Сергей Багров НЕВИДИМЫЙ ПОЕДИНОК
Думал ли я, что когда-нибудь побываю на «Красной Пахре», в дачном селении за Москвой, где во второй половине прошлого века обитала писательская элита. Мало того, оказался я и в уютном особняке, хозяином которого был Владимир Федорович Тендряков, неутомимый спорщик и правдолюбец, прогремевший на весь Советский Союз повестями «Тройка, семерка, туз», «Чудотворная», «Апостольская командировка»,»Затмение», «Покушение на миражи» и рядом других тревожащих душу произведений, вызвавших жаркое обсуждение буквально во всех регионах страны.
Владимир Федорович был неутомимым тружеником письменного стола. Сидел за ним с утра до вечерних потемок. Прерывался разве на часовую пробежку в соседнем лесу, дабы размять засидевшиеся суставы. Или принять живших где-то с ним по соседству Юрия Трифонова, Александра Твардовского, Владимира Солоухина, Евгения Евтушенко, Зиновия Гердта, Беллу Ахмадулину, Юрия Нагибина, Александра Галича. Принять по одному, а то и всех вместе не только как желанных гостей, но и как высший цвет отечественной культуры. Обсуждения, споры, сердечные песни, мудрый тост и звон хрусталя — все здесь было искренне и открыто, словно на празднике, и дом Тендрякова становился буквально клубом для тех, кто держал над людскими душами власть. Были здесь и те литераторы-новички, которых мало кто знал, однако они надеялись, что и их однажды страна услышит.
Я тоже надеялся. Потому и приехал в Пахру, чтобы принять от высокого мэтра рекомендацию для вступления в Союз писателей СССР. Владимир Федорович к приезду моему был готов. Сразу увел меня на второй этаж, где был его кабинет.
Я удивился большому письменному столу, имевшему полукруглый вырез-овал. В этот вырез-овал Тендряков вместе с креслом не просто вместился, а как бы вплыл, образовав нечто едино общее со столом. Сразу же стал читать документ, ради которого я и приехал:
«Знаком с творчеством С.Багрова по двум книгам «Колесом дорога» и «Сорочье поле». Несмотря на то, что автор пока еще ищет свой путь, можно без оглядок говорить о недюжинных задатках художника, о наличии серьезного таланта. Его обрисовка героев скупая и ёмкая. Язык точный, яркий, без сусальной красочности. Порой поражает способность Багрова в одну строку уложить объемную картину. То, в чем Чехов видел высокое мастерство — через горлышко разбитой бутылки передать лунную ночь — уже присуще Багрову. В любом его произведении чувствуется стремление к отстаиванию человеческих ценностей, активная неприязнь ко всему наносному, к духовно-мусорному. Наконец, едва ли не самое важное достоинство — народность, не навязчивая, не искусственная, органическая. Удивительное знание быта, удивительны речевые характеристики.
За одно то, что Багров сделал, может без оговорок быть принят в члены Союза. Но — и вряд ли я тут ошибусь — он подает еще большие надежды на будущее, а это, считаю, должно приниматься во внимание в первую очередь.
В. Ф. Тендряков, Москва. 8.11.1978 г.»
Всего один вечер я находился у Тендрякова. Он сразу и удивил, спросив: есть ли у меня в хозяйстве собака?
— В детстве была, — вспомнил я, — молоденькая овчарка. Я очень ее любил. И она любила меня. О, как печалился я, когда она заболела. Глядел в ее оливковые глаза, а в них такая преданность и тоска, что я не выдерживал. Плакал. Слезы мои падали на нее. Она их облизывала, как назначенное лекарство. Умерла моя Альма. Честное слово, я до сих пор ее вспоминаю не как животное, а как человека, и всё ругаю себя, что не мог отвести от нее приставучую хворь.
— Душа человеческая и душа собачья. В чем-то они одинаковы, — сказал Тендряков.- Потому о собаке сейчас я тебя и спросил, что хочу, чтоб и ты о собаке меня послушал.
Тендряков достал из стола готовую рукопись. И начал читать.»Хлеб для собаки». Так назвал он свою небольшую повесть, где речь шла о ссылаемых кулаках, которые должны были следовать по этапу. Но на одной из станций они отстали от поезда и стали думать, куда им теперь? Надо б домой, на родину, где родились. Однако никто туда не уехал. Помешал возвращению голод. Полное отсутствие еды превратило когда-то цветущих людей или в шатающихся скелетов, или в разбухших, как самовары, скитальцев-бродяг. Жизнь и тех, и других зависела от корочки хлеба. Найдут ее, значит, сегодня живут. Не найдут – неизвестно, где встретят новое утро. То ли на пустыре возле станции, то ли на тряской повозке, в какой всех, кто помер, переправляют на край поселка, где вырыта яма с торчащими из нее фрагментами тел.
В противовес умирающим выселенцам, писатель рисует портрет благополучного мальчика из семьи районного прокурора. Мальчик с ранимой и совестливой душой, хотел бы кому-то из голодающих и помочь. Однако было несчастных очень уж много. Всех не накормишь, и он выбирает лишь одного. Однако в последний момент обнаруживает, что самым заброшенным существом в их поселке стала гонимая всеми и отовсюду больная собака. Дать хлеб собаке. Тот самый хлеб, который он воровски уносит из дома.
Последние страницы повести буквально кричат о крайней несправедливости, на которую кулаки-изгнанники, как и собака, обречены, и не знают, как им отныне существовать.
И еще один щекотливый момент, касающийся сына местного прокурора. Мальчик как бы спрашивает у нас, читающих эту повесть: как ему быть? Что сказать своей совести, чтобы та не казнила его за не отданный хлеб, без которого кто-то сегодня из бедолаг расстанется с жизнью?
Господи! – вскрикивает душа. Помоги нам увидеть перед собой нормальную местность. Без голодающих в этом мире. Без растерянных и забитых.
Уезжал я в тот вечер от Тендрякова с тихой грустью. Грусть эта спрашивала меня о чем-то пропущенном в нашей жизни. Однако я ей в ответ – ни словца. Мало того, Тендряков, пока мы шли к станции, показывал взмахом руки:
— Места здесь, хоть и красивые, но в печали. Вон за Пахрой тот самый лес, где Кутузов встречался с Наполеоном. Много косточек французских и русских осталось в этом лесу. А вон среди старого сада и бывший дворец, где помещица Дарья Николаевна Салтыкова собственноручно отправила на тот свет 120 придворных девиц.
— Страшно, — заметил я.
Тендряков согласен со мной:
— Что верно, то верно. Обыкновенного человека страх пугает. Необыкновенного — выводит на поединок с тем, кто сеет вокруг себя этот страх…
Всю обратную дорогу, пока я ехал домой, в голове перекручивал вещие слова Тендрякова. Да и сам он мне виделся не похожим на всех. Что там ни говори, человек он бывалый. На войну уходил в 41-м…
Кстати, о том, как он воевал, Тендряков вспоминать не любил. Для него было более главным не то, как люди друг в друга стреляли, а то, как они, рискуя собой, возводили мирную жизнь. Этой жизни и отдал он все свои молодые и зрелые годы, став писателем первой величины.
…Сколько лет пролетело с тех пор, как я вслушивался в чуть запальчивый баритон писателя-полемиста, как ощущал пожатие жесткой его руки, как вспоминал одно из глубинных его суждений:
— Нет сплошь плохих, так же как нет и сплошь хороших людей. Хорошее есть у всех. И плохое – у всех. Но в разных пропорциях. И еще, из тех, кто рядом со мной, я выбираю надежных. Кто такие они, знает каждый. Знает и тех, кто мешает нам жить. Для меня, например, это пролазы и жулики всех мастей. Отогнать бы их всех. Приблизить же тех, кто готов схватиться один на один хоть с самой сатаной…