Прогноз неутешительный
По мнению Аналитического центра свт. Василия Великого, к падению доверия к Церкви, выявленному опросом «Левада-Центра», привела антицерковная пропаганда и ряд внутрицерковных факторов
Научный сотрудник Аналитического центра свт. Василия Великого Евгений Иванов прокомментировал данные исследования:
«Прежде чем «хвататься за голову» отметим, что в опросе «Левада-Центра» падение доверия зафиксировано в отношении большинства институтов (11 из 19), включая спецслужбы, благотворительные организации, СМИ, бизнес. Мы имеем характерный для эпохи постмодерна кризис нормативности и традиционных институтов. Другое дело, что падение доверия к Церкви — наибольшее среди всех позиций левадовского опроса.
Здесь есть две группы факторов: внешние по отношению к Церкви и внутренние.
О внешних. В христианском понимании, мир идёт к своему концу. То, что мы, согласно Священному Писанию, называем «умножением беззакония» — усиливается. И снижение социального «рейтинга» Церкви просто неизбежно и вряд ли может вызывать какую-то особую тревогу.
Своё значение имеет агрессивная антицерковная пропаганда. А также межправославные церковные нестроения, которые мешают нам иметь «доброе свидетельство» перед внешними, включая собственных соотечественников.
Касательно внутрицерковных факторов, очевидна недостаточно внутренней и внешней миссии Церкви, подверженность нашей церковной жизни мирским, модернистским, экуменическим веяниям. И, что особенно пагубно, она зачастую подменяется псевдомиссией или каким-то разбавленным, «розовым» христианством.
Что делать? Исправляться самим и целенаправленно трудиться над преодолением проблем церковной жизни».
Еще один сотрудник Аналитического центра свт. Василия Великого Максим Козлов-Шульженко отметил, что «доверие к Церкви и религиозным организациям приблизилось к показателю 1999 года (36%) и составляет 40%, тогда как год назад было 48%.
Для такой негативной динамики существует целый комплекс причин. Из них выделим, быть может, наиболее заметные:
1. Тупик половинчатой либеральной дипломатии в отношении Ватикана и Константинополя, что привело к недовольству как среди либералов-филокатоликов, так и к недоумению консервативных православных. Провал церковной дипломатии на Украине.
2. Отсутствие сильной внутренней миссии. Как можно доверять тому, о чем не знаешь или имеешь крайне клишированное представление?
3. Кризис пастырского служения рядовых священников. Возможно, звучит слишком пафосно, но давление, оказываемое на рядового приходского священника, порой приводит к отстраненному и формальному отношению к своим обязанностям. И это лишь «вершина айсберга».
Прогноз неутешительный. Без решительных перемен доверие и дальше будет снижаться. Что нужно сделать, если очень кратко:
1. Принять за основу церковной дипломатии тезис, что Русская Православная Церковь является центром православного мира. Расширить внешнюю миссию.
2. Внутренняя миссия должна основываться на принципе приспособления мира под Христианство, а не наоборот.
3. Принять структурные решения по приходскому Уставу и по освобождению приходского священника от ряда функций (в т.ч. экономических), сосредоточить его деятельность на духовном окормлении прихожан».