Сергей Багров СВЕЖАЯ ГРОЗА Читая «Вологодский собор»
Что-то я не понял: о каком провале говорит Ольга Кузнецова, читая почти 700-страничный «Вологодский собор» 2020? Нет никакого провала. Есть сегодняшнее лицо Вологодской писательской организации. Есть далеко не всё, что она умеет и может. Но Вологодчина, не зазнаваясь и не хвастаясь, показала то, чем она сегодня располагает. Несовершенная книга? Что ж. Может и так. Зато она в проявлении голоса, который не лжёт, прорываясь колоколами и колокольчиками больших и малых талантов в наступающий день. Стихия рождающихся открытий и откровений – вот что такое новый Собор, причем высказанная через разнообразные чувства к родной Вологодчине. Не все таланты показали себя так, как хотелось бы им. Допускаю вполне и это. Вологодчина во все времена была богата на носителей красного слова, богата она ими и ныне. Разумеется, надо всё сделать, чтоб обойденных литераторов в нашей области не было. Кто самый лучший? Пусть этот вопрос постоянно не сходит с повестки дня руководителей культуры нашей области. А вот «пускать или не пускать» в литературу? Это излишне. Здесь главное слово не за литератором-выскочкой, а за читателем. Примет он тебя в число задушевных, занятных и интересных, и славно. Так, тому, значит, и быть.
Но я вернусь к вопросу: кто из авторов «Собора,2020» тебе пришелся очень и очень? Не буду касаться профессионалов, кто десятки лет служит успешно русской литературе. Меня интересуют сейчас молодые литературные силы. Особенно поэты. О прозаиках надо говорить особо. Это тоже стихия. И тоже особая.
В бытность мою, разбирая рукописи стихов начинающих поэтов, Рубцов говаривал: «Есть в стихотворении хотя бы одна настоящая поэтическая строка – это поэт. Всё остальное доработается потом. Придёт само по себе. Без всяких там подсказок и учителей…»
И вот, такие исключительные, наполненные поэзией строки, встретились, считай, почти во всех стихотворениях молодых. Но как я был ошеломлен, когда не отдельные строки, а целое стихотворение хлынуло на меня, как стихия прекрасной и чистой русской души.
…Вижу неба родного щемящую синь.
Чую горечь рябин, слышу шепот осин.
Тихой радостью встретит родительский дом.
И утешится сердце – всё путём. Всё ладом.
Там отец ещё жив. И жива ещё мать.
Там Отчизна моя. И меня не сломать!
Читаю стихотворение за стихотворением и понимаю: к нам пришел настоящий поэт. Зовут его Нина Корнеева.
О, русские поэты! Вам не дано бесследно кануть в Лету. Главное для вас – как прежде, так и ныне, поднять наш дух. Поднять, как знамя, под которым Ваш народ. Дать всем живущим роковое слово. Чтобы оно не только омывало наши души, но и крепило дух, врываясь в жизнь, как свежая гроза, сметая с нашего пути всё, что нас пачкает, позорит и гнетёт, дабы во всех окрестностях Руси торжествовала красота, а рядом с нею – совесть и любовь, любовь. До самого конца…