А.В. Ильенко Терроризм: история и современность
«Терроризм — преступление, главной целью которого является нарушение общественной безопасности, которое выражается в посягательстве на: жизнь и здоровье граждан, объекты критической инфраструктуры, природную среду, информационную среду, органы государственного управления, государственных и общественных деятелей» [7].
Многие думают, что первое проявление терроризма застали именно мы, дети XXI века, активные пользователи гаджетов и любители компьютерных игр, однако самые первые теракты люди организовывали еще в Древнем мире, а распространяться данный вид насилия в государствах начал с «эпохи террора» в период Великой французской революции.
И причин у этих деяний масса: «психические отклонения, мотивы самоутверждения, мысль о «спасение народа», корысть» [4]. Только вот в чем разница между терроризмом, который был раньше, и тем, что мы имеем сейчас? Почему именно в наши дни ежегодно появляется все больше и больше дат, которые мы обозначаем, как «день памяти погибшим»? Как бороться с этим?
Чтобы ответить на поставленные вопросы достаточно углубиться в историю терактов России и понять, чем же различаются причины и методы преступников прошлого от настоящих.
Ученые, эксперты и юристы давно изучают тему возникновения терроризма и его развития, так как сам по себе терроризм вечен. В публицистике можно найти огромное количество теорий его происхождения. Одни убеждены в том, что к данному виду преступности прибегают лишь в острых ситуациях, в периоды общественных кризисов. Другие же утверждают, что терроризм – последствие конфликтов и главный аргумент в спорах враждующих сторон.
Терроризм активизируется тогда, когда это нужно внутренним или внешним политическим силам. Так, например, первой террористической организацией в России стала, так называемая, «Земля и воля», созданная в 1862 году. Главная ее цель понятна сразу – свержение в России национальной власти [6]. Свергли. А почему террористические акты продолжаются до сих пор?
А.И. Долгова считает, что «взаимодействием следующих обстоятельств порождает преступность террористического характера:
1. невозможностью прямого результативного воздействия на субъект, который мог бы повлиять на удовлетворение соответствующих потребностей и интересов террористов;
2. несомненными разногласиями потребностей и интересов субъектов преступлений террористического характера и субъектов, к которым адресуются требования;
3. стремление части населения к эксплуатации столь высоко опасного средства насилия, как терроризм с его разрушительными последствиями;
4. вспышка терроризма соответствует тем историческим периодам, когда происходило крайнее усиление многообразных социальных проблем и серьезных просчетов в их разрешении. В итоге граждане, различные их общности и даже страны, не надеясь на эффективность правомерного, цивилизованного способа разрешения противоречий, приходят к крайне опасным, но, с их точки зрения, эффективным в данной ситуации криминальным способам достижения преследуемых целей» [2].
Совокупность этих критериев и порождает террористические группировки, вселяет в людей веру, что путем агрессии и насилия можно повлиять на происходящие события или добиться своих целей.
Этим руководствовались Бараев и Басаев, лидеры чеченских боевиков, которые хотели прекратить войну в Чечне и добиться отделения Чеченской республики от Российской Федерации, а также Халилов, Чахкиев, Темирбиев и многие другие [5]. Их мотивы сумасшедшие, но какие же мотивы у современных «Я-Богов»?
В их целях разобраться гораздо легче: их нет.
В 2014 году Сергей Гордеев был пятнадцатилетним учеником обычной московской среднеобразовательной школы. Ничего не отличало его от сверстников, кроме желания «доказать» свою индивидуальность. Самый простой десятиклассник унес жизни преподавателя географии и сотрудника полиции. Так начался ужасный период современности «Я-Бог».
Отличительной чертой этой «группировки», в первую очередь, является массовость. Никто не знает, когда случится следующий рецидив, дети какого учебного заведения пострадают следующие. Да, именно учебного заведения. «Я-Боги» трусливы. Они могут действовать только через детей.
И если в случае с Гордеевым все списали трагедию на единичный и частный случай, то теракты в Перми, Улан-Удэ и Новосибирске 2018 года ошарашили людей и напомнили о том самом «единичном случае», но вместо того, чтобы бороться с этой закономерностью, люди принимают ее как должное, о чем и писал Платон Беседин в своей статье под названием «Терроризм нового образца: школы как полигон» в журнале «Родная Кубань».
«Резня и стрельба в школах становятся для России делом почти привычным. Но это только начало, потому что, похоже, нет глобального понимания того, как противостоять подобному злу». «Ханна Арендт использовала такой термин – банальность зла. Действительно, самое чудовищное зло – обыденное, нормальное. Именно оно и творится в российских школах. И при этом данное зло системно» [1].
И именно из-за этой системности и привычности после серии терактов 2018 года мы услышали о колледже Керчи, где число погибших стало рекордным во время нападения на учебные заведения новейшего времени. Обычный ученик оборвал двадцать одну жизнь, думая, что имеет на это право из-за собственной «индивидуальности».
Спустя три года история повторяется в Казани. Жестокое убийство детей Ильназом Галявиевым, который первый заявил: «Я – Бог». Ужасный теракт, ставший личной трагедией не только Казани, но и всей России, стал точкой невозврата, благодаря которой государство обратило внимание на незащищенность детей и способствовало тому, что бабушки, сидящие на входах в школы, сменились на достойную охрану.
Но даже это не уберегло детей Ижевска от трагедии 2022 года. К сожалению, ни один охранник не смог бы противостоять вооруженному террористу. Именно поэтому сейчас мы провожаем 11 детей и 6 взрослых, погибших 26 сентября.
Истории повторяются год за годом. Проанализировав их, можно уловить ужасающую закономерность, о которой уже писал Андрей Нейжмак в своей статье в журнале «Родная Кубань» в 2021 году. В своей работе «С ружьем на “ТЫ”»: о системности и причинах школьных терактов» Андрей описал системность массовых убийств: «“Я-Боги” осуществляют террористические акты только в учебных заведениях. Их мысли схожи: “Все заслуживают смерти”, “вы – никто”, “Истинное наслаждение лишь в доставлении боли другим”, “Я-Бог”. Обо всех террористах знакомые говорили, как о тихих, неразговорчивых детях. Их психическое состояние оставляет желать лучшего, ведь у каждого есть предпосылки к психическим заболеваниям» [3].
Платон Беседин также заметил определенную схожесть современных террористов: «Убийцы от и до планируют свои преступления. Они соответствующе одеваются, намекают окружению на “нечто, что скоро произойдёт” (или говорят прямо) и тренируются в стрельбе. При этом они выбирают тех, кого убивать легче – детей, не способных оказать сопротивление. Последнее, к слову, – черта характерная» [1].
Ни о каких точных целях речи не идет. Как бороться с ними тоже не понятно. У них нет требований, нет мотивов, нет идеи, нет логической составляющей.
В XIX – XX веках террористы хотели свергнуть действующую власть, в СССР они выдвигали личные требование (в большинстве случаев захваты пассажирских самолетов для побега заграницу), в конце XX начале – XXI веков преступники хотели осуществить политический переворот, а сегодня террористы сами не понимают, чего пытаются добиться.
Чем дальше – тем хуже. Убийства все более жестокие и более бессмысленные. В головах «Я-Богов» одни опилки, а это в разы хуже, чем пустота, ведь заполнить пустоту чем-то хорошим легче, чем достать опилки и вбить что-то полезное.
Использованные источники:
1. Беседин, П. Терроризм нового образца: школы как полигон [Электронный ресурс] // Родная Кубань. – 2021. – Журнал «Родная Кубань». – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_10857.html?ysclid=l8syv6guv7653024227
2. Криминология / Под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
3. Нейжмак, А. С ружьем на «ТЫ»: о системности и причинах школьных терактов [Электронный ресурс] // Родная Кубань. – 2021. – URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_13477.html?ysclid=l8qyl6jww0856056741
4. Причины терроризма [Электронный ресурс] // Сайт МГАУ. – 2017. – URL: https://www.masu.edu.ru/antiterror/reason/.
5. Самые крупные теракты в России в 2000-2007 годах. Справка [Электронный ресурс] // РИА Новости. – 2008. – URL: https://ria.ru/20080804/150102309.html
6. Хронология террористических актов. Россия 1866 — 1911 гг. | Политика [Электронный ресурс] // maxpark.com. – 2013. – URL: https://maxpark.com/community/politic/content/1847620?ysclid=l8r3pboial832360247
7. Что нужно знать о терроризме [Электронный ресурс] // Сайт управления МВД России по Костромской области. – 2020. – URL: https://44.мвд.рф/gumvd/противодействие-экстремизму-и-терроризму/информация-для-граждан/item/19464066/
(https://rkuban.ru/archive/rubric/publitsistika/publitsistika_14676.html)