Геннадий САЗОНОВ ДОСТОЙНЫЙ СЫН БЕЛОЗЕРЬЯ
Казалось бы, было это недавно, а прошло уже десять лет с того дня, когда в древнем Белозерске впервые распахнул двери «Культурный центр» имени Сергея Васильевича ВИКУЛОВА. Создан он стараниями Полины и Александра – дочери и сына известного белозёра.
Тогда выдающийся редактор журнала «Наш современник» навсегда «вернулся» на свою малую Родину.
А на днях, буквально вчера, в гостеприимных залах Центра собрались писатели с разных концов России, чтобы почтить память яркого литератора в связи с юбилеем — 100-летием со дня рождения.
Да, время бежит неумолимо, мелькают уже не месяцы, а целые десятилетия.
Пожалуй, в мире не бывает ничего случайного, особенно – людских встреч. В этом смысле Анатолию Ехалову, известному прозаику, публицисту, кинорежиссёру, крупно повезло. Будучи ещё ребёнком, он видел и слышал поэта Сергея Викулова, который был знаком с его отцом и приезжал в деревню на рыбалку. Мальчишка запомнил их разговоры, шутки-прибаутки, походы на речку, застолья с рыбными пирогами и народными песнями, серьёзные споры о судьбе послевоенной деревни…
Всё это давнее и пригодилось, когда Анатолий Ехалов задумал создать фильм о поэте в преддверии большого юбилея. Ну, а он если задумал, то обязательно сделает. Ехалов поехал в Белозерье, в родную деревню Сергея Васильевича, снимал, беседовал с людьми. И вот появился документально-художественный фильм «Глаза в глаза», рассказывающий о жизни и творчестве Викулова.
Говорят, что народ у нас равнодушный ко всяким культурным новостям (может, и справедливо, часто там культурой и «не пахнет»). Но на презентацию фильма Ехалова, она состоялась в культурном центра «Красный мост» в Вологде, собралось не просто много людей – мест в зале не хватило, пришлось приносить стулья из соседних помещений, а многим – смотреть фильм, стоя.
«Стихи Викулова земные: о близком и насущном, они полны забот о земле и народе, — выступил перед демонстрацией фильма Анатолий Константинович. – Он не просто поэт, он воин, как и все его предки белозёры. Он рассказывал, что воевал «глаза в глаза», отсюда и название фильма. Сергей Викулов был командиром зенитной батареи, и немецкие штурмовики пикировали так близко, что были видны глаза лётчиков, и если кто-то в тот миг отвернётся – всё, погиб…».
Фильм, где о поэте вспоминают известные вологодские писатели Ольга Фокина, её Викулов пригласил из Архангельска на работу в Вологду, Александр Цыганов и другие, стал одним из центральных событий многочисленных мероприятий, посвящённых юбилею.
Показали фильм, конечно, и в Белозерске.
Не любить Белозерск невозможно!
Здесь всё дышит достославной стариной, в говоре жителей уловишь отголоски речи древней Киевской Руси, а тихие улочки и белые, будто снег, храмы овеяны легендами и былинами. Взойдёшь на знаменитый городской вал — рядом предстанет необъятная ширь Белого озера, настоящее море. Всякому, знающему историю Руси, известно: Белозерск ведёт свою летопись с 862 года.
В честь Викулова переименована одна из центральных улиц.
Будущий поэт, писатель, выдающийся редактор родился в деревне Емельяновской, в двадцати километрах от Белозерска В 1933 году семья переехала в большое село Мегра, рядом с Белым озером. «Боже, каких судаков и щук сажало озеро на крючки! Бывало, подтаскиваешь к лодке одного, килограммов на пять-семь, а следующие уже спину показывают неподалеку от кормы — смирные, уже равнодушные, — за ночь набушевались, обессилели. И только щуки не хотели мириться с судьбой, — писал в своих воспоминаниях Сергей Васильевич. — Чудесное это было занятие — ночные рыбалки. Шаманят перед глазами желтые языки костра, высоко в небо взлетают и гаснут искры, а на бечевнике, у пристани, по ночному затишью хорошо слышная, звенит и звенит гармонь — ребята с девчонками пляшут «ланчика»… да так, что половицы на пристани и в самом деле, кажется, гнутся, а «дробь» эта слышна за три версты…».
В селе Мегра Сергей Викулов познакомился с сыном местной учительницы Сергеем Орловым, впоследствии большим поэтом. И эту дружбу оба поэта пронесли через всю жизнь.
Трепетно любил Сергей Васильевич Белозерск, где до войны окончил педагогическое училище, часто приезжал на малую Родину. Земляки отдавали ему дань признания. Их желание увековечить память о Викулове совпало с желанием детей поэта — Полины Сергеевны и Александра Сергеевича. Они прибыли в Белозерск и остановили выбор на доме начальника водной дистанции, построенном ещё в 1846 году. Дом находился в плачевном состоянии, зато место чудное: рядом канал, слышно, как шумит озеро. Дети приобрели здание и решили восстановить.
— Нам, детям, всё время хотелось сделать что-то значительное в память об отце, — говорила Полина Сергеевна. — Мы не стремились создать музей, а задумали именно «Культурный центр», чтобы каждый мог придти сюда, прикоснуться к судьбе и творчеству Сергея Васильевича, как бы побыть с ним наедине. Для этого мы создали необходимые условия. К тому же здесь можно проводить различные культурные мероприятия, семинары, творческие встречи. И вот такой «круглый стол» писателей мы провели 5-6 августа этого года как раз в нашем Центре.
Торжественные мероприятия прошло также и в Вологде. В частности, в областной универсальной научной библиотеки состоялся юбилейный вечер памяти Сергея Васильевича. На нём присутствовали известные российские литераторы из Москвы Николай Дорошенко, главный редактор «Российского писателя», заместитель председателя Правления Союза писателей России, Валерий Хатюшин, главный редактор журнала «Молодая гвардия», вологодские писателя.
Вернёмся в Белозерск. На мой взгляд, на Вологодчине нет подобного «Культурного центра» по размерам и по масштабам деятельности, которую планируют в нём проводить. Это, конечно, отрадно. Ведь вологодский край подарил России целую плеяду выдающихся мастеров слова, однако общий литературный музей в Вологде так и не открыт. Идею его создания власти долго время игнорируют. Поэтому начинание в Белозерске заслуживает всякой похвалы.
Хотя Полина Сергеевна и призналась, что она с братом не думала о музее отца, но фактически в большом зале образовался мемориальный музей . Из квартиры поэта в Москве привезли шкаф, личную библиотеку, письменный стол, пишущую машинку, фотографии, журналы и другие личные вещи Сергея Васильевича. Когда входишь сюда , как бы оказываешься в гостях у писателя, тем более, что он благодушно взирает с портрета на стене, написанном народным художником России Павлом Судаковым.
… Взросление Сергея Викулова совпало с началом Великой Отечественной войны, он выучился на артиллериста, первые дни войны встретил в Севастополе. Затем была эвакуация в тыл, в Оренбург, а оттуда перебросили под Москву, на Калининский фронт, с боями дошёл до Ржева. Под Сталинградом капитан Сергей Викулов командовал зенитным расчётом. В одном из боёв (так сыну рассказывал отец) расчет сбил два фашистских самолёта. Немцы рассвирепели, решили уничтожить расчет, устроили над ним, так называемую, «карусель», когда один самолет следовал за другим. Часть расчета погибла, а командир остался, к счастью, жив.
-Почему отец мало писал о войне? – задался вопросом Александр Сергеевич. — Война была для него, крестьянского сына, тяжелой работой, которую надо было хорошо сделать. И он её сделал! Когда отец вернулся в родное Белозерье, то узнал, что его отец погиб на фронте, брат пропал без вести, увидел деревню, смертельно уставшую, здесь было так же трудно, как и на фронте. Всё это было тяжело! И только спустя годы, в стихах отца появилась фронтовая тема.
Сергей Васильевич Викулов — большое явление в русской советской литературе. Он выпустил более тридцати книг, крылатой стала строка одного из его стихотворений: «Всему начало — плуг и борозда…». За сборник лирических стихотворений был удостоен Государственной премии РСФСР имени М.Горького. Поэт стоял у истоков Вологодской писательской организации, был её первым руководителем.
Переехав в Москву, Сергей Васильевич вскоре возглавил журнал «Наш современник», который на тот момент, честно говоря, захирел. И новый руководитель горячо взялся за его возрождение. На этом посту раскрылся уникальный талант Викулова как редактора и издателя. В течение почти двадцати лет через его руки прошли и получили путевку в жизнь лучшие произведения современной русской прозы и публицистики.
Если мы возьмем всю историю журнала, то увидим, что она держится на трех фигурах. Александр Сергеевич Пушкин создал журнал «Современник», выпустил первые номера.
В середине ХIХ века, когда «Современник» угасал, его взял в аренду Николай Алексеевич Некрасов и стоял во главе журнала почти 20 лет, поднял авторитет издания на достойную высоту.
То же произошло и в середине ХХ века, когда в редакцию пришёл Сергей Васильевич Викулов. Он отыскивал и пестовал таланты, его участию мы обязаны вхождением в литературу прозаиков Василия Белова, Василия Шукшина, Виктора Астафьева, Валентина Распутина, Виктора Лихоносова, публициста Ивана Васильева, многих и многих других писателей, к слову, прекрасного поэта Николая Рачкова из города Тосно Ленинградской области.
— Журнал «Наш современник», его выдающиеся авторы подготовили ту русскую почву, которая помогла нашему народу выстоять в тяжёлые времена новых смут и антирусских настроений, — отметил Михаил Карачёв, выступая на на юбилейных торжествах в Белозерске. — Заслуга Сергея Васильевича велика, и мы, вологодские писатели, всегда будем об этом помнить.
250 номеров журнала «Наш современник» выпустил Сергей Васильевич.
-С работы он приходил с пухлым портфелем, — вспоминал Александр Сергеевич. — Читал всё сам. Каким радостным был, когда выходил очередной номер. Он приносил домой сигнальный экземпляр, поглаживал его, как ребёнка…
Теперь двести пятьдесят «книжек» журнала находятся в «Культурном центре» в Белозерске, всякий, кто пожелает, может их почитать.
По фронтовому правилу «Глаза в глаза» жил Сергей Васильевич русской литературе и в текущей обыденности. Нередко ему приходилось выбирать: либо отмена острой публикации в журнале, либо – партийный билет на стол. Он как истинный фронтовик, выбирал первое. Но никогда не плакал кому-либо в жилетку об этих стычках с «чиновниками из верхов».
Такой характер!
Если мы приложим правило «Глаза в глаза» к нынешней России, то вынуждены признать себя виноватыми во многих её бедах. Прежде всего – в забвении русской деревни, а, значит, в забвении духовных и нравственных опор русского народа. В том же Белозерье, где в 50-е годы ХХ века жизнь, что называется, била ключом, разорены многие хозяйства и села, ликвидированы перерабатывающие предприятия, население древнерусского города и округи стремительно сокращается.
За такие ли «итоги» воевал капитан артиллерии Сергей Викулов?
За такие ли «итоги» он боролся словом со всем, что мешало идти вперёд?
Об этом мы должны помнить и размышлять!