Сергей Багров ТИХИЙ ПРАЗДНИК
3 января 2021 года Николаю Михайловичу Рубцову исполняется 85
НЕХОРОШАЯ ТРОИЦА
Тотемская газета в свое время писала, что студенту Николаю Рубцову были присущи юношеский задор, отвага, решительность и даже связанные с риском для жизни поступки. В качестве примера она приводит приказ директора техникума от 22 апреля 1952 года, который хранится сейчас в местном краеведческом музее.
«Учащиеся второго курса строительного отделения Рубцов, Кокин и Багров 21 апреля 1952 г. открыли окно аудитории №2 и ходили по карнизу главного корпуса до 4-й аудитории, чем грубо нарушили правила внутреннего распорядка и допустили проступок, в результате которого возможны несчастные случаи. За совершённый проступок указанные товарищи заслуживают строгого наказания, но, учитывая откровенное признание в совершенных действиях, учащимся Рубцову, Кокину и Багрову объявляю выговор.
Директор техникума Сумароков».
СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЕ
Ежели я попадал в Никольское в тёплую летнюю пору, то обязательно следовал за Рубцовым, и в первую очередь, на реку, где мы купались и загорали. В тот мой приезд, павший на август 1965 года, мы шли по суплеску Толшмы куда-то за крайние избы села. На косогоре, в зарослях лопухов и могучей крапивы виднелись ящичные обломки, а чуть повыше — калитки, лавочки и кресты.
— Это — кладбище, — подсказал мне Рубцов и предложил: — Давай заглянем!
Я отказался. Рубцов же, хрустя по кустам, поднялся наверх. До кладбища он не дошел. Остановился — весь выжидательность и тревога. Там, как будто кричали — негромко, однако настойчиво. Он возвратился и закурил.
— Ужасное место! — невесело хохотнул. — Чего бы там делать? А вот. Иду, будто кто приказал.
Я показал ему на обломки:
— А это чего?
— Гробы, — ответил Рубцов, — их всё время тут вымывает. Вода по весне — винтом! Иногда зальёт весь погост. Помню, когда я был вот таким, — Рубцов показал ладонью где-то чуть выше уровня живота, — что здесь творилось! Лёд и вода! И ливень! С громами. Кресты шатаются и трещат! Гробы, что тебе крокодилы! Всплывают! Мечутся тут и там! Много ушло по реке…
Лет через 20, когда в Тотьме встречались выпускники Никольского детского дома, я вновь услыхал о гробах, которые, как я понял, в злую весеннюю непогоду то и дело тревожит высокое водополье, вырывая их с останками из земли. Словом, Рубцов нигде правдой не поступился. Всё описал, как было.
…Неделю льёт. Вторую льёт… Картина
Такая — мы не видели грустней!
Безжизненная водная равнина,
И небо беспросветное над ней.
На кладбище затоплены могилы,
Видны ещё оградные столбы,
Ворочаются, словно крокодилы,
Меж зарослей затопленных гробы,
Ломаются, всплывая, и в потёмки
Под резким неслабеющим дождём
Уносятся ужасные обломки
И долго вспоминаются потом…
НА ДРУГОМ БЕРЕГУ
Коля Рубцов. Коля Брязгин. Третий я. Все мы учились когда-то в Лесном. Были друзьями. К тому же жил Рубцов с Брязгиным в одной монашеской келье, то есть комнате общежития, где когда-то будничали монахи. Так что было нам, что и вспомнить.
Задержались на берегу. Около средней школы. Отметили встречу под тополями.
Ночь. Где-то рядом река. По фарватеру, как цветы, зажжённые бакена. Огонёк и вверху, где возвышается колокольня. Дремлет уставшая от дневной суеты вся покрытая снами старинная Тотьма Оставаться бы здесь до утра.
Брязгин показывает на небо:
— А ведь нас рассматривают оттуда.
Оживился Рубцов. Словно этих нескольких слов ему в эту минуту и не хватало. Улыбнулся и говорит:
— Звёзды порою мне кажутся чьими-то опытными глазами, которые видят, наверное, всё. Может им, как волхвам, известно не только былое, но и будущее земли. Может, видят они всё то, что когда-то происходило, и всё то, что когда-то произойдёт. Вероятно, для них мы подобны большому парому, который с опаской переплывает неведомую реку. Интересно, что там, за этой рекой? На другом берегу?
КАЧЕЛИ
Сколько друзей у Рубцова — столько, кажется, и костров. Для каждого, кто приезжал к нему в гости, он разжигал вечерний костёр. В тот летний вечер было нас трое: Рубцов, приехавший в отпуск друг его детства Ваня Серков и я, оказавшийся здесь опять по заданию местной газеты.
Объятые жадным огнём сухие кокоры ракит стреляют жёлтыми угольками. Вокруг костра по песку — белый круг. Высвечен он настолько подробно и ясно, что видно каждую щепочку и песчинку. Здесь — день. За кругом же — плотная темень, её неспособны были пробить даже звёзды.
Мы лежим и молчим. Слышим журчание струй мелководной реки, по которой плывёт, не трогаясь с места, отражённая пляска костра. Вечер мы ощущаем сквозь шелест ветвей набережных ракит. Вечер прохладный, большой и щедрый. В нём много заснувших цветов и листьев, бодрой свежести, тишины и затаившихся до утра вдоль реки деревенек и сёл.
Рубцов закурил сигарету и с грустной досадой заговорил:
— Хиреют деревни. Вот и Никола. Чувствую я её, как человека перед болезнью.
Мы с Серковым не поняли Николая и попытались ему возразить:
— Она же красива?
— Красива снаружи, — продолжил Рубцов, — да и то лишь в хорошее время года, а могла бы красивой быть постоянно. Вся беда, что в ее красоте нет возвышенной силы. Где церковь? Где весёлые праздники? Где необычные люди? Но главное: в ней оскудела душа. Измельчал человек, и стало вокруг уныло и грустно. Боюсь, что отсюда сбегу. Вероятно, в Сибирь, где ещё русское не исчезло.
Мы улыбнулись, зная, что Николай на подобное не решится.
— Если ты и сбежишь, — сказали ему, — то всё равно возвратишься. Ты не сможешь нигде без Николы. А русского… Русского много и здесь, только оно изменилось.
— Может быть, вы и правы, — согласился Рубцов.
О многом мы говорили в тот вечер. Кроме костра, речки Толшмы и тёмных кустов нас услышать могло только небо. Странным было оно. От горизонта до горизонта летали неяркие всполохи звёздных огней. То туда, то сюда. Словно там, в вышине раскачивались качели, которые запустила чья-то загадочная рука.
— Тишина, покой и свобода, — сказал Николай.
Мы с Серковым переглянулись. Определённо, Рубцов этими навсегда улетевшими в ночь словами выразил суть отдыхавшей природы. Природы-матери, которая принимала в своих хоромах хорошо понимавших её гостей.
У КОСТРА
Я на том берегу, где когда-то Рубцов опоздал на паром и сидел у костра, вглядываясь в реку, которая вместе с ним дожидалась зари, а потом и рёва движка, с каким открывается переправа.
Ночь. Не хочется спать. Тихо садящиеся туманы. И, как ангел, спустившаяся на бакен белая чайка. Там вверху, где редкие тучки, зорко блещут ищущие светила. Среди них и звезда Николая Рубцова, на которую он смотрел, создавая Звезду полей, единственную, которая волновала его, как судьба.
Черное небо, золото звезд и садящееся на землю тайное обаяние. От кого оно? Разумеется, от поэта, жизнь которого продолжается, как картина, перейдя в конкретные очертания, где село Черепаниха, левый берег реки и ты, дожидающийся парома.
НАДОЕЛО!
Помню, что тот разговор состоялся у нас в сентябре 1969 года. Собираясь в командировку, я решил заглянуть по пути на улицу Яшина, к Николаю Рубцову.
В комнате было, хотя и прибрано, но уныло. Голые стены. Прогорклый воздух. Лампочка на шнуре. Николай собирался варить себе суп. Однако раздумал:
— Э-э, надоело! — И поужинал вместо супа бутылкой кефира.
— Хорошо, что ты здесь, — сказал, выходя со мной на балкон.- Одиночество я люблю. Но порой оно тоже надоедает.
Закурив, мы смотрели с пятого этажа на зеленый пустырь, крыши ближних домов и спешившие к нам от реки кудреватые низкие тучки. На свой поезд я опоздал и остался с ночевкой у Николая. Он принес с балкона мне раскладушку. Сам улегся спать на диван. Свет не включали. Лежали с открытой дверью балкона. Слушали набегавшие звуки города и не спеша вели разговор.
— Всё, казалось бы, есть, — говорил Николай, — квартира, деньги, друзья, а уже надоело.
Было мне непонятно.
— Но почему?
— Потому что всё было. Все лучшее, то, к чему человек стремится. Любовь — была. Слава — была. Жить даже стало неинтересно. — Помолчав с минуту, Рубцов произнес широко известную, очень мрачную шутку:
Надоело лежать, надоело сидеть,
Надо попробовать повисеть.
Я встрепенулся, почувствовав в шутке ужасное содержание.
— Что ты, Коля?!
Николай повернулся ко мне:
— Нет, не подумай. Я не покончу с собой. Просто я себя ощущаю на кромке обрыва. Нечего больше мне делать на этом свете. Если и буду жить, то недолго. Теперь уж никто не спасет.
— А поэзия?
— Разве только она. — Николай отвернулся к стене, закрылся наглухо одеялом. В комнате сделалось — тихо-тихо. Вероятно, поэт задумался о судьбе, которая грозно висела над ним, ничего ему в эту минуту не обещая.
ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ГУЛ
Берег Сухоны. Ель. Березы и пни от поваленных тополей. Рядом – средняя школа и большой Кореповский ров. Почему-то Рубцов, бывая в Тотьме, любил приходить сюда. Здесь он мог счастливо уединиться. Еще раз проверить стихотворение, прочитав его про себя.
Тихий тотемский вечер. Почивал и ушел, уводя за собой горсть закатных лучей. За рекой, как за вечером, темные сосны, в вершинах которых стоит, беспокоя окрестность, торжественный гул.
Неспокойно в груди, в тоже время величественно и грозно, словно сосны гудят не на склоне горы, а во мне. Точно также гудели они и в груди поэта, выражая себя, как тайну, которая многое обещала. Кто раскрыл бы нам эту тайну?
Только тот, кто сегодня, как тихий призрак. Он для нас тайный гость. Мы с ним больше не встретимся. Потому что он посетил бренный мир, подарив нам свое наследство, от которого веет божественными стихами.
ПОСРЕДИ МИРОВ
Приходит время, уходить. И мы уходим – тихо, нехотя, по одиночке. Нас нет. Но место наше занято. Пустот у жизни не бывает.
Восходят над народами народы. Восходит и заходит солнце. И посреди миров, как исполинский пароход, плывет земля. Плывет в чудесную и страшноватую, как сказка, неизвестность. В той неизвестности сегодня и поэт Рубцов.
Поэзия не знает смерти. Она ведет туда, где истина и красота и тот победный зов, который обещает всё.
Поэт Рубцов опять грядёт. Сквозь время. Вчера он плыл на пароходе. Сегодня – в небесах, в которых здравствует его живая поэтическая страсть, и тот, кто ее принял, как судьбу, чтоб жить не только в небесах, но и в людских сердцах.