Дарвина Игнатенко, Виктория Горяйнова ПРЕДАТЕЛЬСТВО
Фильм «Предательство» А. Медведева: о недочеловеках без чувства Родины
На заседании Национального антитеррористического комитета Федерального оперативного штаба 9 декабря 2025 года директор ФСБ Александр Бортников заявил: «Скоординированными действиями силовых структур в текущем году предотвращено 374 террористических преступления, в том числе 273 теракта…» [5].
Только с начала 2026 года силами ФСБ в России было предотвращено 8 терактов, разрабатываемыми спецслужбами Украины. СБУ вербуют как иностранных граждан Средней и Центральной Азии, так и наших соотечественников. 12 января в Пермском крае задержали гражданина России, планирующего подорвать железнодорожный мост [19], 14 января в Санкт-Петербурге задержали гражданку России, которая собиралась убить сотрудника ОПК [3], 17 января в Хабаровском крае и Кабардино-Балканской республике — теракты против предстателей органов власти и силовиков [17], 20 января ликвидировали мужчину, причастного в подготовке теракта против военного в Ставрополе [15], 21 января задержали мигрантов из Центральной Азии, собиравшихся напасть на отдел полиции в Уфе [16], 27 января предотвращен теракт, на железной дороге в Свердловской области, подготовляемый гражданами РФ [18], 29 января ФСБ уничтожила боевиков, готовивших подрыв ж/д в Дагестане [2], 3 февраля задержали иностранца, который должен был взорвать объекты энергетики в Подмосковье [14].
В некоторых случаях завербованными оказываются обманутые мошенниками люди, которые, чтобы вернуть свои деньги, готовы на все, но в большинстве на теракт соглашаются ради «легких» денег.
1 февраля 2026 года на платформе «Смотрим» состоялась премьера документального фильма Андрея Медведева «Предательство» «о гражданах страны, осужденных за террористическую и экстремистскую деятельность, о тех, кто предал родных, близких, родину…Съемки прошли в исправительных учреждениях, тюрьмах разных регионов» [1], — сказано в описании фильма. Медведев вел беседу с теми, кто поджигал железные дороги, вертолет, кто посредством теракта убил несколько десятков людей. И тут может возникнуть вопрос: «Зачем давать слово убийцам и террористам?». На наш взгляд, ответ простой — важно не то, что им слово дают, главное, как и кто это слово им дает. Главное, что хотят сказать этим фильмом. После просмотра только у защитников «всего живого» может появиться сострадание к этим «материальным скотам» (Н.В. Гоголь) и беспринципным «темщикам», которым «ни горячо ни холодно от того, что будет у нас чуть больше территории или будет чуть меньше» [1], ведь их интересует только наличие круглой суммы в кармане.
Почему же так важно, кто дает это слово? Согласитесь, «предатель», «предательство» – слова громкие, которые уже показывают четкую позицию Медведева. Но если бы этот фильм снимал Дудь* (Минюстом России признан иноагентом), то настроение, эмоциональный окрас, посыл кардинально отличались от того, что хочет донести до зрителя режиссер фильма. Или же возьмем К. Собчак. В 2021 году она взяла интервью у скопинского маньяка и вела с ним чересчур милую беседу, а в конце 2025 года на ее канале вышло интервью с Евгенией Хасис, отсидевшей 16 лет за соучастие в двойном убийстве адвоката Маркелова и журналистки Бабуровой. Хасис вышла из тюрьмы только 25 ноября, а 2 декабря проходили съемки, 8 декабря видео с ней было загружено в сеть. Тут лишь бы актуальность громкой темы не потерять, а на моральные принципы наплевать. И здесь мы делаем акцент не на самой Хасис, которая раскаивается в содеянном, а на вступительной речи Ксении Анатольевны: «О сегодняшнем выпуске будут говорить много, будут говорить по-разному, он вызовет очень противоречивую реакцию, поэтому я хочу четко с самого начала обозначить свою позицию…На этом канале мы исследуем и будем исследовать, в том числе, психологию зла, и я не считаю, что журналисты не должны этого делать… Во всем мире есть практика говорить даже с террористами и маньяками… Я до сих пор считаю интервью со скопинским маньяком одной из лучших моих работ…» [13]. Получается, Собчак исследует психологию зла, а не занимается «хайпом на горе» (комментарий Платона Беседина к интервью со скопинским маньяком).
И все же, кто тот человек, который дал слово терористам? Андрей Медведев – журналист ВГТРК, заместитель генерального директора по радиовещанию. C сентября 2024 года — председатель комиссии по культуре и массовым коммуникациям Московской городской думы. В декабре 2025 года президент Владимир Путин присвоил Медведеву звание заслуженного журналиста России.
За все годы своей работы Андрей Андреевич не раз снимал в тюрьмах осужденных террористов, но лишь сейчас (видимо, поняв, что нужно показать проблемы духовно-нравственных ценностей молодежи) решил создать фильм о предателях. «Когда мы снимали фильм “Предательство” то я снова вспомнил те, давние интервью. В фильме есть два совершенно поразительных персонажа, которые любого из моих собеседников прежних лет, легко по уровню цинизма переплюнут. Впрочем, тоже, сочувствия не вызывают никакого» [6], — сказал Медведев еще до премьеры.
И что же руководило предателями, когда они соглашались на такие преступления? Всё просто. Легкие и быстрые деньги. И без просмотра фильма любой здравомыслящий человек поймет, что умом почти все террористы не отличаются. Глупые, психически нездоровые существа, способные выполнить любое задание вражеской стороны за любые деньги. Да, можем сказать, что некоторые террористы далеко не глупые (Трепова* (внесена в РФ в перечень террористов), например, хорошо сдала ЕГЭ, самостоятельно поступила в вуз). Но то, что их отличает, — явно нездоровая психика. Чего только стоят рассуждения одного из поджигателей вертолета: «Рассчитывали, если поймают, то сядем на 3 года, максимум на 4. В принципе, это не критично в нашем возрасте» [1]. Размышления в целом вполне характерны для преступников. Удивительного мало. Так же, как и мысли о переезде в Европу, основанные на том, что «люди говорят, что там хорошо» и «в России ничего лишнего репостнуть в соцсетях нельзя» [1]. Один из террористов сказал: «Это такая родина, где сажают за просто так» [1].
В фильме была приведена статистика за 2019 год, согласно которой в России за год за высказывания в социальных сетях было арестовано 400 человек, в то время как в Великобритании – 3300 [1]. Также в фильме озвучили цифры на 2023 год, где Россия оказалась на шестом месте в списке по количеству арестов за комментарии в интернете (400). На первом месте снова «свободная» Великобритания, в которой было арестовано в 24 раза больше людей (12183). На третьем месте – Германия (3500 арестов) [1]. Но, вполне вероятно, интеллектуальные и духовные деграданты, живущие мечтой о переезде в «свободную» Европу, вряд ли будут интересоваться реальными фактами.
Надо ли говорить, что раскаяния ни у одного террориста, показанного в фильме, не было абсолютно. Медведев не ошибся в своем высказывании, «по цинизму переплюнули». Например, Дарья Трепова* (внесена в РФ в перечень террористов), осужденная за теракт, в котором погиб военкор Владлен Татарский, говорит следующее: «Было очень интересно во всем этом участвовать»; «Очень неприятно быть использованной» [1]. Раскаяния нет, есть лишь бесконечная забота о собственном, насквозь прогнившем внутреннем мире.
Но о каком раскаянии может идти речь, если они не считают себя виноватыми: «Я не предатель. Я считаю, что несправедливое наказание. Я ничего плохого не сделала. Просто вызвала такси ребятам, не зная о том, куда они направляются» [9], — сказала одна из поджигателей вертолета. Но это не удивительно. Террористы трактуют понятие «предатель» как человека, который сдал своих: «Я даже не знаю, например, если бы я пошел с одним подельником сжечь этот вертолет, а этот подельник сжег бы со мной вертолет, на следующий день бы позвонил и сдал бы меня. Вот это предатель» [9].
Вернемся к тому, как режиссер эмоционально показал проблему предательства. Вспомним еще об одном «документальном фильме» «20 дней в Мариуполе» украинского режиссера Мстислава Чернова, получившего Оскар в 2024 году. Заново поднимать тему получения Оскара из-за всемирной жалости к «жертве агрессивной России» мы не будем. Но сравнить подачу этих двух кардинально разных фильмов все же стоит. В «20 днях…» все построено на псевдофактах, подставных актерах и давлении на жалость зрителя посредством лжекадров и звукового сопровождения, которое нагнетает обстановку. Люди без критического мышления, которые не разбираются в ситуации, после просмотра фильма слепо поверят всему увиденному и пойдут везде кричать, что Россия террорист и агрессор. Еще раз обратим ваше внимание на слова «лжекадры» и «псевдофакты».
В «Предательстве» все наоборот. Настоящие террористы, а не актеры, реальные кадры задержания предателей, видеонарезки их «подвигов» и живые истории ради того, чтобы предостеречь соотечественников, привлечь внимание к проблеме. Как мы уже и говорили, у зрителя не должно появиться чувство жалости, сострадания и подобных проявлений милосердия к террористам. Да, «герои» говорили о своих планах на будущее, что выйдут на свободу ближе к 40 годам, хотя сейчас им чуть меньше или больше двадцати. Фильм заканчивается видеорядом счастливой молодежи (которая смеется, гуляет, занимается спортом, учится), фразой: «Это могли быть лучшие годы их жизни» [1]. И это сделано, чтобы каждый задумался о последствиях своих действий и даже не допускал мысли о предательстве. Все начинается с мысли.
А они, как и духовно-нравственные ценности, формируются в первую очередь в семье, где родители должны объяснять, что хорошо, а что плохо, что нужно любить свою Родину. Сейчас этот фундамент ребенку помогают заложить в школе на «Разговорах о важном». Поэтому этот фильм обязателен к просмотру на этих уроках. Однако есть маленькое «но». Когда мы зашли на платформу «Смотрим» 4 февраля около трех часов дня, «Предательство» имело возрастное ограничение 18+. Андрей Медведев прокомментировал это в тот же день: «Пишут мне разные люди, в том числе педагоги, работники сферы образования, и задают вопрос. Почему у фильма «Предательство» категория 18+ и как же его показывать в школах? Не первый раз слышу про 18+ и не понимаю, откуда эта информация. У фильма рейтинг 12+. На нашей платформе «Смотрим» он именно в такой категории. Это сделано специально, как раз для того, чтобы фильм можно было в школах посмотреть, с детьми обсудить, поговорить» [8]. И правда, вечером того же дня на этой платформе фильм уже имел метку 12+. Этот непонятный момент решили…
Конечно, не только семья и школа формируют души и умы подрастающего поколения, но и медийное пространство. Важно сказать, кто этим медийным пространством руководит — люди, разрушающие государство на протяжении больше тридцати лет. Полковник службы внешней разведки РФ в отставке А. Безруков в этом фильме скажет: «Эти люди были сформированы ситуацией конца 90-х, когда все говорили: «Все плохо, надо валить отсюда, а там…там хорошо». Этот ребенок вырос. У него нет патриотической связи с нашей страной. Когда у ребенка заложено позитивное о своей стране, потом, когда вырастет, он увидит негатив. Но эта информация упадет на позитивную базу, на эмоциональную привязанность к стране, которая была выстроена» [1]. Естественно, когда на протяжении стольких лет в СМИ говорят, о том, что Россия и все русское — плохо, а все западное — хорошо, то в неокрепших умах сформируются соответствующие стереотипы.
К сожалению, и сейчас за пультом управления медийным пространством стоят те же люди из 90-х, либералы, ставшие «патриотами» . И даже если они выпускают в эфир качественный контент, то в самое неподходящее время. На платформе «Смотрим» фильм вышел 1 февраля в 14:00, а на канале «Россия 1» в 23:00. Согласитесь, самое время для высоких охватов. Поздно вечером в воскресенье всем же «хочется» смотреть «документалку».
Нужно сказать и о генеральном директоре ВГТРК — Олеге Добродееве. Он также является членом Академии российского телевидения, Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Входит в состав попечительского совета Государственной Третьяковской галереи. Примечательно, что он работал над политической программой «Итоги» совместно с Евгением Киселевым* (признан иностранным агентом). Заняв пост гендиректора ВГТРК, сменил Швыдкого, о «культурном уровне» и «патриотизме» которого уже наслышаны многие.
В 2012 году, получая Государственную премию России в области литературы и искусства, Олег Добродеев отметил заслуги Бориса Ельцина как первого президента РФ, который в сложный для страны период одобрил создание телеканала «Культура». Добродеев выразил благодарность за то, что в те сложные времена удалось уговорить Ельцина создать этот проект [4]. А кем же были созданы эти «сложные» времена? Не создателями ли «Культуры»?
Обратимся к еще более ранней истории и поймем, что именно Добродеев и обеспечивал «информационную поддержку» Ельцина на выборах 1996 года. Добродеев в то время возглавлял информационную службу НТВ и работал на стороне владельца телеканала Владимира Гусинского, который поддерживал Ельцина. С того момента можно и начинать отсчет – телевидение стало полностью подконтрольно либералам.
Ввиду сомнительного прошлого директора ВГТРК становится понятно, почему «Предательство» не показали в прайм-тайм.
Необходимо привести мысли выдающихся личностей современности и СМИ о фильме «Предательство». Например, Евгений Поддубный назвал фильм Медведева «прививкой, потому что лечит инфантилизм, глупость, безответственность» [10]. И это так, но главное, чтобы эта «прививка» дошла до молодежи, ведь учитывая время показа и слабое желание большинства молодежи смотреть документальные фильмы длительностью более 10 минут, вероятность пропустить ее достаточно высока. И мы не шутим, говоря про длительность. Медведев в своем телеграм-канале выставил ролик, в котором все самое главное из фильма сокращено до двух минут. Цитата под видео: «Зная, что 99% современного подрастающего поколения выросло на коротких вертикальных видео и не способно внимательно отсмотреть более часа документального фильма, мы не поленились и сжали его до сути, способной гарантированно зацепиться за мозг зумеров» [7].
И также важен отзыв другого военного корреспондента — Романа Сапонькова. Он назвал «Предательство» фильмом про войну украинских спецслужб против детей и выступил с важным призывом: «Обращайте внимание на своих детей. Не будьте мясом чужой войны» [12]. Также Сапоньков отмечает: «Жесткое наказание абсолютно оправдано. Люди без принципов и убеждений понимают только так» [12]. А может быть, и так не понимают. Ведь, как уже говорилось, кроме жалости к самим себе никаких чувств у террористов не было. Хотя каждый из них должен понимать, что за подобное преступление наказание может быть (должно быть) намного серьезнее.
А вот публицист Андрей Рудалев назвал фильм Медведева «кондовым» [11], имея в виду то, что «Предательство» никак не подействует на молодое поколение. Как он выразился, «Собственно, главный посыл: всех ловят, а дальше – большой срок. Но ведь это не закрывает всего спектра подходов (??? – Разрядка наша), по которым работают с «расходниками»… падет режЫм – амнистия и ты — герой в новой и светлой стране. Надо только чуть потерпеть, ты уже все сделал…» [11]. Но разве террористы были показаны как «герои»? Их собственные ощущения и чувства ограничиваются одним – все они в тюремном заключении. Яркими фрагментами были как раз-таки кадры возможной счастливой жизни молодежи. Но пропаганды «падения режима» и «героизма» террористов после него в фильме точно не было.
Если бы основные СМИ России возглавляли не люди из 90-х, а подлинные патриоты и профессионалы как Андрей Медведев, то, думаем, предателей в нашей стране было бы на порядок меньше.
*Юрий Дудь (Минюстом России признан иностранным агентом)
** Дарья Трепова (внесена в РФ в перечень террористов)
*** Евгений Киселев (Минюстом России признан иностранным агентом).
Сайт журнала:
rkuban.ru/archive/ru…