Сергей Багров СКВОЗЬ ВЕКА
ОПОРА
Оставляя память за собой, писатель знает: узнавать его будут за слог и слово. Отзовется ли то и другое в душе читателя? Или не отзовется? Взять Вологодчину. Полуянов, Белов, Мартюков, Романов, Рубцов, Коротаев. Всех не перечисляю, только первых попавшихся, кто вспомнился в эту минуту, как нечто сияющее из мрака, унесшее их туда навсегда. Каждый из нас имеет собственный стиль. Каждый по-своему видит всё, что около и вдали. И проявляет себя через собственную работу. Кто о ней судит? Пришедшее время. А в нем — тот самый, кто хотел бы прочесть нас не только глазами, но и душой.
Слово писателя, знай, гуляет по белу свету, помогая всем страждущим в постижении крена жизни, особенно в наши дни, когда рядом воинствуют ложь, обман, эпидемия, блуд и зависть. Но ведь и ты присутствуешь в этом мире. Чего ждать от тебя?
Первым делом того, что ты должен быть, как опора, на которой и держится вся наша жизнь. О, как нам не хватает этой опоры.
СКВОЗЬ ВЕКА
Приближается древнее время, когда были пиры и сечи, кровь лилась через край, и кто-то, оставшись в живых, уходил сквозь века в наши дни для того, чтоб поведать нам всё, что там было. Поведать нам не от имени летописца, а от собственного видения, когда не мы, а нас рассматривали века.
СЛАБЫЙ ГОЛОС
На могиле у бабушки одиноко и пусто. Шелестит, как сухая трава, прошлогодний венок. Вдруг доносится слабый голос. Это ропщет душа усопшей, принимая от нас что-то кроткое, отчего и у нас наши души слышат проснувшуюся бабусю, которая просится к нам.
А мы? Мы ее не пускаем.
ТЫ – НОВЫЙ
Срывается с оградок и крестов большая свора тёмных птиц, когда их кто-то гонит прочь, особенно по вечерам, и кладбище, где свежая могила, становится пугающе немым, словно готовится принять в свою обитель неопытную душу, которой надо привыкать к соседству с нежитью и, получив бессмертие, отправиться в свой путь. Туда, где о тебе не знают ничего. Ты – новый.
СЕРЬЕЗНЫЙ ХАРАКТЕР
Береза ничейная. Стоит над рекой. Никому не мешает. И трогать ее как-то нехорошо. Однако нашелся предприниматель, кто решил из стройной красавицы сделать тысячу топорищ и, продав их на рынке, немного обогатиться.
Топором он её. Взмах за взмахом.
Напряглась береза, дабы дать достойный отпор. И что же? Стала – твердой и яростной, как из стали. Никакой топор не берет.
Предприниматель и отступился, сообразив, что береза смирна только с виду. Внутри – заложен, ох и характер! Как у бывшего слесаря дяди Коли, который, выйдя на пенсию, стал прирабатывать на картошке, занимая ею весь огород. Местные бизнесмены попытались его выгнать с рынка. Однако характер у дяди Коли — ох и отпорный. Всем был дан от ворот поворот.
ЖАДНАЯ ПОЧВА
Лето пришло и уходит, как уходит за сумерками прохлада, оставляя нам вздохи и шорохи синих ночей, на которых рождается свежее утро с его зыбким рассветом, росой и стеснительно-девственной тишиной. В тишине, по ладошкам травы серебристым горохом катятся капли, которых так много и так они бойко стучатся о землю, что слышишь влажное чмоканье губ, с каким их глотает, обмякнув от счастья, жадная почва.
ОТСТАВШЕЕ ДЕТСТВО
Теплое летнее завечерье. Рделое облачко. Запах полыни.
Что же ты так взволнованно смотришь на мальчика, бодро несущегося к деревне? Мальчик бос и лохмат, в съехавшей с плечика белой рубахе. Бежит по кошеному лугу, сияя той долгой улыбкой, какая не кончится никогда.
Это же ты! – постигаешь душой. Бывший, еще не забытый, с ликующими глазами, сквозь стаю лет разглядевшими жизнь, в которой всё сбудется и всё будет.
Стая лет пролетела. И ты с устоявшейся грустью спрашиваешь себя: так ли на самом-то деле? Не так! – получаешь в ответ жесткий голос, каким вещает невидимая судьба.
А мальчик бежит себе по лужку – веселый, растрепанный, предовольный, не приготовленный для печалей, как легкий на ногу ветерок, в котором – и шелесты трав, и всплески листвы, и шаги навсегда от тебя отставшего детства.
Светлой памяти Станислава Мишнева
ДО УТРА ДАЛЕКО
Спит утомленная Тарнога, покрытая темными облаками. Ночь. До утра далеко. В облаках, словно кто их вспорол, обнажилась луна.
Не прошло и минуты, луна завладела домами Ярыгино. Мёртвый свет её заиграл возле крыш, заскользил и по окнам, влетая в жилое, чтоб по лицам заснувших людей угадать: кому не дано омрачить эту ночь? Кто заблудится в ней? И кого ожидает небесная слава?