Вологодский литератор

официальный сайт
28.06.2020
0
78

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ (Статья К. Душенова «Чипы-шмипы, «царские останки» и мятежный схимник» с комментариями)

21 июня Русская Народная Линия опубликовала мою небольшую заметку под названием «Так кто же раскольник?». Она посвящена конфликту, бушующему вокруг схиигумена Сергия (Романова). Я весьма благодарен главному редактору РНЛ Анатолию Степанову за возможность высказаться на страницах уважаемого издания. Но продолжать обсуждение этой темы не планировал.

Однако развитие ситуации, на мой взгляд, настоятельно потребовало вернуться к проблеме ещё раз. И вот почему. Если помните, главным, пожалуй, пунктом тех претензий, которые выдвинул о. Сергий к священноначалию Московской Патриархии, было распоряжение о необходимости обеззараживать лжицу во время Таинства Причастия.

И вот 25 июня средства массовой информации сообщили, что Синод Константинопольского Патриархата заявил: «Святое Причастие не подлежит обсуждению… Мы верим, что через Святое Причастие верные получают Тело и Кровь Иисуса Христа Спасителя, и в Таинстве Таинств не могут передаваться никакие болезни». А я с горечью подумал: что, интересно, ответит на это Синод нашей родной Русской Православной Церкви, в которой священников обязали дезинфицировать лжицы в специальном медицинском растворе после каждого причастника? Даже константинопольские обновленцы отвергли это, а мы что?

На следующий день, 26 июня, в СМИ появились новые сообщения и по делу о. Сергия: «Суд Екатеринбургской епархии провёл заседание, на котором рассмотрел поведение схиигумена Сергия (Романова). Сам клирик на суд не пришел. Сторонник отца Сергия Всеволод Могучев заявил агентству Интерфакс: «Он не будет присутствовать на данном церковном суде, потому что, во-первых, он не участвует в постановочных шоу. Во-вторых, он планирует в ближайшее время пребывать в глубокой молитве».

В результате суд Екатеринбургской епархии назначил следующее заседание по вопросу о поведении схиигумена Сергия (Романова) на 3 июля. Также суд выразил сожаление «о проявлении непослушания и несмирения со стороны схиигумена» и призвал его еще раз к исполнению его монашеских обетов и священнической присяги».

Я считаю, что обсуждать личность отца Сергия Романова бессмысленно, бесполезно и душевредно. Она, личность эта, безусловно, смущает многих, но…Пусть он пребывает себе в «глубокой молитве», как и запланировал. Всяко соблазна будет меньше. А вот обсуждать внутрицерковные проблемы, которые так ярко высветила эта эпопея с мятежным схиигуменом, надо обязательно.

И ЗДЕСЬ МНЕ, грешному, есть что сказать.

Свою заметку «Так кто же раскольник?», опубликованную на РНЛ, я разослал для ознакомления (с просьбой, по возможности, прокомментировать) насельникам нескольких мужских монастырей и некоторым приходским батюшкам, с которыми у меня сложились добрые, доверительные отношения.

Многие ответили. Вот, например, отклик одного из столичных протоиереев. Простите, не называю его имени. Он, по понятным причинам, к публичности не стремится. Скажу лишь, что это пастырь с 30-летним опытом служения, и никогда, ни разу, он не был замечен ни в каких бунташных и раскольнических настроениях.

Итак, вот что он мне написал: «Уважаемый Константин Юрьевич! С некоторых пор любое непослушание священноначалию, и уж тем более, публичное оспаривание «генеральной церковно-политической линии», является в глазах наших церковных руководителей самым страшным дисциплинарным, каноническим, догматическим и каким угодно еще преступлением. Уже само по себе такое положение вещей свидетельствует о глубочайшем кризисе внутри нашей Церкви. […]

Коронавирусная истерия последних месяцев еще более обнажила предательскую сущность происходящего.И вот нашелся схиигумен, который не побоялся открыто выразить несогласие. Понятно, что не согласен далеко не он один, и тот печальный факт, что мы,пастыри, разделяющие его тревогу,боязливо молчим, еще раз подтверждает тезис о кризисе внутри Церкви.

Получается, что такой вот несимпатичный, косноязычный, с сомнительной биографией старик (не скажу старец), практически один выражает мнение большинства православных. И если миряне и пастыри совместными усилиями его не защитят, то со временем новая волна уже запрограммированной антиправославной истерии принесет нашей Церкви испытания ещё более суровые, более коварные, чем те, которые нам до сих пор пришлось пережить.

И вот здесь приходится, наконец, со всей ясностью опытного уже взгляда, признаться себе в простой и горькой истине: наше церковное начальство защищать нас ни от кого и ни от чего не будет. Разве что выдаст масочку с перчаточками, пожелает доброго здоровьичка и прививочку сделать обязательно благословит…».

А вот ещё один отзыв. На этот раз – из монастыря. Тоже, никакого не раскольничьего. В нём исправно поминают и патриарха Кирилла, и правящего архиерея, и ни у кого не возникает даже мысли изменить этот порядок.

Вот что написал мне один из насельников обители: «Константин, отец Сергий прав, как минимум, в одном – в Церкви нынче кризис, как и во всём русском обществе. Гнойник перезрел и гной побежал. Теперь каждый стоит перед выбором, как жить: по совести перед Христом, или слушать указания властей. Мы не бунтовщики, но свой выбор сделали и готовы нести за него ответственность.

Отец Сергий, полагаю, поступил так, как подсказала ему его совесть. Конфликт, к сожалению, будет нарастать, так как никакого здравого выхода из него не просматривается. Внутрицерковные противоречия на пределе. Верю, что решение всех проблем и спасение придёт от Самого Господа, но перед этим ещё будет гонение еретиков и безбожников на монашествующих и на Церковь. Да что скрывать: оно уже идёт полным ходом! Дай Бог нам всем мудрости и рассудительности в нынешние тяжкие времена…».

Скажут, конечно: Душенов послал статью своим заведомым единомышленникам. Поверьте, это не так. Хотя, круг общения любого человека обычно естественным образом складывается из тех, кто придерживается более или менее схожих взглядов на мир.

В любом случае, повторю – обсуждение личности схиигумена Сергия – бессмысленно и, с точки зрения христианской нравственности, неполезно для самих обсуждающих.

Один из батюшек, с которым мне удалось поговорить лично, выразился по этому поводу резко, но, на мой взгляд, совершенно правильно. Он сказал: «Да мне вообще плевать, с чего или с кого всё это началось. Важно ведь не то, кто именно стал причиной этих событий, а то, что происходящее вскрыло тяжелейшие внутрицерковные проблемы и противоречия. Если дело и дальше так пойдёт, от Русского Православия вскоре останутся только рожки да ножки…».

ИТАК, какие же вопросы, какие церковные проблемы высветили события, связанные с коронавирусом и бунтом схиигумена Сергия? Ну, например, хотя бы эти два:

Почему, если Церковь отделена от государства, Роскомнадзор решает, кому и когда, и в каком виде можно посетить Храм Божий? Ведь архиереи, закрывшие храмы, ссылались именно на решения государственных органов. И вообще, с каких пор для Церкви «научные» (в данном случае медицинские) рекомендации важнее веры и благодати?

Этот же, кстати говоря, вопрос важен и в отношении ведущегося расследования о подлинности т.н. «царских останков». Не раз говорилось о необходимости добиться «научной безупречности» и «научной обоснованности» выводов комиссии. Но кто, позвольте спросить, и когда поставил Науку судьёй Веры? Может, тогда уж попросим Академию Наук раз и навсегда решить вопрос о Бытии Божием? Со всей, так сказать, научной обоснованностью и безупречностью…

Второй вопрос, на мой взгляд, ещё важнее первого. Почему священноначалие обязало священников, вопреки всей многовековой церковной практике, дезинфицировать лжицы, которыми верующим преподаются животворящие Тело и Кровь Христовы? Или Святые Дары уже, по мнению некоторых, перестали быть «животворящими»? Или напрасно, непосредственно перед свершением Таинства Причастия священник вслух народа Божия молится и просит Бога: «Да не в суд и во осуждение будет мне причастие животворящих Твоих тайн, но во исцеление души и тела»? При этом весьма показательно, что ни одна из других Поместных Церквей в этой новации Московскую Патриархию не поддержала и обязательную дезинфекцию лжиц не ввела…

ГЛАВНЫЙ ЖЕ ВОПРОС, который со всей остротой и ясностью встал перед нами в результате этих событий, конечно, вопрос веры. Христос требует от нас: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни…». И ныне, перед лицом всеобщего богоборческого безумия, поглотившего мiр, каждый из нас должен спросить себя: а готов ли я умереть за Христа? Или, лучше, так: а на что вообще я ради Христа готов?

Да, конечно, обретение живой веры, для которой, по слову апостола Павла «жизнь – Христос, и смерть – приобретение», всегда тайна Божия. Не верьте тому, кто скажет, что он знает, как это происходит. Мы, христиане – избранники Божии, по слову апостола Петра – «люди обновления, царственное священство, народ святой…». Но слава и величие этого избрания в полной мере откроются только в Царствии Небесном. А в нашей временной, земной жизни христианство есть избрание на скорби и болезни, на брани и искушения, порой – на муки, на кровь и смерть.

Как именно происходит обретение веры, готовой на всё это – непостижимо для человеческой логики и рассудка. Благодать Божия в тайне касается души человеческой. Но непостижимо – не значит необязательно. То, что Бог наш есть «Бог неизречен, недоведом, невидим, непостижим» – никаких оправданий нашему маловерию и нашей трусости перед лицом коронавируса не даёт. Скорее, даже наоборот…

О КОРОНАВИРУСЕ, впрочем, стоит сказать отдельно.

Первое. Коронавирус, конечно, не выдумка и не миф. Он действительно существует, как существуют многие иные разновидности вирусов, которые живут и в нас, и вокруг нас.

Второе. Никакой эпидемии не было и нет. Если мы заглянем в медицинские справочники и энциклопедии, то найдем, что эпидемия – это заражение как минимум 5% населения какой-либо болезнью. Чтобы Россия с её 150-миллионным населением преодолела т.н. эпидемиологический порог, у нас должны были одновременно заболеть 7,5 миллионов человек. Ни в стране в целом, ни в каком-либо из регионов нашей страны этот эпидемиологический порог преодолён не был.

Третье. Что касается пандемии. ВОЗ, объявившая эту самую пандемию – совершенно непрозрачная организация. Каков там реальный, а не показной механизм принятия решений? Откуда, от кого поступает исходная информация? Кто её проверяет, каков уровень её достоверности? Каковы критерии, по которым она оценивается? Кто эти критерии разработал? Как они были проверены, как доказали свою состоятельность? Всё это неизвестно…

Зато известно, что в целом мировая реакция на появление коронавируса оказалась чудовищно несообразной. Мы стали свидетелями того, как современное общество было вброшено в глобальный кризис на основании заведомо неполной (а скорее всего, лукавой) информации и беспрецедентно масштабных манипуляций в СМИ. Ведь, согласитесь, нынешняя «пандемия» к-вируса не идёт ни в какое сравнение, скажем, с печально знаменитой «испанкой», от которой в начале ХХ века за полтора года погибло более 120 миллионов человек. Вот это, действительно, была пандемия…

В НАШЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ, общественной и церковной жизни коронавирусное безумие вскрыло несколько весьма печальных явлений и тенденций.

Государственная власть, многие высокие начальники, которые последние годы усиленно пытались выдать себя за сторонников «русских идеалов и традиционных ценностей», мгновенно «переобулись» и превратились в усердных строителей «цифрового концлагеря». Эти сановные «подсвечники», так любившие на праздничных богослужениях позировать перед камерами со свечками в руках, на поверку оказались готовы выкинуть на помойку любые «ценности» ради своих политических интересов.

Кстати, у меня есть основания сомневаться, что Путина устраивает такое положение дел. Думаю, он-то хочет использовать цифровые технологии для укрепления независимости страны, для того, чтобы Россия сохранила свою конкурентоспособность в глобальном соперничестве держав в ХХI веке. Но вовсе не для того, чтобы превратить всех нас в бесправных марионеток Грефа, Собянина или кого бы то ни было ещё…

И тем не менее, пока мы все находились в «самоизоляции», наши думские законодатели принялись в бешеном темпе принимать законы, ускоряющие процессы безграничной цифровизации общества, создающие юридическую базу для строительства всероссийского «электронного концлагеря» с тотальной слежкой и столь жёстким поголовным контролем, какой не снился ни Берии, ни Гитлеру, да и вообще ни одному из известных истории диктаторов. Для православного сознания несомненно, это – очевидное действие «тайны беззакония», открывающее дорогу грядущему «человеку греха и сыну погибели» – антихристу.

И вот, на этом тревожном фоне нас постигла ещё одна беда. Немалая часть нашего духовенства оказалась подвержена тем же влияниям. Конечно, далеко не все. Но многие. Те, что закрыли храмы и этим как бы сказали нам: «Вам нужны не храмы, а больницы, Христос не может вам помочь. Идите к докторам». А всех несогласных – объявили мракобесами, раскольниками и безответственными демагогами.

В КОНЦЕ ПОЗВОЛЮ себе изложить ещё несколько мыслей «на вольную тему».

Под влиянием коронавирусной «пандемии» в православной среде с некоторых пор активно обсуждается вопросы о чипизации при вакцинации. Я не специалист в этих областях. Однако, считаю, что нам не стоит зацикливаться на технологических аспектах проблемы «последних времён», будь то индивидуальные налоговые номера, биометрические паспорта, чипы или вакцины.

Да, в настоящее время уровень технологий таков, что ту диктатуру, которую описал в Апокалипсисе святой апостол Иоанн Богослов, уже можно реализовать на практике. Но милосердный Господь даровал нам, как одну из основных черт нашего богоподобия, свободу воли. Поэтому никакие технические устройства – да что там устройства, все силы ада не смогут принудить нас к отречению от Христа, если мы на это сами не согласимся. Так что проблема не в чипах и вакцинах, проблема в нас самих, в нашей боязливости и маловерии, себялюбии и теплохладности. Ведь очевидно: тому, кто готов за Христа и пострадать, и умереть, никакие чипы-шмипы не страшны!

Но готовы ли мы к этому? Господь предупредил нас: «Кто не берёт креста своего и следует за Мной, тот недостоин Меня». Преподобный Исаак Сирин истолковал эти слова Христа так: «Путь Божий есть ежедневный крест. Стезя Божия от века кровью и смертью пролагается. Никто не взошёл на небо, живя прохладно. О пути же прохладном знаем, где он оканчивается. Каждый день, возложив упование на Бога, мужественно полагай начало пути своего, исполненного крови…».

Повторю ещё раз: проблема сегодня не в пандемии, не в агентах мировой закулисы, коварных сионских мудрецах и прочих ужасах. Проблема – в нас самих. Нет такой силы во Вселенной, которая может помешать человеку достичь Царства Небесного, если он сам того хочет. Не помешает ни коронавирус, ни антихрист, ни сам сатана со всеми адскими полчищами. Только наше собственное маловерие и равнодушие, наша теплохладность и трусость могут воспрепятствовать спасению души. Господь сказал об этом так: «Боязливых же и неверных, участь их – в озере, горящем огнем и серою…».

УНЫНИЕ НЫНЧЕ ОХВАТИЛО МНОГИХ. Говорят: старцы предсказывали возрождение России, но в настоящее время мы наблюдаем, скорее, обратную тенденцию: духовную деградацию, нравственное растление, безразличие к духовным вопросам. Не скрою, у меня по этому поводу тоже бывали, как говорил классик, «минуты сомнений, минуты тягостных раздумий».И всё же я оптимист.

Надо ясно понимать, что лёгкой победы не будет. Мы вступаем в грозную, грозовую эпоху. Преподобный Паисий Святогорец ещё в 90-х годах прошлого века предупреждал: «Мiр потерял контроль над собой. Грядут тяжёлые годы. Скопилось много пепла, мусора, равнодушия – и для того, чтобы всё это улетело, нужно, чтобы сильно подуло. Страшно! Необходимы закалка, отвага и мужество. Котёл бурлит. Я вижу, что нас ожидает, и поэтому мне больно…».

Не сомневаюсь, что этот, зарождающийся ныне на наших глазах мiровой вихрь, по велению Божию раздует весь богоборческий мусор уходящей эпохи. Но горькая правда нашего нынешнего положения такова: в настоящий момент у России, у русского народа нет внутренних сил для возрождения. И наше дело, дело «малого стада» – стоять в вере. А что Божие, то придёт само собой и в своё время. История не раз показывала, что для верующих во Христа все неблагоприятные обстоятельства так или иначе в итоге оборачиваются несомненным благом.

Церковь учит нас: «Содействует злое благому намерением неблагим…». Часто именно болезни и скорби заставляют людей прибегать к Богу. А в благополучном состоянии мы, неблагодарные, забываем о Нём. Но Господь любит нас и несчастьями отводит с пути погибели на путь спасения, привлекает к Себе. Святой праведный отец Иоанн Кронштадтский говорил:«Мир находится в состоянии дремоты, греховного сна, спит. Будит его Бог войнами, моровыми поветриями, пожарами, бурями сокрушительными, землетрясениями, наводнениями, неурожаями…».

Мы же от этих грозных благодеяний Божиих хотим масочками да перчаточками прикрыться. Мало, видно, осталось среди современных христиан тех, кто внимательно и вдумчиво читает утреннее молитвенное правило. А ведь там сказано: «Тя благословим, Вышний Боже, творящего с нами великая же и неисследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа…».

Верю, что если мы не смалодушничаем, не отступимся, не предадим Спасителя нашего в угоду тлетворному «духу времени», над Отечеством нашим непременно сбудется знаменитое пророчество преп. Серафима Саровского о том, что «Бог помилует Россию, и приведёт её путём страданий к великой славе». Надо только помнить слова преп. Исаака Сирина: «Не отвращайся скорбей, ими входишь в познание истины. В скорбях временных сокрыты жизнь вечная и слава победы. Паче всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Господом скорби за Него и ради Него, и паче всех благоуханий – воня пота их. Умудриться в духовных бранях, познать Промыслителя, ощутить Бога своего и утвердиться в вере невозможно иначе, как по силе выдержанных искушений. Насколько душа неспособна к терпению искушений, настолько же недостойна она приятия дарований…».

P.S. Прочёл комментарий некоего г-на Юрганова к моей заметке «Так кто же раскольник?». Он пишет: «Хотелось бы начать с начала, и напомнить, кто стоял за расколом, который пытался учинить в нашей церкви расстрига Диомид. Назаров и Душенов. Именно с их гнусной подачи он анафематствовал иерархов нашей церкви, поставленных Господом окормлять православных нашей страны. И снова Душенов берется за своё. Хлебом не корми, а дай ему грязью измазать церковь. Я очень недоволен закрытием храмов. Но воспринимаю это как испытание, ниспосланное нам Господом по нашему неверию. Душенов же не может, как Люцифер, не восставать против духовного авторитета Господа. Доколе этот персонаж будит чадить и отравлять нас своими миазмами?».

Нельзя быть таким легковерным, г-н Юрганов! Дурацкую байку, которую вы так добросовестно пересказали, про связь еп. Диомида и Душенова, выдумал «с нуля» покойный протоиерей Всеволод Чаплин. В те времена он ещё был большим церковным начальником и завзятым либералом-экуменистом. Вот и выслуживался, как мог. Договорился аж до того, что «Душенов через Диомида хочет захватить власть в Церкви».

К действительности весь этот бред не имеет ни малейшего отношения! Я никогда в жизни – ни лично, ни письменно, ни прямо, ни через посредников – не общался с епископом Диомидом. Хотя вполне согласен с тем, что он написал в своём первом письме, из-за которого и разгорелся весь сыр-бор. Ведь его главный тезис был прост: еретики-экуменисты разрушают Церковь, их деятельность надо пресечь.

Считаю, если бы владыка Диомид не струсил, не отказался от поездки на Архиерейский собор, если бы он смиренно встретил все скорби и прещения, которые, несомненно, посыпались бы на него со стороны церковных либералов-экуменистов-обновленцев, и при этом сохранил свою исповедническую позицию и не ушёл в раскол, – нравственный авторитет его был бы безусловен. И результат его деятельности мог бы быть совсем иным.

Ну, а про себя, многогрешного, я уже неоднократно объяснял: я крещён 35 лет назад русским православным священником в Русской Православной Церкви Московского Патриархата. В ней же, надеюсь, меня и отпоют, когда придёт час. Так что не лепите на меня ярлык раскольника – всё равно не прилипнет…

Константин Юрьевич Душенов, православный публицист, директор агентства «Русь Православная»

Комментарии:

11. Чипы-шмипы, «царские останки» и мятежный схимник

Константин Душенов прав! Вот только как этому мнению придать широкий внутрицерковный дискурс?

Иоанн / 27.06.2020

10. О закрытии храмов

Только о нем, о закрытии хочется сказать, но не у нас, а в Греции, потому что нужна хоть какая-то база для сравнения последствий жизни с ковидом при открытых и закрытых храм. И закрытие храмов Грецией совсем как раз нам подобную базу предоставляет. Вот тут можно прочитать: https://www.1sn.ru/243920.html. Статья хоть и давнишняя, но хорошо отражает тот настрой, который был в Греции, когда у них закрыли храмы совсем и позже. А результат впечатляет еще больше — сейчас менее 3,5 тысяч заражённых и это на 10 миллионов человек, что меньше нашего уровня заражения примерно в 12 раз. А больше тут и добавить нечего. Да, были там недовольные, но и положительный результат закрытия храмов в борьбе с ковидом очень даже конкретный.

9. Чипы-шмипы

Этот же, кстати говоря, вопрос важен и в отношении ведущегося расследования о подлинности т.н. «царских останков». Не раз говорилось о необходимости добиться «научной безупречности» и «научной обоснованности» выводов комиссии. Но кто, позвольте спросить, и когда поставил Науку судьёй Веры? Может, тогда уж попросим Академию Наук раз и навсегда решить вопрос о Бытии Божием?

Тут все просто. Церковь боится попасть впросак, ибо наука уже научилась определять подлинность останков при достаточном количестве материалов и фактов. И может произойти вот что. Церковь объявляет останки подлинными. Потом к ним народ толпами идет приложиться. Потом начинают происходить чудеса, как на месте смерти рецидивиста Джорджа Флойда. Церковь это все признает. Ну а спустя время внезапно наука говорит, что открылись новые факты, которые со всей очевидностью доказывают, что остатки не подлинные. После этого Церковь нашу размотают, ибо это доказательство что нету в ней никакой благодати, все фуфломицин и эффект плацебо. И демагогией отделаться не получится. Поэтому, поскольку в Церкви в нашей действительно туго с благодатью и Божьими откровениями, она ждет гарантированного научного вердикта. А что касается остальных вопросов, куда наука еще не дотянулась, там Церковь еще может поплавать. Не надо ни о чем Академию Наук просить.

А ведь там сказано: «Тя благословим, Вышний Боже, творящего с нами великая же и неисследованная, славная же и ужасная, ихже несть числа…».

Тем не менее, когда зуб начинает болеть, все бегут к зубному, а не наблюдают, как Бог творит с ними «великая же и неисследованная». Иными словами, фраза эта относится к ситуациям, которых человек не в состоянии избежать. Вы, ребята, прежде чем протестовать против цифровизации и чипизации, сначала осудите на уровне Церкви трансплантологию. Но не слыхать чего-то, наборот, все спикеры РПЦ называют ее прекрасным изобретением человека. Кстати, это еще одна иллюстрация к «творящего с нами великая же и неисследованная». Казалось бы — куда уж неисследованней и интимней, почему бы не умереть, или даже дать умереть родственнику, как все умирали, со своими собственными органами. Как минимум сразу отпадает проблема черной трансплантологии и споров, можно ли изымать органы, если поставили диагноз смерти мозга. А также отпадают аналогии с каннибализмом. Но нет, как только появляется возможность у человека увернуться от «творящего с ним Бога», он тут же это делает, не считась ни с чем.

Считаю, если бы владыка Диомид не струсил, не отказался от поездки на Архиерейский собор, если бы он смиренно встретил все скорби и прещения, которые, несомненно, посыпались бы на него со стороны церковных либералов-экуменистов-обновленцев, и при этом сохранил свою исповедническую позицию и не ушёл в раскол, – нравственный авторитет его был бы безусловен.

Чушь. О Диомиде помнят только потому, что он ушел в раскол. Ну поехал бы он. И просто подвергся бы унижению. Минимум отправили бы за штат, плюс заставили бы молча выслушивать всякое, предлагая «разоружиться перед партией», явно вызывали бы его не для чтобы дать трибуну Спартаку. Со стороны это выглядело бы как то, что он за миску еды не стал обострять конфликт. И дальше что? А все то же самое. Заштатный исповедник никому не интересен. Может, автору пошерстить заштатных клириков на предмет исповедничества? Нет? Понимаю. Скучно и неинтересно.

Денис / 27.06.2020

8. Благодарность Константину Юрьевичу за статью!

А те, кто хочет «выдавить в раскол» православных, которые «пад» не поклонились «Вирусу мiра сего», пусть и не надеются – мы в нашей Церкви! В ней и останемся… Ибо настало «время начаться Суду с дома Божьего»…

7. .

Очень достойная статья! Спасибо автору!

Елена / 27.06.2020

6. Зри в корень

«Почему священноначалие обязало священников, вопреки всей многовековой церковной практике, дезинфицировать лжицы, которыми верующим преподаются животворящие Тело и Кровь Христовы? Или Святые Дары уже, по мнению некоторых, перестали быть «животворящими»?»

Агафон / 27.06.2020

5. спасибо!

Взвешенно, с фактами. Есть о чем подумать.

4. …

А этот Юрганов кто,истина,что ли,в последней инстанции. Ну а за сравнение К.Душенова с Люцефером..,это не хула ли на Духа Святого,которая не прощается ни в этом,ни в том веке?

monarhist / 27.06.2020

3. Ответ на 1, Наблюдатель:

Хорошо, по делу, спокойно и рассудительно написано.

Согласен полностью с вами…

monarhist / 27.06.2020

2. Благодарность

Спасибо за статью! Публикуйтесь на РНЛ почаще!

Георгий Н. / 27.06.2020
(https://ruskline.ru/news_rl/2020/06/27/chipyshmipy_carskie_ostanki_i_myatezhnyi_shimnik)
Subscribe
Notify of
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments