«Забудьте, что вы писатели. Вы – читатели!» Беседа Сергея Сидоренко с Виктором Бараковым
1. Здравствуйте, Виктор Николаевич. Спасибо, что нашли время для нашей беседы. Разговор хотелось бы начать с вопроса о Ваших родителях, ведь воспитание играет колоссальную роль в жизни каждого. Расскажите, пожалуйста, о них и о том, как они повлияли на становление Вашей личности?
Здравствуйте, Сергей. Спасибо за вопрос. Мои родители – учителя; маму, Эмилию Степановну, до сих пор помнят в школе посёлка Лоо, а отца, Николая Егоровича, которому в этом году исполнилось восемьдесят лет, приглашают на все праздники. Почитание родителей и учителей – старинная традиция, и я стараюсь ей следовать.
2. С самого рождения в нас закладываются не только определенные знания, понятия, но и прививается вера. С чего началось Ваше познание религии?
Душа человеческая, как говорится, по своей природе христианка… Как сердце и разум встречаются с Истиной – нам известно только внешне, но есть ещё и Промысел Божий.
3. В интервью «Одинокий певец долгой-долгой песни любви и печали» Вы сказали, что произведение «Моё советское детство» отчасти автобиографично. У героя волжские города ассоциируются с церковными золотыми куполами и связываются в сознании «с родным и нежным словом – Россия». Эти детские впечатления повлияли на Вашу дальнейшую жизнь и отношение к вере?
Может быть, любовь к России и русской литературе стала тропинкой к вере, как знать?.. О духовном становлении можно прочитать в воспоминаниях.
4. Пожалуй, каждый человек в юности ставит себе определенные цели, строит планы на будущее. Расскажите, были ли они у Вас и что удалось воплотить в реальность?
Да, Вы правы, юность у всех одинаковая, полная планов и надежд. И я мечтал стать преподавателем, учёным и литератором. Конечно, в том, что эти мечты сбылись, не только моя заслуга.
5. Вы закончили Адыгейский педагогический институт в Майкопе и по образованию являетесь учителем русского языка и литературы. Как Вас жизнь связала с журналистикой? Кто в Вашем понимании истинный журналист?
Литераторы и журналисты «крещены» словом, поэтому журналистика органично вошла в творчество. Сначала были журнальные публикации, потом работа рецензентом и редактором.
Журналист – прежде всего человек, и подлинное значение его трудов раскрывается со временем.
6. Как Вы пришли к мысли стать писателем?
Всё очень просто. В студенчестве я влюбился и стал писать стихи. Чуть позже – рассказы. Но к прозе обратился по-настоящему только в пятьдесят два года.
7. На факультете журналистики КубГУ Вы работаете с прошлого года. Что привело Вас из Вологды именно сюда?
Собирался вернуться в детские места к пенсии. Все тридцать лет, пока работал в Вологде, сохранял южную квартиру и кубанскую прописку. Так бы и произошло, но родное правительство «угостило» нас всех молодильными яблоками, повысив пенсионный возраст. А кафедру не выбирал – ею руководит мой старинный друг Юрий Михайлович Павлов.
8. В статье «Первокурсники» от 25 декабря 2020 года Вы сказали:
«Кстати, на первой лекции выяснилось: о морали первокурсники имеют весьма смутное представление – не смогли перечислить заповеди!» То есть без знаний заповедей человек не сможет иметь представление о морали? Ведь бывает и такое, когда студент не может перечислить изречения, содержащие религиозно-нравственное предписание, но живет, соблюдая их.
В молодости тоже так считал, но потом оказалось, что это заблуждение. Спросите сердце, разбудите совесть – и перед вами откроется бездна. Безгрешных людей нет, и особенно часто мы падаем как раз в юные годы. Так было и будет всегда, надо только вовремя одуматься.
9. Из-под Вашего пера выходит публицистика Виктора Баракова и проза Николая Устюжанина. Есть ли какая-то история Вашего псевдонима?
Псевдоним был необходим, наука и проза – разные сферы. «Имя» — в честь отца, «фамилия» — дань любви к родному городу Великому Устюгу.
10. В статье «Рекорды и аккорды» Виктор Бараков сурово ругает девушку Беллу и TikTok, а в художественном произведении Николая Устюжанина «Семейная тайна» прослеживается легкий и берущий за душу слог. Конечно, в данных примерах поднимаются абсолютно разные темы, однако строгого публициста и мягкого прозаика в одном лице мы встречаем достаточно часто. Как в Вас уживаются такие противоположные творческие люди? И кто из них ближе Вам… настоящему?
Заметка была направлена против автора статьи «Девочка Тик-Ток: Как мы пропустили популярную девушку из ВМФ США» Ричарда Семашкова, а не против Беллы и Tik-Tok. К ним я отношусь с иронией.
На вторую часть вопроса отвечу так: «Широк человек». Это слова Дмитрия Карамазова.
11. В этом году мы отмечаем 200-летие со дня рождения великого писателя, которому посвящена Ваша работа «На злобу дня. Достоевский о современности». Вы точно и четко сформулировали ответ на каждую проблему нашего времени словами Федора Михайловича, в очередной раз подтверждая слова Ю.И. Селезнева, сказанные на выступлении во время дискуссии «Классика и мы»: «Достоевский является нашим сегодняшним современником». Вы считаете писателя пророком и учителем для молодежи любого поколения. Перечислите кратко самые актуальные наставления писателя, которые необходимо знать каждому?
Фёдор Михайлович Достоевский – мой любимый писатель, к нему обращаюсь постоянно. Любого художника слова надо знать не в отрывках, а целиком, тем более Достоевского. И сам был им пленён, когда стал читать произведения полностью, а потом и школьникам и студентам декламировал главы — и видел, как буквально на глазах преображались лица. О своём потрясении рассказал пятнадцатилетний ученик: «Оказывается, его роман не только о преступлении и наказании, но и о первой любви!»
12. Назовите пять произведений из русской классики (при всем уважении, но кроме Ф.М. Достоевского), которые обязан прочитать каждый?
Почему только пять? Даже в начальной школе список в несколько раз больше! Для каждого курса у меня свой набор произведений, а если хотите «шагать в ногу со временем» — смотрите «Список литературы, рекомендованный Союзом писателей России для восстановления отечественного школьного образования» (https://rospisatel.ru/sp-spisok_literatury1.html).
13. Как Вы думаете, почему сегодня даже немыслимо появление среди современных авторов новых Пушкиных и Толстых? Что стало с нынешней литературой?
Думаю, и Пушкин, и Толстой были бы не рады, если бы их «клонировали» каждые сто лет. Если взять наших современников: Белов, Ю. Кузнецов, Распутин, Бондарев, Лихоносов – далее по списку. Лихоносова, кстати, Вы видели и слышали, а говорите, что сейчас великое немыслимо. Во времена Пушкина и Гоголя Белинский сетовал, что у нас литературы нет. Тоже был молод…
14. Как Вы оцениваете современное поколение? Есть ли надежда, что его будущее будет светлым?
Не только надежда. Вера, Надежда, Любовь и матерь их София (мудрость).
15. Вернемся к статье «Первокурсники», где Вы упоминаете, что нынешние студенты «не берутся читать толстые журналы «Аврора», «Москва», «Юность». Однако, позвольте заступиться. Мы живем в век огромного потока информации и порой просто не успеваем читать и анализировать «толстые» журналы. Поэтому в силу нехватки времени мы стараемся, как минимум, следить за быстрыми и доступными новостями в медиапространстве. Или у Вас другое мнение на этот счет и Вы считаете, что это не оправдание?
Это вопрос выбора. Если скользить по поверхности, то поверхностным человеком и останетесь. Если будете читать лучших, – и современников, и классиков, – то есть надежда, что через «горнило испытаний» пройдёт личность подлинного русского интеллигента.
16. У Вас есть автобиографическое произведение «Мое советское детство», планируете ли Вы его продолжение, дописав до времени, когда в 2021 году Вы преподаете будущим журналистам в южной столице?
Продолжение уже написано. Вторая часть называется «Перестроечная юность», третья – «Вечернее солнце». Последние страницы описывают события 2018 года. Познакомиться с трилогией можно в книге «Самое счастливое утро», вышедшей в 2020-м. С сентября этого года книга в сети – у меня в контакте и на сайте газеты «Вологодский литератор» (https://literator35.ru/2021/09/news/na-sajte-gazety-vologodskij-literator-opublikovana-kniga-nikolaya-ustyuzhanina-samoe-schastlivoe-utro/).
17. Можете приоткрыть завесу о Ваших новых трудах, которых мир еще не видел? Есть какие-то идеи, наработки?
Мой друг, писатель Александр Цыганов, в таких случаях произносит: «Не спугни!»
18. На одном из занятий по дисциплине «Практическая журналистика» Вы говорили, что награды, которые имеете (Всероссийская литературная премия «Звезда полей» им. Николая Рубцова (1998) и Всероссийская православная литературная премия им. Святого благоверного князя Александра Невского (2007)) почти ничего для вас не значат, а что для Вас важно в плане признания творчества как писателя и публициста?
Обычно рассуждают следующим образом: «Если через много-много лет к моим текстам будут обращаться – большей награды не надо!» А вот Василий Иванович Белов не раз говорил в вологодской писательской компании: «Лучше молчать. За каждое неверное слово писатель ответит на Страшном Суде». Я тоже трепещу. Но и надеюсь…
19. Какую из Ваших авторских работ можете выделить? Почему?
Вопрос не ко мне. Виднее со стороны. Но научный вклад оценивают по признанным авторским терминам. Таких у меня два: «рубцововедение» и «почвенное» направление в русской поэзии второй половины ХХ века».
20. Как-то Вы сказали, что нигде не публиковали стихотворений собственного сочинения, тем самым сделав огромный вклад в русскую литературу. Почему Вы так считаете, может быть, Ваша поэзия – это то самое, чего так не хватает современной литературе?
По-прежнему считаю так. Всё-таки я не только литератор, но и критик. Жалею, пожалуй, о том, что переводы Гёте и Рильке не опубликованы, а вот два личных стихотворения можно прочитать – в повести «Моё советское детство».
21. Кого Вы можете выделить среди писателей-публицистов XXI века?
Фамилий много, будем изучать их статьи на занятиях. Выделять никого не хочу, этот народ обидчивый, впрочем, как и все литераторы.
22. Жизнь не стоит на месте: все со временем меняется и деформируется, журналистика в том числе. А как Вы считаете, перемены ведут к лучшему или все-таки верный путь – следование по уже изведанным дорогам, например, советским стандартам?
Стандарты, клише, штампы – смертельные враги журналиста. Слова меняются, дух остаётся.
23. Чем занимаетесь в свободное время, если оно у Вас, конечно, есть, с учетом такого плотного графика? Может, имеете какое-нибудь хобби?
Мечтаю о рыбалке. Два года назад ловил рыбу вместе с сыном. Хочу повторить.
24. Какие советы могли бы дать молодым ребятам, которые только познают профессию журналиста?
В Литературном институте первокурсникам объявляют сразу: «Забудьте, что вы писатели. Вы – читатели!»
(https://rkuban.ru/archive/rubric/gost-zhurnala/gost-zhurnala_13643.html)