Геннадий Сазонов: «ЧУЖАЯ РУБАШКА» БЛИЖЕ К ТЕЛУ… К 187-й годовщине гибели поэта. А.С.Пушкин развенчивал «влияния чужеземного идеологизма», пагубного для нашего Отечества.
I
В скорбный День памяти по утрате нашего национального гения, столь жестоко убитого коварным иностранцем на дуэли, всё же теплится малая радость на душе. Она исходит из факта, что Глава государства ещё два с половиной года назад — 5.06. 2021 — подписал Указ (№404) о праздновании 255-летия со дня рождения А,С. Пушкина. А в наступивший 2024 год объявили Годом Пушкина.
Задумка, как говорится, замечательная!
Пора, пора от «скрытого забвения» классика, устроенного крутыми либералами РФ, от формального и бездушного почитания перейти к нормальному, полноценному изучению творчества великого писателя, как это было в 30-е и 70-е годы ХХ века. Но возникает вопрос: способны ли чиновники- либералы, в чьих руках «нити культуры», пойти на это?
Указ определяет в короткие сроки Правительству и органам власти в регионах «разработать и утвердить план по подготовке и проведению» юбилея. Наугад я набрал сайты правительств нескольких областей. Там, как говорится, и конь не валялся. Лишь в Тверской области кое-что наметили. Но это, наверное, потому, что в краю Пушкин провёл в разных местах в общей сложности более 100 дней и написал много разных произведений. Здесь традиционно проводят «Пушкинские дни» по «золотому кольцу Верхневолжья». А что же новенького? Ну, вот драматический театр в Вышнем Волочке готовит премьеру «Пиковая дама». Да, прямо скажем, очень «свежий подход» к «драматургии» Александра Сергеевича!
В других же местах, похоже, и такого нет! Один знакомый чиновник признался: «У нас «золотое правило»: полгода пишем планы, потом полгода пишем отчёты по этим планам, а что касается до конкретики, до выполнения намеченного, — это никого не волнует…». Не получилось бы нечто похожее и с юбилеем Пушкина? Мы же помним, как с помпой объявляли «Год русского языка», «Год литературы». И что в итоге? Если говорить о русском языке, то после «Года» накат на него пошёл невероятный: усиленно стали внедрять иностранные название на улицах сёл и городов, с непонятным вдохновением дикторы радио и телевидения потоком принялись изливать на головы обывателей всякие англицизмы, перевод которых даже и в словаре иностранных слов то не найдёшь. А что в быту? После «Года» мат простой и мат отборный, сквернословие, нецензурщина увеличили своё процветание всюду: от детского сада, до высоких кабинетов власти…
Какая уж тут культура речи?
На днях заглянул в магазин «Буквоед», что на одной из центральных улиц Вологды. Может, думаю, увижу какую-нибудь книжную выставку, посвящённую Александру Сергеевичу. Но от того, что я увидел, чуть «кондрашка» не хватил. На большом столе при входе лежали самые-самые новые книги. Какие? Вот, к примеру, автор Стивен Кинг «Кладбище домашних животных» (АСТ, Москва, цена 516 рублей); рядом с кладбищем — «главный триллер года» Майк Омер «Внутри убийцы» (тоже издано в Москве, цена 738 рублей); дальше – Холли Блэк «Жестокий принц» (Москва, цена 630 рублей)… Я насчитал на столе около ста книг (!!!), в основном, иноземных авторов, в основном, из США. Только как-то случайно затесались на стол С.Лукьяненко с романом «Форсайт» и Ю.Поляков с романом «Совдетство».
Кстати, об этих авторах. Первый недалеко ушёл от англосаксов, обильно пропагандируемых в «Буквоеде». Название романа – английское, русскому человеку не понятное. Ну, берём словарь: force – сленг, обозначает процесс искусственной и массовой раскрутки чего-либо; ускорять, навязывать что-либо. Есть и ещё несколько значений, но не буду в них вдаваться, а то можно обидеть классика ХХI века. Про «Совдетство» всё понятно: советское – плохое, гадкое…
Выйдя на улицу и размышляя о том, что увидел, почему-то вспомнил Святителя Феофана Затворника, младшего современника Пушкина. Когда Александра Сергеевича убили на дуэли, монаху было 22 года. Он, наверняка, знал творчество поэта. Возможно, и разделял многие его творческие поиски. Поскольку точно так же, как и Пушкин, осуждал неистовое поклонение дворянского общества «ценностям Запада».
«Нас увлекает просвещённая Европа, — писал Феофан. – Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня. Но припомним двенадцатый год: зачем это приходили к нам французы? Бог послал их истребить то зло, которое мы у них переняли. Покаялась тогда Россия, и Бог её помиловал. А теперь, кажется, начал уже забываться тот урок. Если опомнимся, конечно, ничего не будет; а если не опомнимся, кто весть, может быть, опять пошлёл на нас Господь таких же учителей наших, чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления. Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему…».
Как это относится к нам! 30 лет Россия глотала «американский угар», плясала под «американскую дудку», чтобы разрушать себя.
Янкам многое удалось. Главное из многого – через «пятую колонну» в России они создали условия для стремительного сокращение русского населения. Как известно, 2 сентября 1998 года правительство РФ подписало МЕМОРАНДУМ с правительством США, по которому господа из-за океана фактически контролировали и направляли состояние дел в культуре, в сфере науки и образования, в СМИ. Теперь документ, якобы, отменён, но практика поклонения американизму осталась.
II
А ведь обо всём этом, то есть о грядущих бедах, нас всех постоянно предупреждал Александр Сергеевич Пушкин в многочисленных публицистических заметках, рецензиях, письмах, обзорах литературы и т.д. Но мы не внимали предостережениям, потому что «ленивы и нелюбопытны».
Едва ли не главной причиной нестроений и волнений в России, по мнению поэта, было утверждение либеральных идей, ставших необходимой «вывеской» общества. Более того, Пушкин обозначал это явление как «корень зла».
По просьбе Императора Николая I поэт подготовил заметки о народном воспитании, где в частности, отмечал, что «влияние чужеземного идеологизма пагубно для нашего Отечества», что необходимо воспитывать подрастающее поколение на народных традициях. Особое внимание поэт предлагал уделять новейшей истории.
«Россия слишком мало известна русским; сверх её истории, её статистика, её законодательство требуют особенных кафедр, — считал Пушкин. — Изучение России должно будет преимущественно занять в окончательные годы умы молодых дворян, готовящихся служить отечеству верою и правдою, имея целью искренне и усердно соединиться с правительством в великом подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствовать ему, безумно упорствуя в тайном недоброжелательстве».
… Когда шахтёр работает в забое изо дня в день, угольная пыль въедается ему в руки, в лицо. Так и американизм, долго поддерживаемый на государственном уровне, настолько вошёл во все поры общества в РФ, что избавиться от него весьма и весьма трудно.
Поэтому для нас представляет интерес обобщённый вывод А.С. Пушкина об Америке, сделанный после прочтения произведения Джона Теннера.
«С некоторого времени Северо-Американские Штаты обращают на себя в Европе внимание людей наиболее мыслящих. Не политические происшествия тому виною: Америка спокойно совершает своё поприще, доныне безопасная и цветущая, сильная миром, гордая своими учреждениями. Но несколько глубоких умов в недавнее время занялись исследованием нравов и постановлений американских, и их наблюдения возбудили снова вопросы, которые полагали уже давно решёнными. Уважение к сему новому народу и к его уложению, плоду новейшего просвещения, сильно поколебалось.
С изумлением увидели демократию в её отвратительном цинизме, в её жестоких предрассудках, в её нестерпимом тиранстве.
Всё благородное, бескорыстное, всё возвышающее душу человеческую – подавлено неумолимым эгоизмом и страстью к довольству (comfort); большинство, нагло притесняющее общество; рабство негров посреди образованности и свободы; родословные гонения в народе, не имеющем дворянства; со стороны избирателей алчность и зависть; со стороны управляющих робость и подобострастие; талант, из уважения к равенству, принуждённый к добровольному остракизму; богач, надевающий оборванный кафтан, дабы на улице не оскорбить надменной нищеты, им втайне презираемой: такова картина Американских Штатов, недавно выставленная перед нами.
Отношение Штатов к индейским племенам, древним владельцам земли, ныне заселённой европейскими выходцами, подверглись также строгому разбору новых наблюдателей. Явная несправедливость, ябеда и бесчеловечие американского Конгресса осуждены с негодованием…
Остатки древних обитателей Америки скоро совершенно истребятся; и пространные степи, необозримые реки, на которых сетьми и стрелами добывали они себе пищу, обратятся в обработанные поля, усеянные деревнями, и в торговые гавани, где задымятся пироскафы и разовьётся флаг американский…».
«Поймите же и то, что Россия никогда ничего не имела общего с остальное Европою; что история её требует другой мысли, другой формулы (выделено – Г.С), как мысли и формулы, выведенные Гизотом из истории христианского Запада. Не говорите: иначе нельзя было быть».
Невольно подумал: хорошо бы приведённые слова русского гения вывесить на стенде в нынешней Государственной Думе. Чтобы «представители народа» помнили о России, а не бубнили, как попугаи, в своих выступлениях: «А вот в Америке, а вот в Европе…».
Есть же хорошая русская поговорка: «Своя рубашка ближе к телу…».
10 февраля 2024, Вологда
(https://rospisatel.ru/sazonov-pushkin1.htm)