Вологодский литератор

официальный сайт
21.06.2020
1
99

Любовь Федунова СВЯТАЯ БОЛЬ (Предисловие Сергея Багрова)

Это письмо я получил из С-Петербургского Рубцовского центра , который возглавляет член Союза писателей РОССИИ поэт Любовь Петровна ФЕДУНОВА. Своими  раздумьями и порывами  письмо  проникает во все   пределы    нашего государства, которое так беззаветно и благородно любил великий Рубцов. Полагаю, прочесть его должен не только я, но и те вологжане, для кого имя большого поэта   ушло  в пространство, которым владеют любящие сердца.

                                                                                                                      С. Багров

Когда я снова и снова перечитываю страницы книги вологодского писателя Сергея Багрова, друга поэта Николая Рубцова, «Россия, Родина, Рубцов», перед моими глазами встают судьбы многих детей, лишённых того родного гнездовья, где зарождаются заповедные чувства, где доверяешь всему и открываешь для себя ясную и широкую дорогу в будущее, где вырастают крылья, несущие тебя над миром к земному счастью.

Но этот день, 22 июня 1941 года, изменил навсегда судьбы многих поколений, в сердцах которых болью отозвалась война. Поэтому в историю нашей страны этот день вошёл как День памяти и скорби. Среди многочисленных трагических судеб детей, связанных с Великой Отечественной войной, могла бы затеряться судьба этого семилетнего мальчишки, который не по своей воле должен был покинуть родной угол, испить до дна всю чашу детдомовской жизни и нести в своей душе ощущение сиротства, которое никогда не покидало его. Но Николай Рубцов стал известным русским поэтом, который сумел в своих стихах передать не только свою, но общечеловеческую боль ребёнка, у которого война отобрала и родителей, и братьев ,и сестёр: кто-то умер, с кем-то он попрощался на долгие годы.

В списках маленьких детдомовцев из Красковского и Никольского детских домов против их фамилий чаще всего встречается запись: «Мать умерла. Отец в Красной армии». Такая запись была у братьев Рубцовых ( Николая и Бориса), когда 12 июля 1942 года их доставили в Красковский детский дом, в бывшую барскую усадьбу, куда привезли 164 истощённых, напуганных и даже раненых малышей. А 14 октября 1943 года братья Рубцовы в последний раз обнялись на прощанье и больше никогда не увиделись ( Коле было 7 лет, а Борису –6). Николай Рубцов был переведён в школьный детский дом № 6 в селе Никольском ( вместе братьям в одном детском доме, по установленным правилам, находиться было нельзя).
Трагедия семьи Рубцовых, связанная с войной, ярко запечатлена в его поэтическом слове :

Мать умерла. Отец ушёл на фронт.
Соседка злая не даёт проходу.
Я смутно помню утро похорон
И за окошком скудную природу.

За этими словами стояли следующие события. Родился Николай в селе Емецк на архангельской земле, где отец, Михаил Андрианович, работал начальником ОРСа Емецкого леспромхоза, а мать ,Александра Михайловна, воспитывала детей. По воспоминаниям людей, знавших эту многодетную семью, Александра Михайловна пела в церковном хоре, да и вся семья была музыкально одарённой: отец любил слушать оперных певцов, прекрасные голоса были у старших сестёр Николая Рубцова ( Надежды и Галины), а мальчики умели играть на гармони.

Ещё до Вологды семья Рубцовых жила в небольшом городке Няндома, где Михаил Андрианович работал начальником отдела кадров райпотребсоюза, потом был исключён из партии и арестован ,а в 1939 году был освобождён из-под ареста и восстановлен в партии, продолжил работу в райпотребсоюзе.

В Няндоме умерла старшая сестра Николая Рубцова, Надежда, которую он очень любил. Она съездила в деревню на сельхозработы, простудилась и заболела менингитом. Ей было всего 16 лет. Если бы она осталась жива, возможно, Николай Рубцов не испытал бы вместе со своими братьями (Альбертом, Борисом )и сестрой Галей такого безысходного сиротства.

В январе 1941 года семья Рубцовых переехала на постоянное жительство в Вологду, В мае 1942 года сорокалетнего Михаила Андриановича Рубцова, отца многодетного семейства, призывают на военную службу, а через месяц умирает его жена — Александра Михайловна Рубцова, «маленькая, полная,с красивым лицом и ласковыми глазами женщина», как пишет о ней Сергей Багров. В мае 1942 года её отвезли в больницу, где через месяц она умерла от хронического воспаления миокарда сердца. Николай Коняев в своей книге «Путник на краю поля» пишет: «Рубцов потерял мать в том возрасте, когда чувство самосохранения и любовь к матери ещё не разделены, когда человек ощущает мать как часть самого себя…». Какими чувствами было наполнено сердце мальчика, пережившего и смерть матери, и недавно родившейся маленькой сестрёнки Наденьки, которая ушла из жизни почти сразу после смерти Александры Михайловны !. Это ярко отражено в его стихотворении «Аленький цветок»:

Домик моих родителей
Часто лишал я сна
–Где он опять, не видели ?
Мать без того больна. —
В зарослях сада нашего
Прятался я, как мог,
Там я тайком выращивал
Аленький свой цветок…
Кстати его, некстати ли,
Вырастить всё же смог…
Нёс я за гробом матери
Аленький свой цветок..

В это время Михаил Андриянович был уже на фронте :служил в 250 ом конвойном полку. В 1943 году он заболел, долго лечился в госпитале, после которого в конце 1943 года был комиссован, работал на железной дороге в Вологде.
Я не буду погружать читателей в нелёгкую судьбу Михаила Андриановича. Хочу сделать ссылку на новую книгу Леонида Вересова «Михаил Андрианович Рубцов. Документальная история жизни отца поэта Николая Рубцова» (Череповец.»Окраина», 2019) На основе архивных материалов исследователь жизни и творчества Николая Рубцова Леонид Вересов конкретизирует и уточняет многие факты не только из жизни Михаила Рубцова, но и некоторые моменты детских лет Николая Рубцова. Леонид Вересов пишет: « 26 июня 1942 года, когда умерла Александра Михайловна, её муж мог быть далеко, выполняя воинский долг, и ему никто не мог сообщить о трагедии в семье». Л.Вересов предполагает, что даже если между родными и была переписка в течение нескольких месяцев и Михаилу сообщили о смерти жены и маленькой дочери Нади, то «кто бы отпустил рядового Рубцова решать свои семейные проблемы в этих жестоких военных условиях..» Комиссованный по болезни, Михаил Рубцов до конца войны был бойцом хозяйственного фронта и даже получил медаль, но рассказывал о своей военной службе неохотно и скупо., как и о своём пребывании 15 месяцев под следствием до войны. О дальнейшей судьбе Михаила Андриановича Рубцова известно по документам,что служил он в Красной Армии с 1942 года по 1944 год.После ранения попал в госпиталь в Вологду. Нашёл всех своих детей,кроме Николая Рубцова (документы его были потеряны в Красковском детском доме). В 1944 году Николай Андрианович женился, и в новой семье у него родилось трое сыновей. Впервые отец с сыном встретились в 1955 году, потом встречались тоже редко. В последних письмах Михаил Андрианович, будучи тяжело больным, просил Николая больше об оказании ему врачебной помощи. Умер он в сентябре 1962 года, когда Николай поступил учиться в Литературный институт, был на уборке картошки. Приехал в Вологду на могилу отца позднее, скорее всего на сороковой день.

Образ матери никогда не уходил из сердца поэта, да и к самому слову «мама» он всегда относился трепетно, поэтому становится понятным, отчего, находясь в гостях у своих друзей, он называл добрых, открытых, сердечных их матерей словом «мама», как например, Анфису Ивановну, мать Василия Белова, когда приезжал к писателю в Тимониху. Почти во всех воспоминаниях друзей о Николае Рубцове красной нитью проходит мысль о том, что Николай Рубцов,находясь в гостях, охотно помогал . женщинам по хозяйству, рассказывал о своих сиротских скитаниях Так Василий Нечунаев поведал Борису Шишаеву, побывавшему на Алтае после смерти Николая Рубцова, что, находясь в этих краях, Николай Рубцов любил бывать в доме его сестры Матрёны Марковны и « с неизменной теплотой в голосе, словно о родном доме», рассказывало детском доме. С особым вниманием он вспоминал о том, как попал в детский дом, как « врач приказал целую неделю кормить его отдельно от других ребят- жидкой пищей и помаленьку, с тем чтобы постепенно приучить организм к нормальному питанию»..

Тема войны прошла через поэзию Рубцова.Об этом я писала в своих исследованиях по творчеству поэта.
Но сегодня я хочу остановиться на другой теме: какой след оставила тема войны в душе дочери поэта,Елены Николаевны Рубцовой. По своей доброй воле, она занимается увековечиванием памяти вологодских солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны., являясь членом поискового отряда «Журавли», с которым она почти ежегодно бывает на раскопках.
Елена Николаевна много работает ,опираясь на сайт «Мемориал», устанавливая имена и судьбы погибших солдат.
А в этом году она участвовала в конкурсе краеведческих работ, посвящённом 75-летию Великой Победы, который назывался «Храни огонь родного очага». Она написала замечательную статью «Скоро придёт тот день, когда мы снова встретимся с тобой…», познакомившись с которой невозможно остаться равнодушным к судьбе молодых солдат, сложивших свою голову в боях за Родину.
Это рассказ о судьбе военного лётчика Алексея Красикова,родившегося на вологодской земле, который во время войны стал заместителем эскадрильи 38 истребительного авиационного полка. Елена Николаевна в этой работе приводит всего два сохранившихся письма Алексея, адресованные старшему брату Вячеславу, работавшему на военном заводе, указывая на явный литературный талант молодого лётчика. Я прочитала эти письма, написанные между боями, в которых Алексей описывает реальный воздушный бой. Эти письма Алексея к брату потрясли мою душу мужеством, чувством глубокого патриотизма и сердечным отношением к матери, к своим братьям.
Последнее письмо было написано за 10 дней до гибели. 10 августа 1942 года Алексей Красиков погибнет при катастрофе самолёта близ Волги, защищая Сталинград.» Ему было всего 25 лет.
Елена Николаевна Рубцова рассказала мне ещё одну историю,связанную с родом Рубцовых,которую она тоже открыла недавно, изучая архивные документы. Это история двоюродного брата Николая Рубцова,со стороны отца, Михаила Андриановича, — Гаврилова Александра Александровича (род.в 1925 году),который, будучи несовершеннолетним, просто убежал на фронт. .Всех воинов, которые воевали и были ранены под Сталинградом, увозили в Чувашию, где и похоронен Александр в братской могиле на кладбище города Цивильска. Елена Николаевна звонила в военкомат этого города, и ей сказали,что ,вероятнее всего, Александра Гаврилова сняли с эшелона уже умершим. Ему было неполных 18 лет. Николай Рубцов его не мог не знать,так как семьи общались между собой.

Никогда не затихнет боль от тех переживаний, которые принесла война детям.И чем дальше отодвигается эта дата- 21 июня 1941 года, тем обострённее становится наше чувство сопричастности к той детской памяти, которая никогда не тускнеет, а наоборот, всё ярче высвечивает, через горнило каких испытаний прошло поколение детей, родившихся в предвоенные и военные годы. Но особую силу она приобретает, когда об этом начинает говорить само поэтическое слово: «Мать умерла. Отец ушёл на фронт».
.А сколько за этими простыми словами человеческой боли и слёз, которые передаются от поколения к поколению, от отца к дочери, которая всем сердцем пытается разделить эту боль.
Спасибо, Елена Николаевна Рубцова, за эту священную память об отце, о войне, которая оставила в Вашем сердце такие глубокие зарубки.

 

 

Любовь Федунова

Любовь Петровна Федунова – член Союза писателей России, руководитель Рубцовского центра Санкт- Петербурга. Жизненное кредо («За всё добро расплатимся добром. За всю любовь расплатимся любовью…» – Николай Рубцов)

Subscribe
Notify of
guest

1 Комментарий
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
View all comments
Nika

U nas vse kak vsegda: nichego za 50 let ne izmenilos’ : «Razdum’ya i poryvy…» Net chem zanyat’ ludei, sootvetstvenno tehnicheskomu progressu. Zapustenie i otstalost’ i «Neandertalizm», kotoryi prishel na smenu nedostroennomu kommunizmu.» Liriki » vse stradaut, a «Fiziki» — razbezhalis’ kto kuda…Tak i tyanemsya, kak «Burlaki na Volge».
Grustno ! Sad.