Мария Алдина Публицистика Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского о месте женщины в обществе
Русская литература всегда отличались тем, что не идеализировала образы, особенно женские, дабы раскрыть тему и найти волнующий ответ. Тем это и прекрасно. Писатели давали нам картину, в которой мы можем найти настоящую русскую красавицу, но, что стоит отметить, красивую не только лишь внешне, но и внутренне. И эти качества, описанные в литературе, ещё не утратились в современном мире, но уже находятся на грани своего провала в пропасть.
Из-за темпов развития, которое пинками отбрасывает вперёд общество, ещё не готовое к большим переменам, образ женщины, показанный в научно-публицистических, литературно-критических статьях, рецензиях, обзорах, фельетонах, заметках, которые писались представителями русской общественной мысли, начинает размываться. Само слово «женщина», имеющее под собой некогда гордое и изящное значение меняет свой смысл и превращается в ярлык, которые, увы (и ах), стали воспринимать как оскорбление. Тенденции, прибывшие с Запада, всяческими способами пытаются скрыть женственность под маской «сильной и независимой» (что стало уже слишком устойчивым выражением). Кроткая и нежная девушка тихими, но уверенными шагами становится клеймом….
Но какие тайны скрываются под тем образом женщины, что показали нам творцы прошлых столетий? Какое место он имеет в современном обществе? Чтобы решить эти вопросы, достаточно обратиться к великим писателям, чьи имена знакомы если не всем, то большинству людей нашей страны.
Что есть великая сила в женском образе? Сколько хитрых сплетений там можно найти? Совокупность всех составляющих можно назвать красотой. Не даром именно красоте женщины посвящают столько слов, произведений, картин, поэм и размышлений философов. Николай Васильевич Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» в главе «Женщина в свете» писал:
«Красота женщины еще тайна. Бог недаром повелел иным из женщин быть красавицами; недаром определено, чтобы всех равно поражала красота, — даже и таких, которые ко всему бесчувственны и ни к чему не способны. Если уже один бессмысленный каприз красавицы бывал причиной переворотов всемирных и заставлял делать глупости наиумнейших людей, что же было бы тогда, если бы этот каприз был осмыслен и направлен к добру? Сколько бы добра тогда могла произвести красавица сравнительно перед другими женщинами! Стало быть, это орудие сильное» [1].
Здесь речь идет не просто о внешней красоте, а о её иносказательном значении. Гоголь упомянул, что Бог повелел «иным из женщин быть красавицами», а именно – быть теми, кто преображает окружающих, о чём мы поговорим далее.
В Библии ясно сказано о превосходстве красоты духа над внешностью. В первом соборном послании святого апостола Петра есть обращение к женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» [6].
А что включает в себя образ, описанный Гоголем? Нет, не внешние качества. Обворожительность, доброта, а вместе с тем страстность и мудрость. А добавить к этому мужественность? Сила этого образа способна на расстоянии менять человечество. Получается формула успешности, которую Гоголь и назвал «орудием» в борьбе со злом:
«Кто не смеет себе позволить при вас дурной мысли, тот уже ее стыдится; а такое обращенье на самого себя, хотя бы даже и мгновенное, есть уже первый шаг человека к тому, чтобы быть лучше. Стало быть, это орудие также сильное» [там же].
Что сейчас нужно современному обществу? Именно это орудие, которое сможет успокоить народ, поможет ему переродиться духовно и стать лучше.
Если не верите в эти слова, вам нужно вспомнить одно из лучших произведений Н. В. Гоголя. Не просто так он описал в «Мертвых душах» самые пошлые образы человечества, не имеющие под собой той самой духовной силы, о которой говорилось выше. Одна из помещиц поэмы Коробочка показательна как человек, отступивший от сакрального женского образа. На данном этапе (произведения) она находится в состоянии деградации и морального упадка. Но, что важно, писатель оставляет ей шанс измениться в лучшую сторону, ведь несмотря на её скупость, «дубиноголовость», помещице не чужды хозяйственность и набожность. Как и в произведении героиня всё ещё имеет возможность направить свои положительные качества в развитие своего поместья, так и любая другая девушка способна направить свои силы на добрые дела.
Но почему мы говорим о том, что сейчас женский образ, описанный классиками, не соответствует современным реалиям? Всё потому, что женская гордость превращается в гордыню. Во-первых, нынешние девушки отказываются от своей истинной, природной внешней красоты в угоду современным стандартам. Из-за это как раз и страдает внутренняя составляющая.
Нет, всё ещё не так плохо. На смену разукрашенным дамам в моду стала возвращаться натуральность. Но стандарты женской красоты, подразумевающие рельефную фигуру, пухлые губы и некоторую объемность тела, всё ещё уступают место моде на естественность. Это то и мешает образу современной женщины раскрыть свою душу.
Во-вторых, помимо внешних стандартов красоты, задеваются и внутренние качества. Тут мы подходим ко второму фактору, мешающему духовному росту. Формирование личности, как все должны понимать, длительный процесс. И формируются они в течение всей жизни за счёт того, в какой обстановке взрослел человек, чем он увлекался, как и где учился. Девушки нашей страны с раннего возраста стали перенимать идеи с Запада, противоречащие этическим нормам, формировавшимся в России многие столетия.
Представительницы прекрасного пола стремятся к независимости и самостоятельности. Это похвально, но способы достижения идут в разрез с общепринятыми этическими нормами. Опять в дело вступает гордыня. В мире бушует такое течение, как феминизм, переросший в «радикальное стремление, призывающее к изменению общества и устранению мужского превосходства в социальной и экономической сферах» [7]. Во-первых, что хочется сказать, равенство общества – это утопия, а неравенство — не порок. Во-вторых, люди, следующие этому течения не просто выступают за права женщин, они желают полного уничтожения культурного и социального базиса общества, применяя при этом противозаконные методы. К примеру, 8 марта 2021 в Санкт-Петербурге прошла акция, где радикальные феминистки провели марш, приуроченный к 8 марта с лозунгом «Долой патриархат» [5]. Погрязнув в этом течении, они упустили очень важную деталь: в России, в отличие от многих других стран мира, для женщин открыт весь мир: наука, бизнес, космос и т. д. Нужно делать только одно – учиться. Ведь если человек желает превзойти человека, то он должен развиваться и, в самую первую очередь, внутренне. Простым языком это можно назвать самосовершенствованием или саморазвитием, о чём не раз в своих материал писал и Фёдор Михайлович Достоевский.
В середине 19 века в России одной из острых тем стала проблема женской эмансипации. На фоне этого произошло столкновение демократически настроенных групп и представителей консервативной и религиозной критики. Среди отрицающих и принимающих идеи эмансипации, нашлась группа тех, кто хотел отыскать «золотую середину» в этом раздоре. Одним из таковых был Ф. М. Достоевский. По его мнению, предназначение женщины быть матерью, хранительницей домашнего очага так же важно, как предназначение к общественному труду.
В 1861 году писатель опубликовал статьи «Ответ «Русскому вестнику»» и «Образцы чистосердечия» (в ответ на полемику среди «литературного скандала», связанного с чтением отрывка «Египетских ночей» А. С. Пушкина статской советницей Е.Э. Толмачевой) в которых, в первую очередь, он требует признания и уважения женских стремлений быть полезными для общества. Эту тему он продолжал и в «Дневнике писателя», к которому мы сейчас обратимся.
В главе «Опять о женщинах» Ф. М. Достоевский упомянул о своей беседе с 18-летней девушкой Софьей Ефимовной Лурье, решившейся уехать в Сербию, чтобы ухаживать за ранеными. Собиралась сделать это она не в угоду себе: на носу были экзамены, к котором та долго и старательно готовилась. Но поступок, наполненный смелостью и искренностью девушки, восхитил Достоевского до глубины души: «Тут одно дело и для дела и ни малейшего тщеславия, ни малейшего самомнения и самоупоения собственным подвигом, что-, напротив, очень часто видим мы в современных молодых людях, даже еще только в подростках» [3].
Далее Достоевский отметил (и не в первый раз!) деталь, которая и по сей день является важным критерием становления человека в обществе:
«По уходе ее мне опять невольно пришла на мысль потребность у нас высшего образования для женщин, — потребность самая настоятельная <…>. В самом деле, только лишь высшая наука имеет в себе столько серьезности, столько обаяния и силы, чтоб умирить это почти волнение, начавшееся среди наших женщин. Только наука может дать ответ на их вопросы, укрепить ум, взять, так сказать, в опеку расходившуюся мысль» [там же].
Важно отметить, что Достоевский рассматривает женский образ в контексте проблемы о человеке в целом, о его предназначении и будущем. Он видел в женском образовании нечто большее, чем получение ими определенных знаний и навыков. Для него образование было необходимым пунктом в нравственном обновлении человечества. Но самопожертвование, проявление любви к тем, кто в этом нуждается (сравнимо с чувством матери к ребёнку) не менее важная составляющая для духовного роста по мнению писателя. Это значит, что выбор должен быть у каждой девушки: направить ли свои силы на саморазвитие или же на помощь ближним (делать всё сразу никто не запрещает).
Спустя 44 года, в 1920 году отделы при ЦК по работе среди женщин полностью реализовали право женщин на образование. Их стали принимать в университеты и другие высшие учебные заведения вместе с мужчинами, а также прекратила существование система раздельного обучения в школах [4]. На данный момент каждая девушка в России может получить то, о чем писал Достоевский, а именно – восполнить потребность в образовании. Дело остаётся за последним – за желанием современных женщин учиться, совершенствовать себя и следовать советам лучших.
Н. В. Гоголь и Ф. М. Достоевский не просто так показали нам образы женщин через призму внутренних качеств. Не сложно понять, что для того, чтобы считать себя красивой, нужной, и чтобы так считали окружающие – требуется, в первую очередь, быть достойной этого. Следует «писать» свою личность не в угоду обществу, современным стандартам, а в угоду моральным принципам, которые формировались веками. Нужно передавать эти знания своим детям, а также напоминать и рассказывать людям, какой великой силой может обладать женский образ и как он может повлиять на мир.
Список использованной литературы:
1. Гоголь, Н.В. /Выбранный места из переписки с друзьями/, глава «Женщина в свете». — [Электронный ресурс]. // — URL: https://azbyka.ru/fiction/vybrannye-mesta-iz-perepiski-s-druzyami/4/
2. Гоголь, Н. В. Мертвые души / Н.В. Гоголь. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 2016 .
3. Достоевский, Ф. М. /Дневник писателя/, июнь -1876, глава V «Опять о женщинах». — [Электронный ресурс].// — URL: https://azbyka.ru/fiction/dnevnik-pisatelya-1876/
4. Пендина, П. Культура.РФ. Когда женщины стали учиться в российских университетах наравне с мужчинами? [Электронный ресурс].// — URL: https://www.culture.ru/s/vopros/universitety/
5.Смолихина Екатерина. Amic. Нам нужна безопасность, а не цветы». 8 марта в Петербурге прошел марш феминисток. [Электронный ресурс].// — URL: https://www.amic.ru/news/obschestvo/nam-nuzhna-bezopasnost-a-ne-cvety-8-marta-v-peterburge-proshel-marsh-feministok
6. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета: канонические [Текст]. — 1 Пет 3. 3–4. — М, 1994. — 298 c.
7. Википедия [Электронный ресурс]. // — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
(https://rkuban.ru/archive/rubric/literaturovedenie-i-kritika/literaturovedenie-i-kritika_14677.html)