Вологодский литератор

официальный сайт
0
89
Виктор Бараков

Виктор Бараков:

ПРОРОЧЕСКИЕ СТИХИ НИКОЛАЯ ЗИНОВЬЕВА: ОПЫТ ПРОЧТЕНИЯ

Известная мысль о том, что все поэты – пророки, не подтверждается в истории русской поэзии, действительных пророков мы знаем наперечет. Одним из современных лириков, обладающих подобным редчайшим свойством, является Николай Зиновьев. Как отмечает Л. И. Соболева, «пророк воплощает власть духовную — и противопоставлен власти земной» [6]. Одаренность в таком случае дается «бесплатно», а вот все остальное – тяжелейшая работа мысли. Стихотворение Николая Зиновьева «Спасет ли нас небесный витязь…» написано за несколько лет до известных событий, но его содержание – сегодняшнее:

Спасет ли нас небесный витязь

Или взликует воронье?

Наденьте чистое белье

И, на колени встав, молитесь!

 

Сбежали крысы все из трюма

К заокеанским берегам.

А мы спокойно и угрюмо

Глядим в глаза своим врагам.

 

Еще более давнее пророчество — стихотворение «В детском саду», конца 1990-х годов!..

Над клумбой бабочки порхают,

И небо льется синевой.

В тени песочницы играют

Солдаты Третьей мировой…

 

В 2013 году Зиновьев, размышляя о новом веке, соединил прошлое и будущее одним трагическим бытийным содержанием:

Ночью звездною по речке

В утлой лодочке скользя,

Понял я, что вновь от печки

Начать жить никак нельзя.

 

Все что было – в горле комом,

Но дает душе покой

То, что в веке незнакомом

Те же звезды над рекой.

 

Те же ивы, те же вербы,

Тот же тихий плеск волны

Успокаивает нервы.

И как будто нет войны…

 

Зиновьев тысячу раз подумал, и многое прочел, прежде чем создал стих «Враг народа»…

Боящийся шороха мыши,

Покорный всегда, как овца.

Считающий всех себя выше.

Забывший и мать, и отца.

Не ищущий истины-брода.

Прислуга на шумных пирах.

Носящий лишь званье «народа».

Такого народа – я враг.

 

Мы все привыкли в неурядицах и поражениях винить власть, высшее руководство, и не без оснований. Однако и на нас лежит вина в том, что происходит. Святой праведный Иоанн Кронштадтский писал: «Земное отечество страдает за грехи царя и народа» [3].

До военных очистительных событий большинство народа жило только материальными интересами, забыв о духовной войне добра и зла: «Корень всех зол, всех грехов, власть диавола над душами человеческими — в любви к материальным ценностям, к миру и тому, что в нем. Если бы люди исполнились подлинной решимости рассчитаться со своими грехами, Господь тотчас же даровал бы им жизнь и радость. У Него всегда есть, что нам предложить взамен нашего убожества. Но вот, поставленные перед необходимостью отказаться от своих грехов и от своего мнимого богатства, люди предпочитают оставить своего Спасителя», — пишет протоиерей, писатель Александр Шаргунов [7]. А потом невидимый бесовский легион стал видимым:  «В Евангелии от Марка Христос спрашивает бесноватого: «Как тебе имя?» И тот отвечает, вернее, бесы за него отвечают: «Легион имя мне, потому что нас много». Легион — это огромное войско. Бесы воюют против Бога и человека. И в сегодняшней войне против православия и нравственных устоев легионы бесов вторгаются в нашу Россию. Особенность последней, третьей мировой войны — соединение войны земной и войны небесной. Одновременно организуются легионы враждебных России формирований, чтобы уничтожить ее. И для подавления всякого сопротивления сатанинская власть будет готова использовать легионы, в буквальном смысле, мировой военной силы. «Нас много», — хвастаются бесы, и в этих их словах вдруг начинает звучать как бы вызов Самому Христу. «Нас слишком много, чтобы кто-то мог нас одолеть. Нас много, и мы едины». Бесов много, но они — один легион, направленный на осуществление единой цели. Сколь зловещим может быть единство без добра, без истины, без Христа! И мир, мы знаем, все более устремляется к такому единству. Какая это грозная сила! Кто устоит перед таким легионом? Какой человек, какой народ, какое человечество? Мы не можем сказать, что у нас достаточно сил, чтобы отразить нашествие наших врагов, видимых и невидимых. Но в Господе и с силой Его мы можем победить» [7].

Да, наступили тяжелые времена для всех. И только Бог не подведет, не обманет:

В который раз нам это слышать:

«Вновь у ворот стоит беда.

Сцепите зубы, надо выжить»,

О, Господи, а жить когда?!

 

Психолог Л.П. Репина дает краткое определение понятия «историческая память»: «Историческая память понимается как коллективная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание группы), или как социальная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание общества), или в целом – как совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом…» [4]. Именно она нам и поможет в тяжелейших испытаниях:

Вновь стучится война у ворот,

Что-то страшное с нами случится,

Но меня успокоил народ:

«Да она к нам с рожденья стучится.

 

Ты в минувшее наше взгляни:

И отцы воевали, и деды,

Потому, что, увы, без войны

Никогда не бывает Победы»…

(«Глас народа»)

 

Еще одна беда подтачивает силы – ложь откровенная, привычная, ставшая частью натуры:

Ложь проникла повсюду, как газ.

Лгут министры вовсю Президенту.

Президент лжет, не глядя на нас.

Ложь взяла наши души в аренду…

 

«Пятая колонна» не исчезла, не сбежала, ее представители сидят во власти, более того, как отмечал Ф.М. Достоевский, «они всё ещё продолжают смеяться над народом, хотя и заметно притихли их голоса. Почему же они смеются, откуда в них столько самоуверенности? А вот именно потому-то и продолжают они смеяться, что всё ещё почитают себя силой, той самой силой, без которой ничего не поделаешь. А меж тем сила-то их приходит к концу. Близятся они к страшному краху, и когда разразится над ними крах, пустятся и они говорить другим языком, но все увидят, что они бормочут чужие слова и с чужого голоса…» [1].

Наша сила таится в божественных откровениях Евангелия:

Россия воскреснуть должна! –

Мы чуть не в литавры забили,

А мысль, что безмерно важна,

Забыли.

 

Голова готова треснуть,

Коль её в виду иметь:

Для того, чтобы воскреснуть,

Прежде надо умереть.

 

Эта битва происходит не только на войне. Вот что писал Святитель Игнатий Брянчанинов: «…Кто таким образом очищает любовь от самолюбия и пристрастия, тот обретает в себе чистую любовь, любовь в Боге. Для приобретения этой любви заповедано нам самоотвержение; такое значение имеют слова Господа: «Иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» (Мф. 16:25). В этих словах повеление соединено с обетованием. Напротив того, кто вздумает найти душу свою в исполненном обольщений мире, т.е. захочет исполнять свои неочищенныя пожелания, тот погубит ее. В самоотвержении – спасение» [5].

В заключение приведем не апокалипсическое, а счастливое пророчество Николая Зиновьева:

И все ж, несмотря на все беды

И множество грустного,

Таится в крови ген Победы

У каждого русского.

 

Пока мы выносим все пытки,

Из вечности скачет гонец,

Он свиток везет, в том свитке

Одно только слово: «Конец».

 

Конец истязателям нашим,

Исчезнут они навсегда.

Мы снова поля свои вспашем,

Построим опять города.

 

Исчезнут все прежние беды,

Забудем о всех подлецах.

Таившийся в нас ген Победы

Опять загорится в сердцах.

(«Ген Победы»)

 

 

Библиографический список:

 

 

  1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Ленинград: Наука, 1972 – 1990. Т. 25 (1983 г.). — С. 95.
  2. Зиновьев Н.А. Портрет неизвестного. Избранные стихотворения. / Зиновьев Н.А. Ростов н/Д. ООО «Терра Дон», 2020. – 576 с.
  3. Праведный Иоанн Кронштадтский. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского.  – URL: http:https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/simfonija-po-tvorenijam-svjatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo/227https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshtadtskij/simfonija-po-tvorenijam-svjatogo-pravednogo-ioanna-kronshtadtskogo/227
  4. Репина Л.П.Историческая память и современная историография // Новая и новейшая история. 2004. № 5. — С. 42.
  5. Святитель Игнатий Брянчанинов. Письма к мирянам. Письмо 214. – URL: https://azbyka.ru/biblia/in/?Mt.16:25:
  6. Соболева Л. И. Цит. по предисловию к книге: Александр Сергеевич Пушкин. Избранные сочинения, М., «Художественная литература», 1990, С. 11.
  7. Шаргунов, Александр. Как нам победить в этой войне. – URL: https://ruskline.ru/news_rl/2022/11/12/kak_nam_pobedit_v_etoi_voine
Subscribe
Notify of
guest

0 комментариев
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
View all comments