Александр Грязев (1937-2012) СЛАВА ТЕБЕ, РУСЬ! Исторические этюды
Дон-река несет свои воды в Азовское море, Днепр в Черное, Волга питает Каспий, а Западная Двина течет в Балтику. Но все эти реки берут начало на российской земле, в самом сердце Руси. Все они питаются от ее светлых родников.
* * *
Не надо кричать о любви к России и ко всему русскому. Во всяком таком крике есть что-то фальшивое, ряженое. Русь, Россию надо просто любить. Как любят родную мать, но никогда громко не говорят об этом.
* * *
Есть, существует и действует украинский национальный театр, есть грузинский, узбекский, удмуртский, кумыкский, эстонский и многие другие. А куда делся наш русский национальный театр? Есть ли сейчас в России современная русская национальная опера, балет, драматургия, телевидение? Существует ли вообще сейчас русское национальное искусство?
* * *
Каких только драм и трагедий не пришлось перенести России за долгие века своей истории. Тем более удивительна одна черта русского характера: смеяться над самим собой при любых жизненных обстоятельствах и в любой темноте видеть свет впереди, как усталый путник в ночной тьме видит свет в окошке и идет на этот огонек.
* * *
Как часто бывает коротка человеческая память. Даже на былые трагедии с высоты прожитых лет люди глядят без особого волнения. Конечно, это касается поколений, идущих за теми, кто пережил, например, войну, голод, разруху.
Не случится ли так через много лет с воспоминаниями о последней Отечественной войне, и она не будет восприниматься с болью, как не воспринимается сейчас Отечественная война 1812 года со всеми ее трагедиями и ужасами, которые сопровождают всякую войну, а подлец и преступник Наполеон, виновный в бессмысленной гибели сотен тысяч людей разных народов, возносится до высот чуть ли не великой личности?
* * *
Случайно раскрыл музыкальный энциклопедический словарь издания пятьдесят девятого года на слове «гимн» и сделал для себя открытие.
Государственный Гимн – торжественная песнь Советского Союза – впервые прозвучал первого января сорок четвертого года. Тогда же в сороковые годы были созданы гимны всех союзных республик: Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Молдавии, Таджикистана, Литвы, Туркмении, Узбекистана, Украины, Эстонии.
Не было в этом перечне только российского гимна.
Как же такое могло случиться? Кто лишил Россию ее торжественной песни?
* * *
Никогда не скудела талантами земля Русская. Почитайте «Слово Даниила Заточника», написанное им своему князю Ярославу восемьсот лет назад. Оно написано настоящим писателем.
Как образна его речь! Сколько в ней пословиц, поговорок, мыслей! Сколько народной мудрости! Что ни строчка, то золотинка, что ни страница, то россыпь слов и выражений древнерусской речи!
Но более всего поразительна современность «Слова». Да, так написать мог только большой русский писатель. Он им и был – Даниил Заточник, этот «разумом обилен», широко и глубоко образованный человек. Знавший, как и поле вспахать, и как полки уставить на поле битвы, хорошо знакомый с литературой своего времени и книгами древних авторов.
Даниил Заточник, как писал о нем В. Белинский, был «…из тех личностей, которые, на беду себе, слишком умны, слишком даровиты, слишком много знают
и, не умея прятать от людей свое превосходство, оскорбляют самолюбивую посредственность; …словом, одна из тех личностей, которых люди сперва хвалят
и холят, потом сживают ее со свету и наконец, уморивши, снова начинают хвалить». Разве не современно?
* * *
Менялись на Руси цари, потом генеральные секретари, а теперь вот президенты. Но Русь вечна – вот в чём благодать! И жить и трудиться надо для России!
* * *
Диссидент Синявский, обозвав свою родину Россию непотребным словом, сказал, что она выгнала его за свои пределы. Но этот писатель, учёный и, как видно, человек мелкотравчатый, так почему-то и не понял, что Россия тут ни при чём. Его выгнала власть, которая в то время правила страной, да и страна называлась Советским Союзом, Как много ныне людей, бросающих камни в русскую сторону и путающих Россию с её правителями.
* * *
Иногда кажется, что всё, что с нами происходит в начале двадцать первого века, уже когда-то происходило. Дело, конечно, не в каких-то отдельных деталях, но в удивительной схожести явлений дней столетней давности с днём сегодняшним.
Так, читая старый, еще дореволюционный журнал «Светоч» за 1911 год, издаваемый учеником Достоевского и вологжанином Александром Васильевичем Кругловым, я наткнулся на одно четверостишье неизвестного автора, написанное «во дни свобод», которое мне показалось очень современным:
«Была суровая цензура,
Теперь свободная печать.
Тогда была литература,
А ныне… стыдно и назвать»
* * *
Плохие дороги и дураки есть в любой стране.
* * *
Одна старая крестьянка, много лет живущая одиноко в своём старом же деревенском доме, на вопрос о том, что ей, наверное, тяжко жить одной, ответила: «А я не одна – я с Господом».
Через много лет я прочитал о том же у русского мыслителя Василия Розанова в его «Уединенном», вышедшем в начале прошлого века: « Одному лучше – потому что, когда один – я с Богом».
Старая женщина, конечно же, не читала философские размышления Розанова, но думала точно также. Это и есть, наверное, народная мудрость.
* * *
Лев Николаевич Толстой написал однажды в своём дневнике, что «…думая о той славе, которую приобретут мои сочинения, я говорил себе… Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире. Ну и что ж?… И я ничего не мог ответить»…
А через сотню лет после великого русского писателя газеты, радио и телевидение с радостным ликованием сообщают нам о замечательных, по их мнению, событиях: российские футболисты выиграли очередной матч у какой-то зарубежной команды, а фигуристы стали чемпионами мира, теннисистки же победили всех зарубежных соперниц, в Москву приехал знаменитый английский певец и будет выступать аж на Красной площади, одна наша поп-певица на днях развелась со своим очередным мужем, а другая в очередной же раз скоро выйдет замуж, из-за океана прилетает американская поп-дива и даст всего один концерт в Москве… И вся эта мещанская дешёвка выдаётся за великие духовные ценности…
Да пусть к нам приезжают хоть все так называемые «звезды» мирового кино или эстрады, а наши спортсмены на следующих Олимпийских играх завоюют всё «золото» мира… Ну и что? – скажем и мы, как когда-то Лев Николаевич Толстой.
* * *
У знаменитого русского поэта прошлого века Игоря Северянина есть замечательное стихотворение «Весенний день», написанное им в апреле 1911 года. Прочитанное мною однажды, оно запало в душу навсегда:
Весенний день горяч и золот, –
Весь город солнцем ослеплён!
Я снова – я: я снова молод!
Я снова весел и влюблён!
Душа поёт и рвётся в поле.
Я всех чужих зову на «ты»…
Какой простор! Какая воля!
Какие песни и цветы!
Скорей бы в бричке по ухабам,
Скорей бы – в юные луга!
Смотреть в лицо румяным бабам,
Как друга целовать врага!
Шумите, вешние дубравы!
Расти, трава! Цвети, сирень!
Виновных нет: все люди правы
В такой благословенный день!
Вот истинно русская и православная душа поэта
* * *
Со времени первого издания в 1800 году «Слова о полку Игореве» об этом гениальном произведении древнерусской литературы написаны тысячи исследований, статей, диссертаций и прочих научных трудов. Сделаны десятки переводов «Слова», и поэтических, и прозаических, написаны целые книги и монографии. И поток этот в наше время все еще не ослабевает.
На все лады разбирается чуть ли не каждое предложение «Слова». Занимаются этим и ученые мужи, и самодеятельные дилетанты. Все, кому не лень, упражняются
на «Слове» в своем красноречии и многомудрии, примеряют его на себе, как одежду. Договорились уже до того, что стали сомневаться в подлинности «Слова», а враги всего русского утверждать, что происхождение «Слова» и вовсе иноземное.
Так не пора ли остановиться, братцы? Не пора ли оставить в покое нашу национальную святыню? А всякое дальнейшее «препарирование» «Слова» считать издевательством над ним.
Ведь никому сейчас не приходит в голову с научными целями разобрать по кирпичику церковь Покрова на Нерли или храм Василия Блаженного. Но не будем забывать, что и это в голову кое-кому уже приходило!
* * *
Ученый Ю.Афанасьев в «Литературной газете» от 15-го ноября 1993 года написал следующее: «Я считаю, что до тех пор, пока, например, не будут в России стоять памятники немецким солдатам, погибшим здесь во время войны и у них не будут лежать цветы, мы не излечимся как нация».
По-моему, так может говорить только человек без роду и племени или ярый русофоб, коим и является, очевидно, Афанасьев. Ему подобные говорят еще, что если бы победили немцы, то в России пили бы баварское пиво. А кто бы пил? Конечно, немцы!
К счастью, так думают только отдельные русоненавистники, да и то с уродливым сознанием, но никак не народ наш.
Ведь для нас, русских, и всех народов России последняя война была не просто второй мировой, а Великой Отечественной. Немцы же и иже с ними для нас – захватчики. Их никто к нам в Россию не звал. Как не звали наши предки в пределы Руси половцев, татар, поляков, французов, шведов и прочих «захватчиков подлых».
Так что же, теперь на русской земле мы должны ставить памятники варварам Батыя, Мамая и Тохтамыша, солдатам Стефана Батория, Карла Двеналцатого и Наполеона, а на Дальнем Востоке японским самураям?
Осиновый кол им в назидание потомкам, а не памятник! Нация наша не больна! Лечиться же надо господам «ученым» Афанасьевым и всем им подобным.
* * *
Русская семья веками держалась на власти отца и добром, нравственном образе жизни матери. Потому и была крепка.
Отечество наше — семья с тысячелетней историей, в которой государь был строгим, но справедливым и заботливым отцом.
Вот почему президенство , как форма правления, чуждо России. Ей нужен не президент, а государь. Ибо только государь может быть отцом нации. Президент же – приходящий папа.
Государь – это стабильность в стране при многообразии общественных мнений. При нем отпадает необходимость будоражить народ бесконечными выборами и возбуждать в обществе предвыборные и пагубные для душ человеческих страсти.
Светлое будущее России — Православная Монархия. Государственное устройство, в коем жила Святая Русь целое тысячелетие.
* * *
В России и особо в городе Костроме в 2013 году намечено большое празднество по случаю 400-летия царской династии Романовых. Но, к сожалению, в планах будущего праздника не достаёт одной, но очень важной, на мой взгляд, детали.
А всё дело в том, что в этом городе – колыбели династии-до сих пор в сквере рядом с площадью Конституции на возвышенном месте стоит памятник Якову Свердлову (Янкелю Розенфельду) – одному из главных палачей и организаторов ритуального убийства иудействующими большевиками последнего русского Государя Николая Второго и его семьи. Так о каком же празднике и о каком торжестве может идти речь? Ведь пока в Костроме стоит монумент кровавому палачу русского народа и его Государя, любое празднование юбилея Дома Романовых будет оскорблением памяти святых царских мучеников и нашего русского национального достоинства.
А чтобы торжества в 2013 году прошли во всей полноте, то будет справедливым снести монумент Свердлову и убрать скульптуру Ленина-Ульянова-Бланка с постамента памятника в честь 300-летия династии Романовых, который в своё время сто лет назад не был достроен, а в 1928 году на его пьедестале появилась фигура Ленина. Вполне логично и справедливо будет её убрать и установить на этом месте шатровое навершие с двуглавым орлом – символом России, как и было задумано автором проекта академиком А. И. Адамсоном в начале прошлого века.
Необходимо также восстановить на центральной площади Костромы памятник первому царю из рода Романовых Михаилу Фёдоровичу и его спасителю, национальному русскому герою Ивану Сусанину.
Вот тогда и можно будет праздновать 400-летие Дома Романовых с чистой совестью.
* * *
На пороге XXI века очень много было размышлений о русской национальной идее и поисках ее.
А чего ее искать, ежели идея эта давно известна и заложена в Русском Православии.
Посмотрите на «Троицу» Андрея Рублева, древнерусского изографа-живописца, писавшего эту икону в 1427 году, где изображено явление трех ангелов простому кочевнику Аврааму.
Этот образ «Ветхозаветной Троицы» перешел в древнерусское искусство иконописи от Византии. Он и написан по византийскому канону.
На иконе левый ангел символизирует Бога Отца, благословляющего трапезу и жертвенную чашу. Средний ангел символизирует Иисуса Христа, жестом десницы отвечающего Отцу согласием. Правый ангел – Дух Святой. И мы не видим, а скорее угадываем, что все они находятся в незримом круге – символе жизни.
Над левым ангелом художник изобразил дом, как символ «божественного домостроительства» – Вселенной, а отсюда и всечеловечности русского национального характера.
Над средним ангелом – дерево, как «древо Креста», а над правым ангелом изображена гора, как символ всего возвышенного в душе человеческой, а, стало быть, и в русской душе.
Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой и есть Троица – Бог, единый в трех ипостасях. В этом-то триединстве и состоит суть русской идеи.
А известный государственный деятель России Сергей Семенович Уваров еще в девятнадцатом веке изложил ее так: «Православие, самодержавие, народность».
Да и государственное трехцветное знамя России (не нынешнее торговое и перевернутое голландское, а именно русское) тоже символизировало русскую национальную идею. Полотнище флага было трехполосным – бело-желто-черным. Белая полоса означала чистый свет Православной веры, желтая или золотая полоса – символизировала самодержавную власть, черная же – отчую землю, на которой мы живем и которая нас кормит.
Указом императора Александра Второго от 1 января 1865 года цвета белый, оранжевый (золотой) и черный объявлялись государственными цветами России.
Так что русская идея давно обозначена и сформулирована. Осталось только ее осуществить.
* * *
Откройте Евангелие от Иоанна и там в пятнадцатой главе прочтете такие строки:
«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».
Слова эти из «Заповеди о любви».
«За други своя», «Сам погибай, а товарища выручай», — так согласно заповеди Христовой говорили и поступали издревле на Святой Руси.
«Каждый выживает в одиночку», «Это его проблемы», — так всегда говорили и поступали на Западе. По таким либеральным правилам и сейчас живут люди в Европе и Америке.
«Последний герой» у них часто становится тот, кто построил свое счастье на несчастье других. Для нас же такой человек – последний негодяй.
Свои правила и законы человеческого общежития западники вдалбливают сегодня в головы народов России. Устоим ли? Надо устоять!
* * *
«Россия – вперёд!» — это призыв часто звучит с некоторых пор на праздничных митингах, со страниц российских газет, экранов телевизоров и даже из кабинетов первых чиновников нашего государства. Предлагается даже создать общественно-политическое движение под этим названием. Все зовут Россию вперёд, но вот куда «вперёд» — об этом ни слова.
Замечательно высказался по этому поводу ещё в девяностых годах девятнадцатого века Антон Павлович Чехов: «Если вы зовёте вперёд, то непременно указывайте направление, куда именно вперёд. Согласитесь, что если, не указывая направления, выпалить этим словом одновременно в монаха и революционера, то они пойдут по совершенно различным дорогам
Надо ли говорить, что совет великого русского писателя актуален и для сегодняшнего дня.
Историки давным-давно подсчитали число пережитых Россиею войн. Цифры эти впечатляют. Так, с 1228 года по 1462-й (по В. О. Ключевскому – Ф. Нестеров. «Связь времен») на Руси было 160 войн. В 16 веке Русь воевала 43 года, в 17-м – 48 лет, в 18-м – 56, в 19-м веке тоже не один десяток лет и, наконец, войны прошлого двадцатого столетия.
Набеги полоцких и татарских орд, походы отрядов ливонских рыцарей и Речи Посполитой, войск шведов, немцев, поляков, венгров, румын, французов, англичан, турок, японцев, американцев, итальянцев, испанцев и многих иных… С кем только не приходилось воевать россиянам, защищая Матушку-Русь! И удивления достойно то, как мы вообще смогли после всего этого выжить! Ведь каждая война убивала самый цвет нации: юношей и молодых мужчин.
Но ещё более достойна восхищения и уважения русская нация за то, что, пройдя через такие страшные испытания, она не только выстояла, но сумела не ожесточиться и сохранить в себе мирное начало – основную черту русского характера.
Слава тебе, Русь Православная! Живи вечно!