Сергей Багров ПОТОК
Я — живой!..
В больнице на всех этажах окна заклеены, разделяя мир на живых и не очень живых. Все палаты с больными, как корабли, уходящие в неизвестность. Кому-то домой возвратиться дано. А кому-то и нет.
Доктор в белом глядит бодро на пациента, хотя знает, что дней у него чуть-чуть.
Оптимисты и пессимисты! О, как много вас всех, кому доктор, сочувствуя, подмигнет: «Будем жить!»
Возле грустных палат тянутся длинные коридоры. Там, как правило, окна без пленки. Выход в город открыт. Зри и чувствуй себя улетающей птицей! Ей лететь и лететь. За дома, за улицы, за березы.
Ах, как бьется в груди!
До свиданья, палата! – поневоле срывается с губ. — Принимай меня, жизнь! Я — живой!..
Сквозь снег и дождь
Из всех видений выбираешь небо с тучами, с которых кто-то смотрит на тебя. А может, это ты, кого почувствовал сквозь неземной туман? Ты там и тут. Поэтому смущён.
Сегодня осень на дворе. Даже почти зима. Смешались снег с дождем. Холодный ветерок и музыка, какую он принес, из дальних странствий возвратясь.
Ещё ты видишь силуэт поэта, который, повернувшись к нам, читает мудрые стихи. А может, это не стихи, а голос неба, который сообщает нам о новых днях, спускающихся к нам сквозь снег и дождь. Что в этих днях?
Хозяйка
Березы над Сухоной, как живые олени. Рядом – белеющие поля. Ещё вчера были черными, а сегодня, как саванами покрыты.
Вверху чьи-то веники обметают ползущие тучки. Отчего и снег не падает, а кружится.
До чего хорошо, когда белое с белым вьётся, как в развлекательном хороводе, сквозь который летит темнокрылый глухарь.
Откуда он? Из деревни. Да-да. Снялся с дерева, что облеплено рдеющими плодами. Летит с веткой китайских яблок. Тех наросло нынче много. В каждом, считай, огороде. А кому убирать? Нет в деревне людей. Одна баба Тамара, да и та никуда дальше дома не выползает.
Там, за рекой, где гнездо глухаря, все рябины обклёваны. Ничего уже не возьмешь. Вот глухарь и летает туда, где человеческие деревья. Почти все они с яблоками, которые пропадают.
Предоволен глухарь. Снова, как и вчера, он летит к подруге своей с деревенским добром.
Что ж, вздыхает невидимая душа. Всё меняется в нашем мире. Был в деревне хозяином человек. Стала хозяйкой — лесная птица.
Не ходи, сударушка, на реку
Светлой памяти Паши Выдрина, которому было 17 лет
Его сбросили с парохода, и теперь он там, на заваленном бревнами дне. Зовет и зовет волоокую, из-за кого был и спор, и бой.
Приходила сударушка на реку поздно вечером, при луне. Та показывала ей бревна, на которых он почивал, чистый-чистый и благородный, однако выросший не для жизни. Нынче кто она? Ни девушка, ни вдова. Что-то среднее между ними. И еще волоокая растеряшка, потерявшая храброе сердце, то, что тонет и не утонет и прощально журчит, как река, пробегающая по бревнам.
Поток
Вверху – небесная лазурь. Внизу – земля. А на земле мой город. Душа наполнена тоскливой мглой. И вдруг — поет. Ей мило оттого, что по забытой улице идут навстречу мне смеющиеся дети. Жизнь возвращается. Я улыбаюсь маленьким, как собственной родне. И верю в дар, назначенный самой судьбой. В судьбе же биография всех тех, кто, как и я, попал в поток, несущий всё, что продолжает жизнь.
Мой пароход
Зовёт. Сердечно, грустно и призывно. А кто зовет, не понимаю.
Я снова там, где было у меня младенчество и детство. Стою на берегу среди насупленных ракит. Как ниоткуда, слышу песню. И тут же вижу пароход. Плывет, как призрак прошлых лет, который мне вернула хмурая река. Чтобы опять сияла жизнь, а в ней – моя воскресшая любовь к тому, что шло ко мне, но задержалось. И вот опять передо мной. Как явь. Я узнаю его. Да, это он – тот, кто таинственно зовет – мой пароход. Нет никого, но я его услышал. Два колеса, которые бурлят и толстая труба, которая поет.
Хозяин
Сентябрь 1956-го. Оставшийся в памяти Чин-Тургень
Чин-Тургень — это такая гранитно-глыбистая окрестность к востоку от теплой Алма-Аты, где ночь наступает всегда внезапно, слышны крадущиеся шаги, и ты начинаешь верить, что где-то рядом скрывается барс. Но это не он. Это кони. Троица. Забрела в арчу и, знай, жует щекочущие побеги.
Не туристом я здесь оказался – рабочим геологического отряда, кому были нужны, хоть и маленькие, но деньги, чтоб продолжить свою незаметную жизнь. Как попал я сюда – это после, когда будет особое настроение. В те же давние дни доводилось мне дело иметь исключительно с молотком. Ну, а тот воевал с неподатливыми камнями. Несметные ископаемые скрывает в себе Тянь-Шань. И были бы горы положе и ниже, богатства его давно бы уже истощились. А так, и свинец, и золото с серебром, и медные руды, и молибден из подземелий своих так и просят тебя – бери! И взял бы. Однако не тут-то. Дорог к ископаемым — никаких. Только тропы. И каждая, как на небо. Не худо б на лошади. Но не вздумай, если хочешь, чтоб та оставалась живой.
Всего нас 6 человек. Коллектора и рабочие. Старшим – начальник отряда.
Солнце неумолимо. За 40 градусов. Коней оставляем внизу, в предгорье, там, где орешник, арча и трава. И они будут ждать, когда мы вернемся. Чтоб с конями уже — к палаткам, где оставляем свой груз, а дней через 10 спускаем его к дороге – и на машине – в Алма-Ату.
Поднимаемся вверх. Цепочкой. Вслушиваемся в собственное дыхание. Чтоб его не сорвать, ступаем мелким шажком. Справа – скала. Слева – ущелье и дно его с узкой речкой, похожей издали на гюрзу.
Удивляют высокие ели. Как и держатся, непонятно. Половина корней в скале. Половина болтаются в воздухе, как веревки. Зато макушки, как хвастаются собой, что такие недосягаемые, еще чуть-чуть, и уйдут в облака.
И вот мы на месте. Незадолго до нас здесь, минералологи побывали. Работали сверлами, кирками, топорами, устраивая в породе ходы. Ну, а мы, как кроты. Под землей. По железным лестницам — вниз. Кто — в колодец, кто – в шурф. Слышен стук молотков. Это наши отбойные. Отбиваем от камня камень. Что в них спрятано? Какой из металлов? Насколько он ценен? Узнать об этом можно только в Алма-Ате, в лаборатории института, где все полезные ископаемые, как гости. Да и мы, здесь, в горах вроде них. Гости вырытых подземелий.
Где-то рядом и дикая живность. Она – как владычица мест, где можно или летать, или прыгать. Живет эта живность, не зная границ, разделяющих две страны. СССР и Китай – статус их не коснется ни ястребов, ни уларов. Ибо звери и птицы живут, где угодно. А земли безлюдные, но живые. Потому здесь царит затаенная тишина. Да и воздух такой же, какой был в эпоху забытого возрождения.
А вон и ныряющий в воздухе серый беркут. Он выше гор. Распластался крестом, как посланец высокого государства. А пониже, на плитах камней, где залежи галенита (свинцовой руды — С.Б.) отчаянные улары (дикие индюки – С. Б.). Перелетают с камня на камень, а то и над пропастью промелькнут, не допуская того, чтоб попасть на глаза хозяина гор.
Кто хозяин здесь? Кто-то нам называет черного волка, кто-то барса, а кто-то и дьявола с третьим рогом. Фантазия с вымыслом, как два брата.
Ниже, под каменным туфом — тени то ли архаров, то ли баранов. Эти пасутся над самой бездной. Играют со смертью и побеждают, буквально, как духи, приклеиваясь к скале.
Тянь-Шань воистину бесподобен. Он, хоть и каменный, но живой, потому и горд отвесными скалами, жуток безднами, мил цветами. Здесь, где обветренный Чин-Тургень, он не самый еще высокий. Не за 6 километров, а ниже.
Но одно непривычно – погода. Дождь еще ничего. Прячемся в елях. В ясную же погоду буквально пересыхаем, превращаясь чуть ли не в головешки. И постоянно хочется пить. Выручают шурфы с колодцами. В них солнца нет. С утра до вечера – тусклый вечер. Целый день на железной лестнице, словно дикие обезьяны. Вниз да вверх. Молотком тюк да тюк. Знай, откалываем породу. Одно неудобно – выбираться с камнями вверх. Тяжелые. Особенно галениты.
На всю жизнь запомнился поздний закат. Играющее светило, как ныряет где-то за скалами в бездну лоснящегося ущелья. Падает вниз – значит, и нам отсюда пора. Туда, где лошади, а потом и — палатки с костром, где дежурный готовит нам ужин.
Оставляя подземные норы, спускаемся вниз. Что у нас в рюкзаках? То ли кобальт, то ли вольфрам? Но, узнать об этом, дано только в лаборатории, и не нам, а ученым умам. Нам остается только гадать, какая из гор наиболее урожайна, дабы снова прощупать нутро ее молотками, или забыть неприступную навсегда.
— До свиданья, Китай! – улыбаемся в сторону юга, где гора на горе, а над ними орлы, которые видятся нам летающими крестами. Кто их выпустил к нам? Сам хозяин. Но хозяин не гор, а небес. Тот, кто бдит за горами сверху.
Домой
До деревни от фермы всего километр. Но как пройдешь его, если от ближних осин прошелестели три серых тени. Прошелестели, и нет их.
А вдруг это волки? Доярки домой собирались было пойти. Однако остановились. Обмолвились в беспокойстве:
— Коли дело такое, то никуда не пойдем. Заночуем с коровами.
— Уж враги, так враги. Прежде не было их.
— Из Сибири, поди. Там пожары везде. К нам и переселились…
— Пустяки! – сунулся в разговор Коля-Колька, местный механизатор, кто в тот вечер ладил на ферме доильную установку и, прихватив с собой вилы, смело двинул туда, где огни.
Хорошо, хоть светло от снега. Тот вверху и внизу. Земля от него, как зайчиками покрылась, знай, бежит в молоденьких шубках с веселым скрипом валенок и галош. Тут же и крик от коровника, где дежурил старенький дядя Леня:
— Не надо туда! Там серые! Видел собственными глазами…
Доярки притормозили. Не знают, куда и идти. И Коля притормозил. Сжав кулак в рукавице, погрозил то ли старому Лене, то ли волкам.
— Впер-ред! — приказал сам себе.
Доярки заволновались. Следом – за парнем. Сначала — шажком. Потом — и бегом. На полусогнутых, как гусыни. Догнав парня, тут же сбились в дружную кучу. Запышкали. С губ, как ветер, из-за которого даже шапка на Коле зашевелилась.
Уже у самой деревни кто-то шепотом у кого-то:
— А волки-ти чё? Куда подевались?
Коля взмахом руки показал на два стога соломы, стоявшие шагах в 20-ти от тропы:
— Видимо, там. Спряталися. Может, это, подстерегают…
Шутил, наверное, Коля-Колька. Хотя, как знать, может, и не шутил.
Войдя в деревню, все маленечко подвоспряли. Было скучно, зато спокойно. Пахнуло откуда-то пирогами. Деревня не только скучала, но и жила, вслушиваясь в скрип валенок и галош, с каким расходились по избам животноводы. К тому же голос одной из доярок напомнил всем о завтрашнем дне:
— Утре-то, как мы с вами пойдем? Всяко, не по одинке?
— С ружьем! — откликнулся Коля-Колька. – У меня оно с пулями. Пусть кто сунется — отобьемся…
Солнышко сквозь березы
Ночи нет, а темно. Людей много, а не с кем разговориться. Отчего это всё?
От угрюмого одиночества, которое породили четыре сестры по имени Зависть, Озлобленность, Приторность и Продажность.
Но не будем грустить. Этим сестрам не нравимся мы. Они покидают наш край. Уходят туда, где нас нет.
Скоро утро. По улицам и дворам крадутся последние тени. А вон и вспыхнувшее, как в бездне.
Да здравствует солнышко сквозь березы!..
Не привереды
В детство ухожу. Зачем? Тем более, зимой, когда метут снега и холодно скрипит вертлюг над чердаком?
Затем, чтоб оказаться на печи. Лежать, прижавшись к теплым кирпичам, и слушать мягкие шаги, какими сверху по трубе спускается метель. А в ней, кто б мог подумать? Наша мама — в овечьем полушубке, валенках и оренбургском вязаном платке? Она! Мы узнаем ее сквозь сон. Руки у мамы заняты. Несёт румяные рогульки.
Нас трое: я, сестра и брат. Мы не привереды, нам бы по кусочку хлеба, который отняла у нас война. А тут, как в сказке, пироги!
Ах, до чего они сладки! Их вкус не сходит с наших губ даже сейчас. Как если бы не семь десятков лет прошло, а несколько минут.
Спасибо, мама, за большую жизнь, которую ты нам передала!
Из поздних лет протягиваем руки. Протягиваем в наше детство, которому играть и петь, и никуда от нас не уходить. Абы спокойно было всем.