Наше телевидение – скопище несуразности и пошлости, особенно Первый канал. Пятилетнее переливание кровавой украинской темы из пустого в порожнее, на фоне гибнущих в Донбассе детей, – всего лишь пропаганда, что тут поделать. Сплошной Путин в информационных программах – не новость, помнится, «уходящего» Брежнева, впавшего в старческий маразм, показывали примерно с той же частотой… Конкуренцию президенту может составить только Алла Пугачёва, тоже не желающая стареть тихо и мирно. Её юбилей отмечали три дня, с привлечением к «действу» самой примадонны, скромно заявившей о своём творчестве: «гениально!»; многочисленных мужей и любовников, предварительно стряхнув с них лежалую пыль; певцов, с невыносимой тоской исполнявших «хиты» юбилярши, и, конечно, телевизионных ведущих, для которых, что Пугачёва, что Диана Шурыгина – всё едино.
Ток-шоу, игры в «угадайку», «ледовое побоище», теперь уже с юными фигуристами, — приелись до тошноты; «исторические» сериалы, вроде «Годунова», точнее, Безрукова, сыгравшего всё, что движется, — тоже. Бандитские каналы: НТВ, Пятый и др. – не для слабонервных, РЕН-ТВ ударился в оккультизм и зарубежную фантастику, «Домашний» и «Россия-1» утонули в пенном «мыле»… Есть, правда, каналы, претендующие на приличные программы, но и они крутят заезженную пластинку: «Спас» по вечерам показывает сплошные фильмы времён СССР (не современные же демонстрировать, вроде сериала «Измены»?!); но это странно, учитывая антисоветскую направленность «шефствующей» Патриархии. «Звезда» занимается тем же, спортивные соревнования на «Матче» — для любителей… Что же остаётся? — Остаётся только плюнуть и отказаться от просмотра «телика» вообще, тем более что страна от него отворачивается и так, погрузившись в интернет.
Вот и я смотрю теперь только исключительно избранные передачи, благо программы выложены в «сети» на недели вперёд. И в прошлое воскресенье вечером решил поглядеть и послушать на канале «Культура» оперу Петра Ильича Чайковского «Мазепа» в исполнении московского театра «Геликон-опера». Приготовился к классике, настроился на традиционное «костюмное» представление, включил телевизор, и… Что было дальше, рассказать не смогу, не владею современным сленгом, поэтому предлагаю отзыв такого же, как я, любителя оперного пения, только моложе…
«…Совсем непонятной для меня показалась постановка. Видимо, это какой-то сплав классики с андеграундом. В том числе таким можно назвать и либретто. Чайковский с использованием Буренина.
На всякий случай, расскажу, о чем идет речь. Так как постановка далека от классической формы, то и содержание оперы позволю изложить в современном молодежном стиле.
В общем, действие происходит «в Украине» в те времена, когда главным в ней был гетман Мазепа, а в России царь Петр I (гетман и царь по-современному: президенты). У князя или помещика Кочубея (по-современному: олигарх) выросла дочка Мария, которая влюблена в престарелого Мазепу, и который, в свою очередь, тоже положил глаз на нее. Гетман просит у олигарха руки дочери. Паренек из школы по имени Андрей тоже неровно дышит к своей однокласснице Марии. Перед бедной девушкой в начале спектакля встает вопрос: «С кем ей мутить дальше по ходу действия?». Конечно, она выбирает Мазепу. Оно и понятно, гетман упакован по полной…
А что Андрей? — «Свободная касса!». С таким нищебродом полжизни пройдет, пока он в менеджеры среднего звена выбьется.
Но такое положение вещей не устраивало Кочубея. В отместку он решает «слить» Мазепу Петру I, написав донос о готовящейся измене. Бумага, покочевав по бюрократическим коридорам различных приказов (по-современному: министерств и ведомств), возвращается обратно к Мазепе с резолюцией типа: «Разберитесь на месте!».
Конечно, после такой подлянки Мазепа сажает Кочубея в тюрьму, — например, за растрату, присвоение, нецелевое расходование денежных средств (нужное подчеркнуть). Там его сурово пытают и приговаривают к высшей мере. Мария по ходу действия чувствует, что гетман к ней охладел и тусит с кем-то на стороне. А после того, как она узнала, что её уход к гетману стал причиной казни отца, у Марии конкретно съезжает крыша. А Андрея тем временем убивает Мазепа, так как ловчее может управляться с огнестрельным оружием.
Прошу прощения, если кого-то возмутил мой вольный пересказ оперы. Но я испытал если не точно такое же чувство, то, по крайней мере, удивление. Хотя после оперы Моцарта «Волшебная флейта» (шла в Большом театре), где главный герой бегает по сцене преимущественно в трусах, а массовка выступала в противогазах и общевойсковых защитных комплектах в положении «плащ в рукава», меня удивить трудно. Правда, тогда в афише было указано, что постановка не классическая.
С чем ассоциируется Украина тех времен? С казаками, шароварами, оселедцами и салом (это вечная и вневременная ассоциация). Наверное, что-то из вышеперечисленного и надеется увидеть зритель в опере с названием «Мазепа».
Увы! В национальном костюме мы видим только гетмана Мазепу. Правда, в последнем акте оперы он предстает в форме белогвардейского офицера. Также в паре мизансцен Мария была одета в соответствующее эпохе платье. И всё.
Костюмы остальных героев я бы отнес к летней моде советских тридцатых годов. Поэтому семья Кочубея больше похожа на дачников из фильма «Утомленные солнцем», чем на знатное шляхетское семейство.
Занятно выглядят казаки (они же мужская часть хоровой массовки). Помимо того, что они были не по форме одеты (в белых брюках и рубашках), так режиссер-постановщик Дмитрий Бертман повязал на них ещё и пионерские галстуки!
По ходу действия они клянутся в верности Кочубею, воздевая руки в пионерском салюте. Слабовато как-то. Будь я режиссером, то уж представил казаков панками в проклепанных кожаных куртках с ирокезами на голове, во время клятвы поливающих зрителей пивом. Согласитесь, смотрелось бы намного круче.
Еще одна интересная режиссерская задумка. Андрей бегает по сцене с детским пластмассовым мечом и детским пистолетом. Знаете, из такого теннисными шариками стреляют? Наверное, режиссер этим хотел показать всю наивность и тщетность юношеских попыток убить коварного и хитрого Мазепу. Тот, кстати, убивает Андрея из пистолета, более похожего на настоящий. Так вот, для усиления тщетности этих попыток я бы посадил Андрея вдобавок ещё на детского коня, педального…
В общем, тема соответствия эпохе не раскрыта.
Сала, конечно, не было. Единственно, что напоминало о нем — это слова «тиха украинская ночь…» из арии Мазепы. Так что тема сала раскрыта не полностью.
Все действие оперы происходит на берегу реки у размытого причала.
Главным элементом на сцене является большая белая лодка, вернее, шлюпка. В различных мизансценах она служит домом, эшафотом, ложем и, как ни странно, лодкой. В приступе гнева Мария ее рубит настоящим топором, и от нее в стороны летят щепки. Учитывая интенсивность, с которой ставится «Мазепа», становится удивительно, как эта лодка до сих пор остается целой. И сколько их изрублено за время существования спектакля?.. Некую абсурдность добавляют стоящие по краям сцены ученические парты.
Вполне возможно, что такое оформление подошло бы к спектаклям, где средой обитания героев является преимущественно вода. Например, «Русалочка» или «Человек-амфибия». Но с бытом запорожского казачества антураж сцены у меня абсолютно не ассоциировался.
С помощью механизации сцена немного видоизменяется. То из нее вылезает темница, то снизу из люков появляются, как вьетнамские партизаны, девушки из хоровой массовки в подвенечных платьях. Походят, как гоголевские панночки, попоют — и исчезают в люках. Так же опускаются вниз в люк казненные Кочубей и Искра, — в то время как Мария топором разрубает настоящий арбуз, наверное, символизирующий голову Кочубея…»
(https://otzovik.com/review_6536737.html).
Я, конечно, знал, что «осовременивать» классику у нас умеют давно и делают это «со вкусом», в том числе и в оперных театрах, но никак не предполагал, что из «Мазепы» можно сотворить такое…
Впрочем, одно положительное впечатление от оперы у меня осталось: голоса талантливых певцов не удалось испортить постановкой неадекватного режиссёра! И, кажется, я понял, в чём секрет многолетнего сумасшествия не только на экране, но и в нашей жизни: несоответствие!
Несоответствие властного и народного умов, либеральной идеологии верхов и тысячелетних привычек нации – словом, как и в опере «Мазепа», несоответствие формы и содержания.
А раз так, то не всё потеряно: сменить форму для нашей страны, с её историческим опытом, — ничего не стоит! Настанет момент (а он приближается) – и всё вдруг преобразится как по мановению волшебной палочки. Не зря ведь в России верят в чудо…
Вологда , 20 апреля 2019 г.