Н. А. Бушуева: Вологодский писатель-экзистенциалист
В литературно-художественном журнале «Вологодский лад» (№1 за 2025 год) внимание привлекает публикация прозаика, заслуженного писателя России [https://ru.wikipedia.org/wiki/Ларионов] Олега Ларионова под общим заголовком «Короткая проза». Что ж, одни читатели не могут хотя бы и один из его рассказов о собственной жизни дочитать до конца («не вижу в этом никакого интереса, скучно»). Другие, к каковым отношу себя и я, проникаются философским мировосприятием автора и готовы перечитывать его вещи вновь и вновь. Я внимательно слежу за творчеством О. Ларионова, и названная мной публикация в «Ладе» — лишь одна из последних. К произведениям такого же уровня относятся его многочисленные лирико-философские миниатюры, знаковый рассказ «Мокша» (многократно публиковался в центральных журналах, газетах и литературных сборниках) [https://proza.ru/2017/05/14/1404], повести «Пепел», «Дембельский аккорд» [https://proza.ru/2017/04/15/1548] (опубликованы массовым тиражом в крупнейшем издательстве Европы «Эксмо»), «Поминовение» (опубликована в журнале «Лад» в 2024 году) [https://proza.ru/2024/02/18/1167], роман «Чужой Город» [https://proza.ru/2017/04/16/179] (опубликован в Москве в книжной серии «Лауреаты национальной премии «Писатель года»). И вот что важно: автор почти инстинктивно старается следовать в них традициям великой русской литературы.
Главной особенностью русской литературы является то, что в ней отражается непримиримая борьба добра и зла. И прежде всего — в душе человека. По этой причине наша литература признана одной из величайших в мире. «Она потрясла мир своим правдолюбием и человеколюбием» (Н.А. Бердяев). При этом русская литература выходит за пределы искусства, она учит смыслу жизни. «Вершины своей, — пишет Н.А. Бердяев, — русская философская проблематика достигает не в чистой философии, а в великой русской литературе».
Философия – наука о смыслах всего существующего, но есть особое направление (основоположник Ф.М. Достоевский), получившее в мировой культуре название экзистенциализм (философия существования, от лат. existentia – существование).
Бессмысленность жизни, о чем рассуждает один из юных интеллектуалов ранее упомянутого мной романа «Чужой Город» — лишь кажущееся ощущение, потому что «без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя жить» (Л.Н. Толстой). Что означает быть человеком? Наука не может ответить на этот вопрос, так как жизнь каждого уникальна, индивидуальна и неповторима. У каждого человека свое мировоззрение. Власть над жизнью человека недоступна науке.
Однако сверхвера в науку привела в ХХl веке к идеям трансгуманизма. Это, в частности, отказ от биологической эволюции, замена ее новыми технологиями, среди которых генная инженерия и трансформация естественного интеллекта в машинную цифровую форму. Для трансгуманистов душа и духовность, субъектность личности — устаревшие, ненаучные понятия. По их воззрениям, человек будущего – бессмертный цифровой биоробот, сверхчеловек или обезличенный трансчеловек. Вот точно также искусственный интеллект наделяет искомые истины общими абстрактными свойствами, минуя самобытное в человеке и особенное в социуме, что глубоко чуждо взглядам гуманистов. Как тут не вспомнишь славянские поверия о живой и мертвой воде. Как тут не вспомнишь великого мыслителя древности Аристотеля, сказавшего, что у топора (фигурально выражаясь, нынешнего орудия трансгуманизма) нет души.
Для подлинных философов-экзистенциалистов реальное бытие – это переживание человеком своей собственной жизни. Человек брошен в жизнь; абсурдно пытаться выйти из нее, однако столь же абсурдно целиком и безвольно покориться ей. Не свобода от общества, но свобода воли придает ценность и смысл жизни. Собственная воля определяет человека; человек становится тем, чем сделает себя сам.
Художественные публикации О. Ларионова имеют глубокое философское содержание, автора можно назвать писателем-экзистенциалистом. Не бытописание, а поиск смысла бытия человека являются главным достоинством его произведений.
Н.А. БУШУЕВА, кандидат философских наук
г. Вологда