Вологодский литератор

официальный сайт
29
1 292
Виктор Бараков

Виктор Бараков:

О ЛЕКЦИИ ЕЛЕНЫ ТИТОВОЙ «ЗАХВАТ ПУСТОТЫ. ПОЭЗИЯ ВОЛОГДЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ», прочитанной в вологодской областной библиотеке 10 апреля 2019 года

В объявлении, зазывающем на лекцию, было сказано: «Как развиваются взаимоотношения поэтов и читателей в городе; чем объясняется внимание столичных журналов и издательств к авторам-вологжанам; кого сегодня можно назвать поэтом «городской окраины» и «деревенским поэтом»; чем интересны поэты Мария Маркова, Ната Сучкова, Лета Югай, Антон Черный; что волнует сегодня Ольгу Фокину, и почему её новые стихи мало известны за пределами Вологды? На эти и другие вопросы ответит филолог Елена Титова (http://cultinfo.ru/news/2019/4/a-lecture-on-capturing-emptiness-will-read-in-the-et).

Афиша висела соответствующая: Ольга Фокина в окружении перечисленных персонажей. Мысль о том, что Фокина выглядит в такой компании инородным телом, возникла не только у меня. Тем более что вологодские читатели знакомы с интервью поэтессы журналу «Русский Север»: «С молодыми авторами, в частности, с поэтами, вы знакомы?

– На слуху Ната Сучкова, Маркова Мария, Антон Черный, Мария Суворова. Недавно прочитала сборник Антона Черного. Называется «Зеленое ведро». Знаете, что удивительно? Никакого просвета в жизни Антон, по-моему, не видит. Я не готова воспринимать такие вещи. Для меня поэзия – это действительно приближение к Богу, по­скольку поэты – посланники Бога на земле. От поэзии должна быть какая-то благодать. Мы должны идти к читателю с чем-то хоро­шим и добрым. Я не понимаю, когда оскверняют слово, когда в стихах нет логики. Как будто авторы никогда не читали ни Лермонтова, ни Некрасова, ни Пушкина и творят какую-то свою литературу. Зачем какое-то фасеточное зрение? Для меня это абсолютно чуждо. По­этому я не понимаю, зачем нужно объединяться с такими авторами? Ведь у молодых авторов сейчас кто сильней извернется и кто громче крикнет, тот более популярен.

Я же считаю, что непременно должна быть редактура, чтобы люди объясняли авторам, что хорошо и что плохо. И книги должны выходить под контролем знающего человека. Потому что происхо­дит девальвация литературного слова».

И что означает этот намёк: «Почему её новые стихи мало известны (кстати, орфографическая ошибка, надо писать слитно – В.Б.) за пределами Вологды?» А стихотворения названных авторов, значит, известны широко? И, кстати, что скрывается за термином «пустота»?..

Всё это заставило меня в компании с Ольгой Александровной Фокиной явиться в зал библиотеки.

Пространная лекция (длилась час и пятнадцать минут) была хорошо подготовлена, Елена Титова профессионально проработала материал; меня, например, впечатлило её чтение наизусть длинной «саги» Беллы Ахмадулиной об «обедах и литературоведах». И творчеству Ольги Фокиной в лекции было уделено основное внимание (главная героиня доклада, кстати, не проронила ни слова…).

Впрочем, вопросы так и остались вопросами. Если точкой отсчёта в оценке «известности» считать количество изданных книг, то этот критерий явно не подходит – можно выпустить целое собрание сочинений и остаться незамеченным, а можно одной книгой или даже одним стихотворением сохраниться в народной памяти (Елена Витальевна привела в качестве примера «Балладу о прокуренном вагоне» Александра Кочеткова). Современный писатель Иван Ерпылёв отмечает: «Есть ошибочное представление о том, что «продуктом» литературного труда является книга, и успешность литературного творчества измеряется книгами. На самом деле, это не так. История литературы XX века знает немало примеров того, что писатели, издававшиеся многомиллионными тиражами, остались в забвении, а рукописи тех, кого не хотели печатать, впоследствии были изданы – пусть не миллионными, но тысячными тиражами…  Каждый графоман, имея достаточно денег, может обеспечить надлежащее издательское сопровождение своего творчества (примеров множество, начиная от графа Хвостова), но писателем так и не станет»

(http://rospisatel.ru/zakon-o-kulture-spr.html).

Если считать мерилом известности публикации в журналах и критические отклики на них, то с этим у всех «всё в порядке» — государство, как говорит Фокина, отделило от себя литературу, и современный творческий процесс сейчас является бледной тенью советского культурного ренессанса.

В моём понимании известность – слишком «неустойчивое» определение, куда более «объективным» количественным показателем всегда являлось наличие объёмной библиографии. Кстати, если оценивать работу Ольги Фокиной в литературе с этих позиций, то у неё материала наберётся даже не на библиографическую брошюру, а на целый том. На этом фоне «достижения» авторов, в обрамлении которых она появилась на рекламном листке, будут выглядеть просто жалко…

И сегодняшние публикации у поэтессы имеются, и они вполне сопоставимы (в количественном отношении) с напечатанными стихами «соседних» литераторов и рецензиями на них. Так, её стихи неоднократно появлялись в журнале «Наш современник», в «Двине», в «Севере», в «Родной Кубани» (к этой публикации и я приложил руку – В.Б.), и в других изданиях, в том же «Вологодском ладе», не говоря о печатных и электронных  газетах… О её творчестве пишут профессор Петров из Архангельска, профессор Яцкевич из Вологды, ваш покорный слуга; в скором времени появится исследование краснодарского учёного (в журнале «Родная Кубань»).

Ольге Фокиной, с её именем, авторитетом и опытом, нет уже необходимости широко печататься и даже следить за публикациями (в том числе «пиратскими») своих стихотворений. А вот «молодой поросли» придётся прилагать усилия, трудиться… И как они будут выглядеть в сегодняшнем возрасте Ольги Александровны с точки зрения читательского признания, ещё надо будет увидеть (не нам, конечно…).

В культуре всегда считалась хорошим тоном не погоня за популярностью, а сила таланта, проверенная временем. Если перефразировать слова Константина Станиславского, «надо любить не себя в поэзии, а поэзию в себе».

Теперь о «пустоте». Выдающийся критик и литературовед Игорь Золотусский оказался прав: «… Если кто-то идёт, видя за собой пустоту, тот и придёт в ту же самую пустоту. И это уже трагедия современной культуры и литературы» (http://www.rospisatel.ru/zolotusskii.htm).

Елена Титова говорила, конечно, и о всеобщей трагедии государственного безразличия к поэзии, но больше рассуждала (довольно туманно) о пустоте творческой, вызванной потерей ориентиров и мировоззрения. Помнится, Максим Горький хотел назвать свою эпопею «Жизнь Клима Самгина» по-другому: «История пустой души»… Что же делать в ситуации безвременья «пустой душе»? Сергей Есенин советовал: «Ищите Родину!»

Но это поэтический, а не литературоведческий призыв. В филологической науке давным-давно действует (именно действует, а не существует! – В.Б.) определение, раскрывающее смысл есенинского высказывания: народность. Как сказал знаменитый русский критик Юрий Селезнёв, «в том-то и заключается национальное своеобразие русской литературы, что все её великие представители и творцы видели свою высшую заслугу и миссию не в том, чтобы выразить свое личное Я, и не в том, чтобы представить свое слово за народный взгляд, но в том, чтобы действительно воплотить в своем слове общенародные чаяния, идеалы, устремления» (Селезнев Ю. Златая цепь. — М., 1985. – С. 65).

В прочитанных на лекции стихотворениях «современных поэтов Вологды» не было сказано ни слова о России, которую Александр Блок называл «живым организмом». Можно ведь о её судьбе говорить не «в лоб», а даже интимно, — лишь бы по-настоящему правдиво и с любовью. Тогда народ сквозь любую «пустоту» увидит и признает автора, как это произошло много лет назад с Ольгой Фокиной, а в наше время – с Николаем Зиновьевым.

Ищите Родину…

Subscribe
Notify of
guest

29 комментариев
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
View all comments
Александра Макурина. прозаик. автор з -х книг.

Уважаемый Виктор Бараков. как Вы относитесь к «творчеству «члена Союза писателей России. шестикратному лауреату литературных премий Дмитрию Ермакову.совершенно безграмотному человеку. который «рулит» областной литературой. Возьмем «Тайный остров » первую страницу. 11 пунктуационных ошибок. 8 стилистических ошибок. Возьмем «Дела земные» ( по памяти) 150 ошибок. только в одном рассказе Книгу выбросила. В «Ладе» №2 за 2016 год он пишет: » Умерли старики — писатели и как -то некого стало стыдиться. Напишешь. бывало. страницу и испугаешься. а что скажет Паустовский? А Твардовский еще круче… И как же прав замечательный русский писатель Юрий Павлович Казаков. Напишешь. бывало. страницу и думаешь. а что скажет… Читать далее »

Виктор Бараков

Дмитрий Ермаков вышел из Вологодской писательской организации несколько лет назад; сейчас, когда проводится обмен билетов, останется за бортом и Союза писателей России. Это его выбор.

Ирина

Сложно писать грамотно, когда за плечами всего 10 классов.

Дмитрий Ермаков

Виктор Николаевич, вынужден Вас поправить. «За бортом Союза писателей России» я не останусь, если сам из него не выйду, как, действительно, по собственному заявлению, вышел из Вологодского отделения СП (тому были причины). Большая просьба, просто не отвечать на вопросы и комментарии обо мне. Со своим членством в Союзе писателей разберусь сам. Я горжусь тем, что вступал в организацию Белова и Фокиной, в ней и остаюсь.

Виктор Бараков

Дмитрий Анатольевич, Вы сами себе противоречите. Если вышли из Вологодского отделения, как Вы можете в нём оставаться? Виртуально? Если думаете, что Ваш выбор, Ваш поступок был не замечен в нашем отделении, в Союзе писателей России, в сознании литераторов страны, то ошибаетесь. И даже если Вам удастся прикрепиться к какому-либо отделению или остаться в «свободном полёте», — в памяти литераторов, в истории литературы стереть его уже никто не в силах. Фантазии о том, что сегодняшние члены Вологодского отделения и сама организация — разные вещи, наивны. Кроме литературной репутации есть ещё и человеческая. О Вас и о Вашем творчестве я имею право… Читать далее »

Дмитрий Ермаков

Дело в том, что вы отзываетесь здесь обо мне не как о писателе. Что я думаю и мои «фантазии» Вас, как частного человека, не критика, не касаются. Действительно, я не стал поднимать шумиху, не стал публично объяснять причины и поводы моего выхода из Вологодского отделения СП, но они были и остаются серьезными. Я был вынужден это сделать. На этом публичную полемику заканчиваем. Ещё раз прошу, как человека, а не литературного критика (хотя одно не должно противоречить другому) — «просто не отвечать на вопросы и комментарии обо мне». Как критик вы чудесно обходитесь без меня, пусть так и продолжается.

Нина Писарчик

«В прочитанных на лекции стихотворениях «современных поэтов Вологды» не было сказано ни слова о России…» Как же не было? Если ни разу не прозвучало слово «Россия», значит, перечисленные «современные поэты Вологды» живут в вакууме и не видят-не слышат, не пишут о времени и месте, в котором живут? Лета Югай — вологодский фольклор на современном этапе; Ната Сучкова — поэт городской окраины (по мнению лектора), населённой «светлыми душами»; Мария Маркова — преодоление пустоты, страха перед этой пустотой небытия; Антон Чёрный, давно переросший в мастерстве пресловутое «Зелёное ведро», переживший испытание Северной столицей и вожделенной Америкой и вернувшийся на Родину. Кто из этого… Читать далее »

Виктор Бараков

Вот и обратитесь к Елене Титовой, «сопоставившей» авторов.

Нина Писарчик

Почему к Елене Титовой? Она не «сопоставила», а представила вологодских поэтов, современников, работающих каждый в своё стиле, интересных, своеобразных, читаемых, известных не только вологжанам, но за пределами региона. Но Ваша критическая статья начинается со слов: «Ольга Фокина в окружении перечисленных персонажей. Мысль о том, что Фокина выглядит в такой компании инородным телом, возникла не только у меня». Почему другие поэты — «персонажи»? Может, Елена Витальевна Титова, практикующий филолог, находящийся в центре, в гуще вологодской литературной жизни, из ума выжила, представляя парий, «персонажей» — вместо реальных поэтов?

Александр

Глубокого алкоголика Мике…а держали до последних дней его жизни на истфаке. Мама и папа его (А.М. и К.А.) были чудесными преподами, но давно умерли. На кафедре говорили: «Держали его (М-на) и держать будем — пока не помрет. В память о родителях. И держали. Помер года три назад, работая в ободранном виде, с запахом перегара идя к студентам.

Нина Писарчик

Да, это проблема «глубокого алкоголика Мике…а» и студентов истфака, которые молча всё сносили. Активность проявляется обычно там, где можно под «ником» вытупать. Но какое отношение всё это имеет в вологодской литературе?

Марина Николашвили -Белавина

Статья грустная и несколько обличающая. Какие-то грани -пропасть- Ольга Фокина и другие. Я малознакома (не знаю правильно ли написала слово?) с творчеством вологодских поэтов, могу читать их имена лишь ВКОНТАКТЕ, но наверное хорошо, что в Вологодской области много поэтических организаций, значит много людей, которым близка поэзия. Люди все творческие, все пишут для определенной целевой аудитории, пишут по-разному. И не нам строго судить, рассудит время. Темы у них разные, я, например, пишу о любви, поэтому слов типа «Россия» у меня нет. Кто-то пишет патриотическую лирику. Сама статья меня заинтересовала, потому что лекцию прочитала Елена Витальевна Титова. Ей я доверяю, её мнению… Читать далее »

Александр

Ай, Моська, знать, она сильна!..

Ирина

Есть союзы настоящие, есть — ненастоящие. Все эти Щекины и есть НЕ.

Нина Писарчик

Вы, Ирина, большой знаток и даже основатель Союзов? Писательских, конечно. И как распознаёте? Наверное, очень много читаете? Иначе как отличить настоящего поэта (писателя) от настоящего НЕ…

Ирина

Нина Пис, я — просто читатель. Тот, для которого и пишут все эти писарчуки. Они-то пишут, но я — голосую против. Не покупаю, не читаю, НЕ Не не.

Нина Писарчик

«Не покупаю, не читаю, НЕ Не не» — так какой же Вы, уважаемая Ирина, читатель? То есть — НЕ читатель!

Ирина

Вас — нет, не читок, не ездок, ненене……

Нина Писарчик

И я Вас — нет. Ни Вы, ни я — не поэты, так что, квиты.

Александр

Ирина, вы круто берете. У нас вообще нет писателей. И союзов — тем паче.

Коричева Вера

Браво, Виктор Николаевич! Полностью с Вами согласна!

Александр

да

Нина Писарчик

Печальный итог таков: вологодская литература (поэзия) закончилась на Ольге Александровне Фокиной. Дай ей, Господи, долгие лета, потому что она действительно достойный поэт, хранитель русского языка, да и человек хороший. Заметьте, господа, ни Титова, ни один из уничтожаемых вами поэтов (хороших, поверьте, поэтов, иначе Е.В. Титова не стала бы портить себе репутацию филолога, критика и знатока современной вологодской литературы), ни я (обгаженная вами только за фамилию) слова плохого о Фокиной не сказали и не скажем. Чего же вы взъярились? «Не читали, не читаем и не будем читать» — вот лейтмотив. А Фокину вы, каждый из вас, когда в последний раз прочёл?… Читать далее »

Карл

Вера.. Неужели Вы с Вашей прозорливостью и чуткостью не видите разрушительную энергию этой статьи, направленной на разрыв связей, на уничтожение преемственности поколений, на оскопление вологодской литературы, уничтожению того, что ещё живо на этом сухом дереве, вологодской литературы, которое уже покрыто где лаком, где плесенью? И старая поэтесса с ее мыслями — лишь оружие в подлых руках этого воина тьмы.

Антон Тюкин

А ещё «идейность», «партийность» и «народность» — прекрасно помню принципы «социалистического реализма», как и речь Максима Горького на Первом Съезде ССП в 1934 году, где этот самый порядком поиздержавшийся на Западе зять чекиста Генриха Ягоды (долги пришлось отдавать поезками на Соловки…) разглагольствовал, что де «задача советского писателя — учить народ СОЦИАЛИЗМУ на положительных примерах, а если их нет — надо выдумать!» — то есть УЧИЛ ВРАТЬ! Не надоело ВРАТЬ? Чёрный — прекрасный поэт, составитель прекрасных анталогий зарубежных авторов, хороший переводчик и вообще ВОСТРЕБОВАННЫЙ КУЛЬТУРНОЙ ПУБЛИКОЙ человек, ибо литература до эпохи «совка» — этого нелепого провала в государственный ФЕОДАЛИЗМ никогда не… Читать далее »

Виктор Бараков

Об Антоне Чёрном в моём тексте нет ни слова, беседовал с ним отдельно. В Ваших рассуждениях фактическая ошибка: термин «народность» возник задолго до социализма, в трудах немецких филологов, а у нас — в работах Н. Гоголя, В. Белинского, В. Кожинова, Ю. Селезнёва и других классиков литературной и критической мысли.

Важа

Не совсем понятно тогда, кто назван персонажами? Все, кроме Антона Черного? А Ольга Фокина — точно «инородное тело»? Как русский писатель о русской поэтессе и критике сказал! Как сказал! Вах!

Карл

Инородные тела — не простое украшенье. Двух сердец одно решение. Вот такие вот дела — инородные тела.