Полина Иванова (9 класс Огарковской средней школы) КАК ВСЕ ЭТО СЛУЧИЛОСЬ? Эссе
«Чем столетье …интересней для историка, тем для современника печальней»,- это мудрое высказывание поэта Николая Глазкова пришлось мне по душе, потому что оно сродни моим размышлениям о том, какой след оставили Февральская и Великая Октябрьская социалистическая революция, а также коллективизация в судьбе нашей многострадальной Родины в целом и родной Вологодчины в частности. Эпоха войн и революций для историков, описывающих эти события, несомненно, представляла огромный интерес, потому что во время революции рушились устои большой многонациональной страны, где был царь-батюшка, где русские офицеры, солдаты и матросы сражались за веру, царя и Отечество, где высоко ценился труд учителя, доктора, инженера. В начале двадцатого века наша Родина находилась на подъёме, в лучшей поре своего развития. И наше крестьянство было сильно трудом и терпением своим, традициями семейными, привязанностью к земле-матушке, которую нельзя покинуть, ведь никто другой не сбережёт её, не сохранит…
Россия была оплотом православия, вера в народе была сильна, по воскресеньям люди ходили в церковь, молились, исповедовались, причащались. Причём дорогу к храму знали все: и представители русской интеллигенции, и крестьянство, и рабочие. Эти рабочие и крестьяне, которые до революции были, в основном, законопослушны, потому что, как говорится, под Богом ходили, царя-батюшку почитали, как отца родного, служили верой и правдой и ему, и Отечеству во время русско-японской, Первой Мировой войны, вдруг подняли бунт, «бессмысленный и беспощадный», запели «Интернационал», взяли в руки оружие и повернули его против царского режима с лозунгом: «Мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем!» Только одно непонятно: как тот, кто «был ничем», вдруг стал «всем», причём за такой короткий срок! Немыслимо! Спустя столетие после этих исторических событий мы можем лучше понять их причину, их суть, их последствия, не только читая труды историков, но и изучая художественные произведения на эту тему, просматривая и обсуждая документальные и художественные фильмы, знакомясь с произведениями изобразительного искусства. Именно разные виды искусства и исторические документы помогают нашим современникам ответить на вопрос: «Как всё это случилось?» Случились две революции, Гражданская война, а век двадцатый стал «веком-волкодавом», потому что унёс жизни миллионов русских людей, смелых, мужественных, трудолюбивых, умеющих постоять за своё Отечество.
Об этом рассуждает Василий Иванович Белов в своей трилогии «Час шестый». Автор не раз говорил с высоких трибун партийных съездов о геноциде русского народа, и не всем нравилось то, как он это говорил, особенно сильным мира сего. Это был крик души сильного духом и мужественного писателя, поднявшего свой голос в защиту русского народа, а особенно- нашего крестьянства. Ведь именно крестьянство кормило и поило всю Россию плодами трудов своих и представляло собой большую часть населения. В романах-хрониках «Кануны», «Год великого перелома» и «Час шестый» Белов правдиво и точно описывает жизнь вологодских крестьян из деревни Ольховица и Шибаниха в двадцатые-тридцатые годы прошлого века.
В «Канунах» мы видим вечных тружеников, которых власть ещё не успела поделить на кулаков, середняков и бедняков. Все эти люди живут дружно, во всём помогая друг другу. Это у них называется «помочи». Как жаль, что это явление сейчас редко можно встретить, а ведь всем миром всё делать легче: и строить мельницу, и обрабатывать землю, и собирать урожай. Недаром все земляки с готовностью откликнулись на просьбу Павла Рогова сообща построить мельницу и молоть зерно в своей деревне, у своего мельника. Хотя и не в урочный час задумал Павел благое дело («всё равно ведь отберут»), люди стали помогать ему.
Не забывали односельчане и о том, что среди них есть такие, как старик Носопырь и нищенка Таня. Носопырь побирается, христарадничает и поэтому без куска хлеба не остаётся, а Таня водится с чужими ребятишками, тем и кормится. За общим столом и им находится место, причём земляки устраивают так, чтобы «ухажёр» Носопырь всегда оказывался поближе к Тане и мог уделить ей внимание. Так односельчане помогают им создать свою семью на склоне лет, справедливо смекая своим крестьянским умом, что вдвоём-то веселее будет.
Особой теплотой и любовью наполнены эпизоды, в которых рассказывается о женитьбе Павла Рогова на Вере Ивановне, которую автор так и величает на протяжении всего повествования. Писатель любуется их отношениями, где о любви много не говорят, а показывают её заботой, уважением и вниманием друг к другу. Молодые много трудятся, Вера Ивановна во всём поддерживает мужа, а когда его раскулачивают и отправляют на спецпоселение на Печору, верно ждёт его. Павлу удалось бежать, он рвался к себе на родину, которой его несправедливо лишили, он хотел увидеть свою семью. В деревне открыто показаться он не мог, поэтому стал прятаться у деда Никиты, в лесной избушке, где тот приютил его, зная, что это небезопасно, что Павла ищут и рано или поздно найдут. Так и случилось. Павла Рогова выследили, но ему опять удалось уйти, а на пути преследователей оказался дед Никита, который был убит. Как всё жестоко и несправедливо! Людям не дают спокойно жить и работать на своей земле, их преследуют, облагают налогами, их выселяют, обрекая на смерть в пути или от непосильного труда, им не дают вернуться домой.
Помимо трудолюбивых и порядочных Роговых, автор рассказывает нам и о семье Евграфа Миронова, которого незаконно поместили в вологодскую тюрьму, выгнав из собственного дома. Пока он отбывал наказание, с его дочерью Палашкой случилось то, чего, возможно, не произошло бы при муже и отце: Микулёнок, который, казалось бы, должен своим добропорядочным поведением олицетворять справедливость Советской власти, интересы которой он представляет, обманул влюблённую в него девушку, бросил беременную, зная о том, что живёт она с матерью у Самоварихи, что отец её в тюрьме. Так Микулину было спокойнее, чем разделить трудную судьбу Палагии, которой односельчане за «блуд» то и дело мажут ворота дёгтем. Так автор показывает разрушение крестьянской семьи, её устоев, а всё это произошло потому, что народ потерял веру в Бога, его лишили этого.
Отец Палашки после освобождения из тюрьмы был на всё готов, лишь бы быстрее вернуться домой, где, чуяло его сердце, не всё ладно и складно. Евграф даже устроился работать золотарём, чтобы скопить денег на дорогу в деревню и на гостинец внуку «Витальке». Он идёт домой босой, оборванный, пропахший нечистотами, но с гостинцем. С возвращением отца и мужа жизнь семьи наладилась, но в родной дом их не пустили: там уже жили люди, которые служили Советской власти. Так была поругана честь дочери Евграфа Миронова, честь его семьи, его честь. Нет в людях веры и милосердия, а есть слепое следование идеям Советской власти, которая даёт дорогу тем, кто «был ничем».
Белов объясняет это и в эпизоде, когда люди по приказу свыше пытаются сбросить крест с колокольни и у них ничего не получается. Нельзя народу без веры в Бога, нельзя церковному куполу без креста. Вот тогда и начнётся мракобесие, которое описывает автор в заключительной части трилогии, где рассказывается, как местный священник, «поп Рыжко» был сослан на спецпоселение в Прилуки, в монастырь, где занимался тем, что вывозил тела погибших от холода, голода и болезней людей, с которыми разделил горькую судьбу «выселенца». Вера в Бога дала ему силы душевные не сломаться и остаться человеком, помогать людям, которым было ещё хуже, чем ему, с его дополнительным пайком.
Василий Иванович Белов поведал нам эту горькую правду о становлении Советской власти на русском Севере, о красном терроре, о беззаконии, о том, как жестоко и безрассудно обошлись с лучшим, что у нас было до революции- с православным крестьянством, его бессмертной душой. А на вопрос: «Как всё это случилось?» нет нам ответа…
Но русский народ сохранил свои силы, ценой ужасных лишений и жертв восстановил разрушенную революциями и Гражданской войной страну. И даже, невзирая на жесточайшие антицерковные и антихристианские гонения, сохранил веру, показав миру своих новомучеников и исповедников пред лицом богоборческой власти.
Сейчас, в современной нам России, всё вернулось на круги своя: восстановлены монастыри и храмы, работают воскресные школы, в воинских частях и в местах лишения свободы построены церкви, во время праздничных богослужений присутствуют президент страны и премьер-министр, наша русская армия и флот сильны и могущественны, большим уважением и почётом окружены люди труда. Но той России начала двадцатого века, которая напоминает о себе в трудах историков и произведениях литературы, нет и никогда уже не будет. О безвозвратности минувшего очень проникновенно написал поэт Геннадий Шпаликов:
По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне,
Не найти того, что ищем,
Ни тебе, ни мне…
Работу выполнила ученица
9 «а» класса
Иванова Полина Андревна
Научный руководитель
Зеленина Ольга Александровна
Огарково
2017