Николай Симаков: «Все мы вышли из Ф.М. Достоевского…» Духовные искания смысла жизни в 70-е годы 20 века
В нашей стране для духовно ищущей интеллигенции 70-е годы 20 века стали временем поиска смысла жизни в условиях тогдашнего советского атеистического общества и господства в нем марксистско-ленинской идеологии. В 60-70-х годах многие искали ответы на вопрос о смысле жизни в русской и мировой культуре и философии.
Это было время, когда традиционная культура и классическая литература стали для тогдашней советской интеллигенции своего рода интеллектуальным убежищем от господства материалистического и атеистического мировоззрения. В литературу тогда уходили, если не бежали, как во «внутреннюю эмиграцию», от обветшалой и набившей оскомину советской идеологии. Тогда литература в чем-то напоминала «священное писание», она открывала другой мир, формировало иное мировоззрение. В ту эпоху литература стала путеводителем в поисках духовных идеалов и смысла жизни. Тогда был настоящий «культ литературы», в те годы перечитали не только классическую литературу 19 века, но прочли и современную 20 века от Хемингуэя, Пруста и Кафки, до Ж.П.Сартра и А.Камю. Однако в ней многие так и не смогли найти тот духовный смысл жизни, который искала русская душа. Сознательно или бессознательно, но в те годы души многих людей искали высшего, религиозного смысла жизни. Неофициальная коммунистическая идеология, не господствующее тогда научно-материалистическое мировоззрение конечно не могли утолить эту жажду русской души в поисках духовного смысла жизни.
Поэтому именно к Ф.М.Достоевскому и к русской религиозной философии от В.С.Соловьева до Н.А.Бердяева обращаются в это время. Ф.М.Достоевский был открыт в 70 годы уже, не только как писатель, но как религиозный мыслитель и гениальный исследователь тайн человеческой души. Может быть никто в русской литературе и философии не проникал так глубоко в тайны человеческой души. Не случайно в своем знаменитом письме к брату Михаилу Ф.М.Достоевский писал о том, что является главной целью его жизни и творчества: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».
Почти всегда обращались и обращаются к творчеству Ф.М.Достоевского в эпоху духовных кризисов, чтобы получить ответы на «вековечные вопросы» всегда стоящие перед человеком в истории, особенно, конечно в 20 веке. Уже в эпоху «серебряного века» Д.С.Мережковский, В.В.Розанов, Вяч.Иванов, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и другие видели в Ф.М.Достоевском не только великого писателя, но религиозного мыслителя, который вновь открыл метафизическую природу человека. «Идеи Достоевского — духовный хлеб насущный. Без них жить нельзя. Нельзя жить, не решив вопросы о Боге и дьяволе, о бессмертии, о свободе, о зле, о судьбе человека и человечества»- писал Н.А.Бердяев. «Мы, продолжал он,- духовные дети Достоевского. Мы хотели бы ставить и решать «метафизические вопросы» в том духе, в котором их ставил и решал Достоевский».
Вопрос о высшем смысле жизни всегда был связан у Ф.М.Достоевского с разрешением этих «вековечных проблем» или, как он их называл «проклятых вопросов». Это проблемы: свободы и рабства человека, преступления и искупления, мирового зла и спасения души грешника, но прежде всего вопросы религиозные: «Есть ли Бог? Есть ли бессмертие?». «Только с верой в свое бессмертие, писал Ф.М.Достоевский, человек может достигнуть истинного смысла жизни». Наряду с этим проблема «теодицеи и антроподицеи» — оправдания Бога и человека перед лицом зла царящего в мире была одной из важнейших тем в творчестве Ф.М.Достоевского. И он сумел в своих книгах дать глубоко христианский ответ на эти «проклятые вопросы».
Религиозное и христианское осмысление природы революции и социализма как бунта против Бога и отвержения христианства, данное Ф.М.Достоевским в его пророческих романах: «Бесы» и «Братья Карамазовы» помогло многим людям в то время понять духовные причины и истоки великой русской трагедии 20 века. Для поколения интеллигенции, выросшей в условиях советского тоталитарного государства проблема «свободы и рабства человека» поставленная в многих романах Ф.М.Достоевского была также крайне важной и актуальной. Как и св. апостол Павел, Ф.М.Достоевский считал свободу даром Божиим, без которой нет личности человека. Человек для него- «не продукт общественных отношений» как утверждала и навязывала марксистско-ленинская идеология, не «политическое животное», как считал Аристотель, а духовная личность созданная по образу и подобию Божию и обладающая свободой. Своими искупительными страданиями на Голгофе и Воскресением Христос даровал человеку свободу от власти греха, дьявола и смерти. Однако свобода без Бога легко может стать трагедией для человека и человечества! Ф.М.Достоевский видел эту опасность превращения свободы в своеволие, в анархический бунт против Бога и мира. Культ «человекобожества» в истории в лице Наполеона, Ротшильда и Великого инквизитора постоянно будет соблазнять человечество. Об этом написаны его великие произведения, начиная от «Преступления и наказания» до «Братьев Карамазовых».
Веру в Воскресшего Христа, в спасение и бессмертие души Ф.М.Достоевский считал главными духовными и религиозными основами, которые и определяют подлинный смысл жизни и судьбу человека. Наряду со св. апостолом Павлом, Ф.М.Достоевского по праву можно причислить к величайшим проповедникам веры в бессмертие души. «Без высшей идеи, — писал он, — не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея лишь одна и именно — идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные, «высшие» идеи жизни, которыми может быть жив человек, лишь из нее одной вытекают».
Для поколения духовно ищущей интеллигенции 70-х годов 20 века Ф.М.Достоевский и русская религиозная философия сыграли очень важную, определяющую роль в обретении подлинного, христианского смысла жизни. Ф.М.Достоевский стал для многих из нас настоящим апостолом, путеводителем ко Христу Спасителю, к вере во спасение и бессмертие души. Многие из нас могли бы вновь повторить слова Н.А.Бердяева «Мы – духовные дети Ф.М.Достоевского, мы вышли из него!». Для нашего поколения 70 годов весьма точно подходят и слова митрополита Антония Храповицкого: «Колумб открыл Америку, а Достоевский открыл русскому обществу Господа Иисуса Христа, Которого раньше знало духовенство, простой народ и отдельные мыслители нашего общества». Действительно, Ф.М.Достоевский не раз утверждал, что духовный идеал русского народа есть Христос! «Может быть, единственная любовь народа русского, — писал он, — есть Христос и он любит Его по — своему, тоесть до страдания» Это утверждение Ф.М.Достоевского нашло свое конкретное подтверждение в лице многочисленных святых новомученников ставших исповедниками Христа Спасителя на русской Голгофе 20 века.
В 70 годы в среде интеллигенции того времени началось Православное возрождение, многие обрели веру и крестились, стали совершать паломничества по монастырям, участвовать в таинствах православной Церкви. Под влиянием Ф.М.Достоевского определенная часть интеллигенции в 70 годы проделала духовный и мировоззренческий путь от материализма и атеизма к православию и церкви. В эти годы в Москве и Ленинграде появятся подпольные кружки и семинары, на которых будет изучаться русская религиозно-философская мысль 19 и 20 века, основы православного вероучении и история церкви. Особенно популярными в это время станут: «Столп и утверждение истины» отца Павла Флоренского, «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова), «Пути русского богословия» протоиерея Георгия Флоровского и «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу».
Одним из создателей и лидеров христианского семинара в Москве станет Александр Огородников, а в Ленинграде Татьяна Горичева. Участники семинаров будут подвергаться гонениям и репрессиям. Александр Огородников будет осужден и посажен в лагерь, Татьяну Горичеву лишат гражданства и изгонят из страны.
Оказавшись за рубежом Татьяна Горичева станет религиозным мыслителем с мировым именем, духовным писателем, известной проповедницей Православия на Западе.
Позднее уже в 90-е годы, когда начнется большое, охватившее широкие массы народа — Православное Возрождение, многие из тех кто пришел к вере в 70 годы станут: священниками, монахами, духовными писателями, просветителями и проповедниками. Они окажутся очень нужными и востребованными в 90 годы.
Исходя из опыта религиозно-философских исканий поколения 70 годов, нельзя не согласиться с мнением известного сербского богослова и духовного писателя святого Иустина Поповича о том, что Ф.М.Достоевский это новый апостол Христа в истории христианства. И подобно св. апостолу Павлу его надо церковно прославить, как святого и равноапостольного! За его бесстрашное исповедание веры во Христа Спасителя и бессмертия души, за то, что он уже спас и спасает многих людей в разных странах мира от атеизма, нигилизма и отчаяния, возвращая всем им надежду на спасение и духовный смысл жизни.
(http://ruskline.ru/analitika/2020/02/09/vse_my_vyshli_iz_fmdostoevskogo)