – С. 158 – 184.

8. Оботуров В. Глум, или кое-что об устоях сталинизма, о русском национальном характере и критиках «левых» и правых. Роман «Год великого перелома». – Вологда, 2003. – С. 26 – 46.

9. Оботуров В. Заложники. Завершая скорбную летопись. О романе «Час шестый». – Вологда, 2003. – С. 47 – 52.

10. Павлов Ю. СМИ о смерти Василия Белова // Наш современник. – 2013. – № 3. – С. 270 – 275.

11. Павлов Ю.М. «Белов, человек и художник…» (Александр Солженицын о творчестве Василия Белова) // Литературная Вологда-2015: альманах вологод. писателей. – Вологда, 2015. – С. 397 – 420.

12. Павлов Ю. «Привычное дело» В. Белова в критике разных лет // Беловский сборник. — Вып. 3 / Союз писателей России; Администрация г. Вологды: Вологодский гос. университет. – Вологда, 2017. – С. 10 – 14.

13. Романов А. А. Искры памяти / А. А. Романов. – Вологда, 1995.

14. Селезнев Ю. И. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя. — М.: Сов. Россия, 1983.

15. Яцкевич Л.Г. Крестьянская смеховая культура в произведениях В.И. Белова (языческие и христианские традиции) // Яцкевич Л.Г. Православное слово в творчестве вологодских писателей. – Вологда, 2009. – С. 206 – 223.

2022 г, май

Родная Кубань. – 2022. — № 3. – С. 114 – 117.

Геннадий Сазонов

Геннадий Сазонов:

ЛИРИК БОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ Памяти Сергея Петровича БАГРОВА

Трудно подобрать слова, чтобы выразить чувства, которые всколыхнуло сообщение: «После продолжительной болезни ушёл из жизни  1 июля 2022 года Сергей Петрович Багров, член Союза писателей России и член Союза журналистов России».

Имя Сергея Петровича известно широкому кругу читателей в нашей стране, в том числе и детям, для них он писал  рассказы и «поучения», с особой любовью, с особым старанием. Всего же из-под пера неутомимого труженика вышло около пятидесяти книг,  по существу собрание сочинений.

Господь подарил Сергею Петровичу долгую жизнь, наполненную писательскими  поисками и озарениями. Он родился 6 января 1936 года в старинном русском городе Тотьме на берегу широкой полноводной Сухоны. Всё его творческие устремления были связаны с тотемским краем, который он очень любил. Здесь он встретился и дружил с поэтом Николаем Рубцовым, о котором потом написал самую лучшую книгу о Николаем Михайловиче «Россия. Родина.

Рубцов». Здесь же он познакомился с Василием Беловым, стал его настоящим другом.

Сергей Петрович был одной из самых надёжных опор Вологодской писательской организации. Верил в возможности и силы вологодских писателей, несмотря на «холодное отношение» имущих власть к поддержке творческих людей. «Они всё равно придут к нам, — как-то сказал он мне, — потому что у нас Слово, а это – огромная сила».

Сейчас трудно дать оценку всему, что было создано Сергеем Петровичем.  Но это, несомненно, огромное творческое наследие, которое должна служить русскому народу в его сложном вселенском пути. Такое важно ещё и потому, что Сергей Петрович Багров занимался художественными исследованиями  русской истории, в том числе и Победы русского войска в битве при Молодях.

Уход ветерана – ощутимая потеря для всей русской литературы, но особенно – для вологодских писателей.

Утешение – творчество Сергея Петровича, который он  всегда оставался в душе лириком.

«Дивно увидеть в ночи, как встаёт из земли, без лучшей, без сиянья, огромное алое солнце. Такое бывает только в начале июля. Чёрные крыши домов, застывающая листва, пролетевший с мышью в когтях хищный филин. Нет. Земля не  погасла. Не к смерти она подбирается – к воскресению. И спасёт её, как всегда, тихий свет, разливающийся над миром. Православный народ называет его: — Божья милость…».

     Так писал Сергей Петрович. Так оно и есть!

Отблески Божьей милости лежат на его творчестве.

 

      Господь да упокоит душу новопреставленного раба Божия  Сергея в селениях праведных и помилует его!

3 июля  2022.

Виктор Бараков

Виктор Бараков:

НОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ТРАКТОВКЕ ИЗБОРСКОГО КЛУБА

Либеральная идеология, главной ценностью которой являются деньги, уходит в прошлое вместе с общественным строем в России, который Сергей Глазьев называет «блатным феодализмом». В гибридном, в том числе военном, противостоянии с Западом спасти нас может, по убеждению Изборского клуба, только собственный выбор: «Просыпающаяся от травматической спячки цивилизация остро нуждается в интегрирующей идеологии. Эта идеология ещё только проклёвывается в противоречивом и непоследовательном лепете приходящего в чувство имперского сознания.

Её нежный росток пока зиждется, почти целиком и полностью, на категории Великой Победы 1945 года, – что, конечно же, неслучайно… Можно даже говорить о том, что у современной России уже есть идеология – идеология Победы, но она пока ещё существует в эмбриональном состоянии.

Нужны уста, которые огласили бы её, вывели из полу-небытия на свет, показали связь Победы со всей национальной жизнью» (1. – Здесь и далее цитируется этот источник – В.Б.).

Заявление многообещающее, но какие детали скрываются за ним? Члены клуба уточняют: «Речь идёт о стратегических смыслах, о новой системе координат, а не о политтехнологических комбинациях». Первой такой «терминологической комбинацией» стало учение о «Пятой империи» (термин А. Проханова): «Пятая империя как новая форма живой Русской цивилизации неизбежна. Но прийти она может либо через революцию сверху, относительно бескровную, либо через катастрофу и сопутствующий ей социальный взрыв». Вполне возможно. Но почему именно империя? Это может быть национальное государство, монархия, диктатура, — наконец, нынешнее безобразие. Ещё одно изобретение А. Проханова – так называемые «русские цивилизационные коды» (код Труда Священного, код Воскрешения, код Русского Чуда и т.д.). Комплиментарность в адрес основателя Изборского клуба – вещь понятная, но включение художественных образов в научную лексику выглядит довольно странно, если не комично. Например, коллективизм в этом ряду расшифрован как соборность, способствующая реализации «принципа согласованности и импровизации» — отсюда «феноменальный успех русских в синхронном плавании, и многое другое». Вероятно, под «многим другим» подразумеваются достижения нашей футбольной сборной… Есть в этом разделе и верные наблюдения: «Русские обращены к концу вещей, видят развитие рода человеческого в свете эсхатологии. Это особенность восприятия мира. Из этого становится понятной истовость борьбы с теми, кто посягает на то, что мы почитаем святым». Но куда более важной, как нам представляется, является будущая воспитательная функция, основанная на демонстрации конкретных достижений русского гения: «Каждый русский подросток 14 лет уже через 10 лет после перехода к новой идеологии, а лучше ещё раньше – будет хорошо и предметно знать, что его предки стали основателями таких наук и направлений, как: Астрофизика, Бактериология, Вирусология, Геофизическая химия, теория Движения ионов, теория Жидких кристаллов, Звёздная астрономия, Иммунология, Клеточная биология, теория Лесовозобновления, Микрооптика, Ортобиотика, Радиоуправление, Сейсмология, Трансплантология, Физика высоких энергий, Эволюционная генетика, теория ядерных ракетных двигателей и т.д.».

Следующий посыл выглядит как констатация факта: «Олигархический капитализм как государствообразующая система не состоялся». Из чего следует логичный вывод: «России нужна идеология, обеспечивающая быстрое и системное независимое развитие».

Из мира слова человечество переходит в рабство цифры, но и цифровую реальность, по мнению членов Изборского клуба, можно использовать: «Мы не отринем новейшие технологические изменения, будем использовать и информационные технологии, и искусственный интеллект, и системы социального программирования, адаптируя их под цели Большого развития и построения Социума Знания».

Без конфликта здесь явно не обойтись: «Революционность в данном случае означает новое качество технологического уклада и решительное обновление элит». И противостоять придётся зловещей силе: «Сегодняшняя антисистема – это уже не тайные еретики, не сидящие в подполье революционеры, террористы, и даже не закрытые клубы и ложи. Сегодняшняя антисистема вышла на авансцену истории и открыто претендует на мировое господство».

«Антисистема, с точки зрения «изборцев», это «новое жречество, клир», фанатики: «Сейчас этот самый клир находится на финишной прямой по захвату всей полноты власти в международных институтах, используя для этого так называемые глобальные проблемы (в первую очередь пресловутую «климатическую катастрофу»), а в тактическом плане – пандемию… …для сокращения населения земли».

Главный недостаток идеологического проекта Изборского клуба – отсутствие богословского анализа происходящего. «Антисистема» давно известна в эсхатологии как сатанизм. Социальные, экономические, философские и прочие исторические периоды нескольких последних столетий внешне чрезвычайно разнообразны, но внутреннее их наполнение не изменилось, идёт борьба за душу человеческую. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский в статье « Быть Русским!» объяснял: «Как восстановить в себе черты народа-богоносца, с бесовским упорством вытравливавшиеся богоборческой властью? Как обезопасить себя от духовной заразы потребительства, этой поистине мировой чумы, растлившей уже многие народы, бывшие некогда христианскими? Все эти и еще многие иные проблемы, стоящие сегодня перед нами, суть один и тот же вопрос: как дальше жить? Думается, из сказанного выше уже многое проясняется. Прежде всего — надо вернуться в Церковь. Надо очистить место святое — душу человека — от тряпок и побрякушек, от навязанных ей ложных ценностей и восстановить в правах попранный и оплеванный смысл жизни человека. Жизни как служения Богу, зовущему нас к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Надо откликнуться на этот Отчий зов, прийти с покаянием, не скрывая нынешнего своего убожества и срамоты, прийти с молитвой и верой, и тогда — силен Бог очистить наши сердца и восстановить в них мир и покой осмысленного бытия» (2).

Опасность апокалипсиса, «конца истории» — самая, что ни на есть, реальная: «Если эта стратегия увенчается успехом, с традиционным человеком во всех его разновидностях будет покончено… …Именно наступление новой информационной эры, то есть эры контроля над психикой масс и её трансформации через механизмы цифровой среды делает глобальную верхушку новым жречеством (то есть служителями культа), а не привычным для нас, «старым добрым» глобальным финансовым капиталом».

На наш взгляд, «старый добрый» финансовый капитал тоже никуда не денется, он, во-первых, включён, в лице своих руководителей, в сферу «жречества», а во-вторых, ещё не раз будет использован в виде тарана для разрушения национальных государств и окончательного превращения их в колонии транснациональных (теперь уже цифровых) корпораций. Наши природные ресурсы – лакомый кусок, но основная цель следующая: «Главной мишенью для противника являются даже не ресурсы и не территория, а сам антропологический тип – тип носителя русской цивилизации как наиболее упрямого и парадоксально устойчивого конкурента».

Внешние враги не дремлют, но разрушили и растащили страну местные маркитанты. Их время уходит, даже убегает. «Общество жаждет очищения как духовной весны», — констатируют мыслители. Смена элиты – «исторически неизбежное дело, — пишут они, — вопрос лишь, в какой форме оно произойдёт – революция сверху или революция снизу». Эти рассуждения удивляют – давно известно, что революции назревают «и сверху и снизу» годами и десятилетиями, и самым главным её движителем является сама загнивающая власть.

Что же ждёт нас впереди? Какой строй? Изборский клуб проговаривается: «В каком-то смысле речь идёт о возвращении к советским ценностям». Понятно, что на новом уровне и с учётом ошибок прошлого, но всё-таки предлагается возвращение к советской системе, в золотые годы конца шестидесятых – начала семидесятых продемонстрировавшей наивысшую эффективность (если не считать рекордные 1930-е годы индустриализации, отмеченной потрясениями и потерями параллельно проводимой коллективизации).

Китай, изучив наш положительный и отрицательный опыт, ввёл в социализм «китайскую специфику» и рванул, да так, что стал державой номер один! А мы до сих пор стоим на распутье, хотя в народе о возвращении к советской обновлённой системе стали говорить ещё в конце 1990-х годов прошлого века, и только теперь «мыслящая интеллигенция» проснулась! Давным-давно было понятно, что советский социализм имел мало общего с ортодоксальным марксизмом-ленинизмом, мы «переварили коммунизм» (Валентин Распутин), вернувшись к естественной для нас крестьянской (и одновременно христианской) общине – и в колхозах, и в совхозах, и в производственных и творческих коллективах. Партийные и профсоюзные собрания подозрительно были похожи на крестьянские сходы, городские вече или казачьи майданы.

У нас есть ресурсы (разграбленное советское наследство – не в счёт, парадоксальным образом олигархи расчистили место для нового, шестого, технологического уклада), есть народ, соскучившийся по великому делу, и опыт, «сын ошибок трудных». Правда, «изборцы» в очередной раз наступают на грабли: «Уникальная Миссия, предназначение Русской цивилизации предстаёт как регуляция мирового развития, удержание мира от глобальной катастрофы, поддержание гармонии, основанное на глубинной эмпатии, как говорил Достоевский, отзывчивости русских по отношению к другим мирам». Достоевский говорил о культурной отзывчивости, а «мыслители» твердят о политической… Неужели история не научила: «спасали» Европу и мир мы не раз и не два, и что получили взамен? Благодарность? – Только ненависть и обвинения в «оккупации». Надо, наконец, позаботиться о себе: «Миссия России состоит в создании справедливого и гармоничного общества, которое согласуется с божественным, богоподобным достоинством человека, в строительстве из всех нас и из каждого соборной вертикали».

Как видим, это та же мысль о возвращении к советским ценностям, о построении «общества созидателей, творцов», а не разрушителей и потребителей: «Потребитель не может быть победителем». Будущее немыслимо без возвращения к справедливой системе распределения, по сути – православной и социалистической одновременно, так как у них общий источник – первые христианские общины («в нашу идеологию включаются существенные элементы христианского (православного) социализма»), в которых всё было общим, а средства и продукты распределялись по справедливости.

Члены Изборского клуба подтверждают: «Очевидно, что без распределения природной ренты, без сдвига от кланово-капиталистического к солидарному обществу не обойтись. Очевидно также, что от аномалии, закреплённой на конституционном уровне – частной собственности на природные ресурсы – необходимо отказаться. Надо вернуть существовавшее в советском правовом лексиконе понятие «общенародная собственность», эквивалент собственности государственной», в которой «уклад сочетает постиндустриальную экономику, капитализм и социализм», — конечно же, с преобладанием социализма.

Решив эту главную задачу, можно будет говорить и об экологии, демографии, культуре, образовании, медицине – и не только говорить, но и действовать! Например, создать «техническую альтернативу нынешнему интернету».

Поразительно, но сегодняшние формулировки Изборского клуба даже стилистически напоминают советские: «Россия представляет собой сверхнациональную общность» — в 1977 году в «брежневскую» конституцию было введено понятие «новая историческая общность – советский народ»… И пусть «изборцы» сколько угодно будут размахивать знаменем «динамического консерватизма» — дело не в названии, а в содержании.

«Навязанную России модель открытой экономики, — пишут мыслители, -равно, как и идею о встраивании в чужие цепочки создания стоимости, следует отринуть, как ложные и вредные для нас.. …В каком-то смысле, — говорят они, — предстоит повторить прорыв СССР 50-х годов, который в качестве ключевых направлений опирался на космический и атомный проекты. На этот раз прорыв может быть осуществлён в области биологии и медицины (каждая третья научная работа сегодня выполняется в этой области), энергетике, электронике, телекоммуникациях, создании новых материалов и веществ с принципиально новыми качествами».

И ещё одна будущая неизбежность: «Будет введена квази-цензура, осуществляемая специальными группами представителей творческой элиты – не запретительная, а направленная на регуляцию деятельности субъектов вещания, массовой информации, лидеров мнений».

И самое главное (без которого всё пойдёт прахом, как это случилось с советской системой, возведённой на песке закостеневшей идеологии, а не на камне веры): «В новой идеологии мы не избежим, даже если бы и хотели этого избежать в угоду атеистам, использования понятия «Бог».

Вопрос только в том, кто и когда возглавит этот процесс возвращения к народному здравому смыслу, кто и когда решит главный политический вопрос о власти и собственности? Но об этом члены Изборского клуба предпочли умолчать. И понятно, почему…

 

Библиографический список:

 

  1. Идеология Победы как национальный проект (интегральный доклад Изборского клуба) – Электронный ресурс. Код доступа: https://izborsk-club.ru/21816
  2. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русский узел. — СПб., 2000. — С. 13.

 

Геннадий Сазонов

Геннадий Сазонов:

Дядя СЭМ: «ВСЕХ СЪЕМ!» О «Русском мировом порядке» и американизации России

1

 

«ЗАПАДНЫЙ ТУМАН»

 

Есть  удивительные книги,  с годами они не тускнеют, не уходят в тень времён, а наоборот  — всё ярче сияют,  зовут вновь  к своим страницам, открывая уму и сердцу  явные пророчества. Да, пророчества! Да ещё  и какие пророчества!  Такие, что  сбываются прямо  у нас на  глазах в событиях, связанных с Украиной, и всех других  событиях  вокруг, так называемой, «специальной военной операции РФ».

На мой взгляд,  к  подобным  книгам, вне сомнения, относится  последнее предсмертное  сочинение  Юрия Дмитриевича  Петухова (1951-2009) «РУССКИЙ МИРОВОЙ ПОРЯДОК» (2008). Его  выпустило издательство «Алгоритм» в Москве, почему-то определив жанр  — «Политический бестселлер». Ну, конечно,  никакой  это не бестселлер — любят у нас издатели, писатели, особенно  политики,  ввернуть к месту и не к месту английское словечко, дабы засвидетельствовать своё почтение  Вашингтону. Вместо того,  чтобы по-русски сказать —  лучшая книга, нет —  лепят иностранщину.

Ладно, Бог им судья!

Дело, разумеется,  не в жанре, а в содержании. Может, впервые за последние 50 лет истории  Отечества русский писатель сделал попытку  осмыслить то, что происходит в мире, разложить «по полочкам» следствия и причины, объяснить страшную реальность: почему происходит   последовательное  уничтожение Великого Русского Народа.

У нас полно  «говорунов» от политики, экономики, культуры,  беспрерывно одурманивающих  людей  «личными мнениями», из чего  невозможно сложить  цельную картину страны и мира. В отличие от них,  Юрий Петухов строил  повествование на иных принципах и открыл их  читателю:  «Для того чтобы понять, что происходит в мире, на нашей планете,  надо знать расклад сил и надо знать, что собой представляют эти силы. К сожалению, наши записные политологи и аналитики этого  не знают (выделено  Г.С.).  Мало того, они не знакомы ни с антропологией, ни с этнологией, ни с теорией реальной эволюции и сверхэволюции, ни с азами генетики и расологии. Обладая багажом демагогических познаний середины XIX  века (да и то вряд ли), они пытаются делать анализы и давать нам прогнозы. Смешно. И достаточно глупо.

Потому что они  в своих аналитических исследованиях используют «постулаты», которые Запад ввёл в обиход со своей целью всегда быть правым (выделено Г.С.). Запад установил свои правила в своей игре. И навязал её всему миру.  В том числе «европейски образованным» патриотам и славянофилам. Играя в игру Запада по его правилам, мы никогда не выиграем. Мало того, мы даже не поймём, что эта за игра и с кем мы играем. А политологи  только нас запутают, напустив «западного тумана» даже там, где ему и вовсе не место. Ну, да бог с ними!».

Ссылаясь на известное высказывание  Максима Горького о том, что Европой … «правят  люди обезумевшие, что  нет преступления, на которое они не были бы способны, нет такого количества крови, которые они побоялись бы пролить…», автор раскрыл главную художественно-публицистическую задачу, которую поставил  в книге «Русский мировой порядок»:

«Россию и Великий Русский Народ способна спасти от тотального уничтожения  только Великая Национальная Идея, достойная Великой нации.

    Те, кто зовёт Россию к «внутреннему обустройству» и местечковому «устроению» — преступники и «чёрные козлы-провокаторы», ведущие страну и народ на бойню «нового мирового порядка», — наёмные попы-гапоны.

     Только Великий Всечеловеческий Подвиг спасёт  саму Россию – наделит её силой, процветанием и могуществом. Великий Подвиг свержения всепланетарной тирании американского жандарма, истребляющего человечество – этого предсказанного пророками «зверя из бездны»…

     После уничтожения Советского Союза внутренней «пятой колонной» звёздно-полосатый хищник кровавого режима США сорвался с цепи и объявил смертную войну всему миру. Новая мировая войны уже раздавила и расчленила независимые государства в центре Европы, на Балканах, унесла десятки миллионов жизней.  Оголтелая  американская военщина и её натовские прихвостни поработили братскую Югославию, бывшие страны Варшавского Договора, республики Советского Союза (вопреки воле их народов!), независимый Афганистан, процветающий Ирак. Звереющие от безнаказанности и вседозволенности агрессоры готовят карательные операции против Сирии, Ирана, Кореи. В Грузии, на Украине и в других республиках совершены диверсионные перевороты. Американский жандарм превратил  Русское Чёрное море в своё внутреннее озеро, готовится сделать  из Украины, где Киев – матерь городов русских, плацдарм для  нападения на расчленённую и ослабленную Россию, окружённую смертным кольцом американо-натовских баз, значительная часть из которых уже стоит на исконной Русской земле. Цель этой новой, Четвёртой мировой войны – полная оккупация России, уничтожение всех нас, захват наших территорий и богатств. Хищник не остановится ни перед чем, это показали его зверства в последнее десятилетие…» («Русский мировой порядок», с. 6-7).

       Юрий Петухов —  истинный пророк  — задолго предсказал события на майдане в Киеве, в Крыму,  кровавую бойню, происходящую  ныне  на территории всей Украины, где «обновлённый бандеровский фашизм»  открыто  выдают  за  национальное достояние  «украинцев – сверхчеловеков».

Пророков у нас, как и в древнем Израиле, побивали и, наверное,  ещё будут  побивать «камнями».  Потому что комфорт,  незаконно нажитые  яхты и дворцы, вожделённые  доллары,  мама- Америка затмили умы больших и малых правителей в современной  России.

Это «затмение», этот  «западный туман» теперь на полную катушку вынужденно оплачивать рядовое  российское общество, да и, по большому счёту,  так называемое, «мировое сообщество», окрысившееся на всех русских, где бы они ни жили.

 

 

 

2

 

                             ДИАГНОЗ —  ЗВЕРОЧЕЛОВЕКИ, 

                                  ЛЮДОЕДЫ – ОХОТНИКИ…

 

Недавно  мой  знакомый  с приятелем ездили в Белоруссию,  где впервые посетили мемориал «Брестская крепость», а на обратном пути заглянули в «Беловежскую пущу». В Музее природы национального парка их приятно поразили экспозиции, стенды, выставки.

— А почему я не вижу картину самых главных зверей? – спросил мой  знакомый экскурсовода.

— Что за  главные звери? – удивилась женщина. – Там вон зубры,  там вон волки…

— Три главных зверя – Ельцин, Шушкевич, Кравчук, — уточнил волгожанин.

— Ну, знаете, — нашлась экскурсовод, — такая картина ещё пишется…

Вольно или невольно, но знакомый  выразил суть того, что в народе называют «сообразили на троих». Тщеславные, самовлюблённые лидеры, вопреки воле 150 национальностей Советского Союза, ликвидировали крупнейшее государство мира. Впервые за 12 веков  его существования не иноземные  захватчики, их  золотой  мечтой   было стереть Русь с лица земли, а внутренние предатели совершили коварное злодеяние. Причем, один из «главных зверей» тут же побежал и позвонил, опережая «дирижёра» М.Горбачёва,  президенту США Бушу-старшему: мол, с Советским Союзом покончено!

Ельцин, пожалуй,   больше других  предателей  имел «право» на новость: он уже вдохнул в себя «американизма», уже «жаждал крови»,  уже  глубоко заразился «американской мечтой». В дальнейшем своём властвовании  Ельцин  очень ярко продемонстрировал русскому народу и всему миру «личный американизм», копируя его нашу почву, а также продал  янки  страну  своим гнусным выступлением в Конгрессе США  17 июня 1992 года.

25 лет  позорную речь  «российского лидера» власти РФ скрывали от населения!

«Соединённые Штаты Америки – «государство» неестественное, более того, США есть «государство» противоестественное, — отмечал в своей книге  Юрий Петухов. – США – это монстр-пампир, высасывающий кровь из человечества, изо всей нашей планеты. Вампир, на которого надета сверкающая, белозубая маска, состряпанная в Голливуде. Образ США, сработанный лицемерами-пиарщиками, и подлинная суть Монстра противоположные, как белокрылый ангел и омерзительный оборотень-вурдалак.

    … Стоит этому  противоестественному, инволюционному образованию-деграданту остаться на несколько лет в «замкнутом пространстве», то есть  без постоянного грабежа и высасывания соков из планеты, и оно скончается в ужасающих конвульсиях, абсолютно неспособное к  самодостаточному существованию. При этом Дегенеративный Противоестественный Монстр-Паразит утянет за собой в могилу большую часть человечества и отравит своими ядами планету».

    Сущность  «американизма»  объяснима  множеством  доводов.  Возьмём для примера хотя бы некоторые, что у всех на слуху.

***

ПЕРВЫЙ. 17 января 1991 года  США без объявления войны напали на Ирак – суверенное, одно из крупнейших государств мира.

     Началась, так называемая, военная операция «Буря в пустыне». Она длилась 41 день – до 28 февраля 1991 года. Причиной нападения США стала, якобы, иракская оккупация Кувейта (бывшая историческая  территория  Ирака).

Итоги «Бури в пустыне: 130 тысяч убитых иракцев, 50 тысяч пленных. Уничтожены военная и хозяйственная структуры, страну откинули в «натуральное хозяйство».  США установили тотальный контроль над Ираком, в том числе  — захватили нефтяные месторождения.

В течение последующих лет (1995-1996)  США превратили Ирак в полигон, на котором отрабатывали приёмы современной войны на уничтожение населения.

Обладание Ираком «стало для США одной из важнейших причин «золотого века», бытовавшего в период правления демократов во главе с У.Д.Клинтоном. При нём американцы развернулись во всю ширь, Америка проматывала чужое добро и жила лучше…»

Утром 20 марта 2003 года армия США и военные силы  стран-союзников, без объявления войны, нанесли по Ираку удары крылатыми ракетами по военным целям в стране и по правительственным учреждениям в Багдаде.

     Так началась вторая иракская война. Поводом послужило выступление «зверо-человека» Пауэлля Колина в ООН, где он, размахивая перед публикой маленьким пузырьком… со стиральным порошком, уверял, это и есть ОБРАЗЕЦ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ ИРАКА, которое… уничтожит Америку.

Конечно, никакого химического оружия в Ираке не было. Но война длилась 9 лет —  до 15 декабря 2011 года.  В итоге когда-то процветающая страна фактически была уничтожена.

Из музеев Багдада и окрестных провинций представители «ЦИВИЛАЗАЦИИ» ЛЮДОЕДОВ-«ОХОТНИКОВ» расхитили тысячи культурных ценностей, в том числе – мирового значения.

Агрессии США «подставила плечо» и Российская Федерация. В феврале 2008  руководство РФ  СПИСАЛО  9 миллиардов долларов долгов Ирака России.  Неплохой подарок Америке!

***

ВТОРОЙ: 24 марта 1999 года по указанию матёрого фашиста, президента Клинтона  США военные силы США  и силы НАТО без объявления войны начали бомбардировки независимой суверенной Югославии.

     Варварские налёты американской, английской, германской авиации продолжались 77 дней. Погибли 1700 человек, в том числе – 400 детей, были ранены 10 тысяч человек, разрушены сотни военных и гражданских объектов.

В отличие от Ирака,  американская военщина с «особым наслаждением» бомбила и разрушала  ПРАВОСЛАВНЫЕ  ХРАМЫ  в СЕРБИИ.

В итоге Югославия была расчленена.

В этой агрессии США «подставила плечо» РФ. Президент Ельцин отказался поставить в Югославию современные противоздушные комплексы.

 

                                                              ***

     ТРЕТИЙ.   Государственные перевороты в СССР (1991-1993) осуществлялись при непосредственном  руководстве со стороны  США и прямом участии ЦРУ.

Об этом много написано и сказано, нет нужды повторяться. Замечу только, что Ельцин щедро отплатил «помощь» Америки – в США было продано за бесценок огромное количество УРАНА. Это преступление  ещё ждёт своей судебной оценки.

 

***

ЧЕТВЁРТЫЙ. Наконец, Украина. Исконно русская земля, Киев – матерь русских городов. Всё, переданное Кравчуку в Беловежской пуще с иголочки (уникальные заводы, города-миллионники, атомные станции, нефтеигазопроводы, новейшие отрасли экономики)  ДАРОМ. БЕСПЛАТНО попадают в руки США.  И тут зверо-люди разворачиваются на полную катушку. Как когда-то в 1933-1941 годах  в Германии  Североамериканские Соединённые Штаты  пестовали режим Гитлера, так теперь, в начале ХХI-го века, США начали на Украине возрождать и укреплять «украинский фашизм». На виду у всего мира и при его содействии.

И, конечно, на виду руководства РФ, о чём я в своё время писал подробно.

Так КОЛЫБЕЛЬЩИКИ фашизма замкнули исторический круг, начав с возвеличивания Гитлера, а закончив  возвеличиванием Зеленского.

     «Но индейцы сделали наоборот – они приветили чужаков, помогли выстроить жилища, дали пропитания и всячески поддерживали переселенцев. «Благодарные» хищники-переселенцы окрепли, закрепились на плацдармах и начали истреблять  своих благодетелей-индейцев. Зверски, кровожадно, цинично, с изуверством и садизмом, — писал Юрий Петухов. – Вот с этого и начинается история Америки нынешней. История Соединённых Штатов Америки, хотя названия тогда были иными … США  начинаются с подлости, цинизма, убийств, грабежей       и внедрения паразитарных кланов в естественную обитаемую человеческую среду».

     В  романе «БЕСЫ» Ф.М.Достоевский не случайно обозначил Америку  как место, где бесы, будущие разрушители России,  обретали себя, налаживали контакты, строили «грандиозные планы».  Юрий Петухов, в отличие от Ф.М.Достоевского, провёл художественное и научное исследование «феномена Америки», показал читателю её разрушительную роль для всего мира. В том – огромная  ценность  книги  «Русский мировой порядок».

 

3

                                        НА  ФОНЕ  БЕЛОГО ДОМА

 

       Один депутат местного парламента, в регионе, где катастрофически вымирает русское население, «заболел» «американской мечтой». Бедняга не спал, не ел, даже не воровал, но осуществил её. Он за счёт «принимающей стороны» слетал в Вашингтон и сфотографировался на фоне Капитолия. Забавное вышло  фото: лежит он, значит, на лужайке на фоне Белого Дома и американских флагов, трепещущих на ветру. Мечта сбылась! Он вставил фото в рамку и повесил у себя дома над столом, чтобы никогда не забывать счастливые моменты.

Нет, я не придумал депутата. Он существует в реальности, благоденствует и процветает. И на то есть главная причина. Он всегда на первое место ставит Америку.  «А вот в США вот так…», — говорит он с умным видом своему собеседнику. «А вы знаете, в Соединённых Штатах эта система работает по-другому…», — поучает он  «глупых россиян» с экрана и в эфире…

Сколько таких «народных депутатов» вкупе с представителями законодательной и исполнительной власти в центре и на местах?

Не сотни, не тысячи, а миллионы!

Они-то и определяют  «внутреннюю политику», при которой вымирает население, не создаются новые рабочие места, не развивается экономика, потому что так «хочет» некая Набибулина. А Набибулину в свою очередь держит на коротком повадке МВФ: чего захотели? Развития? А кукиш не хотите?

Ну, сделайте главу Центробанка РФ хотя бы на месяц директором малого предприятия. И дайте ей кредит под 25 процентов. Где тогда искать Набибулину?

Как может развиваться экономика России, если в течение 2021 года цена на металл выросла… на 400 процентов?  Господин-владелец «Северстали», олигарх Мордашов, наверное, настолько испугался сверхприбылей, что временно сбежал на Мальдийские острова.  Там спокойней! Как когда-то было в Америке, где он лелеял несколько  металлургических заводов.

Подобных фактов – океан немереный!

И все ни, как ни странно, имеют отношение к последнему сочинению Юрия Дмитриевича Петухова. Потому что оно открывает нам зависимость России от «американской мечты» и бесперспективность, тупик этой зависимости.

Американизация России началась не вчера. И в её истории есть очень знаменательные факты. К слову, когда Чубайс «обозначил» приватизацию, то  в Питер приплыл огромный корабль, до упора набитый долларами. На эту «зелёнку» «гениальный менеджер» и начал скупать страну… Я уж не говорю об американизации  образования, культуры, журналистики, судебной системы…

***

Когда Юрий Петухов,  сознавая себя  честным русским писателем, начал говорить правду про Америку и «американизацию России», ему «служители закона»  постарались привинтить «русскую расстрельную статью» —

282 УК, чтобы, значит, загнать в тюрьму.

Господь распорядился иначе.  1 февраля 2009 года  Юрий Дмитриевич  зашёл на могилу матери на Ваганьковском кладбище в Москве. А после заглянул в кладбищенскую церковь, поставил свечи, отстоял службу.  Вышел из храма, упал – уже мёртвым. Ему было всего 57 лет.

«Автор Юрий Петухов как будто кричит в ухо читателю: «Не спи, не спи! Просыпайся!» — так отозвался один из ценителей его творчества о книге «Русский мировой порядок».

 ВОЛОГДА,  2 апреля 2022 г.

 

 

 

 

 

    

     

 

 

 

 

    

   

 

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геннадий Сазонов

Геннадий Сазонов:

С ОТКРЫТЫМ СЕРДЦЕМ. ПАМЯТИ РОБЕРТА БАЛАКШИНА

Как хотите, но не могу представить Роберта Балакшина  ушедшим за пределы земные. Так и слышится его голос: «Ребята, давайте споём нашу советскую «Катюшу»!». Он очень любил русские песни, сам их прекрасно пел, вселяя в нас  оптимизм и бодрость. Да, я знал, что недуг приковал писателя к койке. Но известие о его кончине остро отозвалось в душе…

Как нам будет не хватать Роберта Александровича! Его меткого слова, его рассудительности, его доброты, его искреннего желания помочь собрату по перу, если тот в чём-то нуждается.

Роберт Балакшин  пришёл в литературу  уже зрелым человеком, имея за плечами армейскую службу, работу на стройке. На первые его опыты обратил внимание Виктор Петрович Астафьев, тогда он жил в Вологде. Признанный мастер слова взял покровительство над Робертом Балакшином, и  тот оказался достойным учеником.  Повести, рассказы, стихи Балакшина стали появляться на страницах центральных и местных журналов, выходили отдельными книгами в Архангельске, Вологде, Москве.

Писатель имел свой взгляд на всё, происходящее вокруг. Это отличало его от  авторов, которые «держали нос по ветру». Роберт Александрович отстаивал глубинные интересы русского народа, оставался верным народным идеалам и традициям. Он не принял «губительную перестройку», о чём создал несколько произведений, в том числе роман «Страсти по дому», где показал истоки такого явления,  как «ельцинизм». Одновременно с этим Балакшин написал и издал великолепную книгу о И.В. Сталине, которого называл «совестью русского народа».

Роберт родился на грязовецкой земле, в краю, где больше всех просияло святых Русской Православной церкви – свыше десяти. Наверное, и поэтому он стал глубоко верующим, чтущим Христа и церковные святыни.  Тема  Веры, Православия  нашла  прекрасное  воплощение во многих его произведениях, в том числе и в большой поэме, посвящённой  жизни и убиению Императора Николая II  и его семьи.

В полной мере оценить значение творчества Роберта Александровича Балакшина мы теперь, вряд ли, сможем. Оценку вынесет Время.  И она будет, наверняка,  значительной.

Он жил с открытым сердцем!

Любовь к России, вера в русский народ помогали ему переносить земные невзгоды.

Светлая память Роберту Александровичу!

Господь да упокоит его душу в селениях праведных!

 

Виктор Бараков

Виктор Бараков:

МЫ ТЕПЕРЬ НЕ КОЛОНИЯ?

Шойгу сообщил, что во… спецоперация продолжится до тех пор, пока поставленные задачи не будут выполнены.
Значит ли это, что, несмотря на «адские» санкции, власти не отступят, не запросят мира, не бросят все ради поездок в Куршевель или в Ниццу?
На этот вопрос можно ответить утвердительно только будучи уверенным, что у них есть план, есть стратегия, есть идеология, наконец.
О военной стратегии пусть рассуждают генералы, о внутренней политике на кухнях и в сети говорит вся страна.
«Картина маслом» выходит аляповатая и кривобокая. К санкциям, о которых, как не раз заявляли в Кремле, «мы знали заранее» , страна оказалась не готова.
Самолёты на приколе, автомобили, кроме советских и китайских, оставшись без запчастей, скоро отправятся туда же, своей электроники нет, станков нет, компьютерного «железа» нет, семян нет, почти ничего своего нет, даже денег, замороженных в кубышке, хранившейся… на Западе!
Левая оппозиция за двадцать с лишним лет плешь проела на голове у Путина, требуя национализации и ориентации на собственные силы — и вот теперь даже Кремлю стало ясно, что она была права (хотя он никогда в этом не признается).
Нет худа без добра: Запад показал властям не только «кузькину мать», но и раскрыл глаза на их собственные ошибки и преступления (вывезенное в Лондон золото, например).
Факты свидетельствуют: стратегии у «кремлевских» не было и нет, это экспромт (авантюра). Либеральное правительство государственно-патриотические задачи не сможет решить по определению.
Теперь перед ними два пути. Первый: идти до конца, отказавшись от колониальной зависимости от Запада. Второй: сдаться, оставить все как есть, или повернуться на Восток и стать колонией Китая.
В первом случае придётся полностью менять кадры — смена курса подразумевает и смену власти. Способна ли она сделать харакири? Сомнительно… Второй вариант мало чем отличается от первого — ритуальное самоубийство заставит сделать Запад или Поднебесная.
Но есть и третий путь, «третья правда», народная: возрождение национально-ориентированной экономики и, соответственно, идеологии!
«Русь, куда ж несёшься ты? дай ответ. Не даёт ответа…»

Виктор Бараков

Виктор Бараков:

«ЖИТЬ В ЛЮБВИ И ЧИСТОТЕ…» Памяти Людмилы Яцкевич

26 января, вечером, тихо отошла к Господу Людмила Григорьевна Яцкевич. Родные были рядом, старшая дочь держала её за руку…

Сила её слова удивила многих ещё в докторской диссертации, которая отличалась чистотой стиля, ясностью мысли и духовной мощью логически безупречных построений и выводов. Наверное, читатели тогда подумали: «Так не каждый мужчина способен писать, видно, дама опытная и в возрасте». А вскоре в знаменитой 71-й аудитории легендарный декан Маргарита Вавилова представила коллективу филологического факультета вологодского педагогического вуза… молодую изящную женщину. Современный, но строгий костюм, великолепная причёска, осанка, туфли на высоком каблуке, но самое главное – искренний открытый взгляд из-под ресниц, которому нисколько не мешали небольшие очки.

Хорошего человека видно сразу, но Людмила Григорьевна поразила всех ещё и прямотой, нетерпимостью ко лжи и личным бесстрашием. Она оказалась не только знающим преподавателем, профессором, учёным с именем, выпустившим в «свободное плавание» многих кандидатов и докторов наук, но и беспокойным человеком, всегда готовым защитить слабого, помочь ему, наставить на путь истинный. Её бескомпромиссность и вера в Бога не всем была по душе, некоторые из студентов и коллег даже роптали, но потом смотришь: одна студентка, другая, третья – уже на Литургии, а затем и аспиранты, преподаватели… Она всегда говорила, что личная нравственность должна быть необычайно твердой, даже алмазной, жить надо в любви и чистоте!

Людмила Яцкевич стала прихожанкой Лазаревского храма Вологды. Его настоятелем был строгий, но прозорливый игумен отец Никита. На службах можно было встретить четырёх профессоров, художников-академиков, нескольких писателей, например, Роберта Балакшина, Ольгу Фокину, Ингу Чурбанову, Александра Цыганова, Геннадия Сазонова… Ходил в этот храм и народный артист СССР Николай Олялин.

И в семье Людмила Григорьевна была центром притяжения, воспитала вместе с мужем, замечательным человеком и профессором-физиком Владимиром Антоновичем, дочерей, а потом и внуков, правнуков… Для неё не было в жизни разделения на личное и духовное – она была подлинной православной христианкой во всём: и когда учила, и когда горела душой в молитве, и когда сражалась за чистоту русской речи, литературы, национальной жизни. Она выступала против русофобии авторов так называемого «тотального диктанта», против засилья англицизмов… Не против людей, а против их грехов.

Людмила Яцкевич писала о русском языке, о творчестве Николая Клюева, составляла областные и авторские словари (словарь языка Василия Белова), собирала частушки, пословицы, поговорки, сочиняла рассказы (как и её супруг), очерки (например, исторический очерк о поэте Батюшкове, которому, как она выяснила, несправедливо приписали душевную болезнь), опубликовала знаменитые «Бывальщины», выпустила несколько книг воспоминаний.

В последние годы жизни она неожиданно для всех стала литературным критиком, была принята в Союз писателей России, не раз становилась лауреатом газеты «Российский писатель», журнала «Берега», её статьи появлялись в «Вологодском ладе», «Вологодском литераторе», «Родной Кубани», в других журналах и газетах. Её книга «Православное слово в творчестве вологодских писателей» (2019) ещё по-настоящему не прочитана даже вологодской публикой, а ведь она обращена ко всей России!..

В «ковидные» годы Яцкевич как будто спешила высказаться, книги и статьи из-под её пера выходили одна за другой… Сразу надо уточнить, что скончалась Людмила Григорьевна не от модной ныне хвори, а от последствий других болезней, — она всегда, к сожалению, была слаба здоровьем.

Ещё осенью Людмила Яцкевич работала дома, постоянно публиковалась, но в декабре стала сдавать. Из последних сообщений… 2 декабря: «Завтра обещал прийти к нам утром священник отец Константин». 31 декабря: «Болею. Чуть лучше стало. Спаси Господи!» 8 января: «С Рождеством Христовым, с Новым годом! Я болею, трудно отвечать». 20 января Людмила Григорьевна исповедовалась и причастилась…

Языковед, литературовед, критик, литератор Людмила Яцкевич была из дворянской семьи, породнившейся с Пушкиными, а в наши дни она стала крёстной матерью племянницы Василия Белова – так в её лице незримо соединились судьбы великих русских писателей.

Её родной дядя – поэт-фронтовик Владимир Калачёв, сложивший голову под Ленинградом, о нём Людмила Яцкевич (Калачёва) часто вспоминала, готовила и выпускала его лирические книги. Её дочери работают со словом, внучка – драматург, сценарист. Говорят, что пути Господни неисповедимы, но в этих биографиях всё ясно и зримо…

Небесной чистотой, любовью и искренностью была наполнена её жизнь, такой же оказалась и кончина… Упокой, Господи, душу новопреставленной Людмилы!..

 

Геннадий Сазонов

Геннадий Сазонов:

ПЛАТА ЗА «КОВИД» Широкой рекой потекло золото из России на Запад

Невольно приходит на  ум  русская  поговорка: «Долг платежом красен!». Да и в самом деле, посмотрите, что происходит. Уже тридцать лет мы всё должны и должны Западу. То рассчитывались  с воротилами  «Парижского клуба», якобы, за долги СССР, а реально —  непонятно за что. То усердно покрывали «недоимки» перед Западом  бывших Союзных республики, а  ныне — независимых государств. То молниеносно «списывали» миллиардные долги  Ираку, который  разбомбила  Америка¸  а позже — Кубе и всей  Африке.  То везли  по океану на кораблях практически  бесплатно ядерное топливо в «нищую» страну США. Можно ещё перечислять и перечислять подобные действия руководителей РФ. Ну, Куба-то, могла бы сахаром вернуть свои неуплаты, а наши власти  раздать бесплатно населению (хотя бы  тем 20 миллионам (!!!) бедных) этот самый сахар…

Куда там! Больно сладко тогда заживут  эти самые миллионы нищих!

Теперь настала «эпоха» небывалой платы со стороны РФ за очередной подарок Запада – за ковид. А как же? «Мы вам его подарили, — как бы не очень официально говорят создатели смертельного штампа, — а вы давайте, господа, раскошеливайтесь».  Давно уже  не секрет, что «ковидная бандемия» была придумана на Западе гениальными «учёными» типа Гейтса и Рокфеллера. Замечу: на сей день  написаны  и изданы горы (!!!) книг, брошюр, исследований, статей на Западе и в РФ о том, что пандемия  искусственная, назначение её —   уничтожение  населения планеты Земля. Так же  названы имена  создателей «новации», сказано, обозначено, сколь  долго они шли к своему «успеху». Я бы мог подробно перечислить авторов у нас и на Западе, которые  сорвали «маску» с ковида, но это заняло бы много места.

К сожалению,   в «кремлёвских палатах» делают вид, что  ничего не слышали, ничего не знают про  ковид, а только  с огромной угрозой призывают всех «уколоться и забыться», как пел Высоцкий, чтобы, опять же,   штамповать всех «товарным знаком».

Ну, если не слышали и не знаете, тогда платите!

И вот начали платить! Широкой рекой полился в страны Западной Европы золотой поток из России, где 20 миллионов граждан живут за чертой бедности. Начиная с весны 2020 года,  пошёл какой-то торопливый, спешный, сумасшедший вывоз золота за границу. До того было невтерпёж, что золотые слитки теряли из ящиков прямо на асфальт в аэропорту Домодедово, забывали в каких-то сумках или контейнерах в аэропорту Внуково. А сколько отправляли за кордон на поездах и пароходах –  неизвестно.

Тем, кто  возмущался   уродливой ситуацией, власти и банкиры объяснили: мол, вы – дураки, ничего не понимаете в рынке, а рынок – он хитрый, он всё «расставляет по своим местам». Вы, неучи, не в курсе того, Центральному Банку  РФ  ЗОЛОТО НЕ НУЖНО! А если не нужно, значит, надо его куда-то сбыть. В итоге в 2020 году, в основном, на Запад было вывезено 320 тонн золота – в Англию, Швейцарию, Германию,  а также – в Казахстан, Армению, Белоруссию. Но у этой необычной «спецоперации» была  весьма  яркая «прелюдия»: в 2019 году Россия вывезла в Лондон золота в 8 (!!!) раз больше, чем в 2018 году, на общую сумму – 5 миллиардов долларов.

Как выражается современная молодёжь – « очень круто»!

И ещё  вспоминается Евангельская истина: по делам их узнаете их!

В 2021 году «спецоперация»  продолжалась под  шумное запугивание населения смертью от  ковида  со стороны Роспотребнадзора РФ и под  дикие вопли губернаторов в разных регионах типа:  «окружайте, оцепляйте микрорайоны, давите их, гадов!». Трудно назвать причину, но в 2021 году вывоз золота за рубеж несколько снизился, но всё же составил внушительный объём – 240 тонн только за январь-сентябрь.

Подведём черту.

За три года (2019-2021)  из страны выкачали 780 тонн золота!

Разве  не наглое  предательство интересов народа, интересов страны? Ответит кто-нибудь за это? Такое ощущение, что в РФ нет Генерального прокурора, Верховного суда, ФСБ и прочих «стражей порядка». Если мужик украдёт в супермаркете бутылку водки или батон, его мгновенно схватят, осудят, что, конечно, правильно, и упекут в зону на три-четыре года. А тут – не батон, а сотни тонн золота уплыли из Отечества. И ничего – тишина! Будто так и надо, будто «спецоперация» — благо для народа, особенно  —  для 20 миллионов «дорогих россиян», живущих за чертой бедности.

Картину грабежа довершает ещё  эпизод.

Глава государства подписал Закон (16 июня 2021),  который  с 1 июля 2021 года  освободил  экспортёров, занимающиеся вывозом из РФ золота, металлов и зерна, от требования  «ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАЧИСЛЯТЬ ВЫРУЧКУ НА РОССИЙСКИЕ СЧЕТА».  Упрощённо говоря,  экспортёрам дано право  оставлять  деньги от продажи золота и прочего там же, на Западе, чтобы ресурсы  работали на экономики западных стран.

Что называется, приехали! Или это и есть  «благодарность» за ковид?

Насколько нас всех ограбили только за три года (2019-2021) ?

Никто  этого ещё не подсчитал!

А за 30 лет реформ?

ВОЛОГДА, 25  декабря 2021.

 

 

 

Виктор Бараков

Виктор Бараков:

В ПОДПОЛЬЕ

Один из самых больных вопросов «ковидной» современности – молчание масс.

Конечно, народ не безмолвствует, он категорически против куар-кодов: пишет в газеты, обращается к президенту, в Госдуму, к правительству, губернаторам, прокурорам, «стучит» в Конституционный и Европейский суды, наконец, в ООН!

Вначале робко просит, потом требует, проводит обычные и онлайн-митинги, засоряя ютьюб, напрягая социальные сети, но ответов, конечно, не получает…

В отчаянии бросается на охранников, контролёров, кондукторов, а когда сдают нервы, стреляет в кого попало, сигает из больничных окон, приступает к публичному самосожжению… Только почему-то не выходит миллионами на площади, не перекрывает пути, не переворачивает полицейские машины, не строит баррикады, как в Европе.

Почему? Неужели потеряны традиции сходок, маёвок, забастовок и уличных боёв?

Страшно? – После того, что с нами сделали власти, народ не боится ничего и никого, но внешне пока бездействует, потому что массово ушёл… в подполье.

Да, к ужасу мытарей и переписчиков, эти самые миллионы скрытно продолжают работать и даже жить, — в прямом смысле, — в подвалах: шьют, чинят обувь, ремонтируют домашнюю технику, мебель, в общем, промышляют ремеслом.

Кто чуть богаче – сдаёт жилплощадь, репетирует лоботрясов, делает из гаражей автомастерские; квартиры и дома давно уже превращены в салоны услуг.

Кто совсем дошёл до ручки — продаёт на «блошиных» рынках старьё, ловит рыбу, собирает грибы, предлагает на всех углах овощи-фрукты с огородов и садов, с несчастных шести соток…

Однажды властная дама в Госдуме чуть ли не кричала: «Десятки миллионов непонятно как работают и даже нигде не числятся, получают «серые» зарплаты, уходят из «официалов» в тень!»

А кто в этом виноват? Мы? Нет, конечно, нас загнала в подполье сама власть – своими законами и политикой, основанной на жадности, воровстве и коррупции, а если говорить откровенно – на предательстве национальных интересов.

Да, народ пока выживает, пока несправедливость ещё можно обойти, спасают саботаж и подножный корм.

Но потом, когда придут в семьи и начнут добровольно-принудительно приставать уже к детям, когда взрослых будут лишать всех прав и состояния, обрекая на голод, – тогда эти «предохранители» уже не помогут, их сорвёт взрывом народного гнева!

Вы этого хотите, кремлёвские мечтатели?..

 

Из подвалов, из темных углов,
От машин и печей огнеглазых
Мы восстали могучей громов,
Чтоб увидеть всё небо в алмазах,
Уловить серафимов хвалы,
Причаститься из Спасовой чаши!
Наши юноши — в тучах орлы,
Звезд задумчивей девушки наши.

 

Город-дьявол копытами бил,
Устрашая нас каменным зевом.
У страдальческих теплых могил
Обручились мы с пламенным гневом.
Гнев повел нас на тюрьмы, дворцы,
Где на правду оковы ковались…
Не забыть, как с детями отцы
И с невестою милый прощались…

 

Мостовые расскажут о нас,
Камни знают кровавые были…
В золотой, победительный час
Мы сраженных орлов схоронили.
Поле Марсово — красный курган,
Храм победы и крови невинной…
На державу лазоревых стран
Мы помазаны кровью орлиной.

 (Николай Клюев)