Сергей Багров СВЕТ И ТЕНЬ Свежие рассказы
ЗОЛОТАЯ
1944 год. Город Тотьма. Живем, абы жить.
Фонарь у мамы в руке. Он, как новое солнце, раскидав темноту, разбудил сон земли. Пробудилась мама в 4 часа то ли ночи, то ли утра. Ох, как много у мамы хозяйственных дел. И все их надо успеть до того, как пойти на работу. Иногда к ней на помощь торопимся мы.
Старшая Галя. Ей 16-й год. Ростом, как взрослая, с крепкими кулачками, в которых мелькает, как сабля, остро наточенный серп. То в правой руке он сверкнет, то в левой. Вжик да вжик по траве, какую она срезала на склонах пырейного рва для домашней козы.
Тут и Миша встает. Он младше Гали на пару лет. В брючках выше колен, в пиджачке, застегнутом на булавку, в ветхих маминых ботах — бегом с удочкой на реку. Мечтает поймать стограммового окуня, чтоб сварить для обеда ухи.
Я – самый младший. Мне 9 лет. Тоже хочу быть полезным. Отберу от мамы хотя бы одно из хозяйственных дел. Хватаю ведро и спешу на улицу за три дома. Там коллективный колодец. Прикрепляю ведро. Опускаю его. Ведро почему-то не опустилось. Застряло. И вот, выбирая трос, я перегнулся ниже, чем надо, поэтому потерял равновесие и вдруг чувствую, что лечу. Слава Богу, успел ухватиться за трос. Вместе с ним и ведром ввалился туда, где пугает. Стою по самую шею, не знаю даже и в чем. Лишь минуту спустя осознал: я — в воде. Боюсь, не боюсь, но ощущаю что-то недоброе, словно я совершил страшный грех, и теперь предстоит отвечать. Перед кем?
Неожиданно кто-то, как с неба:
— Держись!
Заскрипел толстый вал, и я – медленно вверх. Выбираюсь, как пленник из подземелья.
О, как много летящего света! И крепкие, в жилочках руки, такие знакомые и родные. Я вспыхиваю, как спичка. Мне и стыдно, и радостно. Сердце так и выпрыгивает наружу. Мама! Это она меня вытащила оттуда. Лицо у мамы только что было бледным и вот, успокоившись, заалело.
— Не убился, и слава Богу. Болит чего?
— Нет, ничего, — отвечаю я ей.- Только холодно почему-то.
Мама вроде повеселела. В глазах – разлившаяся лазурь. Стряхивает с меня пену, брызги и пузыри.
— Ты меня напугал! Я ведь шла к себе на работу. И нате вам, вижу тебя. Воюешь с колодцем. Не больно?
— Не больно.
-Домой-то как теперь? Сам дойдешь? Или, может, помочь?
— Сам, сам! – Я растерянно улыбаюсь. Ощущаю затылком мамины пальцы, как они осторожно и мягко гладят мою головенку, смахивая с нее капли лишней воды.
Мама уходит к себе на почту. Я один. Всматриваюсь в бегущие к верху улицы узенькие мостки. Слышу стук каблучков.
Оттого, что солнце вдруг выкатилось из тучи, пройдясь, гуляючи, по дороге, всё как-то сразу преобразилось, стало светлым и молодым, а мама, попавшая под него, показалась мне необычной. Таких мам, как она, наверно, и не бывает. Потому я и видел ее, как из золота, золотой.
РОДИНА КРЕПКА
Лес. Сухона. Деревня. За деревней снежные поля. Затарахтел мотор. Там — и второй. Два трактора. Один – с дровами. Второй – с сеном.
Не каждое селенье — с жалобой на жизнь. Но в каждом – озабоченность и беспокойство: что будет завтра? Ныть, жаловаться, кого-то, может, и ругать. Всё так. Сегодня не без этого. Но есть и вера в собственные руки, которые рождают сено, хлеб и молоко. Есть и надежда с доброй вестью, какую посылает тебе друг.
Вон, по дороге сквозь метель летит мотоциклист. Остановился около колодца. Машет рукавицей.
— Натах! Тебе письмо!
Девушка, в цветастом полушалке, валенках и меховом пальто идет с колодезной водой. Остановившись, встрепенулась. Опускает коромысло с ведрами. Протягивает руку к мотоциклу.
Письмо, как птичка, в теплых пальчиках, так и порхает. Хочется скорее прочитать. Но это дома, там, где не мешает снег.
Мотоциклист вдогонку:
— Письмо-то от кого?
— От Ванечки!
— Он – где? Под Ленинградом?
— Под Москвой.
— Скоро домой?
— Как знать…
— Родина крепка! – кричит мотоциклист и, взвыв мотором, уносится вдоль улицы к белеющим полям.
Там, окруженные снегами, друг по-за другом – тихие селенья: Великий двор, Никольское, Поповская, Пожар… Всех не перечислишь. Жилой простор. А в нем живое русское терпенье, да души тех, кто ждет весну. Живи, страна…
НЕЗРИМЫЕ ПОТОКИ
Береза над ухоженным холмом, где деревянный крест, плита, а на плите — портрет красавицы с чуть приоткрытыми губами, как если бы она сейчас кого-то позовет, и к ней придут.
Здесь необычно всё. Особенно береза. Она живая-преживая и чуткая, как сторож тишины. Утром, в кучерявой ее кроне поет, как пьет зарю, нежноголосая синица. Днем, как сама беспечность, прыгают по веткам крошки-корольки. Вечером, мерцая черными крылами, отдыхает грузный ворон.
Ночью отовсюду, где кресты, какие-то незримые потоки. То вниз они, где тысячи могил, то вверх, где жизнь и тот, кто осязает все миры. Прислушайся к сторожевой березе, в корнях которой почивает та, которой бы сегодня жить и жить, и ты, наверное, услышишь: «Хочу туда — где Вы…»
О, жизнь! Это такое счастье и простор! Жаль, что у всех она идет назначенным путем, с которого сворачивать нельзя.
НОЧЬ НАД ГОРОДОМ
Беспредельное и золотое. Да это же закат за городскими складами! Жить закату пять минут. Тут же вслед за ним, свалив всё золото, опустится за землю край небес. И сразу — тень с летающими тучками и робким шепотом во мгле, которым кто-то убаюкивает ночь.
По крышам города крадутся многочисленные сны. Ночь зреет. Где-то наверху, объятый бодростью, колдует тот, кто отпускает горожанам сны.
Жизнь. Всюду жизнь. А в ней – стук человеческих сердец, навечно прикоснувшихся к судьбе, в которой будет то, о чем мы меньше знаем, чем не знаем. Поэтому и неизвестность нам нужна, как вещая надежда, в которой свет и тень. Кто победит? Вопрос, который всех переживет, отправившись в незримые века, где будет продолжаться то, что продолжается сейчас.
А что сейчас?
Не завершившаяся ночь.
ВЕЛИКАН
Дела и дела. И хорошие, и худые. Сколько их на земле! Вон пустыня среди делянки. Отчего? Оттого, что в чистую вырублен лес, и сегодня здесь пашут землю, чтоб посеять еще один лес.
Сеют лес. Чтоб пустыня преобразилась, замахала макушками новых елок. Поднимайся, страна. Выходи из болезненной дремы. Будьте громче, поэты и музыканты. Шевелите тех, кто заснул. Дел так много везде. И у каждого — кто впереди? Разумеется — вдохновитель, а быть может – и великан. Так должно бы быть. А на деле?
Много странного в нашем мире. Дела высокие никнут. Низкие — голову воздымают. На всех широтах страны — поджигатели, жулики, казнокрады. Убивают леса. Поднимают, как крепости, мусорные курганы. Раздевают того, кого надо одеть. Из финансовых нор, как ужи, выползают скользкие деньги. На сегодняшний день деньги – радость, и горе. Словом, всюду, где Русь, там и музыка с новым глумом, как в неведомом поединке. Поневоле вопрос: кто – кого?
Вот и поле возьми. Всю неделю хлестали дожди. Убирать бы хлеба. Только как? Ни комбайном, ни трактором не заедешь.
Вышел ты, как и я, в наше зрелое поле. Тебе бы сейчас улыбаться. Всюду хлеб, васильки и приветливое молчанье. Ты, однако, померк. Да и я потускнел. Из колосьев вот-вот брызнут спелые зерна. И куда они? Никуда. Здесь и будут, как прах.
Тут же в поле и васильки. Низко кланяются земле. Им обидно за хлеб. Потому и в поклоне к нему. Словно ожили в них порывы, с какими они, как жнецы, возжелали убрать урожай. И убрали бы, да не могут.
— Что же вы? – упрекают их гибнущие колосья.
Поле скорбно молчит, потому что оно защищать себя не умеет. Помоги ему, друг-вдохновитель. Помоги ему, Великан…
УПРЕК
Много чего ты в жизни своей делал неправильно или плохо. Покаяться бы душой. Но ты не покаялся. Взял все это с собой, как нечто неверное, даже плохое. И это плохое нет, нет, да и просится вон из тебя, словно ты оскорбил свою совесть. И та с упреком глядит на тебя, показывая глазами, мол, ты не такой, какого мы знаем. Ты – хуже.