11.09.2019
0
69
Анатолий Степанов: «Наша квазидемократия умирает?»
К итогам самых скандальных выборов последнего времени …
Итак, выборы, про которые так много говорили и которые с тревогой ожидали, прошли. 8 сентября в единый день голосования народ избрал 16 губернаторов и глав республик (плюс в Ингушетии главу республики избрал местный парламент), депутатов региональных дум, собраний, советов в 13 регионах России, глав трёх городов (Новосибирска, Улан-Удэ и Анадыря), а также депутатов городских советов и дум, членов муниципалитетов. Ну и других «слуг народа».
Никаких неожиданностей в провинции не произошло, губернаторов избрали тех, кого власть планировала избрать, депутатами стали в основном представители правящей партии. Поэтому, когда лидеры «Единой России» говорят об успехе партии, — формально они правы.
Однако этот тот случай, когда измеряют среднюю температуру по больнице. Измерять политическую температуру нужно по столицам и мегаполисам, провинция политически всегда здоровее, но при этом ни на что не влияет. Впрочем, даже в провинции видны симптомы серьёзной политической болезни. Больше голосов в свою поддержку набрали те губернаторы, которые шли как самовыдвиженцы, а не как представители «Единой России» (ситуация в республиках — не показатель, там электорат традиционно дисциплинированный), т.е. сами губернаторы признали, что принадлежность к правящей партии является в глазах избирателя серьёзным минусом!
Мне прислали фото объявления на подъезде дома, в котором просят не заходить в квартиры агитаторов от «Единой России» в целях их безопасности. Возможно, это хохма. Но очень показательная на общем фоне. Авторитет «Единой России» — ниже плинтуса, партия находится в катастрофическом состоянии! А ведь это правящая партия, партия власти! Свой негатив она переносит и на саму власть!
Самая яркая иллюстрация катастрофы — выборы в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве.
В столице Сибири правящая партия пошла на то, чтобы не выдвигать на пост главы города своего кандидата, а поддержать кандидата от КПРФ, поскольку в противном случае у коммуниста (действующего главы города А.Локтя) с кандидатом от Навального мог быть второй тур с непредсказуемым результатом. А сам по себе кандидат от ЕР не имел никаких шансов даже на выход во второй тур!
В Санкт-Петербурге была катастрофически низкая явка на выборах губернатора. Не в последнюю очередь — это результат неприкрытого использования пресловутого «административного ресурса». Сначала Смольный организовал недопуск на выборы довольно популярной Оксаны Дмитриевой, которой закрыли возможность пройти муниципальный фильтр (муниципальным депутатам буквально «выкручивали руки», чтобы они подписались в поддержку кого угодно из непроходных кандидатов, чтобы для Дмитриевой просто не осталось «свободных» муниципалов). А потом, буквально накануне выборов, неожиданно снял свою кандидатуру представитель КПРФ известный режиссёр Владимир Бортко, за которого собирались, насколько я знаю, голосовать многие из чувства протеста (несмотря на непопулярность коммунистов в северной столице). Видимо, Бортко убедительно попросили сняться.
Я давно не строю иллюзий насчёт политики. По мне лучше все-таки, что во главе города будет Александр Беглов, а не популистка Оксана Дмитриева. Не будет конфликта в самой власти, не будет конфликта с центром, как бывало во времена Владимира Яковлева. Про прекрасного режиссёра Владимира Бортко и говорить нечего, в роли губернатора он явно был бы не на своём месте, да и возраст почтенный.
Но ведь всё это можно было сделать умнее, не так топорно. Можно ведь было спрогнозировать реакцию народа, есть ведь при власти социологи и политтехнологи. Но сделали так, как сделали, и получили результат, — народ «проголосовал ногами». Это — очень тревожный сигнал. Он свидетельствует, что власть сильно отдалилась от народа, держит при себе тех консультантов, которые то ли говорят только то, что хотят услышать, то ли не имеют нужной квалификации, чтобы подсказать власти нужные ходы.
Выборная ситуация в Санкт-Петербурге напомнила возвращение в 90-е, когда админресурс использовался открыто и беззастенчиво. Владимиру Путину вроде удалось переломить эту ситуацию. Но вот возвращаемся…
Наполеон как-то сказал, что штыки всем хороши, только сидеть на них невозможно. То же можно сказать и про админресурс на выборах: он эффективен и удобен для чиновников, но весьма ненадёжен для стабильности власти.
Самая яркая ситуация провала партии власти сложилась в столице. Там на скандальных выборах в Мосгордуму «Единая Россия» изначально не выдвигалась, все её представители стыдливо шли как самовыдвиженцы, более того мэрия создала даже свой список «Моя Москва», который вовсе не должен был ассоциироваться для избирателя с правящей партией. И тем не менее из 45 депутатов думы 21 человек представляет оппозиционные партии и движения. Конечно, коммунисты, получившие 13 мест в думе, никогда не объединятся с яблочниками, которых прошло аж 4 человека, поэтому провластное большинство в Мосгордуме удастся обеспечить, но сигнал на фоне всей кампании весьма и весьма тревожный.
Конечно, по репутации партии власти сильно ударила поддержка «Единой Россией» пенсионной реформы, которая была беззастенчиво продавлена либеральной группировкой во власти в угоду требованиям МВФ и Всемирного банка. Однако немалую роль в провале правящей партии сыграла чиновничья глупость и борьба внутри властного истеблишмента.
И впрямь, только чиновная тупость привела к тому, что оппозиционных кандидатов с выборов в Москве снимали всех скопом, создав горючий материал на ровном месте. Понятно, что сами так называемые оппозиционеры хотели скандала, но власть по чиновной глупости очень сильно помогла им. Много писалось и о том, что беспорядки в Москве — это удар по Сергею Собянину как возможному преемнику Владимира Путина, который наносили представители других группировок во власти.
Впрочем, всё это — любопытные нюансы, которые не отменяют главного. Выборы показали, что правящая партия «Единая Россия» вступает в полосу тяжелейшего кризиса. Исправить ситуацию путём очередной косметической лакировки, как это сделали перед прошлыми думскими выборами, сильно обновив контингент депутатов, включив в списки известных журналистов, спортсменов, популярных местных депутатов, — вряд ли получится во второй раз. Вступить в одну и ту же реку дважды никому не удавалось.
Итоги выборов ставят вопрос о необходимости серьёзной политической реформы. Об этом аргументированно писал недавно в своих тезисах, пожалуй, самый глубокий современный политолог Виталий Третьяков.
Созданная как калька с западных институтов современная российская политическая конструкция начинает трещать по швам. Конечно, она была адаптирована к российским реалиям. Борис Ельцин превратил выборы президента в передачу власти преемнику, в имитацию выборов. Владимир Путин превратил парламент в управляемый Верховной властью инструмент проведения собственной политики. Оппозиционные партии стали «системными», т.е. частью политической системы, что свело их оппозиционность на нет.
Однако западные демократические процедуры, сохранившиеся как формальная процедура, являются миной замедленного действия, заложенной под политическую конструкцию нынешней власти. И вот мы видим, как отяжелевшая, обюрократившаяся власть начинает проигрывать «молодым волкам», которые умело используют существующие с 90-х демократические процедуры. И добавляют к этому возможности интернет-технологий.
Прав В.Третьяков: «России нужно отказаться от нынешней политической конструкции». Но послушает ли его кто-то из тех, кто принимает политические решения?
Но вопрос стоит предельно остро: либо наша квазидемократия должна медленно отмереть, либо она похоронит под своими обломками Россию!
Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания»
(http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/10/nasha_kvazidemokratiya_umiraet/)