Сергей Багров ЭТЮДЫ
ВОЙ
Полузабытая деревня. Безлюдно и безмолвно, как в неродном краю. Когда-то здесь была и школа. Да и сейчас она стоит – на семь или на восемь классов, с печными трубами, железной крышей и поблекшим флагом над крыльцом.
Дверь открыта. Вот-вот появятся ученики. Но нет. Ни шороха, ни вздоха, ни шагов. Есть только кот. Хромой, с опущенным хвостом. Один жилец не только на всю школу, но и всю деревню. Ищет стылыми глазами тех, кто мог бы подойти, сказать ему: «Кис-кис». Но нет в деревне никого. Недели полторы назад, как на больничных костылях, еще брела на двух ухватах старенькая баба Зина. Теперь не бродит. Упала возле тополей. Там и лежит, как отдыхая.
— У-у-у, — завыло у опушки леса. Волки, что ли? Нет. Ветер. Бежит по улице, треща заборами дворов, рвет флаг над школой и поёт, настраивая голоса свои на волчий вой, чтоб напугать блуждающих гостей, тех, кто ночами промышляет в нежилых домах, где ищет то, что сберегла для них полузабытая деревня.
Родная Русь! Останови шакалов и всех тех, на чьих руках шесть пальцев. Смахни их прочь. И обопрись о тех, кто не умеет жить за счет других.
ВДОЛЬ ПО ПРОСЕКЕ
1953 год. Поселок Передовик. Приехал сюда от Лесного техникума. Практикуюсь. Развожу на лошади кабель.
Еду в поселок Тринадцатый Километр. На телеге. Кабель, словно змея, расстилается по тропинке. Выползает, как из норы, какая сидит в пузатой катушке и, знай, ползет себе, за телегой.
Чувствую, лошадь устала. Даю отдохнуть. Челку – с глаз. Отгоняю рой мух. В чистую лужицу завожу. Пей, саврасая.
Отдохнула – и снова вперед. Туда, где радио нет, но теперь ему быть.
Было такое время, когда радио к лесорубам шло по протянутым проводам. От поселка к поселку. И столбы не везде, особенно в первое время. Провод где-то вверху, то на елке, то на березе. А поднимает его? Надо думать, монтер. Но монтер в тот раз из города не приехал. Что ж. Ничего. По деревьям ползать умею и я.
Дважды едешь по просеке. Сначала раскручиваешь катушки, оставляя провод, как есть, на земле, по которой только что ты проехал. Второй раз – вверх подымаешь, устраивая его на деревья то с помощью рук, то ухвата, а то и, встав сапогами кирзовыми на лошадь.
И вот ты прибыл в Тринадцатый километр. Час спустя здесь и радио заиграло. Слушайте, лесорубы. А я поеду назад.
Дорогу эту запомнил я навсегда. Сидишь на мешке. Мешок же – на лошади. Мягко. Да и не скучно, благо я всю дорогу пою.
Перестал петь, когда увидел огни поселка. И саврасая их разглядела. Вздрогнула вся и тихонько заржала. А может, запела на непонятном для человека собственном языке. Настолько сердечен и нежен был ее голос, что я услышал щемящий плач. Плач по тому, кого уже не было в этом мире. Однако Саврасая разглядела, потому и звала слезным голосом, не зная того, что он никогда уже к ней не придет.
СТАРЕНЬКИЕ СОЛДАТЫ
Вышла ночь из осенней реки, превратившись в птицу с угрюмыми крыльями, которая улетает. Утро тотчас же выставило под солнце бревенчатые хоромы. И людей вывело на крылечки. Почему их так мало? Было сто человек. Стало двадцать. И все, как один, дедушки и старушки. А где остальные?
-Там! – кто-то из бабушек показывает на лес, бывший когда-то гороховым полем. – Кроме елок с березами, ничего теперь нет. Место вольное. Хватит его для всех неживых и живых…
Тихо-тихо кругом. Тогда лишь деревня и пошумит, когда приедет из города лавка. Да иногда наведаются шакалы. Как правило, на машинах. Пошарить там, где никто не живет. Но бабушки с дедами, как часовые. Следят, чтоб никто никуда не залез. И ружье у них есть. Для решительной обороны. И выстрел один уже был, с попаданием в место, где сходятся ноги. Короче, деревню свою старики обидеть не позволяют. Стерегут ее, как солдаты.
РЕЧНЫЕ ПАРОХОДЫ
Еще не осень. Сухона спокойна и тиха. Не плывут по ней сегодня пароходы. Как вдруг взревело. Тотчас же из-за лодок с белой гривой, взрыв до дна реку, промчался, словно конь, бурливый катерок. Сухона раздвинулась, но сразу и сошлась, как если бы ее кто сшил, и гладкая вода красиво присмирела, принимая сверху облака, и те, мерцая белизной, поплыли вниз. Не облака, а пароходы, все, как один, без капитанов и без оставшихся на берегу людей.
КОГДА РУГАЮТ – ПОЙ!..
Муж и жена. Живут на первом этаже. Муж пьющий, через день да каждый день. Но это вечером. А днем он где-то в мастерских, то ли работает, то ли кому-то в чем-то помогает.
Жена веселая, как электрический звонок. Зовут Наташей. Служит в бухгалтерии. Весь день среди бумаг. А после службы – во дворе. Любит деревья и цветы. Здесь, как в Алма-Ате — черешни, абрикосы, яблони, не говоря уж о цветах, которые моргают, светятся и чуть ли встают на цыпочках перед Наташей.
И в детском городке, она, как мотылек. Чего-то роет, сеет, забивает гвоздь. И годовалая дочурка рядом с ней. То на качелях, то в коляске. Мало этого всего, так ведь кого-то в чем-то, как веселая душа, возьмет и выручит, любя. Поможет и детишкам, коли те в беде. То девочку чужую носит на руках, то мальчика с разбитым носом усаживает на лавку и, как врачиха, останавливает кровь.
Порою поздно вечером встречает мужа. Тот еле на ногах, ругается, руками машет. А ей, как нипочем. Ведет его под ручку, а то, как бочку, обхватив, или домой, или на детскую площадку, чтоб отошел от алкогольных доз.
Соседки ей завидуют: ну, да и ну! Не женщина, а слива во саду. Иная кто-нибудь в лицо ей так и скажет:
— Ты отчего, Наташа, эдакая ловкая? С ходами-поворотами? Ходишь, как летаешь! И грубые слова к тебе не пристают?
Наташа рассмеется:
— Людей люблю! И стареньких, и маленьких.
— А ежели тебя ругает кто?
Наташа так вся и сияет:
— Коли меня ругают, я – пою! Вот и Светланочку поднаучу, и петь, и язычком журчать.
Дочка на веселых маминых руках. Так и взлетает к маминым губам.
— Хи! Хи! – смеется от избытка шаловливых чувств. Казалось, и она с такими же, как мама, поворотами. — Жу! Жу…