Геннадий Сазонов Звезда путеводная Обзор номера журнала «Берега» 2(44)-2021
В нынешнем мире многим людям всё сложнее различать, где добро, а где зло. Критерии смещены, обесценены, ориентиры размыты, поэтому некоторые часто какое-нибудь безобразное принимают за нечто прекрасное, а иногда — и наоборот. От такой подмены ценностей страдают не только души людские, но и наносится ущерб всему обществу.
Отсюда ясно, как важно иметь твёрдые представления о том, что «такое хорошо», а что «такое плохо». Роль глашатая в данном случае исполняет современная русская литература, та часть её, которая продолжает лучшие классические традиции, отрицающая модное чужебесие, изощрённую русофобию.
К числу тех, кто помогает нам не потерять себя в информационном потоке, принадлежат поэты, прозаики, публицисты – авторы популярного журнала «БЕРЕГА», очередной номер его вышел недавно в Калининграде – самом западном регионе России.
Известный русский поэт Владимир Макаренков из Смоленска, удостоенный многих литературных премий, описывая впечатления о пребывании в Новоспасском, признался:
И вековой церковный крест,
И красота дубрав окрест,
Хранят истоки прежней силы.
И высится дуплистый дуб,
Связавший времена, как пуп
Былинной матушки-России.
Какие были времена!
Всё золотые имена:
Вселенский Пушкин, горний Глинка.
Священный русский долг – беречь
Родную музыку и речь
Не омрачив Христова лика.
Это стихотворение я привёл из большой подборки Владимира Макаренкова, опубликованной как раз в новом номере журнала. Да, трудно не согласиться с поэтом в том, что надо «беречь родную музыку и речь». Нами и так уже много чего утрачено. Если отдадим на поругание орущим «грефам» и ему подобным родной язык, литературу, культуру, то не избежать деградации.
Свою подборку поэт назвал «Путеводная звезда».
В новом номере журнал заканчивает публикацию романа Вячеслава Куприянова «Сырая рукопись. Сочинения времён застоя», прежние главы печатались в двух предыдущих номерах. Большая и серьёзная работа давнего автора «Берегов», наверняка, найдёт понимание у читателя.
Здесь же, в разделе «Проза», опубликованы очерки «Кузины лужки» известного русского прозаика из Сибири Валерия Шелегова, который живёт и работает в г. Канске Красноярского края. «Душа не принимает современную жизнь, — сделал признание автор. – И идёт эта жизнь параллельно той, которая продолжается в моём сознании». Признание можно назвать лейтмотивом очерков Валерия Шелегова, где мы видим мужиков, по-настоящему увлечённых пчеловодством, они сохранили связь с прежним крестьянским миром.
Поэтесса из Орла Татьяна Грибанова, удостоенная многочисленных литературных наград, обратилась на этот раз к больной для всего общества теме — заброшенных русских деревень. В новой своей повести «Серафима» Татьяна Грибанова через судьбу тётки Серафимы из глухоманной деревни Послёновка, где старушка осталась одна-одинёшенька, пытается поведать о духовном и нравственном мире русской крестьянки, вынесшей на своих плечах немало всяких испытаний.
Завершается раздел «Прозы» рассказом «Лёшкина завалинка» Олега Черницына из Екатеринбурга и «Студёное море» (отрывок из повести «Скала») Веры Скоробогатовой, прозаика и поэта из Петербурга.
По традиции в номере широко представлена современная русская поэзия.
Поэт из Владивостока Владимир Тыцких уже не раз публиковался на страницах журнала «Берега». В новой подборке он размышляет о «вечном времени», о том, почему мы «запеваем с чужих голосов», о многом другом, что волнует неравнодушного гражданина. Представление о творчестве дальневосточного поэта дополняет статья «Высокие долги поэта» Виктора Богданова, поэта, прозаика, публициста из Омска, он делится впечатлениями от нового сборника Владимира Тыцких «Всё остаётся людям», который вышел во Владивостоке в 2021 году. Статья размещена в разделе «Берега прочтения».
Свою новую подборку стихотворец из Пскова Валерий Мухин назвал весьма символично – «В земном многоголосом хоре». В этом хоре слышны мелодии военного детства, проведенного в глубинке Тверской области, слышна лира замечательного поэта Владимира Кострова, ещё много звуков и тайн.
В этом же разделе читателя ждут также встречи с творчеством замечательных поэтов — Юрия Щербакова из Астрахани, Александра Орлова, Сергея Алиханова, Андрея Галамаги из Москвы, а также Сергея Пахомова из деревни Мережа Вологодской области.
Вот уже восьмой год редакция журнала «Берега» предоставляет свои страницы писателям регионов России. В номере отражено творчество литераторов Чувашской республики. Со своими новыми стихами выступают поэт Юрий Семендер (перевод на русский язык Аристарха Дмитриева), поэтесса Галина Матвеева (перевод на русский язык Л.Симоновой) и поэт Станислав Садур (перевод на русский язык А.Растворцева). Самобытная поэзия авторов с берегов Волги привлечёт внимание читателей.
С размышления о творчестве Фёдора Михайловича Достоевского (к 200-летию со дня рождения) и поэта Николая Гумилёва (к 135-летию со дня рождения) выступают литературовед Владимир Захаров и известный московский поэт, прозаик и публицист Григорий Блехман. Здесь же опубликованы заметки литературного критика Вячеслава Лютого из Воронежа о поэзии Дмитрия Мизгулина «Неотвратимость бытия».
Читатель найдёт в номере интересные статьи и очерки в разделах «Берега искусства и культуры», «Берега Любомудрия» и других, а также имеет возможность узнать творчество авторов журнала из Лондона, Парижа, Литвы, Австралии.
К 580-летию всемирно известного поэта Алишера Навои журнал публикует авторов из разных стран, которые рассказывают о своём восприятии творчества великого певца Узбекистана.
Геннадий Алексеевич Сазонов, член Союза писателей России, Вологда