Вологодский литератор

официальный сайт
25.06.2023
0
33

Алиса Дубровина Проблемно-тематическое своеобразие публицистики В. Крупина

 

В настоящее время в массе людей «царствует» гуманизм. Он ставит человека в центр вселенной, называет его творцом и хозяином своей жизни и места проживания. Он диктует, что человек волен сам выбирать смысл жизни, определять, что есть добро, а что зло, выбирать половую принадлежность и т.д. Гуманизм стирает у человека понимание устройства жизни, понимание её начала и конца. Он превращает человека в животноподобное существо, живущее с целью удовлетворения своих потребностей через схему «взять от жизни всё». По нему выходит, что человек из ниоткуда и непонятно с какой целью появляется на свет, сам выдумывает такие вещи как любовь, патриотизм, сострадание, уважение, нравственность, проживает короткий промежуток времени и превращается в «прах» – уходит в небытие. Что же касается души, то гуманизм превращает её в некую «оболочку», заключающую в себе эмоции и умирающую вместе с телом.

В целом, вся жизнь в центре которой находится человек – это ложь, фальшивка или же пустышка. Этой ложью отравлена большая масса людей, не понимающих сути земной жизни, не знающих о том, что жизнь не сама по себе зародилась, а что её создал Бог, что Он есть начало и конец всего живого, что вся жизнь человека напрямую связана с Ним. Об этом в массе мало говорят или пишут. Большая часть литературы или публицистики направлена на развлечение, познание природного мира, на убеждение превосходства человека в различных сферах: в науке, культуре, экономике, политике и т.д. И только малая часть людей говорит и пишет о правде – о невозможности жизни человека без Бога, образ и учение Которого сохранились только в Православной Церкви, что в своё время подтвердили умнейшие люди, такие как: Ф.М. Достоевский: «…в одном Православии и правда, и спасение народа

русского», Н.В Гоголь: «Эта Церковь, которая, как целомудренная дева,

сохранилась одна только от времён апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей…», святой Иоанн Кронштадтский: «Вера наша единственная истинная, правая и спасительная…» и другие.

И если в ложном гуманистическом мировоззрении все темы и проблемы завязаны на человеке и материальном мире, то в православном всё проистекает от взаимоотношения Бога и человека. Православие учит, что всё хорошее, что есть на земле – это творение Высшего Творца.

В малую группу людей, пишущих о правде, входит Владимир Николаевич Крупин. Как уже сказано выше, он является православным публицистом, а это означает, что все затронутые им темы берут начало в Православии. Тему Православия в публицистике Крупина можно уподобить

«земле», из которой «произрастают» такие темы, как патриотизм, ценность семьи, воспитание и образование, предназначение человека, необходимость труда и т.д. И выходит, что как дерево не может жить без земли, так и различные ценности не могут существовать сами по себе. О чём бы не писал автор, всё рассматривается с религиозной точки зрения.

Раскроем же теперь как Крупин доносит христианские ценности до

«заблудших душ», на какие темы пишет, какие проблемы затрагивает. Этот анализ представит «сущность» публицистики Владимира Николаевича и определит её ценность.

В список фигурирующих тем в публицистическом творчестве Крупина входят следующие: память смерти, ценность семьи, воспитание и образование, смысл жизни, назначение литературы, Церковь и Её представители, сущность войны, демократия и монархия.

  1. Тема смерти и памяти об усопших.

Размышлений на тему смерти у Владимира Николаевича немалое количество. Он как будто старается как можно чаще напоминать, во-первых, самому себе, а во-вторых, читателю о быстротечности жизни, о том, что она может прекратиться в любой миг: «Наша жизнь словно вскрик, словно птицы

полёт и быстрее стрелы улетает вперёд. И не думает ни о чём человек, что он

скоро умрёт и что мал его век». Целью таких напоминаний является не напугать или шокировать человека, а вразумить, заставить задуматься на тем

«для чего он живёт и что ожидает его за порогом смерти».

Он размышляет над тем, что жизнь, целью которой является лишь обогащение материальными благами бессмысленна, что она подобна жизни животных, в которой нет никакой справедливости, нравственности, в которой сильные пожирают слабых, в которой заботятся лишь о пропитании и размножении. Он говорит, что в такой жизни нет веры в Бога и в вечность, а значит «нет и добродетели, значит всё позволено». Он описывает пустоту материалистической жизни и сводит к тому, что жизнь становится разумной, если у неё нет смерти – полного уничтожения всего, если есть вера в бессмертную душу. Владимир Николаевич подобно Фёдору Достоевскому говорит об этом: «Только с верой в своё бессмертие человек постигает всю разумную цель свою на земле».

Он напоминает о смерти и сразу утешает: «Да, все мы умрём, но и все воскреснем», ободряет: «…если смерти нет, то чего бояться перехода из времени в вечность». После этого напоминания, он подводит к тому, что перейти в вечность возможно лишь только в православной вере, ведь она заключает в себе Живого Бога – Христа, Который воплотился и освободил человека от смерти – открыл «двери рая». Крупин в своих статьях очень подробно говорит о победе Христа над смертью и освобождении человека. Он говорит, что, где Иисус Христос, там нет страха и смерть превращается в праздник: «Для православных день земной кончины – это день рождения в жизнь вечную. И нас не соблазнишь ни деньгами, ни сытостью, нам важно одно: какую судьбу готовим себе в потусторонней жизни?».

В статьях на тему смерти автор затрагивает очень серьёзную проблему

– бегство человека от мыслей о смерти, что равнозначно бегству от правды жизни. Он говорит, что большая часть людей живут в своё удовольствие,

«едят, пьют и веселятся как в последний раз», не думают ни о чём кроме

комфорта, пытаются взять вверх над природой, пытаются стать «богами» без

правды о том, что не человеческой рукою сотворён мир. Таких людей пугают размышления о смерти, и они по-разному «убегают» от них, кто в заботу о семье, кто в карьеру, кто в развлечения. Возникает вопрос: «почему такая реакция на упоминания о неизбежности смерти?» И Владимир Николаевич даёт ответ на него. Он выражается в том, что люди боятся христианской правды, ведь в ней есть ответственность за все свои поступки, грехи не только перед собой, а, в первую очередь, перед Богом. Этого они боятся настолько, что всеми силами пытаются победить смерть избеганием размышлений о ней, а также созданием иллюзии того, что в будущем благодаря науке человек сможет обрести бессмертие.

Также у Владимира Николаевича есть тексты, посвящённые теме памяти об усопших. В качестве примера был взят небольшой очерк «… И о всех, кого некому помянути». В нём автор рассказывает о молебне на кладбище в Димитриевскую   родительскую   субботу.   Довольно   детально   описывает

«заросшие травой» могилы и большое количество имён «воинов, младенцев, даже и безымянных младенцев, погибших до рождения», в общем тех, кого

«некому помянути». Этим самым он затрагивает проблему памяти тех, кто «у Бога жив». Он подводит к мысли, что православные должны не только воздвигать памятники покойным, а в первую очередь, молиться за них, ведь они умерли только телом, но не душой и поэтому очень нуждаются в молитвах, особенно те, о которых уже не помнят.

Размышления Владимира Крупина на тему смерти ярко прослеживаются в следующих работах: «Земля еси и в землю отыдеши…», «У каждого сына России четыре матери», «Книга жизни», «Был прах и буду прах», «Конец ХХ века», «Последний дом», «Душа у вселенной православная», «Прикосновение к вечности», «Смерти нет», «Наша жизнь словно вскрик», «Статистика»,

«Боюсь», «Продолжение следует», «Вначале победа, потом сражение»,

«Русские тезисы», «Дети! Последнее время!».

  1. Тема необходимости брака.

Тема брака, его создания и роли очень важна для Владимира Николаевича, так как по православной точке зрения человек не должен проживать эту жизнь один, ему нужна пара. Это что касается «мирских людей», не монахов. Крупин говорит читателю, что брак создан Самим Богом, что он являет собой союз двух людей, образующихся в единую плоть, могущую рождать новых людей: «Господь создал «всякой твари по паре» и Адаму сказал: «Не годится человеку быть без жены», – и Еву в жены Адаму из ребра его сотворил».

Брак нужен для того, чтобы человек преодолел тернистый путь жизни не в одиночку, а с любимым и любящим человеком, помогающим переносить труды и горести, чтобы родил детей, воспитал в них добро, трудолюбие, патриотизм и тем самым оставил память и увеличил добро на земле.

Помимо этого, Крупин говорит, что человеку необходимо быть в браке, ведь так задумал Господь. Как рыба живёт в воде, а растение в земле, так и человек в браке (семье). И как рыба без воды и растение без земли погибают, так и человек вне брака, ведь если он живёт вне семьи — то живёт в блуде, что противоестественно Божьему замыслу.

У Владимира Николаевича подчёркивается, что нужно быть не просто в отношениях, созданных «по собственной прихоти», а именно в браке – официальном союзе, благословенном Богом. Такой союз подразумевает наличие ответственности. От этого и произрастает проблема – люди в массе своей её избегают и поэтому создают «собственные браки» – гражданские.

Проблема гражданских браков очень злободневна и не может не тревожить православного публициста Крупина, поэтому он пишет о ней: выявляет, изучает и предлагает варианты решений.

Так в статье с вызывающим названием «Трусливые мужчины» писатель поднимает такие проблемы как: замена «благословенных браков на гражданские», яростное стремления человека к комфорту, его зависимости от телефонов, трудности в нахождении и выборе спутника у молодых девушек.

С первых строк он отмечает, что на сегодняшний день между молодыми парнями и девушками очень популярны отношения «для проверки чувств», которые являются ни чем иным как сожительством без ответственности перед друг другом, без венчания, без регистрации.

Связано это со многими факторами. В первую очередь, по мнению Крупина, связано это с проблемой нежелания брать на себя ответственность со стороны мужчин. Это нежелание является «плодом» современной пропаганды, гласящей: «живи человек так, чтобы тебе было комфортно, ты хозяин своей жизни, а значит ты никому и ничего не должен». Этот «девиз» рождает эгоизм, которому сложно «я» преобразовать в «мы». А сложно потому, что мужчина, зависимый от личного комфорта, смотрит на брак как на возможную причину разрушения собственного комфорта.

Помимо мужской трусости, Крупин отмечает и вину молодых девушек, которая заключается в том, что девушки «бросаются в объятия первому встречному», ищут партнёров исходя из «биохимических процессов организма». Это также приводит не к браку, а к «удобному сожительству», в котором девушки становятся для мужчин, по словам священника Дмитрия Смирнова, «бесплатными проститутками». Владимир Николаевич полностью согласен с этой мыслью, высказанной «грубовато, но со всей правотой». Он подтверждает, что сожительство для женщины – это унизительно и опять же подводит к тому, что всему виной трусость мужчин, желающих не любви, созданной совместными трудами, а «временной сладостной страсти».

Из проблемы гражданских браков, по мнению автора, вытекает проблема абортов, так как в союзе, завязанном на страсти, редко рождаются дети, зачастую они являются некой помехой, от которой избавляются.

Ещё Владимир Николаевич касается проблемы трудностей в нахождении женихов у воцерковлённых, «чистых» девушек. Эта проблема объясняется тем, что раньше женихи находили невест в Церкви, на церковных праздниках, службах, гуляньях на Святки, Рождество, Пасху. На них молодые

люди играли, пели, танцевали в хороводах, общались. Сейчас же всё обстоит

по-другому. В школах и вузах на переменах молодые люди заняты телефонами и не смотрят на девушек, которые инстинктивно устремлены к поиску супружеского и материнского счастья. К этому добавляется фактор, усложняющий поиск женихов: «трусливые мужчины» не замечают скромных, с чистой душой девушек, которым неизвестно «искусство страсти нежной», не свойственно притворяться, завлекать, «отвечать на заигрывания». На сегодняшний день они отдадут предпочтение тем, от которых «веет беззаботностью», ведь с такими «удобнее», с ними можно пожить в своё удовольствие, а потом «в любой момент выбросить из жизни как ненужную вещь».

В статьях Крупин открыто говорит о гражданском браке как о блуде, разрушающем душу человека. Он призывает людей, в основном молодое поколение «одуматься» и прийти к религиозным ценностям, прийти в Церковь Христову, ведь именно в Ней сохранён благословенный брак, ведущий двух людей ко спасению, настоящему счастью, наследию, любви, могущей преодолевать любые «земные трудности».

Тема воспитания и образования.

На тему воспитания и образования русского молодого поколения Владимир Николаевич написал немалое количество материалов: «Дело не в знаниях», «Как из школы изгоняли священнослужителей», «ЕГЭ убивает Россию», «Школа не в наших руках», «Идти к истокам», «Положить злу предел», «Вот и вся педагогика», «Отец Артемий», «Высокочтимый Александр Григорьевич», «Русские тезисы», «Образованием в России руководят враги России», «Школа наша убивается целенаправленно».\

В первом разделе было указано, что он преподавал в школе и академии.

«Всю жизнь я связан со школой, много езжу по России, стон, великий стон слышен и в сёлах и городах» — рассказал автор в тексте «ЕГЭ убивает Россию». Эта информация говорит о хорошей осведомлённости автора о нынешнем состоянии образования.

Перед тем, как приступить к выявлению и раскрытию проблем в данной теме, нужно сказать о том, чем образование является для Владимира Крупина.

Свою позицию автор обозначает почти во всех текстах. В статье «Идти к истокам» он говорит, что: «…образование – это от слова образ, от значения образовывать. Образ напоминает прежде всего библейское – создание человека по образу и подобию Божию. То есть образование – это не просто гуманизм очеловечивания человека, но приведение его к образу Творца». В других статьях он дополняет и более широко раскрывает эту мысль. Он объясняет, что образование – это совокупность знаний, которые ведут к Христу. И только в этом истинная надобность в образовании. В школе и университете люди через предметы истории, географии, литературы, биологии, физики, химии должны развивать Богом данный разум и получать знания, необходимые для определения своего места в мире, для понимания истинной сути вещей, а главное «для спасения души».

Опять же Владимир Николаевич преподносит мысли, рождённые сравнением материального-временного и духовного-вечного. Он как православный отдаёт предпочтение «небесным» знаниями о спасении души нежели о земном мире, так как земные знания со временем исчезнут вместе с телом, а душа предстанет на Суде Божьем и «будет отвечать за все дела и знания». Крупин в текстах «скрыто призывает» к приобретению и использованию знаний «для Богопознания, для познания себя, своей греховности». Эти знания должны «закладываться» в школах и университетах, ведь там проходит основной этап обучения человека. И «заложить» их могут только православные педагоги, учёные или же священнослужители в качестве учителей. На данный момент этого нет, в основном молодое поколение

«взращивается» на преподавании литературы невоцерковлёнными людьми, что свидетельствует о непонимании её христианской сущности. «Есть образы, препарирование сюжетов, пересказ», а также «бесчисленные шпаргалки, производство которых поставлено на поток», но нет главного – приведение

детей к Истине. И это является очень острой проблемой.

В статьях Владимир Николаевич описывает в какой духовной нищете растут школьники и студенты. Он говорит о том, что авторитетом для них сейчас являются компьютеры и телевизоры, ставящие перед собой задачу –

«превратить человека в животное: убрать чувство стыда, чувство сострадания и жертвенности, чувство благоговения перед святынями». И эта задача по превращению выполняется: от чувства стыда избавляются через пошлые и наполненные насилием телеэкраны, от чувств сострадания и жертвенности избавляются демократическим рынком, карьерным ростом, эгоистичной конкуренцией, а от чувства благоговения перед святынями избавляются через оскорбления, унижения, сплетни, к примеру, о том, что Церковь — это бизнес,

«Её придумали попы для обогащения».

Конкретнее автор говорит об интернете как о «сплошном доме толерантности», который «промывает детям мозги» и «разрешает нецензурно выражаться, оскорблять учителей, не почитать старших». О телевидении как о «гоготе бесовщины», транслирующей «разврат, пошлость и насилие».

Помимо этого, он резко негативно относится к ЕГЭ, к которому «не готовят, а натаскиваю», считает, что «ЕГЭ убивает Россию», он «уничтожает знания, готовит рабов и биороботов», он «усиливает безграмотность, приводит общество к дебилизации».

В словах Владимира Николаевича очень ощутима тревога за будущее страны, которое напрямую зависит от подрастающего поколения. И посредством своих публицистических текстов он обозначает проблемы и предлагает ступени решений.

Одной из   ступеней   по   «спасению»   школьников   и   студентов   от

«дебилизации» и «духовной нищеты» является воцерковление учителей для того, чтобы они направляли их ко спасению через русскую классику,

«берущую соки питания у Священного Писания». Он подкрепляет свои мысли фактами, что так уже удавалось спасти после революции, когда к власти пришли «безбожники» и напрямую оторвали людей от Церкви Христовой,

изгнали Её из школы, «заменили учение по Священным Книгам о страхе

Божием на учение о происхождении от обезьян». И несмотря на это, Россия смогла возродиться, по большей части благодаря русской классике, сохранившей «народное чувство семьи, родины, веру христианскую».

И сейчас нужно исходя из исторического опыта «вооружиться классикой и вступить в бой со злыми силами». Нужно учить подрастающее поколение литературе «как о мосте между мирской жизнью и Богом». Но для этого педагоги должны сами понять, что без Бога нет жизни и нет России, они должны воцерковиться, чтобы вести учеников за собой к «свету Христову», ведь невозможно, к примеру, научить кого-то играть на фортепиано, если сам не умеешь. Так и в этом случае.

Следом за мыслью о воцерковлении учителей, Крупин говорит о необходимости воссоединения русских школ и Церкви, которая изначально при храмах и монастырях их строила. Он убеждает, что: «Без Церкви нельзя спастись: Без Христа детей воспитывать невозможно». Ведь «…кто введёт учителя в церковную ограду, поможет переступить через церковный порог, убедит склонить голову под епитрахиль? Конечно, священник».

Тема назначения литературы.

Тема назначения литературы неразрывно связана с Церковью. Объясняется это тем, что для Крупина целью или смыслом жизни является обращение человека к православной Церкви, единственной сохранившей учение Иисуса Христа и имеющей Духа Святого. Одним из вспомогательных средств, по мнению писателя, является русская классическая литература. В заметках «О назначении писателя в России» он характеризует её как силу, могущую «приводить к церковной ограде, возводить на паперть, подводить к алтарю». Разберём же эту тему поподробнее.

В статье «Библиотека – жизнь моя» Владимир Николаевич выражает свою любовь к книгам, называя их «величайшей вершиной человеческого общения, познания жизни, развития всех лучших чувств». Он доносит мысль, что именно книги духовно наполняют жизнь человека, открывают для него

глубины тайного мира. И тот, кто читает литературу – «выше и грамотнее

любого другого». Но это касается лишь тех, кто читает «хорошую литературу». Таких, по его мнению, малое количество. На сегодняшний день большинство отдают предпочтение всякой либеральной «дряни про красивую жизнь, детективщине, развлекухе-фэнтези», а не русской и мировой классике,

«прошедшей испытание временем». Из этого и вытекает проблема взращивания в человеке через книги «отвращения к всему духовному» – правильному. Взращивают это отвращение лишь с одной целью – «погубить душу человека». К пагубным книгам Крупин в большинстве относит современные, «пропитанные психологией гуманизма», «рисующие идеальный мир» в центре которого эгоистичный человек. Такая литература «промывает мозги», развращает и отворачивает человека от правды, в которой есть Бог, Его законы и загробная-вечная жизнь. Она учит человека «жить как в последний раз», учит «быть хозяином этой жизни» иными словами – «вечно ненасытным и несчастным потребителем». Примерами таких книг являются:

«Тревожные люди» Фредрика Бакмана, «Непобедимо солнце» Виктора Пелевина, «Исповедь узницы подземелья» Кати Мартыновой, «Эшелон на Самарканд» Гузель Яхиной, «Лолита» Владимира Набокова, «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс и др.

Но стоит отметить, что Крупин не все современные книги относит в категорию «плохих». Он выделяет и такие, которые могут духовно напитать человека, научить мудрости, объективно и художественно отобразить Православие, опираясь на личный опыт. К авторам книг с «светлой полки» он относит следующих: Тихона Шевкунова, Николая Коняева, Александра Шаргунова, Максима Козлова, Виталия Богомолова, Анатолия Байбородина, Виктора Кузнецова, Александра Сегеня и других.

Это что касается современной литературы. Отдельное и лучше сказать главное место в текстах на тему назначения литературы занимают размышления о классических книгах, в частности о русских. Их можно обнаружить в таких материалах: «Уроки святых старцев», «Дело не в

знаниях», «Библиотека – жизнь моя!», «Предсказание Гоголя и мы, грешные»,

«Школа не в наших руках, издательства не в наших руках», «Читать Достоевского», «Не возрождение, а вырождение», «Отец Артемий», «О назначении писателя в России».

В них писатель отображает духовное обнищание русского народа, связанное с тем, что большая часть людей перестала читать книги для познания правды о себе и мире. Она, по мнению автора, если и читает, то лишь для «отдохновения, забвения, развлечения, щекотания нервов». Она «клюёт» на «раскрученную и низкосортную литературу», в то время как под её ногами лежат «бесценные богатства» светской и духовной литературы, «россыпи русского Слова: былины, легенды, предания, пословицы, поговорки, песни, сказания», а также книги Державина, Пушкина, Тютчева, Лермонтова, Достоевского, Некрасова, Островского, Гоголя, Гончарова, Сумарокова, Шмелёва и русская философия Владимира Мономаха, Даниила Заточника, Нила Сорского, Григория Сковороды и др. «От такого чтения окрепнешь душою и духом», – выразился автор в статье «Читать Достоевского».

Крупин в текстах стоит на позиции, что из духовной нищеты человека могут спасти книги из ряда вышеперечисленных, из ряда говорящих о смысле жизни, о поисках Истины, о добре и зле, указывающих, что Истина – это распятый Иисус Христос, что зло – это дьявол, а добро – это Бог.

Из этого ряда светские («Братья Карамазовы», «Бесы» Ф. Достоевского или «Тарас Бульба», «Мёртвые души» Н. Гоголя, «Евгений Онегин»,

«Капитанская дочка» А. Пушкина) подведут к Евангелию, духовные (труды святых отцов, например Иоанна Кронштадтского, Игнатия Брянчанинова, Никона Воробьёва, жития Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского) напрямую раскроют суть этой Священной Книги и укрепят в Её истинности.

  1. Тема русского народа и Церкви.

Владимир Николаевич как истинно православный христианин знает, что без «Единой Апостольской Церкви» не спастись, как отдельно взятому

человеку, так и русскому народу в целом. Во многих текстах он вкладывает

эту мысль, которую ранее озвучил в «Дневнике писателя» Фёдор Достоевский:

«Русский народ весь в Православии и в идее его. Более в нём и у него ничего нет – да и не надо, потому что Православие всё. Православие есть Церковь, а Церковь – увенчание здания и уже навеки». В Церкви совершаются главные Таинства, которые оживляют, очищают и питают душу: Крещение, Исповедь, Евхаристия, Венчание. Без Церкви нет «общения с Богом», «очищения от грехов», а также «исторического и духовного наследия России». В этом заключается правда для публициста о которой он не может молчать: «Я православный, и я не могу не защищать свои святыни, свою веру». Он видит, что на Церковь постоянно клевещут, Её не знают и не хотят узнавать, Ей не доверяют. В целом работает целая «бесовская система отторжения человека от Церкви».

И чтобы это исправить, Владимир Николаевич пишет материалы с целью защитить Её от «лгущих СМИ», от «осуждения интеллигенции» и доходчиво объяснить невоцерковлённым «с Богом в душе», что «…без Церкви не спастись. Церковь – небо на земле. А земля – Престол Господа. Россия – Дом Пресвятой Богородицы. Только с благословения Церкви свершали свои подвиги блаженные, юродивые во Христе. В Церковь приходили за благословением в трудные дни для себя и России русские полководцы, цари и князья. Иконы приносились в войска, строились временные храмы, воины получали благословение из рук священников». Также к этому писатель прибавляет, что всё наследие России «выходит» из Церкви – «и пение, и живопись, и архитектура, и литература», всё просвещение, книгописание и книгопечатание началось в монастырских стенах.

Помимо этого, только в Церкви сохранена нравственность, не нарушена

«божественная природа человека», в Ней «чёрное называют чёрным, а белое белым», в Ней нет равнодушных к жизненным трудностям любого человека. Также помимо «духовной помощи», Она непрестанно оказывает материальную – вкладывает «в ремонт, в воскресные школы, в помощь

бедным, увечным, одиноким, зависимым». И несмотря на это некоторые люди продолжают Её «осуждать» и «выставлять бесполезной».

Для большего убеждения читателей в истинности православной Церкви автор в текстах использует исторические факты о прямых Её представителях: святых отцах, старцах, священнослужителях, монахах. В основном он раскрывает личности русских праведников, «спасающих Церковь и Россию», таких, как Амвросий Оптинский, Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Иоанн Кронштадтский, Матрона Московская и др. Писатель приводит описание их подвижнической жизни, делится их мудрыми и пророческими размышлениями, указывает на «сильную, незримую молитвенную помощь» без которой «Россия бы не смогла выстоять в трудные периоды истории». Это можно увидеть в следующих материалах: «Россию спасёт свят ость», «Радость моя,   Христос   Воскресе!»,   «Русские   златоусты»,   «Нестор-летописец»,

«Пророк, не услышанный современниками», «Осада», «Уроки святых отцов»,

«Молитесь за старцев», «Русь святая, храни веру Православную!», «Что общего у света с тьмой?», «Идти к истокам», «Братская укоризна», «Пение сердца». К ним нужно добавить объёмный сборник очерков «История России в очерках о святых». О нём упомянуто в первой главе как о примере

«доминирующего жанра» Крупина. В этой главе добавим, что сборник является ценным трудом, так как с его помощью можно частично решить проблему незнания Церкви, Её истории, святых.

Кроме проблем незнания, «осуждения» Церкви, большую тревогу у Крупина вызывают «разговоры о переходе на русский язык в богослужении». В статье «Не пачкать икону» он называет этот процесс «изменой Богу, предательством России, позором перед Святыми, угождением сатане». К этому добавляет, что изменение языка будет означать раскол в Церкви. Аргументирует это высказывание тем, что церковнославянский язык – древний язык православной Церкви. На нём писались богослужебные книги и служились Литургии, на нём молились и молятся все православные

христиане. Язык Церкви – это та святыня, подобная иконе, которая не должна изменяться «в угоду лентяев и новичков». Она должна быть охраняема.

Угрозы о переходе на современный язык в настоящее время нет, и Владимир Николаевич знает об этом, но считает, что «пагуба придёт тогда, когда будут говорить о мире и безопасности». В статье «Не пачкать икону» он

«предупреждает», что разговоры о замене церковного языка имеют место быть и поэтому надо уже сейчас «готовиться к отражению возможного штурма на язык Православия».

Таким образом, на основе проблемно-тематического анализа материалов можно сказать, что Крупин в текстах охватывает практически всю жизнь человека (семью, образование, культуру, ценности) и показывает реальную картину вещей, показывает в каком отчаянном положении находится человек без христианской веры. Он выявляет проблемы современного общества,

«называя всё своими именами»: гражданский брак блудом, современное образование системой «дебилизации подрастающего поколения», интернет

«домом пропаганды толерантности», современную либеральную литературу

«дрянью про красивую жизнь», стремление к комфорту эгоизмом и глупостью и т.д.

Через это разоблачение писатель доносит правду о сути жизни, он пишет о том, что времени человеку отведено мало и поэтому его ни в коем случае нельзя растрачивать на попытки материального обогащения, удовлетворения эгоистических потребностей, так как они ведут в погибель – в вечную муку. Он предлагает употреблять время для «очищения души – подготовки к вечной жизни», для боя с «сатанинской, либеральной» пропагандой, которая закрывает путь, ведущий в жизнь вечную.

***

Из всех публицистических материалов Владимира Крупина самую большую ценность представляет сборник идеологических статей «Книга для своих». В них автор с удивительной точностью отобразил состояние русского народа, указал на разрушающие «изнутри» проблемы, нашёл их корень, и оставил подробную «инструкцию» по борьбе с ними.

Сам сборник вышел в печать в 2012 году, но содержит статьи разного исторического периода России (1989-2012). И несмотря на это статьи не теряют своей актуальности вплоть до сегодняшнего дня, так как содержат размышления из ряда «вечных». Автор размышляет об истории и судьбе России, о возможности её спасения от «сатанинского» глобализма, об обретении бессмертия русского народа в Православной Церкви.

В статьях читается откровение человека, «до боли» любящего, жалеющего Россию и верующего в то, что она справится со всеми врагами: «О, Русская земля! Ты не за холмом. Ты велика, но вся умещаешься в нашем любящем сердце. Мы любим Тебя, и Ты сохранишь своих сынов и дочерей. А тех, кто торгует Тобой, кто смотрит на Тебя только как на территорию наживы, тех Ты стряхнёшь с Себя. Тебя, земля наша, много раз ненавидели, но наша любовь к тебе всё переборет».

Ранее уже отмечено, что для православного автора осмысленная жизнь возможна лишь в Любви – в Боге. И поэтому, когда в текстах он затрагивает какие-либо проблемы, то они завязаны исключительно на конфликте материального и духовного, на конфликте веры и безверия. Он считает, что если что-то критическое случается в обществе, к примеру, войны, революции или голод, то это напрямую связано с «отходом человека от Бога». Следовательно, предлагаемые им варианты решений касаются не материальной стороны, а духовной. Так, к примеру, в статье «Русские тезисы» автор простым языком доносит мысль, что причину возникших бед необходимо искать не в экономике, не в политике, не в целом социуме, а во внутренней составляющей человека – душе, в его нравственности, измеряемой

отношением к Богу.

Помимо «отхода от Бога» в обществе есть ещё более страшный «недуг», ведущий массу людей в духовную погибель. Он заключается в «осознанном противостоянии Богу», в сатанинской борьбе со святой правдой. Об этой борьбе Крупин пишет больше всего, а конкретно о противостоянии монархической «по духу» Святой Руси (России) и демократии.

Демократия   для    Крупина    является    первым    злом,    способным

«разложить» Россию изнутри. Проблема царствующей в массах демократии является самой больной и острой в стране, и к ней, по мнению автора, ни в коем случае нельзя оставаться равнодушным, нельзя недооценивать её. Её нужно разоблачать, с ней нужно бороться, нужно защищать Россию от неё, защищать «сильнейшем оружием» – словом. Крупин в текстах особо выделяет, что об угрозах страны «грешно» молчать: «Молчание, конечно, золото, но когда надо говорить, особенно в защиту России, то говорить надо. Отмолчался – предал Россию».

И Владимир Николаевич не безмолвствует, он говорит и пишет без страха, называет «чёрное чёрным, а белое белым». Он откровенно пишет о демократии, не скрывая своего отвращения к ней: «Демократия – священная корова капитала, пришла своими копытами на просторы России и поедает их» [39], «Отец демократии – диавол, и он же отец лжи», «Демократия – это когда тебе не хамят, когда тебя очень вежливо под руки ведут к могиле» [41],

«Демократия плодит подлецов», «Демократы суть бесы, обольстившие легковерных», «Демократия – путь гибели российской государственности».

Крупин один из немногих кто очень точно раскрыл сущность демократии, назвав её «дочерью дьявола», так как её главной целью является полное «уничтожение русского народа – богоносца», народа, сохранившего Православную Церковь, народа «добровольно взявшего на себя крест Христов», народа «нежелающего жить так, как живёт остальной мир», жить без Бога и Его заповедей.

Борьбу демократии с монархической по характеру Россией Крупин называет   «последней   войной   последних   времён»,   начавшейся   ещё   до

«сотворения человека» между «Архистратигом Михаилом с его небесным воинством» и «падшим денницей – первым демократом». Данной мыслью автор отобразил суть любого конфликта на земле, суть всей мировой истории:

«Битва света и тьмы, Христа и Велиара – это главное содержание мировой истории. Остальные войны: большие, малые, столетние, семилетние, революции, восстания, конфликты – всё это слабые отблески главной войны Бога с диаволом». Во многих текстах автор неоднократно высказывался, что Россия является «Домом Пресвятой Богородицы», что с Россией Бог и святые Его, и поэтому идущие против неё «принадлежат князю мира сего».

У всех врагов есть «своё оружие», и демократия не исключение. Об этом автор предупреждает в своих статье «Последняя война»: «Наш враг вооружён до зубов». В «арсенал» демократии входят: «хамская уверенность в своей безнаказанности», «циничная, липучая реклама», «наглое враньё»,

«пропаганда пошлости, разврата и насилия», «внушение страха перед завтрашним днём», частое употребление слова «прогресс», запрет на разговоры о русской нации, о Православии как государственной политике, о морали и нравственности, о брачных узах, о запрещении абортов.

Особо из «демократического оружия» писатель выделил журналистов. В статье «Четверовластники» он назвал их людьми без совести и без стыда, безбожниками, выполняющими «бесовское задание» – «Россию развратить, споить, русскую историю оболгать, патриотизм оплевать, внедрить в сознание, что миром правит капитал». Также автор в этой же статье указал на то, что у «борзописцев» есть только два дела: «кого-то обгадить, освистать, оплевать или вознести». «Оплёвывают» они русское-христианское, а возносят западное, возносят «муравейник, управляемый долларом».

В итоге из-за использования вышеперечисленного «оружия» демократия в   своё   время   достигла   многих   успехов:   она   увеличила   количество

«проходимцев и подлецов» во властных структурах, она навязала

материальный прогресс, низводящий «человека до уровня вещи», она пустила на телевидение пропаганду пошлости, насилия, разврата, внедрила «культ богатства и желания удовольствий», она заменила христианское слово

«терпимость» на «толерантность» (русские тезисы), она увеличила разводы, преступность, сократила рождаемость, она повысила цены на хлеб, она разрушила образование через систему ЕГЭ, она «распахнула двери для любой конфессии, религии, для всяких сект, для всяких оккультностей, всякой бесовщины, гороскопов, нерусских календарей», она подменила в русском сознании отношение к Земле, она назвала Её территорией для сбора урожая, предметом купли и продажи.

Демократия, на первый взгляд, «ударила» по самым важным составляющим «сильной страны», но этого оказалось недостаточным для гибели России, которая несмотря на все удары остаётся живой, остаётся

«незыблемой, крепкой, как скала», и всё потому, что её хранит Сам Бог:

«Россия! Всё перепробовано на тебе, чтобы тебя уничтожить: войны, революции, коллективизация, снос деревень, убийство образования, спаивание народа, разложение семьи, издевательство над святынями. Кто только не садился тебе на шею: большевики, коммунисты, демократы, а ты всё, хранимая Богом, жива!».

Россию всегда спасала только Православная вера – главная мысль Владимира Крупина. И если она спасала от монголов, французов, большевиков, фашистов, то значит и от демократов сможет спасти. Но для спасения необходимо пойти на следующие шаги:

  • следует Православие провозгласить единственной идеологией страны;
  • поставить во главу государства «помазанника Божия», сделать так, чтобы власть была «от Бога» и с Богом»;
  • заменить «продажный суд» на «суд по совести»;
  • массово внести понимание, что «главная власть в мире – власть Духа Святого»;
  • начать взращивать веру в сердцах людей: «возрастает вера – возрастает государство, процветает вера – процветает государство, преуспевает вера – преуспевает просвещение»;
  • начать охранять и защищать православные святыни;
  • прекратить «спасать всех» и начать спасать себя;
  • перестать надеяться на экономику, политику, «на собственные силы».

Помимо этих шагов есть ещё один, первичный шаг, без которого не получится достичь никаких успехов. Он выражен в простой истине: человек не изменит мир, пока не изменит, в первую очередь, себя. Таким образом и русский народ не спасётся пока каждый его член не «вступит в бой» с личными проблемами. Крупин выводит, что на самом деле борьба за «светлое-вечное будущее» должна происходить не с государственными – внешними врагами, а с «врагами Христа», которыми являются сами люди, «своей греховностью постоянно пригвождающие Спасителя ко Кресту». Борьбой называется непрерывное    улучшение    внутреннего    состояния    души,    приближение

«творения к Творцу». И если человек будет заниматься этим внутренним возделыванием души, к примеру, не будет «пить, курить, материться», а будет любить семью и друзей, молиться, ходить в Божий храм, уклоняться от зла, творить благо, то этим самым он приблизит спасение не только себе, но и окружающим в целом. Объясняется это тем, что человек не может находиться вне общества, он является его частью, частью целого организма. А это значит, что состояние малой его части влияет состояние. Если часть (один человек)

«больна», то и заболевает весь «организм» (в нашем случае русский народ), а если часть выздоравливает, то, следовательно, и «организм».

Итак, стоит повторить, что для Владимира Николаевича важнейшим писательским долгом является «приведение заблудших душ ко спасению, к свету Христову». И если охватить все идеологические статьи из сборника

«Книга для своих», то можно увидеть, что они как раз являются теми самыми

трудами, исполняющими «миссию по спасению», показывающими «путь к

истокам живой воды, к учению Христа». В них автор очень доходчиво и открыто приводит мыслительные заключения, что земная жизнь человека очень коротка и наполнена печалью, от которой «не убежать», которую «не спрятать в золоте, не утопить в вине, не забыть в разврате». Она пуста и бессмысленна, если со смертью тела приходит полное уничтожение личности, если в ней нет веры в бессмертную душу.

Эту мысль, в первую очередь, он обращает к «душе русского человека», так как он любит свою Родину и не может просто смотреть на то, как массово погибает его народ, как он под воздействием либеральной пропаганды

«сытого образа жизни» бессознательно отвергает Бога и тем самым устремляет путь в погибель. Он видит, что сейчас большинство русских людей на самом деле таковыми не являются и через тексты стремится исправить это, стремится к «самосознанию русского человека в себе». Он неоднократно повторяет- призывает чтобы «россияне» уверовали в бессмертность души и тем самым стали русскими – православными, стали сильными – независимыми от внешних обстоятельств, «любящими Бога, Божию Матерь, Землю», сохраняющими историческое наследие. И тогда Россия станет Святой Русью, станет могучим «кораблём, идущим по волнам моря житейского, идущим против зла «князя мира сего», идущим в Царствие Божие и ведущим за собой остальные народы.

 

24.06.2023

 

Subscribe
Notify of
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments