Вышел декабрьский номер журнала «БЕРЕГА» — №6 (36). 2019
Полетели в тёплые просторы заморские не зимующие у нас птицы, прокурлыкали на прощанье с небесной высоты.
Доброго вам пути!
И вот уже поля и равнины милой Родины окропил первый снежок, а реки и озёра застеклил слабый ледок…
Вслед за птицами, а, может, и прежде уплыли, уехали, сбежали за кордон и все, кто растерял любовь к отчему краю.
Вслед за ними дети-наследники олигархов, министров, депутатов, губернаторов, сенаторов российских отправились на учёбу и житьё туда, «где лучше» — в любимые ими лондоны, нью-йорки, парижи, римы…
Набравшись «ума-разума» у чужих, они, возможно, вернутся в «рашку», будут поучать русский народ, начнут управлять русским народом, станут выжимать из него то, что ещё не выжито…
Вслед за птицами, вернее – гораздо раньше, «улетели» на Запад очередные миллиарды народных рублей, питая ненавистников Руси, расшатывая экономику внутри страны, продолжая обрекать на нищету большинство населения…
В отличие от клиньев журавлей и гусей, которым мы машем на прощанье, никто из простых граждан в поле, у реки, на дороге не будет махать «наследникам элиты»…
«А я остаюся с тобою, родная моя сторона, — звучало в известной послевоенной песне, — не нужен мне берег турецкий, и Африка мне не нужна…»
Да, мы остаёмся! Здесь! Навсегда с Россией!
Нас греют и радуют душевные чувства, замыслы, близкие, друзья, товарищи. Незабвенное Русское Слово, оно стучит в сердце со страниц популярного литературного журнала «Берега», каждый номер которого читатели ждут, будто откровение.
А моё настроение хорошо выразил поэт Виктор Кирюшин:
Мы остаёмся,
Не в силах расстаться
С небом, где ранняя зреет заря,
С непроницаемым сумраком станций,
Мимо которых летят поезда.
Мы остаёмся,
Где выси и хляби,
В нужды и беды уйдя с головой,
Под нескончаемый
Жалостно-бабий
Русской метели космический вой.
Что же нас держит?
Вопрос без ответа…
Просто в душе понимает любой:
Только на этом вот краешке света
Мы остаёмся самими собой.
С творчеством этого замечательного лирика читатель может познакомиться на страницах декабрьского номера журнала «Берега» — 6 (36) 2019, только что вышедшего из печати.
«БЕЗДНА БЕЛОВЕЖСКОЙ ПУЩИ» — публицистика под таким названием открывает номер в традиционном разделе «Приглашаем к дискуссии». Главный редактор журнала Лидия Довыденко уже опубликовала целую серию бесед с известным поэтом и публицистом Сэдой Вермишевой. Тема трансформации Российской Империи в Советский Союз потребовала продолжения разговора. В настоящей публикации собеседники анализируют причины «Беловежского сговора», задаются вопросом о том, «какая почва была для игнорирования результатов голосования в 1991 году», имеется в виду всенародный референдум.
Никого не оставят равнодушным разговор и насущных событиях нашего недавнего прошлого, но и, конечно, будущего. Сэда Вермишева делится впечатлениями о политических деятелях, которые ещё прежде мечтали о «развале Союза».
Журнал в разделе «Проза» продолжает публиковать роман-трилогию «СЧАСТЛИВЫЕ» известного прозаика из С-Петербурга Юрия Серба. Это уже третий отрывок эпохального произведения, события которого охватывают значительный период нашей истории.
В том же разделе представлен отрывок из повести «ПОРТРЕТ» писателя Владимира Максимова из Иркутской области. Автор рассказывает, как въехал в Париж, о чём мечтал с детства, не на гарцующем рысаке, подобно когда-то русским казакам, а на велосипеде. Как познакомился в Париже с художником из России Ренатом Анимаевым, который и сделал его карандашный портрет. А также делится впечатлениями о встречах в Мюнхене с известным русским философом Александром Зиновьевым.
Рассказ «РОДНАЯ КРОВИНКА» известного прозаика из Минска Сергея Трахимёнока затрагивает острую, важную тему – сбережения народной памяти о Великой Отечественной войне. Рассказ потрясает пронзительностью, достоверностью, художественной правдой. Через судьбу Галины Ефимовны, преподавателя вуза, которой в войну было всего четыре года, автор раскрывает трагические эпизоды военного лихолетья на землях Белоруссии, показывает, как фашисты нещадно обирали население. «Отец прятал полушубок в расчёте на то, что немцы его не найдут. Но там, где можно ввести в заблуждение оккупантов, трудно обмануть местных. Уже через минуту Павлюк спускался по лестнице с полушубком под мышкой…».
Он служил полицаем у фашистов…
Здесь же Андрей Растворцев, прозаик из Чебоксар, давний автор журнала, предлагает читателям рассказ «ОТРАЖЁННЫЕ ОБЛАКА». В нём он воссоздаёт удивительную историю возвращения двух пожилых друзей к истокам Православия, обретения ими Веры.
Завершает раздел лирическое эссе «ПАГАНИНИ» Татьяны Келеник из Белоруссии. Это авторский перевод с белорусского языка, эссе открывает читателю «Одно коротенькое соло из жизни простой белорусской деревушки, название которой уже отзвучало».
Большая стихотворная подборка Виктора Кирюшина, известного поэта из Москвы, открывает раздел «Поэзия». О чём бы он ни говорил – о родных местах на Брянщине, о птице снегире, залетавшей в январский сад, о музыке, дарующей «вечные надежды на добро», его слово – жизнеутверждающее, несёт в себе благотворную энергию.
Поэтесса из Витебска Тамара Краснова-Гусаченко, Почётный член Союза писателей Белоруси, представила лирические стихи о родной деревне, о любви к Полесской земле, об извечной борьбе добра и зла.
В этом же разделе опубликованы поэтические подборки Михаила Пучковского из Украины и Станислава Федотова из города Реутова Московской области.
Самобытное творчество известной русской поэтессы Татьяны Глушковой продолжает привлекать любителей литературы. В этом году ей исполнилось бы 80 лет. В разделе «Берега памяти» опубликована литературоведческая статья критика Валентина Курбатова из Пскова, члена редакционного Совета журнала «Берега», посвящённая творчеству Татьяны Глушковой «ЭТА РАСА НЕ УБИТА…». «До Божьего суда, — приводит критик слова Н.В.Гоголя, — как его первый знак и предвестие, приходит напоминание поэта «Но есть, есть Божий суд…». «Таким напоминанием кажется мне попавшая нынче мне на глаза нестареющая книга («Русский остров») ушедшей пятнадцать лет назад московской поэтессы Татьяны Глушковой, — продолжает он, — книга, рождённая в первых своих горчайших стихах в мучительные дни после страшного, трусливо необдуманного нами октября 1993 года…».
Валентин Курбатов подробно анализирует особенности творческой манеры поэтессы. В дополнение его доводов журнал поместил большую подборку стихотворений Татьяны Глушковой.
Об авторе журнала «Берега», замечательном поэте, преждевременно ушедшем из жизни, Юрии Шевченко поделилась воспоминаниями главный редактор Лидия Довыденко. Здесь же читатель найдёт поэтическую подборку Юрия Викторовича.
Разнообразными материалами представлены разделы «Берега юбилеев» и «Берега культуры и искусства».
«Его благотворительная деятельность на благо культуры России не имеет себе равных в истории меценатства, — пишет Лидия Довыденко, отмечая 50-летие благотворительного служения князя Н.Д.Лобанова-Ростовского. – Во всём, что делает Никита Дмитриевич, он мастер и повелитель сердец. Огромное число людей в мире отдают ему должное и почитают как успешного и в то же время благородного и великодушного человека». Автор перечисляет благодеяния князя в области культуры для России, и это не может не вызывать восхищение. Юбилею уникального мецената посвящена и публикация Ольги Соколовой «ПТИЦА СЧАСТЬЯ НА ЛАДОНИ КНЯЗЯ».
20 января 2020 года мы будем отмечать 200 лет открытия Антарктиды русскими экспедициями под началом Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Журнал уже опубликовал несколько материалов к юбилею. В данном номере он знакомит читателя с рассказом прозаика Сергея Воробьёва «МИРНЫЙ, РАЗГРУЗКА» о впечатлениях морского похода к полярной обсерватории Мирный.
Уходящий год, как известно, был объявлен в России «Годом театра». Журнал откликнулся на это. Лидия Довыденко в своих публицистических заметках рассказала о встречах с четой актёров кино и театра Евгением и Галиной Киндиновыми, она назвала эссе «В МОЮ ЖИЗНЬ ПРИШЛО ЧТО-ТО ПРЕКРАСНОЕ…»
Поэтической подборкой автора из Донецка Вадима Десятирика представлен раздел «Берега Новороссии». Уже названия стихотворений «Русский дух непокорённых», «Шахтёры подземных рек» и другие говорят о том, чем болит душа донецкого стихотворца.
Известный в Янтарном краю священнослужитель, протоиерей Георгий Бирюков своим исследованием «Семья Арсеньевых и японский святой» открывает следующий раздел журнала — «Калининградские берега». Данная публикация несёт много нового, неизвестного и представляет исключительный интерес для краеведов и историков литературы.
Раздел знакомит читателя с новыми стихами калининградского поэта Валерия Бартушевича. Его манеру отличают искренность, доверительность.
ПРЕКРАСНЫЙ МИФ
Когда я трезвый или во хмелю,
Но чаще – всё же трезвый, несомненно,
Тебе шепчу волшебное – «люблю»,
То я не лгу, поверь мне, совершенно.
Когда меня, как в сказочном кино,
Ты награждаешь поцелуем нежным,
То верю я в любовь… и в НЛО,
И в человека, что зовётся «снежным».
Все слышали любви хмельной мотив,
Но знает трезвый мир благоразумный,
Что вечная любовь – прекрасный миф,
В который верить хочется безумно…
Заключает калининградский раздел интереснейшая публикация писателя-краеведа Николая Шумилова «ВОЗВРАЩЕНИЕ НАГРАБЛЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ». «2019 год. Логика событий не предвещает миру ничего хорошего. Человечество вновь скатывается в пропасть геополитических, межнациональных, расовых и религиозный противостояний, делая ежедневно маленькие шаги к нарастанию экстремизма и большим войнам, — пишет автор. — Во многих странах на фоне господства на мировых рынках свирепствует затяжной экономический спад. Что противопоставит современным вызовам Россия, сможет ли она противодействовать усилившейся напряженности и выстоять? Мы знаем, что наша страна имеет мощное вооружение, сильнейший государственный аппарат, но достаточно ли нам надеяться только на жёсткую силу, проигрывая битвы на информационных и идеологических полях?».
По мнению автора, одной из «проигранных и идеологических битв» является не возвращение культурных исторических ценностей, награбленных фашистами на территории Советского Союза во время её временной оккупации в годы Великой Отечественной войны. Основная часть их сокрыта в более четырёхсот (!!!) подземных нацистских хранилищах, расположенных на территории нынешней Калининградской области. Это огромные богатства, включая, возможно, и Янтарную комнату, вывезенную из Петергофа. Автор приводит слова идеолога нацизма А.Розенберга: «Для уничтожения нации надо уничтожить её культурные ценности». Что фашисты и делали. Из РФСР они вывезли 80% культурных ценностей, из Украины – 85%, из Белоруссии – около 90%, из Литовской, Латвийской, Эстонской и Молдавской ССР – по 45-50%.
Автор ставит вопрос о необходимости создания государственной структуры, которая бы была способна организовать поиск украденных сокровищ и возвращения их народу.
Публицист Татьяны Качкина из Ульяновской области представляет «Волжские берега». Она рассказывает о создании энциклопедии, посвящённой истории Симбирско-Ульяновского флота.
В 2019 году в Вологде вышла книга «Православное слово в творчестве вологодских авторов» члена Союза писателей России, профессора филологии Людмилы Григорьевны Яцкевич, книга нашла признание у писателей и читателей. В разделе «Критика» Лидия Довыденко поместила рецензию на книгу Л.Г.Яцкевич, она — постоянный автор журнала. «ВЕЧНЫЕ СЛОВА» — так названа рецензия. Рядом опубликован очерк Людмилы Яцкевич «НЕ ПОТЕРЯТЬ НАДЕЖДУ» о творчестве известного вологодского прозаика Александра Цыганова.
«Русская звезда Фёдора Тютчева» — в этом эссе известная поэтесса Валентина Коростелёва размышляет о поэзии русского классика.
Завершает журнал традиционный раздел «Мир без границ». Тамара Малеевская из Австралии выступает с рассказом «СТАРЫЙ ВОРОН» и эссе «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ РУССКИМ В ЭМИГРАЦИИ».
С берегов Литвы и Латвии слышны поэтические голоса Анны Тураносовой-Арбас и Ириады Кельмелене.
Автор из Болгарии Никола Р.Казански вынес на суд читателей эссе «НАБОКОВ И БИЦИЛЛИ В ЭМИГРАНСТКОМ ЗАЗЕРКАЛЬЕ» Берега 6-2019 на сайте Журнальный мир:
http://xn--80alhdjhdcxhy5hl.xn--p1ai/berega-no636-2019
Обзор подготовил Геннадий САЗОНОВ.