Вологодский литератор

официальный сайт
08.03.2019
1
93

Владимир Яцкевич ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ И ХРИСТИАНСТВО

Религия и атеизм. Естественные науки изучают материальный мир, то есть материю и законы, управляющие материей. Существует ли мир трансцендентный, то есть находящийся за границами нашего познания? Материалисты считают, что существует только мате­рия в различных формах, причем человеческое сознание, разум, чувства — также продукты материи. Эта позиция материалистов противоречива, на что указывал из­вестный философ С.Л. Франк (1877-1950). Действительно, если разум — продукт материи, то, как он, разум, может знать достоверно, что ничего кроме материи не существует, то есть утверждать истину, которая выходит за пределы материи? Не уподобляется ли мате­риалист тому карасю, который родился и живет в пруду и утверждает, что существу­ет только пруд и ничего кроме пруда.

Таким образом, доказать рационально, что существует только материя, не­возможно, как невозможно доказать и существование трансцендентного мира. Аналогично нельзя разумом дока­зать существование Бога или его отсутствие. И то, и другое — предмет веры. В этом смысле атеист — это человек, верящий в то, что Бога нет.

Согласно Оксфордскому словарю, « религия – это признание человеком некой невидимой высшей силы, осуществляющей контроль над его судьбой и имеющей право требовать подчинения, почтения, поклонения». В этом смысле значительная, а быть может и преобладающая, часть людей на Земле религиозны. Однако, говоря о верующем человеке, обычно подразумевают его принадлежность к одной из религиозных конфессий. Именно в таком традиционном смысле мы будем здесь употреблять слово «верующий».

Для верующего человека Бог – это реальность, которая так или иначе проявляется в его жизни. Важнейшее различие между верующим и атеистом касается вопроса о душе и загробной жизни. Атеист считает, что человек живет один раз и его ожидает вечная смерть. Верующий  христианин считает, что после смерти его душу ждет вечная жизнь и к ней надо должным образом готовиться. По христианскому учению смысл жизни человека заключается в спасении своей вечной души, а, чтобы достигнуть этой цели, надо в этой жизни следовать евангельским заповедям и установлениям Церкви. Важнейшими для христианина являются понятия о грехе, покаянии и общении с Богом через молитвы и таинства. Различия в мировоззрениях верующего и атеиста определяют их различные жизненные позиции и поведение в обществе.

По словам апостола Павла, вера – это дар Божий.  Люди приходят к Богу не разумом, а сердцем, то есть иррационально, и, ес­ли человек ощутил в сердце своем Бога, то его не убедишь в том, что Бога нет. В этом причина того, что огромное число людей приняли мучения и смерть, но не отка­зались от своей веры.

Никогда в истории человечества преследование и физическое уничтожение верующих не достигало таких масштабов, как в ХХ веке в России. Законопослушные и смиренные христиане уничтожались яростно, не мотивировано, только за то, что исповедовали христианскую веру. Только священнослужителей было расстреляно и замучено безбожной властью свыше 100 тысяч. Поистине ХХ век – век  мучеников и  исповедников Российских.

Но время воинствующего атеизма ушло в прошлое. Каковы же аргументы нынешнего просвещенного атеизма? С ними можно познакомиться в статьях академика В.Л. Гинзбурга (В. Гинзбург. Религия и наука. Разум и вера // Наука и жизнь, №7, 2000, с. 22). Автор – лауреат Нобелевской премии по физике, в прошлом один из разработчиков отечественного ядерного оружия. Будучи убежденным атеистом, он, тем не менее, признает: «Доказать отсутствие Бога невозможно, как нельзя доказать и его существование». Он признает также, что современная наука не дает ответа на вопрос о происхождении жизни и сознания. Фактически эти признания означают крах научного атеизма.

Общение с зарубежными коллегами, среди которых, по наблюдениям академика, немало верующих, сделало его терпимым в вопросах веры. С пониманием относится он к людям, верящим в «высшие силы, мировой разум», однако не может понять людей, исповедующих какую-либо религию. Его аргументы против религии таковы: как может Бог, если он существует, допускать войны, геноцид, голод, болезни, а также существование различных религиозных конфессий, порой враждебных друг другу? Безусловно, это серьезные вопросы, но они не способны  поколебать убеждения верующего, ведь христианская вера позволяет увидеть смысл в тех событиях, которые неверующему кажутся бессмысленными и жестокими. (Например, болезнь может служить указанием на то, что человек ведет греховную жизнь и ему следует измениться).

Любопытно, что ученый, прекрасно знающий законы природы, не знает и не хочет знать духовных законов, которым подчиняется  история человечества в целом и жизнь отдельного человека. У него не вызывает протеста, например, закон сохранения энергии или закон возрастания  энтропии, а ведь эти законы могут иметь для человека трагические последствия: первый приводит к голоду, второй к старению и смерти. В то же время, понятия о Божьем промысле, бессмертной душе возмущают ученого – атеиста. А ведь духовные законы так же незыблемы, как и законы природы, и принимать их надо столь же смиренно. Законы природы мы узнаем из научных экспериментов, а духовные законы  открываются нам  в Священном Писании и в трудах подвижников Церкви.

Два пути познания мира. Естественные науки и религия обращены к различным сторонам человеческой природы: естественные науки пытаются ответить на вопрос: как устроен материальный мир, а религия отве­чает на важнейшие для человека вопросы: в чем смысл жизни и как надо жить. М.В. Ломоносов писал: «Природа и вера суть две сестры родные и никогда не могут прийти в распрю между собою… Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии».

Несмотря на бурное развитие естественных наук, видные ученые вынуждены признать, что человечество далеко от сколько-нибудь завершенной картины мира. Академик Г. Наан говорил: «На любом уровне развития цивилизации наши знания будут представлять лишь конечный островок в бесконечном океане непознанного». В этом смысле научное познание мира ограничено.

Иной путь познания бытия лежит через обращение человеческого духа внутрь себя и затем к Богу. Вот что говорил об этом афонский старец Силуан (1866-1938): « Умом мы не можем познать даже того, как сделано солнце; и когда мы просим Бога сказать нам, как Он сделал солнце, то ясный ответ в душе: смири себя и будешь знать не только солнце, но и Творца его… При таком, духовном познании происходит нечто обратное тому, что мы видим в научном способе познания: ум отходит от бесконечной множественности и раздробленности явлений мира и всей силой обращается к Богу и, пребывая в Боге, видит и себя и весь мир » (Старец Силуан. Жизнь и поучения. М., Изд-во «Воскресение», 1991).

Множество известных людей: философы, писатели, музыканты, художники, ученые, в искренности которых мы не вправе сомневаться, свидетельствуют нам о существовании Бога и духовного мира. Любой верующий человек испытывает в своей душе переживания, которые говорят ему о Боге (собственно, эти переживания и приводят его к вере).

Однако, если человек обращается к духовному миру, минуя Божест­венное откровение и Церковь, то могут возникнуть опасные заблуждения. Так появились колдовство, магия и другие формы ок­культных учений.

Таким образом, есть различные пути познания мира: рациональный (этим занимается наука) и иррациональный, то есть религиозный, духовный. Как видим, эти два пути не исключают, а  дополняют друг друга.

Наука и Церковь. Европейская наука вышла из средневековых монастырей, но в последующем ей не раз приходилось вступать в конфликт с католической Церковью. Русская Православная Церковь за свою тысячелетнюю историю никогда не вступала в конфликт с наукой. Однако она всегда выступала против тех применений науки, которые противоречат христианским заповедям. На Архиерейском  соборе (август 2000 г.)  были приняты «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», где изложена точка зрения на различные стороны современной жизни. В частности, сделаны заявления против эвтаназии, клонирования и других направлений в прикладной биологии, где проявляется кощунственное отношение к священному дару: жизни.

Массовая безрелигиозная культура ориентирована на материальные ценности, на культ удовольствия и поэтому, по сути своей является бездуховной. Не случайно в ее недрах возникло и неостановимо ширится страшное зло – наркомания, и обуздать это зло наука (например, психология) не в силах. Медицина подключается к лечению наркозависимости на последнем этапе, тщетно пытаясь излечить законченных наркоманов. И только религия с ее четким понятием о грехе способна противостоять этому злу. Существуют результативно действующие христианские центры по борьбе с наркоманией.

Следует также отметить непримиримую позицию, которую Церковь всегда занимала в отношении различных суеверий (в этом отношении позиции христианства и науки близки). Сейчас распространенность суеверий во всем мире больше, чем в ХIХ веке, и непрерывно растет: немало людей прибегает  к колдунам, гадалкам, лечится у знахарей (целителей). Это касается не только России, но еще в большей степени материально благополучных стран.

Чем объяснить этот парадокс? Почему, несмотря на научно технический прогресс, образованные люди охотно вовлекаются в мир призраков? По-видимому, это следствие общего упадка духовности, отхода людей от Церкви. Душа не терпит пустоты и если исчезает вера в Бога, то душа заполняется суевериями.

Русская Православная Церковь всегда выступала с резким осуждением различных форм колдовства (в том числе астрологии). Священники не советуют своим прихожанам общаться с так называемыми экстрасенсами, лечиться у знахарей, даже если те прикрываются христианской символикой. Как правило, это колдуны, которые прибегают к темным силам и, врачуя тело, губят душу. (Впрочем, настоящего исцеления не происходит: болезнь возвращается или меняет свою форму). В то же время, Церковь одобряет традиционную медицину, использующую для лечения законы природы, установленные Богом.

Таким образом, Церковь не вмешивается в процесс научного познания, но она способна подсказать человеку, как правильно распорядиться полученным знанием, предостеречь от возможных пагубных последствий.

Верующие ученые. Сейчас становится ясно, что противоречия между наукой и религией во многом надуманны, по­скольку их цели и области приложения  различны. Свидетельство этому — большое число верующих ученых. Приведем примеры, касающиеся некото­рых выдающихся ученых — естественников.

И. Ньютон (1643-1727), постигая законы природы и поражаясь удивительному устройству мироздания, стал глубоко верующим человеком. Он говорил: «Такое изящнейшее соединение Солнца, планет, комет не могло произойти иначе, как по намерению и по власти могущественного и премудрого существа». Кроме своих знаменитых работ по физике и математике, он написал фундаментальный богословский труд.

Б. Паскаль (1623-1662) был не только выдающимся физиком, но и филосо­фом-богословом. Ему принадлежит высказывание: «Есть три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему, люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; это люди разум­ные, но еще несчастные».

А. Ампер (1775-1836), основоположник электро-магнетизма, наставлял: «Одной рукой исследуй природу, а другой, как за одежду отца, держись за ризу Господа Бога».

Л. Пастер (1822-1895) — основатель микробиологии, говорил: «Чем более я за­нимаюсь изучением природы, тем более останавливаюсь в благоговейном изумле­нии перед делами Творца».

Г.И. Мендель (1822-1884), основоположник генетики, открывший законы на­следственности, был католическим монахом.

А. Беккерель (1852-1908), первооткрыватель радиоактивности, лауреат Нобе­левской премии: «Именно мои работы привели меня к Богу, к вере».

Д.Д. Томсон (1856-1940), первооткрыватель электрона, лауреат Нобелевской премии: «Если вы мыслите достаточно сильно, то вы неизбежно будете приведены наукой к вере в Бога, которая есть основание религии. Вы увидите, что наука не враг, а помощница религии».

М. Планк (1859-1947), основатель квантовой теории, лауреат Нобелевской премии: «Куда бы мы не обращали наши взоры, каким бы не был предмет нашего на­блюдения, мы нигде не находим противоречия между наукой и религией, мы скорее констатируем их абсолютную гармонию, особенно в области естествознания».

А. Комптон (1892-1962), лауреат Нобелевской премии в области ядерной физики: «Вера начинается со знанием того, что Высший разум создал Вселенную и человека. Мне нетрудно верить в это, потому, что факт наличия плана и, следовательно, разума – неопровержим».

Ж. Леметр (1894 — 1966), бельгийский астроном, автор теории расширяющей­ся вселенной, был католическим священником.

П.А. Флоренский (1882 — 1937) – выдающийся русский ученый — энциклопедист, написавший сотни трудов по философии, богословию, физике, математике, был православным священником и не снимал рясы, даже работая в научных учреждениях в советское время. Арестованный в 1933 году, он и в лагерях продолжал заниматься научной работой. На Соловках, работая над проблемой добычи йода из водорослей, он сделал и запатентовал ряд изобретений.

В.Ф. Войно — Ясенецкий (1877-1961), знаменитый российский хирург, в 1923 году принял монашеский постриг с именем Лука, прошел лагеря и ссылки, в 1945 году удостоен Сталинской премии за серию книг по хирургии, с 1946 года стал архиепископом Крымским и Симферопольским. В его операционной всегда висела икона, несмотря на протесты властей. Как-то его с ехидством спросили: «Вскрывая человеческие тела, вы обнаружили где-нибудь у человека душу?» На это он отвечал: «Нет, но я много раз вскрывал черепные коробки и ума там также не ви­дел». Ныне архиепископ Лука прославлен Русской Православной Церковью в числе новомученников и исповедников Российских.

И.И. Сикорский (1889-1972), выдающийся русский изобретатель, после революции эмигрировал в США, где основал промышленное вертолетостроение. Свои христианские взгляды он изложил в «Книге о молитве Господней».

Б.В. Раушенбах (1911-2001), академик, соратник С.П. Королева в освоении космоса, Герой социалистического труда. Еще в 60-е годы он выступал  в московских вузах с лекциями о православных иконах, позже открыто заявлял о своей приверженности православной вере.

Ученый может быть верующим, или равнодушным к вопросам веры (таких боль­шинство), или атеистом — все это непосредственно не сказывается на его научной работе. Но есть одна особенность верующего ученого, о которой сказал М. Борн (1882-1970) , выдающийся физик, лауреат Нобелевской премии: «Наука предъявляет много моральных и этических требований. Если ученый верит в Бога, это облегчает его проблему. Ученый должен иметь большое терпение и смирение, а эти качества может дать ему религия».

Subscribe
Notify of
guest

1 Комментарий
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
View all comments
Ваня Попов

Зачем столько места рассуждениям о том, чего нет? Путин — есть, это на его, антисоветчика злостного, мельницу вода…