ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ О ПОЭЗИИ НИКОЛАЯ ТРЯПКИНА ЗАЩИЩЕНА В ТВЕРИ
30 января в Тверском государственном университете успешно защищена диссертация Хриптуловой Татьяны Николаевны «Поэтическое творчество Н.И. Тряпкина: типологические и генетические связи». Одним из оппонентов на защите был доктор филологических наук, профессор Вологодского государственного университета Виктор Николаевич Бараков. Его выступление публикуется в сокращении:
Актуальность диссертации Татьяны Хриптуловой не вызывает сомнений. Её работа – первое всестороннее исследование творчества Николая Ивановича Тряпкина в контексте многочисленных типологических и генетических связей.
В русской литературе ХХ века Николай Тряпкин – фигура необъятного масштаба: и по интеллектуальной мощи, и по укоренённости в национальной и мировой культуре. В этом отношении соперничать с ним может только Юрий Поликарпович Кузнецов, последний великий русский поэт ушедшего столетия, кстати, высоко оценивавший поэзию Тряпкина.
Литература о творчестве Николая Тряпкина обширна и включает в себя критические и литературоведческие работы нескольких десятилетий, начиная с 1940-х годов. В последнее время появились монографии, всё чаще наследие поэта становится предметом серьёзных научных исследований.
Многое в работе Татьяны Хриптуловой сделано впервые. Представлена обоснованная периодизация творчества поэта, с учётом новых, неизвестных науке данных, найденных в центральных и провинциальных архивах (диссертантка выделяет шесть периодов его творчества). Во-вторых, в четырёх главах диссертации на широком материале творчества Тряпкина (28 сборников, статьи, рецензии, письма и т.д.) проанализированы основные идейно-тематические, типологические, жанровые и стилистические особенности его художественного мира. В процессе работы были изучены литературно-критические статьи, рецензии, посвященные жизни и творчеству Н.И. Тряпкина. Для сравнительно-сопоставительного анализа были взяты произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.Н. Островского, Н.А. Клюева, П.В. Орешина, С.А. Есенина, Н.М. Рубцова, А.Т. Твардовского, Ю.П. Кузнецова.
В первой главе «Художественный мир Н.И. Тряпкина» подробно рассмотрен один из основных жанров творчества Николая Тряпкина – жанр песни, причём во многих его разновидностях. Песенный жанр в поэзии Тряпкина своими корнями уходит не только в русский фольклор, но и в крестьянскую поэзию девятнадцатого века, новокрестьянскую и почвенную поэзию века двадцатого. Например, в лирике Николая Рубцова и Ольги Фокиной – он один из любимых.
Татьяна Хриптулова говорит и о взаимопроникновении жанров в поэзии Тряпкина, например, лирической песни и частушки; об элементах сказового и балладного жанров, а также элегии, оды и стихотворного послания.
О скрупулёзности и научной дотошности исследования Хриптуловой свидетельствуют даже второстепенные, на первый взгляд, параграфы. Например, в четвёртом параграфе первой главы диссертантка всесторонне анализирует идиостиль как способ индивидуализации художественного мира поэта и, рассмотрев имена собственные и топонимы в сравнении с фольклорными и литературными источниками, приходит к выводу о генетическом родстве не только с русской, но и мировой поэтической традицией использования фольклора.
Русскому фольклору как источнику поэтических концепций Николая Тряпкина полностью посвящена вторая глава диссертации. Художественное воплощение в поэзии Тряпкина образно-поэтической его составляющей проявилось в использовании не только песенного, но и былинного строя, поэтики сказки, образной системы в целом (например, образ скомороха, образ дурака как юродивого и т.д.).
В главе третьей: «Историческая действительность как развёрнутая аллюзия генетической памяти в поэтическом творчестве Н.И. Тряпкина» затрагивается проблема историзма. Совмещение двух пластов: современности и далёкой истории даёт возможность поэту увидеть вечное, непреходящее. Проблема нахождения и соотношения в пространственно-временной структуре художественного мира взаимосвязанных понятий семьи, рода и народа решена поэтом следующим образом: он включает лирико-драматическую историю семьи и рода в трагический и философский контекст эпохи. Так, судьба храма, «разрушенного отцом поэта, — отмечает Татьяна Хриптулова, — воспринимается им как трагедия вселенского масштаба. Это вполне характерно для православной традиции, в которой семья рассматривается как «малая церковь», а отец в ней – настоятель храма».
Традиции древнерусской литературы, как справедливо отмечает исследовательница, проявляются в «избыточных» приёмах, характерных для её жанров: обращений, восклицаний, риторических вопросов, анафор, метафор и т.п.
Ярко представлена в поэзии Николая Тряпкина военная тема. Татьяна Хриптулова анализирует этапы её постижения. Стихи о войне включены в мотив, пронизывающий всё творчество поэта, – мотив национальной памяти. «В военной лирике Тряпкин, — пишет диссертантка, — равно как и Твардовский, никогда не использует в стихах название Советский Союз – только Родина, Россия, Отчизна, Русь. В то время как в других стихотворениях именование Советский Союз встречается».
Типологические и генетические схождения в поэзии Тряпкина наглядно проявляются в контексте литературных связей. Им посвящена четвёртая, заключительная глава диссертации. Татьяна Хриптулова проводит глубокий и всесторонний анализ античной культуры в поэтической интерпретации Тряпкина, традиции литературной сказки А.С. Пушкина, рецепции поэтических образов М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, «новокрестьянских» поэтов: Н. Клюева, П. Орешина, С. Есенина. Примечателен сравнительный анализ стихотворения С. Есенина «Голубень» и стихотворения Н. Тряпкина с одноимённым названием. Особое внимание в главе уделено проблеме творческого взаимодействия Н. И. Тряпкина с современными ему поэтами: А.Т. Твардовским, «тихими лириками», Ю.П. Кузнецовым. Наиболее удачны параграфы, посвящённые схождениям поэтических миров Тряпкина и Твардовского, Тряпкина и Кузнецова.
Несомненный интерес представляют приложения к диссертации, в которых в развёрнутом виде даны периоды творчества поэта, списки лексем, колорем, а также письма Николая Тряпкина.
В то же время, диссертационное исследование Татьяны Хриптуловой вызывает и ряд вопросов.
Если во введении базовыми определениями типологических и генетических связей стали умозаключения Д. Дюришина и С. Бочарова, то в главах диссертации необходимые термины, относящиеся к тем или иным направлениям исследования, либо упоминаются вскользь, либо не даются вообще.
Некоторые утверждения диссертантки отличаются противоречивостью. На странице 29-й она пишет: «Поэзии Н.И. Тряпкина близка пантеистическая философия, рассматривающая природу и весь окружающий мир как единое, одухотворённое целое». В то же время она отмечает, что для поэта органичны христианские образы и мотивы (параграф 3-й второй главы и параграф 3-й третьей главы). Как известно, пантеизм несовместим с христианством. Здесь следовало уточнить, какой в итоге оказалась идеологическая и духовная позиция поэта, либо рассмотреть её как синтетическую (смесь языческих и христианских представлений).
На странице 405-й Татьяна Хриптулова сообщает: «Большим событием, повлиявшим на становление «тихой лирики», стало разоблачение сталинских репрессий». Стоит отметить, что доклад Хрущева был прочитан в 1956 году, а «тихая лирика», как справедливо утверждает диссертантка, появилась «в русской литературе в 60-е гг. ХХ века» (стр. 401), а если быть точным, во второй половине 1960-х годов. Но на странице 452-й Хриптулова вдруг относит это литературное явление к «50-м – 70-м годам»!..
На 405-й странице сказано: «В свою очередь, лирика Н.И. Тряпкина более богата цветовой палитрой, нежели лирика Н. Рубцова, который очень редко обращается к цвету: цветовые детали в его поэзии почти отсутствуют». Согласен, что лирика Тряпкина богаче рубцовской в цветовом отношении, но нельзя принять замечание о том, что Рубцов очень редко обращался к цвету. Основные цвета, причём в значениях, свойственных русскому фольклору, в его лирике присутствуют: белый – чистота, святость; чёрный – печаль, смерть; красный – красота, любовь; зелёный – молодость; синий и голубой – чистота, святость; золотой – красота и т.д.
На странице 315-й говорится: «Возможно, финал стихотворения («Допою свои песни земные», 1982. – В.Б.) – попытка разрешения противоречий между Тряпкиным-поэтом и Тряпкиным-человеком». Серьёзное заявление. О каком противоречии идёт речь? Неужели только о драматических страницах его семейной жизни? Вопрос остаётся не прояснённым.
Впрочем, эти замечания носят технический и дискуссионный характер. Цели и задачи работы решены. Были определены направления исследования творчества Николая Тряпкина, изучен широкий культурно-бытовой и историко-культурный контекст его произведений, творческие и личностные связи, литературно-критические и биографические комментарии, исследованы тематические, семантические, стилистические, структурные, культурологические особенности отдельных произведений Николая Тряпкина, был проведен сопоставительный анализ творчества Тряпкина и других авторов, уточнены детали биографии поэта.
Диссертационное исследование Татьяны Хриптуловой – важный шаг в литературоведении. В её диссертации творчество Николая Тряпкина впервые так полно и доказательно включено в контекст русской и мировой поэзии.
В результате проведенного анализа можно сделать вывод, что диссертация Татьяны Хриптуловой по содержанию, широте охваченного материала, глубине выводов соответствует докторскому уровню. Высказанные замечания и пожелания ни в коей мере не опровергают основную научную концепцию работы и не снижают ее общую научную ценность. Наследие Николая Тряпкина изучено в аспекте литературной типологии и литературного генезиса, вписано в историко-литературный контекст и введено в научный оборот, представлено в своем истинном масштабе.
Диссертация Т.Н. Хриптуловой на тему «Поэтическое творчество Н.И. Тряпкина: типологические и генетические связи» является самостоятельной научно-квалификационной работой. Автор диссертации, Татьяна Николаевна Хриптулова, безусловно, заслуживает присуждения ученой степени доктора филологических наук по специальности 10.01.01 – Русская литература.