Творцы оружия Победы Создатель лучших в мире крейсерских подводных лодок М.А. Рудницкий
Его кораблям присвоили индекс «К» («крейсерские»), а моряки ласково называли их «Катюшами».
Знаменитый подводник-североморец Герой Советского Союза И.А. Колышкин вспоминал: «»Катюши» – великолепные подводные крейсера, которые могут сделать честь флоту любой нации. Эти корабли… очень мореходны, обладают большой автономностью, что позволяет им действовать в океане, далеко от своих баз. Соответствует этим задачам и вооружение».
Союзники-англичане и американцы нам завидовали – их лучшие ПЛ уступали нашим «К» в скорости, дальности плавания и вооружении. Враги-немцы досадовали – у них вообще ничего похожего не было, и первую подобную ПЛ они ввели в строй лишь в апреле 1945-го.
Необходимость в океанских подводных лодках, обладающих большой дальностью и автономностью плавания, высокой скоростью и мощным вооружением, была осознана в России ещё до революции. В 1910 г. инженер Б.М. Журавлёв разработал проект большого подводного крейсера, но проект, к сожалению, опережал технические возможности того времени.
Такие возможности появились к середине 1930-х, когда в СССР уже был накоплен основательный опыт проектирования и производства больших ПЛ конструкции Бориса Михайловича Малинина. В 1935 г. Совет Труда и Обороны с участием наркома обороны К.Е. Ворошилова и наркома тяжёлой промышленности Г.К. Орджоникидзе рассмотрел и одобрил эскизный проект океанской подлодки, разработанный под руководством начальника секции подводных лодок НИИ военного кораблестроения Михаила Алексеевича Рудницкого (27.03.1897 – 17.01.1976), а в январе 1936 г. проект был утверждён, и Рудницкий назначен главным конструктором и главным строителем.
Первую серию планировалось построить из 12-ти «катюш» для Северного (СФ) и Тихоокеанского (ТОФ) флотов – Чёрное и Балтийское моря для них были слишком тесны. Заложили их в 1937 г. сразу на трёх ленинградских верфях, но до войны успели сдать лишь 6 (все для СФ). Ещё 6 ПЛ, предназначавшихся для ТОФ, война застала на стадии строительства. Четыре из них вступили в строй в 1943 г. в блокадном Ленинграде и участвовали в боевых действиях Краснознамённого Балтийского флота (КБФ) с конца 1944-го, когда уже была освобождена Прибалтика, а Финский залив разминирован.
На боевом счету подводных лодок типа «К» насчитывалось 37 потопленных судов противника общим водоизмещением 82,6 тыс. т и 20 боевых кораблей и вспомогательных судов, а также 8 повреждённых судов (35,1 тыс. т) и 4 корабля. Из общего числа потопленных судов на долю мощной артиллерии подводных крейсеров пришлось 9 транспортов, 3 боевых корабля и 3 вспомогательных судна. Подлодки К-21 СФ и К-52 КБФ были награждены орденом Красного Знамени, а К-22 СФ стала Гвардейской.
Родился М.А. Рудницкий в г. Вытегра на берегу Онежского озера в семье чиновника и, по совместительству, ротного командира Олонецкой дружины государственного ополчения, воевавшего в русско-японскую и 1-ю мировую войны. Окончил реальное училище, учился в Морском инженерном училище, после закрытия которого (1918) служил на военных кораблях. В 1923 г. окончил Военно-морскую академию, служил на подводных лодках, досконально изучив их конструкцию и механизмы. С 1928 г. работал в Научно-техническом совете ВМФ, под руководством Б.М. Малинина принимал участие в проектировании, строительстве и испытаниях первой советской ПЛ типа «Декабрист», разрабатывал тактико-технические задания для последующих типов ПЛ.
После войны Михаил Алексеевич работал в Главном управлении кораблестроения, затем в Главном штабе ВМФ. Похоронен он на Кунцевском кладбище Москвы.
Подводная лодка типа «К».
Водоизмещение (надводное/подводное) 1500 / 2117 т, длина 97,6 м, скорость (надводная/подводная) 22,5 / 10 уз, предельная глубина погружения 100 м, автономность плавания 50 сут., дальность плавания экономическим ходом в надводном /подводном положении 16500 / 175 миль. Вооружение 2×100-мм и 2×45-мм пушки, 6 носовых, 2 кормовых и 2 в надстройке торпедных аппаратов, боезапас 24×533-мм торпед, 20 мин. Экипаж 67 чел., рядовые и старшины имели отдельные койки, 10 офицеров – отдельные каюты. Впервые на советских ПЛ были предусмотрены душевые и электрокамбузы.
Краснознамённая К-21 – памятник в Североморске (вид с кормы)
Валерий Васильевич Габрусенко, публицист, кандидат технических наук, доцент, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств
(https://ruskline.ru/news_rl/2020/05/02/tvorcy_oruzhiya_pobedy)