Богатые и бедные в России были всегда. Но такой ужасающей разницы между ними, такого расслоения, как будто люди живут в разных странах, не объединены общей историей, наверное, припомнить сложно. Не покидает ощущение, что идёт необъявленная, но и не запрещённая война богатой части населения за обладание всем общенародным богатством. На чьей стороне успех видно невооружённым глазом. Успешность человека сейчас определяется количеством заработанных им денег. Условно заработанных, конечно. Как можно назвать заработком средства, полученные в результате грабительской приватизации? Они получены в результате отъёма у всех и последующей делёжки в узком кругу. С участием в этом процессе высших должностных лиц государства. В России образовалась антинародная олигархическая власть, которая покуда и не думает трансформироваться в сторону не отъёма, а последовательного возврата хотя бы части незаконно присвоенной общенародной собственности.
Сытый голодного не разумеет, говорят в народе. Хотя, на мой взгляд, мысль эта от лукавого. Ещё как разумеет, когда припрёт, или когда вдруг захочет разуметь. Предстоит ответить на вопрос: на чём возникает это желание помочь ближнему и начать самому жить не по волчьим законам бизнеса, а по законам человеческой морали?
Для кого-то совесть является злым призраком на жизненном пути, а для кого-то – это безусловное ощущение присутствия Бога в человеке, участие высших сил в его земной судьбе.
Нынешняя президентская кампания лишний раз доказала, что во власти в современной России людей с низким или средним достатком нет и быть не может. Все зарегистрированные кандидаты, согласно предвыборному плакату, за прошлый год заработали достаточно много миллионов рублей. Откуда могло появиться у них и появилось ли моральное право говорить от имени большинства населения страны, живущего на несколько порядков (в десятки и сотни раз. – Ю. М.) скромнее? На чём базируется это право людей, идущих во власть, их внутренняя убеждённость в предвыборных обещаниях?
Можно ответить, что и богатые люди бывают с больной совестью. Литераторам за примером далеко ходить не надо, граф Лев Николаевич Толстой, например. Да, в нашем прошлом много было богатых людей с больной совестью. И благодарная память соотечественников их имена сохранила – и в качестве реформаторов общественного строя, и в качестве движителей отечественной экономики, и в качестве меценатов в искусстве. Деятельность одного только Павла Михайловича Третьякова чего стоит! Будучи успешным предпринимателем, коллекционером, он оставил родному городу – Москве галерею русской живописи. К созданию портретов великих современников он на собственные средства привлекал лучших художников, обеспечивая им достойный заработок, а будущей галерее – настоящие шедевры портретного искусства. Теперь это художественная галерея мирового уровня.
Да, другими были богатые. На Россию смотрели как на свой дом, а значит, стремились её богатства прирастить, саму её приукрасить. Недаром смогла так расцвести отечественная культура в дореволюционной России.
А чем буйно расцвело и продолжает цвести и пахнуть искусство современной России, заражённое ядом наживы, особенно на эстраде и театральных подмостках? Мы имеем сейчас сомнительное счастье наблюдать, как агрессивное новое уничтожает драгоценное старое.
Олицетворением возможности гармоничного существования различных по достатку слоёв населения России, служащих одной цели – её укреплению и прославлению, для меня является судьба великого артиста Фёдора Ивановича Шаляпина. Возросший из низов, не без помощи меценатов, национальный по своей сути талант, стал символом величия, мощи русского человека, России, которую, да, потеряли.
После революции была создана советская империя, искусство которой с течением времени впитало и продолжило традиционные для многонациональной страны ценности. Нравственность как основная черта отечественной культуры, пронизывавшей все слои общества, не позволяла оправдывать нажитое нечестным путём богатство.
Богатство, заработанное честным трудом, трудом нескольких поколений, всегда вызывало уважение.
А миллиарды, наворованные в смутные времена на несколько поколений вперёд в разоряемой, гибнущей стране (а где и когда ещё можно столько украсть!), до сих пор вызывают справедливое негодование и ненависть у честного человека, для которого Родина – не пустой звук. А как иначе? Её природные богатства всегда мыслились в качестве общего достояния, завещанного общими предками, в качестве основы для безбедного существования будущих поколений.
Слой сверхбогатых людей в современной России, называемых олигархами, ежегодно уводит за рубеж суммы, способные при разумном использовании решить любую внутриполитическую задачу, уничтожить ужасающий разрыв между бедными и богатыми. Да и внешнеполитические задачи государством, в котором царят согласие, закон и порядок, решались бы в этом случае без наглых унижений со стороны внешних противников. При понимании того, что в стране создана пропорциональная капиталам опора на все слои населения, что роль компрадоров свелась к нулю, расколоть Россию ни социально, ни политически не удастся.
Власть в стране не должна ходить на поклон к богатым. Богатые должны сами способствовать решению поставленных властью задач, предлагая для этого и свою энергию, и свои капиталы. И этот поворот «в мозгах», в механизме управления государством давно назрел. «Абрамовичи» и «прохоровы» должны войти в историю в качестве презираемых всеми соотечественниками символов бессовестности и агрессивного бесстыдства.
Нужны другие богатые. Их капитал должен работать в России, оставаться на родине, служить ей опорой и в дни благоденствия, и в трудные и подлые времена. Главной отличительной чертой других богатых от нынешних олигархов должно стать служение России и в радости, и в горе.
Не на словах, а на деле. Тогда по праву им может быть присвоено звание элиты нации.
На деятельной любви к своей стране, к своему народу и происходит консолидация общества. Сытый должен разуметь голодного.
Кто-то воскликнет: какая наивность!
Кант говорил: «Я знаю два чуда на свете: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас». Наивность моя обусловлена нравственным законом, живущим в каждом человеке. Сильнее его на Земле ещё ничего не было. И не будет.