Вологодский литератор

официальный сайт
0
625
Виктор Бараков

Виктор Бараков:

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ ГОТОВЯТ ОБРЕЗАНИЕ?

Над высшей школой сгущаются тучи. Сообщения из вузов приходят одно другого тревожнее. «Не было гостей — и вот нагрянули. Не было вестей — так получай!» (Н. Рубцов). Комиссии по аттестации и аккредитации и прочих зверских действий по вытряхиванию никому не нужных бумаг точат ножи…

90-е годы мы по инерции «проскочили». Бедствовали, даже голодали, но бандитам, делившим жирную собственность, было не до нас. В «нулевые» от требований МВФ отбиться не удалось. Несмотря на протесты преподавателей и даже некоторых ректоров, была навязана болонская система по переводу студентов как будущих полноценных специалистов в разряд бакалавров-недоучек и магистров-переспелок. Ужасом для образования в целом стало напавшее на нас по указке того же Международного валютного фонда чудище ЕГЭ. Уровень теперь уже не поступающих по результатам экзаменов, а «прибывающих» абитуриентов с красными от заученных тестов глазами падал с каждым годом всё ниже и ниже, пока не достиг окончательного «ниже некуда». Воплотилась в жизнь «мечта идиота» Джона Локка о человеке как «чистой доске».

Потом отменили тарифную сетку, распределявшую зарплаты более-менее справедливо. Доценты и профессора от Мурманска до Владивостока получали примерно одинаковые деньги. После отмены этой системы явилась другая — под названием «жадность». Теперь ректоры (и директора школ тоже!) определяют, «кому дать бублик, а кому — дырку от бублика. Это и есть демократическая республика» (В. Маяковский). Ближний административный круг обычно благоденствует, а тягловые лошади-преподаватели жуют сено. Вот голоса «снизу»: http://finbazis.ru/zarplata-prepodavatelya-vuza/

Думаете, не было протестов? Были, и ещё какие! От писем-обращений и писем-требований до забастовок и заявлений в прокуратуру. Даже Совет ректоров выступил против (и не в первый раз!) Результат — ноль. Нас просто не заметили. От слова «вообще». Платили так же, но чаще — всё меньше и меньше, а нагрузочные часы и требования «сверху» всё росли и росли. Сначала мы переделывали рабочие программы раз в год, потом раз в полгода, теперь — чуть ли не каждый месяц. То ли косноязычные представители в невидимой министерской экспериментальной лаборатории, то ли просто переводчики с английского выдали нам бред под названием «ФОСы и компетенции». Теперь не важно, как ты преподаёшь (ко мне за 32 года работы в вузах только раз на лекцию случайно забрёл представитель комиссии), теперь главное — в ту ли графу поставил некое «Б1.В.ОД.11»!

Когда тут заниматься научной работой и подготовкой?..

По «научной линии» бред вообще перерос в маразм. Ужесточили правила защиты диссертаций. Раньше для кандидатской достаточно было трёх публикаций, теперь изволь представить статьи из журналов Всероссийской аттестационной комиссии (ВАК) — либо платных (8 тысяч за статью), либо бесплатных, но неподъёмных из-за многочисленных бумаг. Сами защиты тоже стали платными. Правда, наш слишком интеллигентный докторский совет остался прежним. Был комичный случай по этой причине… Однажды нам привезла докторскую диссертацию дама из Краснодара. Сразу же поинтересовалась, сколько будет стоить защита: «Двести тысяч? Триста? Или пятьсот, как в Москве?» Когда узнала, что бесплатно, не поверила, испугалась и побежала на вокзал.

Из уже «остепенённых» преподавателей выбивают те же ВАКовские статьи, иначе могут прикрыть совет по защите. Список журналов ВАК составлен, наверное, теми же «чикагскими мальчиками». Там нет, например, престижных ранее для филологов-литераторов «Нашего современника», «Москвы», «Подъёма», «Севера», даже упал недолго «висевший» «Новый мир». Зато в списке — журнал из Узбекистана! Точно, «учудил» кто-то из Америки, не шибко знающий географию…

Ещё один иноземный урод — индекс Хирша — требует, чтобы мы публиковались в иностранных журналах, да ещё в открытом доступе! Ладно, работы по Гоголю и Есенину не являются секретными (хотя, кто его знает?), но «технари», как и мы, обязаны вывесить в интернете результаты исследований! И диссертации — тоже! Что это, как не диверсия и предательство?!..

Не знаю, наверное, в министерстве очередного начальника либо травят таблетками, либо насильно заставляют курить наркотики… Столько было надежд на Васильеву, но только она вступила в должность, как сразу же стала нести околесицу… Правда, всё же чем-то не угодила и была заменена на Котюкова, славно потрудившегося до этого на ниве разрушения Академии наук.

Теперь свежие, но тоже дурно пахнущие новости… Кто-то изо всех сил проталкивает идею «единых лекций» для всех студентов от специально назначенных профессоров-либералов из Москвы или даже иностранцев. По интернету, естественно. А мы, преподаватели, будем включать и выключать компьютеры?!

Ещё одно «начинание» пока не вышло за пределы Москвы — там поощряется чтение лекций… на английском языке!

Всеобщая беда — сокращение бюджетных мест для студентов и, соответственно, преподавателей. Нашей ячейке РПС — Российского профессорского собрания — удалось отстоять заслуженного профессора, его не уволили, но дамоклов меч висит над любым из нас…

На очередном заседании кафедры нас огорошили заявлением: мы, оказывается, должны университету — каждый по 51 тысяче рублей! За учебный год не заработали… Каким образом, где? Со студентов деньги брать за экзамены? Продавать им втридорога свои книги? Или, может быть, стрип-бар в подвале открыть??  — Говорят, гранты надо зарабатывать. Так ведь это лотерея. И деньги в итоге получишь не ахти какие, основные финансы уходят на оборудование и расходные материалы.

И самое главное… Начальственная длань готовится нас прихлопнуть окончательно — по их планам в ближайшие годы закроют 40 % университетов. И не частные шарашкины конторы по выдаче дипломов, а «настоящие», академические государственные вузы! Вятский государственный университет уже закрыли всерьёз и навсегда…

И ко всему этому столичному хаосу присоединяются ещё и местные инициативы. Наш Вологодский государственный университет в преддверии весенних аттестации и аккредитации начальство решило «перестроить». Из 14 факультетов слепили 7 институтов, многие работники попали под сокращение, кафедры сливаются в бешеном экстазе, потом со всем скарбом переезжают по принципу «перекрёстного опыления» с места на место. Переезд, как известно, это два пожара. Одних документов по дороге потеряем — не счесть! И так все на нервах, неразбериха крепчает, слухи ползут, преподаватели и студенты на взводе. Ещё бы! Это всё равно что ремонтировать самолёт во время полёта… Кто-то уже уволился, а два преподавателя за этот год наложили на себя руки.

А что вы думали? Наука требует жертв…

( В сокращении; полный вариант см.:   http://rospisatel.ru/barakov-vsh.htm)

Subscribe
Notify of
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments