Софья Бабанова: «Родная Кубань»: 25 лет служения русскому народу
Память – это отзывчивость сердца человеческого. Не солёная, а живая вода памяти об ушедших переливается толчками нашего сердца в память о нынешних днях, о людях этих дней. Память – кровное слово. Так будем же сперва благодарными людьми, а от этого доброго чувства станем мы и благодарными потомками.
В. И. Лихоносов
Справедливы были слова мудрых людей о том, что человеческий век короток. К сожалению, сейчас не каждый современный человек в полной мере способен осознать это, всё стараясь оттянуть свой конец различными сомнительными способами, не желая при этом признавать очевидное, суть которого заключается в том, что в мироздании есть не только жизнь, но и смерть, без которой сама жизнь для нас, простых смертных, была бы лишена всякой ценности. И вместе с тем не каждый способен осознать, что жизнь прежде всего необходимо прожить так, чтобы на склоне прожитых лет не пришлось жалеть об утраченном времени, то есть о времени, проведённом впустую, без пользы для собственной души и без пользы для общества и государства. Многие стремятся к вечности, к бессмертию, полагая, что какой-нибудь мифический эликсир вечной молодости способен им дать это, однако вечность – это не про физическую оболочку, а про душу, про её постепенное очищение в земной жизни со всеми тяготами и испытаниями и про то, что будет оставлено человеком после его смерти. Многовековой опыт давно доказал, что истинная ценность заключена не в материальном, а в духовном, что составляют воспоминания, жизненный опыт, уроки истории, вопросы о мироздании и о человечестве, то есть всё то, что являет собой тесное сплетение рационального и эмоционального, способное влиять не только на жизнь отдельного человека, но и на жизнь всего человечества.
Виктора Ивановича Лихоносова нет с нами уже два года. Однако его нет лишь в мире материальном, тогда как в мире другого уровня, то есть в мире духовном он обрёл бессмертие, войдя в плеяду певцов самой вечности, среди которых русские писатели и поэты, критики и философы, творчество которых составляет основу русской культуры, является её кодом и неизменным путеводителем. Виктор Иванович оставил впечатляющее своими масштабами наследие, неотъемлемой частью которого является литературно-исторический журнал «Родная Кубань», который в этом году празднует свой юбилей – 25 лет. Если сравнивать с другими так называемыми «толстыми» литературно-художественными журналами России, то 25 лет – срок небольшой, что делает «Родную Кубань» молодым региональным изданием, однако эти 25 лет в полной мере продемонстрировали культурный размах журнала, стали наглядным примером гармоничного развития, сохранившего изначальное, родниково-почвенническое направление, заложенное Виктором Ивановичем, но с годами приобретшего ещё большую уникальность и, не побоюсь этого слова, исключительность в культурном плане. За 25 лет своего существования «Родная Кубань» прошла немалый путь, чтобы стать такой, какую мы сейчас можем с вами видеть. За эти годы она пережила другие литературные журналы и альманахи края («Кубань», «Солёная подкова» и «Микролiтъ»), преодолела ряд трудностей, связанных с распространением, став впоследствии одним из лучших патриотических журналов не только в пределах края, но и всей страны, на который другим периодическим изданиям стоит равняться.
Тем не менее, несмотря на всё вышесказанное, лишь немногие знают о том, как зарождалась «Родная Кубань», какой она была при Викторе Ивановиче Лихоносове и как развивалась в дальнейшем при Юрии Михайловиче Павлове, когда как это тоже история, которая делает наш любимый журнал таким по-настоящему родным. Большая часть публицистического материала о «Родной Кубани» посвящена периоду уже при нынешнем главном редакторе Юрии Михайловиче, при этом в интернете ещё возможно найти библиографические обзоры некоторых самых ранних номеров журнала, когда главным редактором был Виктор Лихоносов, однако они могут служить лишь ознакомительными материалами, по большей части не дающими полного представления о характере первых выпусков журнала и в силу своей специфики не раскрывающими особенности его развития, что мне хотелось бы исправить в меру своих возможностей.
На сегодняшний день известно, что «Родная Кубань» является главным и единственным литературно-историческим журналом Краснодарского края, основанным в 1998 году по инициативе группы кубанских писателей, неравнодушных к истории края, – В. П. Бардадыма, И. Ф. Вараввы, В. Н. Ганичева, Ю. Абдашева, особое место среди которых занимал Виктор Иванович Лихоносов, ставший главным редактором журнала на 18 лет. Однако, важно отметить, история журнала началась гораздо раньше, а именно с творческой деятельности русского писателя, подарившего нам роман «Наш маленький Париж: ненаписанные воспоминания» и ряд таких повестей, как: «Осень в Тамани», «Люблю тебя светло», «Чистые глаза» и «Элегия (Записки с дороги)», что были написаны в 60–80-х годах, то есть незадолго до выхода в свет первых номеров «Родной Кубани» с 1998 года. Именно поэтому, говоря о журнале, невозможно не сказать пару слов о его личности и творческой деятельности человека, его основавшего, поскольку именно их совокупность способствовала формированию концепции самого издания и оказала влияние на его дальнейшее развитие.
Удивительно, как неожиданно иногда может сложиться жизнь у человека, и ещё удивительнее то, насколько духовно может возвыситься личность, озарённая любовью ко всем мелочам этой самой жизни. Жизненный путь Виктора Ивановича Лихоносова, сибиряка по происхождению, целиком и полностью доказывает тезис, озвученный выше. Переехав в Краснодарский край в 1956 году и оставшись в нём вплоть до своей смерти в 2021 году, Виктор Иванович, являясь человеком глубоко идейным, посвятил себя истории, культуре и литературе Кубани, её коренным жителям, отличаясь при этом завидной пытливостью ума и неутомимостью в стремлении узнать правду. Искренне очарованный Кубанью, Виктор Иванович сделал её своей музой, поддерживал кубанских краеведов и писателей, затрагивал вопросы необходимости спасения исторического облика казачьей столицы, сбережения её архивов и музеев, уделял повышенное внимание исторической памяти любой из её форм – письменных или устных.
И в своём литературном, и в своём публицистическом творчестве на протяжении всей жизни Виктор Иванович затрагивал ряд тем и проблем, которые впоследствии нашли своё отражение в материалах, впоследствии опубликованных на страницах «Родной Кубани», таким образом заложив основы этого издания на концептуальном уровне.
Главными мотивами всего творчества писателя были важность памяти исторического прошлого, своей родословной, сохранение и продолжение традиций. Виктор Иванович, будучи человеком воцерковленным, искренним и чутким, не мог не замечать последствий революционных катастроф 1917 года в истории России и, в частности, Кубани, поэтому он первым стал писать о возрождении культурно-исторических традиций, уничтоженных и закрытых церквях, взорванных памятниках, обращаясь в своих публикациях ко всем неравнодушным с призывами сохранить исторические облик и память Краснодара, вместе с тем особое внимание уделяя жизни и воспоминаниям достойных кубанцев, посвятив им целую серию очерков в 80–90-е годы («Ефим Иванович из станицы Удобной», «Память народная», «Биография родства», «Сними проклятие, Господи», «Тайна хаты Царицыхи», «Печальный юбилей», «Всё это очень грустно»), которая в дальнейшем вошла в сборник его других очерков, статей, дневниковых записей и интервью под названием «Волшебные дни» и в дальнейшем повлияла на становление таких рубрик «Родной Кубани», как «Кубани верные сыны», «Кубанский гербовник», «Народный архив» и «Родное зарубежье». Виктор Иванович также осознавал ценность памяти, поэтому очень бережно относился к любым её источникам, и именно такой подход к историческому, культурному и литературному наследию Кубани как неотъемлемой части России объясняет многие основы, что были заложены в концепцию «Родной Кубани» как периодического издания, литературно-исторического журнала, которую на самом деле можно назвать летописью края благодаря публикации писем земляков (в том числе и тех, кто уехал за границу), их жизненных историй, воспоминаний, которые можно назвать главной и ценной составляющей данного периодического издания наряду с классическими разделами любого «толстого» журнала литературной направленности – прозой и поэзией, критикой и публицистикой.
Работая над главной книгой всей своей жизни, а именно над романом-воспоминанием «Наш маленький Париж» – произведением нежным, лирическим, несмотря на свою эпичную форму, Виктор Иванович изучал документы по истории Кубани из краевого Государственного архива, встречался со старожилами, краеведами и станичными учителями, бережливо записывая всё услышанное, собирая некоторые мемуарные страницы по частям, выправляя и выстраивая почти все казачьи воспоминания, чтобы ничего не было потеряно безвозвратно. Подобный подход, то есть крайне бережный, базирующийся на кропотливом труде и желании не только сохранить историческую картину мира, но и показать её своим читателям такой, какой она была без идеологического влияния, во многом определило дальнейшее направление «Родной Кубани».
Известно, что в редакторском предисловии к первому номеру журнала от 1998 года Виктор Лихоносов опирался на высказывание русского философа Ивана Александровича Ильина:
«Неиссякаемо и неописуемо присутствуют в каждом из нас веяния наследственно окружающей нас природы, дыхание нашей национальной истории, потомственно намоленные в душе религиозные сокровища духа. Всё это как бы дремлет под сводами нашего душевного подземелья и только ждёт своего часа для подъема и обнаружения. И в этот час, когда приходит в движения родовая скорбь личной души, человек испытывает себя скорбно и радостно-древним, как если бы в ней ожили и зашевелились его беззаветные, но столь близкие ему предки, их нравы и слова, их грехи и подвиги, их беды и победы; как если бы в нём проснулось некое историческое ясновидение, доселе сосредоточенно дремавшее в его душе – проснулось и раскрыло ему сразу и глубину прошедшего, и глубину его собственной личности. И вот – всё живо, всё трепетно свежо, все заливает душу скорбью былых страданий и радостью нового видения».
Данное высказывание было приведено Виктором Ивановичем не случайно, поскольку «Родная Кубань» с самых первых своих выпусков позиционировала себя прежде всего как патриотическое издание, знакомящее читателей с неизвестными страницами жизни подвижников благочестия, в разные времена нёсших свет Православия на Северный Кавказ, публикующее редкие материалы по истории Кубани и России, материалы о русской трагедии XX века, документы и свидетельства об истории русского зарубежья, воспоминания очевидцев, знакомящее с новинками кубанской литературы – прозы, поэзии, публицистики, как было заверено в третьем выпуске 1998 года. Таким образом, перед читателем с самого начала был очерчен определённый круг тем, которым будут посвящены публикуемые в каждом выпуске материалы, а также были продиктованы основные цели издания, к которым можно отнести следующее: сохранение важных для истории Кубани и России документов и материалов, культурное просвещение читателей и их патриотическое воспитание. Вместе с тем особенное место в «Родной Кубани» при Викторе Лихоносове занимали уникальные мемуары, письма из заграницы и многочисленные воспоминания, которые сейчас невозможно найти ни в других периодических изданиях, ни в интернете, что делает их ещё более ценными.
Отдельно необходимо сказать и о специфике рубрикации «Родной Кубани» при Викторе Ивановиче Лихоносове как главном редакторе. В первых номерах журнала использовалось около 20 постоянных рубрик, которые с приходом Юрия Михайловича на пост главного редактора исчезли и были заменены новыми, в большей или меньшей степени концептуально продолжающими их. Так, с 1998 и до 2016 годы использовались такие постоянные рубрики, как: «Поэзия», «Проза», «Кубанская библиотека», «Народный архив», «Святые обители», «Подвижники благочестия», «Родное зарубежье», «Русская трагедия», «Кубани верные сыны», «Моя родня», «Хранители России», «Кубанский гербовник», «Современная мысль», «О насущном», а также «Ученые записки» и «Уроки чтения». Были и эпизодические рубрики «Юбилеи», «Из редакционной почты», «Некролог» и «История литературы», которые появлялись лишь в отдельных номерах и имели определённый повод для использования.
Большая часть рубрик оставалась на протяжении всего раннего периода неизменной, однако некоторые из них незначительно меняли своё название, появлялись новые рубрики, до этого отсутствующие в ранних выпусках (то есть с 1998 года): «Современная мысль», «Родное зарубежье», «Моя родня», «Под небом Кавказа», «Святые обители», к примеру.
«Родная Кубань» – журнал прежде всего литературно-исторический, и это означало, что наряду с эпическими и лирическими произведениях в классических для «толстых» журналов рубриках «Проза» и «Поэзия» публиковались и материалы, посвящённые историческим событиям или личностям, что в полной мере было отображено в таких рубриках, как «Народный архив», «Святые обители», «Подвижники благочестия», «Родное зарубежье», «Русская трагедия», «Кубани верные сыны», «Моя родня», «Хранители России» и «Кубанский гербовник».
Пожалуй, самыми уникальными рубриками «Родной Кубани» при Викторе Ивановиче были особенно полюбившиеся мне рубрики «Подвижники благочестия» и «Святые обители», суть которых заключалась в знакомстве читателей с духовными лицами и их судьбами в непростые для нашей страны времена, а также с историей местных священных объектов (храмов, монастырей и церквей). Так, в рубрике «Подвижники благочестия» публиковались жизнеописания местных святых, довольно личного характера воспоминания представителей духовного сословия о своей жизни во время и после русской трагедии, о состоянии православной веры в 20–30-е годы XX века, также познавательная литература, посвящённая судьбе духовных лиц в годы революции. Эти рубрики, затрагивающие историко-религиозные аспекты духовной жизни края и страны, предоставляли читателям действительно ценные материалы, многие из которых были опубликованы только в журнале «Родная Кубань», и, нужно отметить, подобного не хватает во многих современных «толстых» журналах, редко обращающихся к духовной жизни нашей страны.
В одной из своих статей цикла «Памяти народной» под названием «Традиции» (1980 год) Виктор Лихоносов особое внимание уделял важности дневниковых записей рода, способствующих возрождению вековых традиций культурных семей и помогающих увидеть и понять важные исторические события, саму их суть через личный опыт простых людей, то есть познакомиться с историей родной страны и края более тонким и интимным способом, нежели изучать официальные документы. Кроме того, многочисленные мемуары, дневники, письменные воспоминания способны обеспечить непрерывность исторического процесса за счёт сохранения народной памяти, и это входило в число основных задач, которые поставил перед собой Виктор Иванович как главный редактор, поэтому существование в «Родной Кубани» таких рубрик исторической направленности, как «Народный архив», «Родное зарубежье», «Моя родня», а также «Кубани верные сыны» и «Хранители России» было предопределено. В этих рубриках публиковались материалы, связанные с личным опытом людей, переживших переломные и тяжёлые годы в истории Кубани и России, многочисленные воспоминания и дневники, представляющими интерес для исторических архивов края и страны документами, которые невозможно найти в других периодических изданиях, также очерки, мемуары, биографические отрывки кубанских писателей, краеведов, представителей казачества, письма эмигрировавших представителей различных сословий, которые получал Виктор Лихоносов, а также статьи, рассказывающие о выдающихся деятелях в области истории, литературы, образования и искусства Кубани, имена многих из которых оставались и остаются до сих неизвестными не только для жителей края, но и для всего русского народа. При этом важно отметить то, что материалы именно такого характера, то есть мемуарно-очеркового, обеспечивали непрерывность исторического процесса за счёт сохранения народной памяти, а также давали возможность каждому кубанцу почтить память собственных предков, что важно для правильного понимания исторического прошлого родного места. Всё это во многом делало «Родную Кубань» действительно родной и близкой простым людям, бережно вскрывающей нарывы на израненной русской душе, о которых не принято было говорить.
Публицистика и критика в журнале при Викторе Ивановиче были сведены к минимуму, представлены по большей части такими рубриками, как «Учёные записки», «Уроки чтения», «Современная мысль» и «О насущном», в которых публиковались статьи В. Курбатова, В. Белова, И. Смелкова, И. Золотусского, Н. Кондратенко, С. Перова, В. Бардадыма, В. Распутина, а также самого главного редактора. При этом одной из самых животрепещущих статей Виктора Ивановича является материал «Эта непробиваемая власть…», представляющий собой публикацию многочисленных писем Виктора Ивановича Лихоносова, обращённых к различным властным структурам в период с 1970 по 2002 годы с, к сожалению, тщетными попытками обратить их внимание на проблемы в области литературы, культуры, исторического наследия Краснодарского края.
Если же говорить о литературной части журнала, то при Викторе Лихоносове она радовала своих читателей прозаическими и поэтическими произведениями таких кубанских авторов, как Н. Доризо, И. Зубенко, Ю. Абдашев, Н. Зиновьев, В. Неподоба, В. Бардадым, И. Варрава, Н. Ивеншев, И. Машбаш, С. Шипунов, А. Даньков, В. Серков, А. Шипулин, при этом не ограничиваясь только ими, свободно публикуя стихотворения Ю. Кузнецова, Т. Смертиной, А. Реброва, Б. Алмазова, Г. Иванова, В. Ефимовской, В. Шемшученко, Е. Семичева и прозу В. Крупина, О. Михайлова, Н. Краснова. Были опубликованы также произведения ранее неизвестных авторов, увидевших свет благодаря «Родной Кубани», – Л. Шаимовой, П. Потапова и Л. Суздалевой. Иными словами, Виктор Лихоносов как главный редактор чётко осознавал проблемные места местной культуры и остающейся незаметной для широкого круга читателей литературы, пытаясь их разрешить хотя бы частично в «Родной Кубани», поднимая культурный уровень читателей за счёт публикации писателей и поэтов края.
Помимо этого, в ещё одной литературной рубрике «Кубанская библиотека», включавшей в себя литературные произведения на исторической основе, была полностью напечатана пьеса на украинском языке «Старое гнездо и молодые птахи» В. Мовы (Лиманского), посвящённая событиям начала второй половины XIX века, то есть периоду начала капиталистического развития Кубани, когда начала рушиться прежняя связь с традициями. Стоит отметить, что схожие процессы, изображённые в «Старом гнезде и молодых птахах», но уже в XX веке описал и Виктор Лихоносов в романе «Наш маленький Париж», отрывок из которого был напечатан в рубрике «Уроки чтения».
Итак, всё вышеперечисленное делало «Родную Кубань» уникальным летописным журналом, аналога которому не было и нет даже сейчас в крае. При Викторе Ивановиче издание особое внимание уделяло своей исторической части, предоставляя своему читателю широкий выбор разнообразных материалов на эту тему – от писем до редких архивных документов, таким образом в полной мере воплощая одну из своих главных целей – знакомство с важнейшими и действительно трагическими страницами в истории России и Кубани, которые долгое время были скрыты по идеологическим причинам. Кроме того, литературно-художественный и публицистический отделы отличались качеством публикуемых материалов, к которым захочется возвращаться даже спустя несколько лет, поскольку они отличаются и актуальностью затрагиваемых тем, и особенной душевностью, не проникнуться которой невозможно. Иными словами, «Родная Кубань» с самого начала выгодно отличалась от многих других изданий России, будучи целиком и полностью пропитанной искренностью, очарованностью самой жизнью в её естестве, напоминающей читателям о самом главном – о верности идеалам русского народа, о любви к Родине, о важности памяти и о величии русского языка и культуры.
Зная о том, какой нелёгкий путь прошла «Родная Кубань», ещё больше начинаешь ценить тот факт, что журнал выпускается до сих пор и не был оставлен, забыт, как это часто бывает, к сожалению. В последнем номере «Родной Кубани» за 2015 год Виктор Иванович Лихоносов, подводя печальные итоги прошедшего Года литературы, которому были посвящены все предыдущие выпуски журнала, упомянул, что планирует оставить пост главного редактора, занявшись писательской деятельностью. Разумеется, журнал на тот период времени нуждался в новом главном редакторе, и ошибиться в этом вопросе было бы преступлением. Изданию нужен был человек, который бы смог продолжать традиции, начатые ещё прежним главным редактором, и вместе с тем привнести что-то новое. К счастью, нужная кандидатура была найдена, и новым главным редактором «Родной Кубани» в 2017 году стал Юрий Михайлович Павлов – доктор филологических наук, профессор Кубанского государственного университета, известный критик и публицист, который ранее уже упоминался в некоторых материалах «Родной Кубани», посвящённых Кожиновской конференции. С тех пор прошло уже 6 лет, однако с каждым годом становится очевидным тот факт, что выбор нового главного редактора журнала был совершенно верным.
С приходом Юрия Михайловича издание претерпело множество изменений, которые, безусловно, пошли ему на пользу. Был практически полностью обновлён общественный совет, в который вошли преподаватели Кубанского государственного университета – В. Н. Бараков, Ю. В. Лучинский, А. В. Татаринов, включая декана факультета журналистики В. В. Касьянова, а также известные публицисты и писатели «почвеннического» направления, такие, как Л. Сычёва, З. Прилепин, Ю. Козлов, Ю. Лощиц, а заместителем главного редактора стал Николай Игоревич Крижановский, отчёты которого об армавирской конференции, посвящённой В. В. Кожинову, публиковались в «Родной Кубани» с 2003 года.
Изменения коснулись в первую очередь внешнего вида самого издания, которому был придан более современный, лаконичный вид в чёрно-белой цветовой гамме, для каждой рубрики была выделена отдельная обложка, когда как перед каждым опубликованным материалом стали помещаться фотографии их авторов и краткая информация о них, которая включает в себя дату рождения, данные о месте жительства, род занятий, опыт работы в других изданиях, фундаментальные труды и иные заслуги.
В редакторском предисловии «Несколько слов о настоящем и будущем „Родной Кубани“» к первому номеру обновлённого издания, которое снова появилось в печати после длительного перерыва, была выражена благодарность Виктору Лихоносову как прежнему главному редактору и основателю издания за его многолетний труд, и вместе с тем было дано обещание продолжать лучшие традиции «Родной Кубани», что были им заложены. Кроме того, был очерчен круг авторов, разножанровые тексты которых планировалось опубликовать в выпусках за 2017 год, а также была озвучена редакторская политика, положения которой можно найти в электронной версии журнала, которая также начала активно развиваться, в будущем став площадкой для публикации материалов, написанных студентами, о чём будет сказано позже.
Новые выпуски «Родной Кубани» лишь подтвердили, что все положения, сформулированные новым главным редактором, не противоречили основам прежней редакторской политики, а именно: талант и патриотизм как главные критерии отбора авторов, публикация молодых писателей, публицистов и поэтов, только начинающих свой творческий путь и поэтому остающихся неизвестными для массового читателя. Единственное новое положение – обещание публиковать материалы с отличной от редакторской позиции точки зрения того или иного автора – было связано лишь с допустимым и даже необходимым расширением границ редакторской политики, сделанным в первую очередь для дискуссионности, которая может заострить большее внимание на проблемах современности. Помимо выражения позиции главного редактора и общественного совета, была также озвучена новая цель «Родной Кубани» как литературно-исторического журнала, выраженная в желании войти в тройку ведущих патриотических журналов страны и сделать престижной публикацию в ней лучших прозаиков, поэтов и публицистов страны, что говорило о расширении территориального охвата издания, которое по своему происхождению является региональным.
Как было сказано ранее, с приходом нового редактора прежняя система рубрикации перестала использоваться – вместо прежних 20 рубрик их число сократилось до 11, при этом рубрики были чётко поделены на литературно-художественный отдел («Проза», «Поэзия»), публицистический («Критика и публицистика»), исторический («На перекрёстках истории»), культурный («Основы православной культуры», «Событие»). В связи с этим в первом номере 2017 года появились такие новые рубрики, как «О Кубани – с любовью», «Пером и пулей», «Основы православной культуры», «Истоки», «Дорога к храму», «Критика и публицистика», «Гость номера», большая часть из которых стала в какой-то мере идейно-тематическим продолжением прошлых рубрик, в то время как неизменными остались лишь литературно-художественные рубрики «Проза» и «Поэзия».
Характер материалов, опубликованных в первом номере «Родной Кубани» в 2017 году, лишь ещё больше подтвердил тот факт, что журнал будет верен основам, заложенным Виктором Лихоносовым, и вместе с тем будет стремиться к покорению заданной вершины, что была озвучена ранее (войти в тройку ведущих патриотических журналов страны и сделать престижной публикацию в ней лучших прозаиков, поэтов и публицистов страны). Так, уже первый номер обновлённого журнала продемонстрировал читателям разнообразие как опубликованных материалов в жанровом плане, так и авторского состава. При Викторе Ивановиче материалы таких аналитических журналистских жанров, как интервью и беседа, были очень редким явлением, а публицистика, как было сказано ранее, была сведена к минимуму, однако это изменилось с приходом нового главного редактора.
Так, читатели могли ознакомиться в выпусках за 2017 год со статьями В. Касьянова, Г. Соловьёва, С. Распутина, Л. Сычёвой, И. Шейко, Л. Яцкевич, В. Корышовой, Е. Висицкой, В. Бараковым, М. Синкевич, Э. Болдыревой, И. Басовой, Е. Столовицкой, прочитать интервью Е. Золотовой и В. Рунова с губернатором Краснодарского края В. Кондратьевым, С. Коробова с Л. Сычёвой и другие.
Сразу мог поразить тот факт, что публиковались самые разные авторы, будь то преподаватели и студенты КубГУ, видные критики и писатели прошлого или же современные авторы. Однако все категории рода деятельности, места жительства, принадлежности к той или иной социальной группе на самом деле всё это не имеет значения, поскольку главным критерием, которым всегда руководствовался при публикации материалов Виктор Лихоносов и руководствуется сейчас Юрий Павлов, является приверженность всех авторов общей идее, связанной с любовью к своей Родине, своему народу, с отзывчивостью к насущным проблемам, что гораздо ценнее отбора по территориям. При этом, необходимо отметить, что различные интервью и беседы, ставшие более частыми в «Родной Кубани» лишь ещё больше, на мой взгляд, поспособствовали сближению простого читателя с авторами, когда как публикация современных поэтов, писателей и критиков в одном ряду с классиками позволили – я в этом уверена – каждому из первых представителей ощутить непрерывность литературного процесса, особую сплочённость общей идеей, общим духом. Именно благодаря «Родной Кубани» такие писатели, как Ф. Достоевский, А. Пушкин, Н. Гоголь, М. Шолохов, С. Есенин, М. Лермонтов и многие другие стали значительно ближе для молодого поколения, приобрели некоторую «осязаемость».
Последнему в большей степени способствовал также новый, персонифицированный характер журнала. Раньше, при Викторе Ивановиче Лихоносове, каждый номер журнала прежде служил одной цели, суть которой заключалась в сборе, упорядочивании, сохранении и распространении архивных материалов, чему способствовали рубрики «Народный архив», «Подвижники благочестия», «Кубани верные сыны», «Родное зарубежье», к примеру. Конечно, некоторые номера посвящались юбилейным датам, крупным культурным событиям, важным историческим событиям прошлого, а отдельно в каждом номере также рассказывалось о выдающихся кубанцах, была также одна из постоянных рубрик «Юбилеи», под которой публиковались материалы, посвящённые разным юбилейным датам. Однако всё вышеперечисленное обладало в своей совокупности всё же меньшей персонификацией, особенно в сравнении с более поздними выпусками «Родной Кубани» при Юрии Михайловиче, поскольку с 2017 года обложку каждого номера издания стал украшать портрет конкретной личности, которой посвящён выпуск в целом, что распространяется на большую часть рубрик, а не на две-три, как это было раньше, поэтому, в зависимости от характера творческой деятельности самой личности, публикуются её прозаические, поэтические и публицистические материалы в соответствующих рубриках («Проза», «Поэзия», «Критика и публицистика»), в то время как дополнительные материалы от других авторов, посвящённые её творчеству, публикуются под специальной рубрикой «В мире…». Стоит отметить, что в период с 2017 по 2023 годы выпуски «Родной Кубани» посвящались не только классикам русской литературы (Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, В. Г. Распутин, И. А. Гончаров), но и таким писателям и поэтам, как З. Прилепин, Ю. Кузнецов, Ю. Бондарев, В. Лихоносов, Ю. Кузнецов, Н. Зиновьев, Л. Бородин, В. Галактионова, Ю. Поляков, большая часть из которых незаслуженно игнорируется другими изданиями. Многие выпуски также посвящались выдающимся кубанским деятелям в области публицистики (Г. Соловьёв, Г. Немченко), медицины (В. Порханов), музыки (В. Захарченко), истории (Е. Фелицын).
Необходимо также отметить тот факт, что вместе с новым главным редактором журнал стал не только историческим, но и действительно литературным, значительно расширив круг современных писателей и поэтов, причём не только кубанских, но и из других регионов и городов России. Так, были опубликованы рассказы московских писателей В. Михальского, А. Тимофеева, А. Трапезникова, вологодского литературоведа и публициста В Баракова (Н. Устюжанина), кубанских писательниц С. Макаровой-Гриценко и С. Кревсун, когда как «лицом» поэтического отдела журнала стали Н. Зиновьев, Ю. Лошиц, В. Серков, Н. Дегтярёв, Н. Возжаева, А. Фокин, С. Куняев и многие другие.
Ещё одним из явных изменений в журнале стал факт привлечения молодых журналистов, многие из которых во время своего дебюта в «Родной Кубани» ещё обучались на факультете журналистики КубГУ. Для студентов, желающих в будущем связать свою жизнь с профессией журналиста, это стало отличной возможностью получить необходимый опыт, попробовав свои силы действительно в чём-то большем, чем информационные заметки в газетах края.
Многие достойные публицистические работы «Родной Кубани» были написаны именно талантливыми студентами КубГУ, и эта тенденция берёт своё начало ещё с самых первых выпусков обновлённого журнала, о чём свидетельствует публикация статей И. Шейко, Э. Болдыревой, Д. Пестовой, К. Чапковской, И. Коваленко, В. Карнаух, О. Митрохиной, Ю. Жерноклюевой, Л. Гаджыевой, В. Бельтюковой, Р. Файзулиной, Е. Баскаковой, А. Константиновой, Е. Николенко, Д. Диденко, Л. Гречишниковой, Д. Заики, посвящённых актуальным проблемам в области литературы, истории и культуры, а также памяти выдающихся писателей, поэтов и публицистов прошлого. Особого внимания при этом заслуживают материалы И. Коваленко («Третьи Лихоносовские чтения на журфаке КубГУ: Душа тревожно бьётся»), В. Бельтюковой («Светлая любовь к Виктору Лихоносову») в жанре информационного репортажа о проводимых в стенах факультета журналистики научных конференций, служащие доказательством сближения двух, казалось бы, разных поколений, которые, однако, готовы объединиться ради общей идеи сохранения русского культурного кода.
Говоря о молодых авторах «Родной Кубани», нельзя также не упомянуть их ещё большее количество публикаций на официальном сайте журнала, который также получил надлежащее развитие с годами, став дополнительной площадкой для пишущих студентов. Так, были опубликованы публицистические статьи Д. Веретельникова историко-политического характера, остросоциальные статьи С. Гинеевой, озарённые православным светом статьи А. Дубровиной, по своей риторике справедливо сравниваемые со статьями А. Проханова, чувственные, эмоциональные и невероятно живые, бьющие в самое сердце стихотворения А. Понжайло, наполненные атмосферой чистой искренности рассказы Е. Титаренко, также поэзия Д. Даскалицы, А. Королёвой и многих других, кто получил возможность обрести голос, поделиться сокровенным и наболевшим. Мне кажется, ещё ни один литературно-художественный «толстый» журнал не подходил к вопросу вхождения новых талантов в писательскую среду с продолжением непрерывности литературного процесса настолько осторожно, бережно, как «Родная Кубань», поскольку мало просто дать возможность опубликоваться, важно при этом воспитать, заинтересовать, наставить на путь истинный, помочь обрести «почву под ногами» и вместе с этим привлечь к родной истории и литературе. Это – забота о молодом поколении, которое часто ощущает себя потерянным, но при этом хочет изменить жизнь в лучшую сторону, и это – забота о будущем, где быть русским не стыдно, где русская литература снова расцветает, избавляясь от низких смыслов, где русское общество очищено от паразитов либерализма и где утверждён самобытный путь развития.
«Родная Кубань» – уникальный журнал, являющийся на данный момент чуть ли не единственным местом, в котором может найти долгожданный приют всё исконно русское, не получающее поддержки в других изданиях не только края, но и страны в целом. Будучи сокровенным детищем Виктора Лихоносова, взращённым отзывчивостью и состраданием, «Родная Кубань» начинала как совсем локальное издание личного характера, больше похожее на книгу воспоминаний, нежели на всем привычный «толстый» журнал, однако быстро зарекомендовавшее себя как пример качественной отечественной журналистики старого образца, способной привлечь внимание людей к насущным проблемам в области истории и культуры, привить им любовь к классической русской литературе и подарить бесценную возможность поделиться наболевшим в письмах и воспоминаниях.
Сейчас же журнал на данном этапе своего развития является единственным региональным «толстым» журналом литературно-исторической направленности, который распространяется по подписке, но вместе с тем активно развивается в Интернете, ведя собственную группу в социальной сети «ВКонтакте» и располагая, как уже было сказано, собственным сайтом, который регулярно обновляется (исключение составляют праздничные и выходные дни), публикуя статьи на самые разнообразные темы, касающиеся всех сфер жизни общества России и края, при этом особое внимание уделяя, конечно же, литературе и истории.
И на сегодняшний день «Родная Кубань» только ещё больше крепнет и продолжает активно развиваться, неумолимо двигаясь вперёд в своём стремлении покорить новые вершины, что ей, без всякого сомнения, удастся сделать.
Вместо послесловия
Я хорошо помню тот день, когда впервые имела честь познакомиться с «Родной Кубанью». Юрий Михайлович Павлов вёл у нашей группы дисциплину «Работа в творческой студии», на которой мы читали и разбирали статьи разных авторов, обсуждали также статьи собственного сочинения. Тогда я не имела ни малейшего понятия о существовании «Родной Кубани», как, думаю, и большинство моих одногруппников. Однако тесному знакомству с ней поспособствовала в первую очередь благодатная почва, заготовленная Юрием Михайловичем: на парах предметом обсуждения, как уже было сказано ранее, становились и публицистические статьи, и стихотворения, и рассказы. Так мы познакомились с разоблачающими статьями М. Делягина, с общественно-политическими статьями П. Беседина, с творчеством Л. Сычёвой, с рассказами Е. Титаренко «Страшнее, чем монстры» и «Кеды», со стихотворениями Н. Зиновьева и ещё многими другими, открывшими для меня совершенно другой мир в журналистике, ведь перед этим нас уже ввели в профессию лекциями о «перевёрнутой пирамиде», о жанрах журналистики по А. А. Тертычному, А. В. Колесниченко и о других тонкостях столь непростого ремесла, что уже начало казаться, будто это и не моё вовсе, потому что душа на «сухие факты» в информационной заметочно-репортажной журналистике совсем не желала откликаться отчего-то… А тут мы вдруг снова обратились к родной русской литературе, по-новому взглянув на, казалось бы, привычные имена Ф.М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. А. Шолохова, М. Ю. Лермонтова, которые помнили со времён проклятого ЕГЭ, открыли для себя имена Ю. Селезнёва, В. Розанова и В. Кожинова, наконец стали понимать, что за «лицо» у современной журналистики, познакомившись со статьями П. Беседина, М. Делягина, А. Проханова, К. Кокшенёвой, С. Куняева, И. Золотусского, и наконец узнали о В. Лихоносове и о «Родной Кубани», принявшей нас, только-только познающих полёт мысли, с распростёртыми объятиями, да так, будто мы на самом деле были знакомы, просто по истечении лет забыли…
Именно тогда появилось осознание, что хочется чего-то более возвышенного и вечного, чем повторяющиеся из раза в раз так похожие друг на друга отчёты, заметки о падении курса доллара, об авариях, об открытии нового торгового центра и так далее – перечислять ещё можно очень долго. Для меня, человека, для которого уроки литературы были настоящей отдушиной в школе, наконец появился смысл и впервые появилось желание писать, писать при этом качественно, от всей души, не бояться пробовать себя в чём-то новом и преодолевать робость, затрагивая сложные темы.
Именно поэтому я бесконечна благодарна «Родной Кубани» и как проникнувшийся читатель, и как начинающий журналист, для которого профессия значительно расширила свои границы. Думаю, что не только для меня, но и для других моих ровесников было огромной честью быть опубликованным в этом издании, которое – я даже не сомневаюсь в этом – обязательно выйдет на государственный уровень и получит внимание, которое действительно заслуживает. Долгих лет жизни тебе, любимый журнал, и человеческое спасибо за то, что ты есть!
(https://rkuban.ru/archive/rubric/ot-pervogo-litsa/ot-pervogo-litsa_15537.html)