Сергей Багров ЩЕМЯЩИЕ ПОДАРКИ. СМУЩЕНИЕ
Белый конь
Сколько стихов Николая Рубцова, мы не знаем! А, если и знаем, то не в окончательном варианте. Рубцов очень дорожил точностью слова. Искал его постоянно. Поправлял. Заменял не редко уже написанное. Из-за чего одно и тоже стихотворение имело несколько прочтений. Особенно это было заметно в ранних стихах, написанных им в юные годы. Да и в позднее время он постоянно находил в своем стихотворении то, что его не устраивало, и заменял, заменял более убедительным и зрелым. Обидно, когда написанное стихотворение пропадало. Один из таких шедевров про белого коня Рубцов читал глубокой осенью 1970 года в Холмогорах. Впервые в Архангельске проходил расширенный пленум Союза писателей с участием Сергея Михалкова, Егора Исаева, Николая Жернакова, Сергея Орлова, Василия Белова, Александра Романова и других писателей. В их числе был и Николай Рубцов. Гости побывали на Кукроострове, родине Ломоносова. В заключении в Холмогорах состоялся вечер, где писатели знакомили читателей со своим творчеством.
«Вечер разделился как бы на две части, до Рубцова и с Рубцовым,- вспоминает архангельский мореход Николай Голицин. – Неплохо читал Егор Исаев свою поэму «Суд памяти». Потом выступали и другие мэтры. Чувствовалась то ли натянутость, то ли помпезность. Но вот вышел Рубцов – и зал оживился. Его здесь уже знали. И ждали.
Поэт был спокоен. Взял стул, на котором сидел, поставил перед собой, оперся о его спинку руками и стал слегка покачиваться в такт своих певучих стихов. Он много читал. Прерывался – рассказывал о себе, о планах. Опять читал – без монотонности и надрыва, прочувствованно и красиво.
Отложилось в памяти, что он читал про белого коня. Потом этого стихотворения я не встречал ни в одном из его сборников. Может, это было что-то новое, что он еще не успел опубликовать, но то, что он читал тогда про белого коня — это я помню хорошо. Зал не отпускал Рубцова. Поэт был счастлив.
Грустные глаза
Стихи потерянные. А может, и не потерянные. Вот и вологодский журналист Евгений Иванишкин как бы вытащил из забвения несколько оригинальных строк поэта.
— Рубцов был хорошо знаком с Виктором Петровичем Астафьевым, — вспоминает Евгений. – Тот в те годы жил в Вологде, часто бывал у него в гостях. На одном из таких чаепитий и мне довелось присутствовать. Было это на старой квартире писателя – в крупнопанельной пятиэтажке на улице Герцена. Я пришел к Астафьеву, когда беседа уже заканчивалась. Вскоре все перешли в кабинет. Рубцов взял на колени гармонь и вполголоса запел. Манера исполнения песен на свои стихи была у Рубцова особенной. Ей было присуще высокое вдохновение и нежная щемящая грусть. И Виктор Петрович, слушая песни, прослезился. Мария Семеновна попросила сыграть что-нибудь веселое. Рубцов растянул меха гармони. Спел несколько озорных частушек. Всем понравилось. В тоже время нельзя было не заметить, что глаза у Николая были задумчивыми и грустными. Веселые мелодии, которые он только что извлек из гармони, вовсе не отвечали его внутреннему миру чувств.
Я решил, что, может быть, это из-за моего неожиданного прихода, поэтому стал собираться домой. Встал и Рубцов. Тот решил прогуляться до любимого им Софийского собора. «А вдруг чего и выгуляю!» – улыбнулся мне. На следующий день я с ним встретился у обойной фабрики. Совершенно случайно.
— А знаешь, – признался мне Николай.- Я вчера так ничего и не выходил. Разве только вот это:
Сижу в гостях за ароматным чаем
С друзьями, продолжая давний спор.
Россия, Русь! Неуж-то одичаем?
Себе подпишем смертный приговор?
Сквозь туман
А вот еще одно оригинальное творение. Сохранил его для нашего времени, Юрий Пономарев, известный вологодский строитель. Впрочем, об этом лучше чуть поподробней. С Пономаревым я встречался всего один раз. Понял что это рассказчик, подаренный нам самой вологодской природой, рекой Вологдой, городом, а может, и всей Россией. Итак, слово Пономареву:
— Прошел пешком через замерзшую реку Вологду. Набережная 6-й армии, дом 209, квартира 43. Это напротив ресторана «Чайка» В одной из комнат этой квартиры жил Коля. В другой комнате жили Сидоренковы. Коля частенько поддавал, и жена Сидоренкова утром кинет ему тряпку – убирай. А Коля еще: «Не ругайтесь. Вы еще потом будете гордиться, что жили вместе со мной.
…Подоконники в комнате очень широкие, там он и писал. Мебели нет: стол, раскладушка. На стене легкая мазня — картина. И очень боялся соседку: «Юра, тихо!»
Он раз пятьдесят ночевал у меня дома, на Урицкого,91. Ночью поднимается. Ему было плохо… Мы с моей мамой за ним ухаживали, поили чаем.
…Мама, когда уходил Николай, говорила мне: «Юра, у Коли плохо совсем со здоровьем, ему бы как-то нужно поберечься».
…Зимой ходил Коля в поношенном, крепко поношенном демисе-зонном пальто, давно вышедшем из моды, в высокой шапке, всегда в шарфе. Насчет костюма, он мне просто не запомнился, больше были свитера, а то еще и в валенках, или в мороз наденет рукавицы, которые я рассматривал и думал: «Ну, где же он взял такие?»
Идем в ресторан «Север» пообедать. Я прохожу. Колю останавливают. Не пускают. Я говорю швейцару: «Любезнейший, это же вологодский поэт Николай Рубцов, будущее светило». «Знаем мы таких поэтов, тем более светил…» Стоило немало трудностей с Колей пройти.
… Тепло ужинаем в ресторане «Поплавок». Коля грустный. Я рассказываю ему о своей поездке на юга, о своем увлечении молодой грузинкой из Тбилиси – Этери. Я (от выпившего вина и нагрянувших на меня приятных чувств от воспомнаний об Этери) выпалил ему: «Ах, Коля, тебе этого не понять, какие были дни! Как чиста, лучезарна Этери!»
«Ну, расскажи, Юр, расскажи. Может, я и пойму…»
Только позже я понял, насколько был бестактен в своем невежестве. Я не знал тогда, как и все мы, что со мной сидит ПОЭТ! Мы были молоды и хватили вина…
Коля жил за рекой возле пустынной церкви. Он меня приглашал к себе и рассказал об условном сигнале (как к нему звонить). Худо видимо, он жил с соседкой, боялся.
Позвонил. Жду. После хорошего промежутка времени открывает. Сначала – щелка… смотрит… «А, Юра, ты. Ну, тебя еще могу впустить. Заходи…»
Одна комната. Как, говорит мой друг, первый исполнитель песен на стихи Рубцова, понявший его величие, Леша Шилов: «Художественный беспорядок». На мой взгляд, беспорядок более чем художественный.
…Пообедав в одном невзрачном ресторанчике, решили зайти ко мне на Урицкого, 91. Пришли, сели в большой комнате за круглый стол, покрытый белой скатертью (так мама моя любила) Я приготовил закусить. Сидим. Выпили по паре стопок красненького. Как и я, Коля крепкие напитки не любил. И я вдруг завелся: «Коля, я не могу понять, неужели со мной сидит большой поэт? Вот докажи мне. На, возьми и что-нибудь напиши мне, не сходя с места». Я подал ему первую попавшуюся в руки книгу. Это был «Узбекистан» из серии «Советский Союз» в белой обложке.
Коля, ни слова не говоря, достал из кармана ручку, совсем не думая, просто выпалил:
«Юре Пономареву.
Я буду помнить сквозь туман
Тебя, вино, Узбекистан».
Поставил число и расписался.
СМУЩЕНИЕ
Не знаю, бывал ли Рубцов в азиатской пустыне, но вот, прочитав его насквозь пропахшее песками и солнцем стихотворение, вспомнил, что я-то как раз в тех местах и бывал. Мне шел 21-й год. Оказавшись в Алма-Ате, я устроился на работу в Академию наук Казахской ССР, занимавшуюся исследованием отрогов Тянь-Шаня. Первая наша работа – перегон коней из местечка Или к предгорьям Тургеня. Это 70 верст пути через каменные пустыни.
Первую ночь провели мы в поселке на крыше огромной хижины, послужившей нам чем-то вроде ночлега, откуда была видна бежавшая из Китая река Или с китайскими и английскими кораблями и небо, низкое-низкое со стадами белеющих звезд.
Рано утром грузовичок доставил нас на территорию табуна. С удовольствием смотрели мы, как казах в халате и тюбетейке набрасывал на шеи коней аркан, вытаскивая из стада тех, кто не очень сопротивлялся. Нам требовалось 6 коней. Трое – под нами и трое за нами, и все на длин-ной веревочной оброти-сцепке.
Дорога почти без леса. С отдельными островами из мягкой арчи, с песчаными грядами, барханами и развалами из камней. Развалы уходили в знойную бесконечность. Иногда мерцали плиты захоронений с взвивающими, как кресты, стервятниками и орлами. Из какой эпохи они? – думаешь поневоле. Эпохи, жившей давно отжившим? Время застылое. За его плечами волей-неволей угадывались века с забытыми войнами , свистом стрел и караванами из верблюдов, под горбами которых вьюки, вьюки и вьюки. И это висящее над равниной жестокое солнце, от которого нельзя ни спрятаться, ни сбежать, и мы его вынужденно терпели. А вон и тени зверьков, схожих с жиреющими сурками, кто для себя выслеживал живность из-под кладбищенского развала, включая диких котов и змей. За ними — и белые хатки, где обычная казахская жизнь. Называлась она — Тургень. А там и ущелье, откуда шли отроги мужественного Тянь-Шаня. Они и прятали то, что когда-то в них было. А теперь открывали всё то, что должно нас обрадовать и смутить.
Не от них ли смущалась душа поэта? На это никто теперь не ответит. Однако творение, каким оно было в самом начале, таким и осталось. Увековечить его мог лишь поэт, перешагнувший чужое время.
Николай РУБЦОВ
В ПУСТЫНЕ
Сотни лет, пролетевших без вести,
Сотни лет, сверхестественно злой,
Как задуманный кем-то для мести,
Сотни лет над пустынями – зной.
Шли с проклятьями все караваны…
Кто ж любил вас? И кто вас ласкал?
Кто жалел погребенные страны
Меж песков и обрушенных скал?
Хриплым криком, тревожа гробницы,
Поднимаются, словно кресты,
Фантастически мрачнее птицы.
Одинокие птицы пустынь…
Но и в мертвых песках без движенья,
Как под гнетом неведомых дум,
Зреет жгучая жажда сраженья,
В каждом шорохе зреет самум!..