Гурий Судаков: ЧТО ВПЕРЕДИ У РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ? Вместо предисловия к сборнику лауреатов конкурса «Все впереди» 2017 года
Кажется, любой литературный конкурс (а их сейчас проводится немало: местных, межрегиональных, всероссийских) стремится ответить на вопрос, вынесенный в заголовок. «Всё впереди» – так мудро отвечал Василий Иванович Белов на вопрос, волнующий каждого, кто спешит заглянуть за непреодолимую грань, отделяющую серенькое «сегодня» от лучезарного «завтра».
И всё же в «завтра» заглянуть можно. Об этом свидетельствуют проводимые ежегодно Беловские чтения (в 2017 году это будут четвертые) и Всероссийский конкурс современной прозы им. В. И. Белова «Всё впереди».
На чем основываются наши оптимистичные надежды? Во-первых, растет круг читателей и почитателей литературы: литературный марафон «Вологда читает Белова» (23 октября) проводится уже на трех площадках, к взрослым «Беловским чтениям» присоединились Малые Беловские чтения, в нескольких школах организуются дискуссионные мероприятия, а молодежь обсуждает в интернете вопрос «Современен ли Белов?» Если есть читатель, есть общественная потребность в литературе, причем не как в средстве развлечения, а как в наставнике, в учителе, в пророке. Во-вторых, увеличивается число пишущих, и пишущих грамотно, с соблюдением законов писательского мастерства. Правда, профессиональный уровень участников конкурса «Всё впереди» остается прежним. Но «от малого большое зарождается», «по крупице и птица собирает», «по капле дождь, а дождь реки поит: реками море стоит».
Чем же интересны авторы, чьи произведения вошли в число лучших?
Во-первых, их отличает «честное отношение к слову», чему учил Н. В. Гоголь. Они создают прекрасные пейзажные зарисовки, они помнят, что в живом мире есть звук, цвет и запах. И этому читатель верит не меньше, чем правде характеров и ситуаций. В этом смысле выделяется «опытное перо» москвича Николая Иванова: прекрасный язык, великолепные метафоры и сравнения, колоритные герои заставят читателя плакать и смеяться, особенно баба Зоя из рассказа «Свете тихий». Баба Зоя из тех русских женщин, которые всем существом осознают, что «без меня моя деревня неполная», что внук-то её погиб, как и его мужественные предки, тоже за тихий, мирный свет над родной деревней, как же можно из неё уезжать. Вологжанин Сергей Багров в повести «Колокольчик» рисует три разные по стилистике картины действительности, в которой проживает его герой Николай Маков. Начало повести – предвоенная деревня, почти лубочная картина, автор использует форму сказа. Вторая часть повести написана в стилистике «беспощадного» реализма: война и человек на войне, героизм и предательство. Остроту действию придает антагонизм характеров Николая Макова и Лёвы Куряева, по вине которого Николай оказывается заключенным в Опокском лагере, где за год из 3323 человек умерли от холода, болезней и недоедания 480. Но герой выживает, и на последней странице повествования он снова встречается с любимой. Через всю повесть в любой обстановке Николая поддерживает, как ласковый звон колокольчика, чувство любви к его верной Лёльке, поэтому и называет её для себя Колокольчиком.
Во-вторых, наши авторы хорошо знают жизнь, писательство – не единственная их профессия. Радует психологическая точность в описании поведения героев в зависимости от складывающихся обстоятельств. Рассказ Юрия Лунина «Три века русской поэзии» (наши читатели наверняка вспомнят поэтическую антологию с этим же названием) поражает глубоким психологизмом в передаче процесса пробуждения поэта в семнадцатилетнем юноше. Боль, с которой он познакомился в больнице, распахнула в его сердце какую-то тайную дверь, в которую сразу ворвалось понимание и переживание поэтических строк: стихи он не просто слышит, он их переживает и запоминает сразу, собственные произведения складываются у него не строчками, а блоками. Он начинает по-другому воспринимать окружающий мир и рад этим открытиям. Он много чувствует нового, не похожего на свои прежние ощущения: «Мир – это рай. Я в раю!» В один день вмещается безграничность событий и переживаний: впервые поцеловал девушку, впервые влюбился, впервые побывал на церковной службе. И хотя родители видели его уже студентом строительного института, но он понял: «он готов лишь к одному – к бестолковой и великой судьбе поэта».
В-третьих, наши авторы – добрые люди, даже если они пишут о людях прошлых столетий. «Русская звезда» Константина Гнетнева посвящена патриотам Русского Севера, благоустраивающим свою землю в пореформенной стране. Трогательный рассказ «Бабьи яблоки» о поведении матерей, спасающих от голода своих детей в условиях фашистской оккупации, публикует Анна Чернецова. Искренность переживаний за своих героев, сочувствие к их судьбе подкупают в цикле невыдуманных историй Владимира Воробьева.
Наши конкурсанты – люди разного возраста, но, пожалуй, преобладает молодежь, впервые участвующая в конкурсе. Пожелаем всем им успехов в этой великой, жертвенной и прекрасной профессии писателя!