Сергей Багров ВЫРУЧАЛОЧКА По рассказу бывшего участника Великой Отечественной войны тотьмича Виктора Ивановича Барбосова
Сережа Дробышев с гармоникой, кажется, и родился, настолько рано постиг он её серебряный говорок. Жил он в маленьком городке, где на всех праздниках и вечёрках была в ходу русская удалая. В 10 лет его уже зазывали на дни рождения или свадьбу. В 15 – по вечерам он на лавочке летнего сада дарит танцующим томное танго, чарующий вальс, а то и бурный фокстрот. В 18 – влюбился в шикарную девочку Аллу, и в чувствах к ней открывался через гармонь. Покорил ее сердце, да так основательно, что свиданья закончились громкой свадьбой, где опять же царствовала гармонь.
Появился сынок. Мальчик рос, и буквально с пеленок завидовал папе. Тоже хотел бы поднять гармонику вверх и, растянув ее, пригласить всех, кто рядом, на зазывающий перепляс. Но папа сказал:
— Сперва подрасти…
Пять лет было малому, когда началась большая война, и Дробышев, вскинув гармонику на плечо, уехал на фронт.
Так уж сложилось, что оказался он под Москвой. Хмурые дни 41-го. Первый бой. Винтовка одна на двоих, с неким Колей Богатыревым, большеголовым, общительным москвичом, привыкшим везде и всюду быть только первым. Из-за чего и не отдал Сереже винтовку, сказав:
— Сначала я повоюю…
Бой под Ивановкой. Танки с обеих сторон. За ними, как привязанные, солдаты. Тут и там столкновение пехотинцев. Штык на штык. Приклад на приклад. На лицах, как наших, так и фашистов, неуверенность, злоба и потрясение. Кто-то, не выдержав, — за окопы, не сбежал, но готов был сбежать. Взводный тут же тяжелым голосом:
— Стой, салага! А то руки на ноги переставлю! На них далёко не убежишь!
Взрыв. Еще один. И пошло… Земля, право, мается, воздымаясь и обрушаясь. Падают взломанные деревья. И вдруг разливанная трель, с какой радуется гармошка. Не гулянье, а, как гулянье, только с запахом пороха и огня.
Кто бы это? Сам свет-Сережа! Без оружия, а в бою. На груди у него трехрядка! Пальцы рук перебирают певучие кнопки. Они же и сдерживают гармошку, дабы та ненароком не улетела в сумасшедшую круговерть.
Залп откуда-то из-за леса. Хруст ломающихся деревьев. Звон друг с другом встретившихся штыков. Раскинув руки, как обнимая землю, свалился со стоном Богатырев.
И опять трель трехрядки. А вместе с нею и голос бравого гармониста, запевшего что-то отчаянно-русское, как на свадьбе.
Ближние немцы, вскинув брови, оторопели, мол, что это значит? И почему?
Пауза в ходе боя. И эта пауза стоила немцам не только смущения, но и жизни. Благо бойцы, кто был к Дробышеву поближе, сразу же, как спасая, стали его прикрывать.
В первое же затишье Дробышев – спешно к Богатыреву. К сожалению, тот был выведен из войны. Лежал в траве с распростершимися руками. Приставив к нему гармонику, Сережа перекрестился и, омрачаясь душой, взял из мертвой его руки не обстрелянную винтовку. И скорей — к танцевавшим под пулями пехотинцам.
Первый бой. И первая рана. Еле живого Сережу доставили в санпалатку. Вместе с ним оказалась там и гармошка. Она, как жмурилась в двух местах от попавших в нее жгучих пуль. Принес гармонику взводный, кивнув воину на нее:
— Выручалочка. Нас спасала. Спасет и тебя…
Домой возвратился Сережа с одной рукой. Радоваться бы ему, как-никак, на обеих ногах. Он и радовался, но с грустью. «Что поделаешь», — улыбался, целуя заплаканную жену. Целуя и сына, а следом за ними – и раненую трехрядку:
— Эх, боевая моя! Привет и прощай! Передаю тебя Ванечке! Как наследство!
Сын снова вверху, на отцовской груди. Прижался к ней, точь-в-точь играющая гармошка.