Вологодский литератор

официальный сайт
07.10.2022
1
145

Маргарита Симонова Публицистика В.И. Белова и современность (статьи «Гримасы двуликого Януса» и «Догорающий Феникс»)

«Связь с землей у русского народа ментальная.  Но увы, её разрушили целенаправленно. Потому беречь её уже некому. Почти некому…» – эти строки В.И. Белов написал еще сорок лет назад [1]. Тогда они прозвучали в очерке о Русском Севере «Лад». А впоследствии они определили основную тематику поздней беловской публицистики, пришедшейся на девяностые годы, а также стали символом трагедии времени нынешнего.

В этой статье на примере беловскихматериалов2002 года – «Гримасы двуликого Януса» и «Догорающий Феникс», вошедших в сборник «Когда воскреснет Россия?», рассмотрена специфика авторской работы с вводимыми в полотно текстов мифологемами, особенности тематической составляющей статей и ее взаимосвязи с современностью.

Обратимся к материалу «Гримасы двуликого Януса», в котором публицистом поднимается вопрос соотношения научно-технического прогресса и отрицаемой этим прогрессом (или все же регрессом?) религии. Стоит отметить, что художественно обрамленное название текста содержит в себе амбивалентный образ древнеримского божества Януса, олицетворяющего одновременно начало и конец. И это не случайно, ведь данная мифологема позволяет В.И. Белову построить композицию произведения и ее отдельных частей на легко угадываемой антитезе, что особенно точно прослеживается в следующих строках:

«…двуликость научно-технического прогресса очевидна. Человечество настолько заворожено этим научно-техническим прогрессом, настолько оно забыло о прогрессе нравственном, что исчезает, как мне кажется, само понятие прогресса»[2].

Также автор подчеркивает, что научно-технический прогресс породил целое поколение атеистов в современной России, гордящихся так называемым «научным отрицанием всего божественного». Сегодня это поколение учит следующее иным и достаточно своеобразным ценностям, ставя на первое место деньги, комфорт и, конечно же, атеизм, что особенно ярко прослеживается на примере блогерской пропаганды, распространяемой в лабиринтах интернет-пространства. Однако можно ли по-настоящему гордиться подобными идеалами и тотальным непринятием собственной истории и культуры, напрямую связанных с православными традициями? Думаю, на этот вопрос сложно ответить положительно. И это также отмечает В.И. Белов:

«Мировоззренческая пропасть, зияющая между верующим и атеистом, по-моему, непреодолима. Их понимание человеческого счастья, смысла и цели жизни – несовместимы и взаимно уничтожаются [2].

Говоря об отрицании переданных и сохраненных предками многовековых традиций, можно отметить, что публицист также предает анализу такое метафизическое понятие, как «труд». Оно рассматривается автором как сближение человека с собственным наивысшим «Я». Истинное понимание этого «Я» возможно при помощи следующего конструктива –нагрузок в виде работы с землей и на земле. Так, отданный на механизацию труд забирает это «Я», еще даже не раскрытое у сегодняшнего человека – он же становится отдаленным от земли, хозяйства, духа (откуда и появляются атеистические догматы), что далеко не характерно для русской ментальности:

«Он считал (сельский труженик) также великими грехом добиваться жизненных удобств не за счет собственного труда, а за счет труда соседа [2].

При этом В.И. Белов горько иронизирует над реалиями века нынешнего, где те же правильный образ жизни и работа на природе становиться элементом моды, будто открытое что-то недавно и поистине завораживающее:

«…защищаются целые диссертации о режимах сна и питания…» [2].

Заканчивается данное беловское публицистическое размышление опровержением трех мифов: о безальтернативности пути сегодняшней России, о несовместимости религии и науки, и о нравственном нейтралитете научного дела. Они же до сих пор имеют место в сознании современного человека и уже приобретают характер нормы, что подтверждает актуальность данного произведения, написанного двадцать лет назад. Подводя промежуточный итог, отмечу, что речевая специфика материала изобилует различными приемами – риторическими вопросами и восклицаниями, вопросно-ответными конструкциями, что отличает язык беловской публицистики.

Переходя к следующему публицистическому творению В.И. Белова, скажу, что в его названии автор снова обращается к мифологеме, при этом интерпретируя ее под тематику материала – «Догорающий Феникс». Но что же скрывается за образом почти исчезнувшей птицы – представительницей древнегреческой мифологии – которая, предвидя свою смерть, с(до)горает? Ответ на этот вопрос можно найти буквально в первых строчках беловского публицистического произведения:

«С чего начиналось уничтожение вековой крестьянской культуры? Конечно, с попытки окончательного уничтожения религиозного православного сознания» [3].

Что же такое православное сознание и крестьянская культура? Для ответа на данный вопрос стоит обратиться к уже вышеописанным беловским мыслям – это труд и вера и, как следствие их слияния, наивысшее понимание человеком собственного «Я» и смысла жизни. И все это уничтожается, как и уничтожается Россия, русский народ сегодня. На данный момент понятия «крестьянская культура» не существует в сознании современников как хотя бы прежней нормы русского бытия, ведь нынешние знаменитости типа «бЫковского» представляют ее как нечто варварское, ничтожное, непонятное и тем более религиозное (скорее всего, что именно это нынешних пропагандистов пугает больше всего).

Также В.И. Белов отмечает, что особенно страдает отечественное искусство. Медиаглобализация буквально навязывает иные, пришедшие из вне музыкальные и кинематографические предпочтения:

«За короткий срок почти совсем исчезла великая стихия русского мелоса. Через кино, радио и телевидение была навязана иная музыкальная стихия, чуждая не только крестьянскому, но и всему народному духу, его менталитету, как принято сейчас говорить» [3].

Опираясь на мысли В.И. Белова, проведу аналогию с сегодняшним медиапространством: на просторах российского телевидения практически невозможно найти передачу, созданную отечественными специалистами – в эфире исключительно заимствованные форматы, в которых царят ругань и пошлость. Это сравнение с современностью также позволяет подтвердить мысль о высоком уровне актуальности публицистических произведений В.И. Белова.

Также в материале «Догорающий Феникс» автор делает акцент на проблеме разрушения русского семейного уклада как следствии губительного влияния на народное сознание. Вместе с ежедневным трудом ослабевают общинные связи, исчезают преемственность поколений и нравственное воспитание молодежи, что уже в наше время, где развод и измены воспринимаются как неотъемлемые этапы жизненного пути, приобретает характер национальной угрозы. Так, автор показывает гибель русской традиции – опасное явление, губящее прежде всего народ и буквально стирающего его из полотна истории:

«Сократилось число детей в семьях. Участились разводы, стала модной супружеская неверность. Ужасающую бедность правящие круги уравновешивали массовым спаиванием: эта дьявольская симметрия создавала видимость социальной устойчивости» [3].

Так, красной нитью через весь материал проходит выточенный образ догорающего Феникса – России, уничтожаемой собственным народом, России самоуничтожаемой, что особенно точно отмечается автором в конце публицистического произведения.

В данном тексте мифологема ведет игру с читателем, не раскрывая себя прямо, нарочито. При этом стоит отметить, что материал отличается спокойной речевой спецификой: отсутствие риторических конструкций и вопросно-ответных форм компенсируют образность и метафоричность.

Подводя итог, стоит отметить, что анализ материалов, взятых для рассмотрения, подтверждает мысль о высоком уровне их актуальности. Вопросы разрушения русских истории и культуры, опошленного института семьи, разрастающегося атеизма как научно-технической гордости сегодня звучат особенно остро, ведь ими можно нарисовать портрет современника. И поэтому публицистика В.И. Белова и по сей день, спустя двадцать лет, выявляет особенности  и «болезни» нынешнего общества, что свидетельствует о беловском гении.

 

Библиографический список:

 

  1. Белов В. И. Лад : очерки о народной эстетике / В. Белов; фотосъемка А. Заболоцкого; худож. Н. Крылов. – М. : Молодая гвардия, 1982. – 293 с. : ил.
  2. Гримасы двуликого Януса / В. Белов // Раздумья о дне сегодняшнем / В. Белов. – Рыбинск, 2002. – С. 42–47.
  3. Догорающий Феникс / В. Белов // Раздумья о дне сегодняшнем / В. Белов. – Рыбинск, 2002. – С. 20–27.
Subscribe
Notify of
guest

1 Комментарий
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
View all comments
Иван Селиванов

Советская власть – была нормальная власть, даже сталинская власть, и народ к ней приспособился. А потом началась ненормальная власть, которой народ просто не нужен.  Советская власть была создана и Лениным, и Сталиным, и даже Троцким, всеми большевиками, и государство, надо признать, было создано мощное. Может быть, самое мощное за всю русскую историю. И вот его уже нет и не будет. Нет и советской власти.  Я понимаю, что и я приложил руку к её уничтожению своими писаниями, своими радикальными призывами. Надо признать. Я помню, как постоянно воевал с ней. И все мои друзья-писатели.  Вроде и прав был в своих словах, но… Читать далее »

Last edited 1 год назад by Иван Селиванов