Справедливость в русской истории
Эта статья о русской цивилизации в истории. Но нас будет интересовать не калейдоскоп исторических событий, а смысл истории — понять ее основные особенности и те силы, которые историю движут. Другими словами, речь пойдет об историософской компоненте нашей истории. Ибо, как однажды прекрасно сказал Г.М. Шиманов, «История (как наука) без историософии — это то же самое, что тело без души».
И первая аксиома историософии, которую надо твердо уяснить — основным действующим лицом истории является Господь Бог. Свою волю Он являет, давая каждому народу свою «идею», т.е. задание в истории, и следит за его выполнением. Бог — сценарист и режиссер, а народы — лишь актеры. Хотя ведь многое зависит и от актеров, их импровизации — можно свою роль сыграть замечательно, а можно совсем ее провалить. И хотя каждому народу дано проявлять свою волю, не следуя воле Божией, но за это рано или поздно последует Божие наказание. Божия воля не может остаться без последствий. Как сказал Владимир Соловьев, Божия мысль «действует во всех случаях как реальная мощь, она определяет во всех случаях бытие морального существа, но делает она это двумя противоположными способами: она проявляется как закон жизни, когда долг выполнен, и как закон смерти, когда это не имело места». Если «идея» не выполняется, если народ повернул не туда, то насылается чреда наказаний, сначала увещевательных, а затем и суровых, разрушающих чуть ли не до основания построенное. И именно по наказаниям Божиим легче всего понять смысл исторического процесса.
Важно понимать, что наказание Божие всегда есть акт Божией любви. Наказание не только взыскание — оно еще есть и научение, и очищение, и жатва уже созревшего, и указание нового пути. И все это нацелено на возвращение в сферу Божией воли. Поэтому наказания надо мужественно принимать — они в конце концов пойдут на пользу народному организму.
И в полной мере сказанное относится к России. У нее есть и русская идея, и попытки ее достижения, и наказания за их провальный характер. Русская идея — это соединение православия со справедливостью. Об этом просто вопиет наша история. Вопиет Божьими наказаниями, которые периодически разрушают построенное. О наказаниях речь впереди, но сначала нужно сказать о главном: за что Господь наказывает.
Закон справедливости
В общественной жизни Господа более всего возмущает попрание справедливости. Это закон исторического бытия, которому есть и как богословские, так и исторические основания.
Прежде всего, необходимо понимать, что справедливость — от Бога. Бог — не только Любовь, но и Справедливость. И от своего творения, созданного по образу и подобию Божию, Он требует тех же качеств. Причем справедливость, если посмотреть на нее внимательнее, вовсе не ниже любви. На первый взгляд здесь и рассуждать нечего — жертва любви выше: она — безвозмездный дар, а справедливость требует адекватного возмещения. Но в условиях падшести человеческой (а мы живем именно в таком состоянии) жертва любви — увы, явление эпизодическое, не так уж часто встречающееся. Большинство не может жертву совершать постоянно, сподобляясь на нее лишь иногда, а в остальной жизни потакают себе любимому. Повальный индивидуализм — вот имя нынешнему безлюбовному состоянию.
Справедливость же — иной природы. Даже лингвистически «справедливость» — от слова «правда». Это слово в Новом завете встречается 48 раз и означает высшую, окончательную справедливость, которой Бог руководствуется в Своих действиях. И что крайне важно, по замыслу Божию справедливость обязательна. Весь Закон, данный Богом Моисею, являет собой заключенную в многочисленных нормах справедливость. А закон на то и закон, что он обязателен для выполнения. Люди, конечно же, нарушали и нарушают закон справедливости. Но Господь следит за этим и нарушителей наказывает. Почему так? Да потому, что справедливость - основной закон человеческого общежития, данный Господом для падшего человечества. В чем же сила справедливости? В том, что преступления, всевозможные претензии, экономические тяжбы и личные амбиции, столь частые в падшем человеческом обществе, могут быть разрешены только на основе справедливости. Конечно, лучше бы разрешались полюбовно (т.е. жертвой одной из сторон), но такое в этом мире редкость, и возводить это в норму, обязательную для всех, нельзя. Но на основе правды-справедливости решение можно найти всегда. И причем, сохраняя человеческое достоинство каждого человека. Поэтому государство справедливости — самое стабильное, самое крепкое. В справедливом государстве и уровень жизни выше, чем в несправедливом - разумеется, для честно работающего большинства.
Чтобы не возникло недоумений, замечу, что, конечно же, идеалом является христианская любовь. Но Сам Христос учит, что в обществе всегда будут и пшеница и плевелы, и что выпалывать плевелы нельзя — это метод античеловеческий. Поэтому общество, основанное на любви, в этом мире не может быть создано плевелы не дадут. И, следовательно, необходимой основой здорового общества является справедливость. Справедливость это фундамент социального строительства. На этом фундаменте уже можно по возможности возводить здание любви. Но если фундамента нет, то здание развалится: без справедливости любовь в этом лживом мире быстро выродится в потакание своим детям и любимчикам.
Отметим, что справедливость на социальном уровне выражается в двух основных факторах. Во-первых, это справедливый социальный строй, то есть способ производства и распределения благ. Об этом много сказано, и, пожалуй, долгих объяснений не требуется. Но важно и второе: элита, которая всегда возникает в любом народе, должна работать на народ, а не жить для себя. Это тоже требование справедливости, хотя и справедливости в высоком понимании этого слова — требование Правды. Ибо настоящее предназначение элиты — служение народу, стране в делах развития, управления, культурного и нравственного преуспеяния. Элите для того и дается больше в материальном плане, чтобы иметь больше возможностей для исполнения своего служения: «кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою» (Мк.10,43). Увы, в истории такое служение можно видеть нечасто. Чаще элита не служит народу, а возносится над народом, эксплуатирует его, вытягивая все соки. Поэтому задача верховной власти, кроме общего руководства, — заставить элиту выполнять свое предназначение. Но, опять-таки, увы, верховная власть — как правило, выходцы или ставленники элиты, и действует с ней заодно.
Если первое или второе условие (или оба вместе) не соблюдаются, то ждите революцию. И это вовсе не призыв к насильственному изменению государственного строя (как некоторые батюшки пытаются мне вменить), а объективный закон — такова сила чувства справедливости, заложенного Богом в сердце человека. Можно сказать и иначе: пренебрежение справедливостью — главная (но, разумеется, не единственная) причина Гнева Божия в истории народов. Это хорошо видно на истории нашей многострадальной России.
Справедливость в России
Справедливость в русском народе всегда считалась великой добродетелью, большей, чем достаток и богатство, а попрание справедливости чрезвычайно остро отражалось на народном сознании.
Не станем уходить далеко в прошлое — нас будет прежде всего интересовать три последних периода России. А именно:
1) — период капитализма в царской России (1861-1917);
2) — период СССР (1917-1991);
3) — период постсоветского капитализма (1991-?).
Впрочем, начать надо с еще докапиталистических времен. Если в средневековой Руси крестьяне пахали, добывая хлеб и для себя и для дворян, а дворяне обязаны были служить, защищая страну от врагов, то Манифестом Петра III «О вольности дворянства» (1762г.) это хрупкое равновесие между основными классами было разрушено — крестьяне восприняли Манифест как явную несправедливость. Заметим, что тогда же родилась и революционная мысль (Радищев, по слову Екатерины «бунтовщик хуже Пугачева»).
Разумеется, дата 1861 г. — условная. Строго говоря, капитализм был и раньше, но реформы Александра II привели к бурному развитию капиталистических тенденций. Капитализм наложил на народ еще больше несправедливости. Ведь при капитализме предприниматели беззастенчиво платят наемным рабочим меньше того, что стоят произведенные ими товары, получая прибыль и присваивая себе ее часть. Банкиры дают деньги под проценты, делая новые деньги из воздуха. Наконец, капитализм не признает границ, грабя более слабые страны. Все эти прелести выпали на долю дореволюционной России. Плюс к тому выросшая в капитализме элита сама жаждет рулить, не подчиняясь слабой верховной власти. И опять-таки — с нарастанием несправедливости нарастает и протест, сначала в интеллигенции, а затем и в гуще народной. Результат — череда революций. И глубинная причина их — попрание справедливости. Заметим, что революции — это, безусловно, наказание Божие. Это как операция — и больно, и опасно, но необходимо для избавления от смертельной язвы. В данном случае — от раковой опухоли капитализма, которая предвещала и духовную и физическую гибель России.
Советский социализм явил высокий уровень социальной справедливости. Хотя, надо сказать, далеко не совершенный — из-за догмы, что гегемоном является рабочий класс, крестьяне за свой труд получали меньше, чем следует. Но самое удивительное достижение советского социализма явил великий Сталин — при нем элита служила народу и работала на справедливый социальный строй. Подобного в масштабе такой большой страны как Россия история еще не знала (и до сих пор не знает). Сталин добился этого введением нелицеприятной личной ответственности — руководитель отвечал за порученное ему дело головой. Жестко, даже жестоко, но справедливо. В результате СССР летел вперед, догоняя Запад. В результате СССР победил в жесточайшей схватке с нацизмом, явив невиданный в истории массовый героизм. Советские люди защищали созданное ими справедливое социалистическое государство. И в течение всего периода жизни советское государство было удерживающим — сначала от фашизма, а затем от ядерной войны.
К несчастью, страшной ошибкой советского строя было стремление достигнуть справедливости на основе атеизма. Тем самым, игнорировался Бог как главный источник и устроитель бытия. Сначала все шло по возрастающей, но вскоре отсутствие связи со Христом стало разрушать содеянное. Это в конечном счете и предопределило гибель советского социализма. На последней его фазе — 1956-1990 гг. — нужно задержаться. Это фаза распада социализма. Хотя экономика и развивалась, но началось, а затем приобрело катастрофический характер перерождение партии, которая из партии людей, готовых отдать жизнь за идею, превратилась в партию карьеристов и демагогов. Эта номенклатура, управляя нашей промышленностью, захотела быть не только менеджерами, но и собственниками — как на Западе. Совершилось чудовищное предательство элиты и верховной власти, которые разрушили справедливое общество и захватили все построенное неимоверным народным трудом, превратив в свою кормушку. Произошло тяжелое наказание Божие — контрреволюция, поправшая справедливость.
Ну а чем же характерен нынешний, третий период? Нетрудно видеть — зашкаливающей несправедливостью. И дело не только в страшном социальном неравенстве — дело еще в несправедливом судопроизводстве, дело в дикой коррупции, в демагогии власти, далеко превосходящей советские времена, дело в развале медицины и науки — отраслях, на которых держалось настоящее и будущее страны. Элита страны служит не Богу и не России, а доллару. Она бессовестно грабит население, а верховная власть на все это смотрит сквозь пальцы.
Но в последнее время складывается определенное впечатление, что наш олигархический капитализм вступил в фазу гниения и распада. И это не просто броская фраза — это начало неизбежности, ибо все чувствуют, как поезд поехал вниз и остановить его никто не может. Почти по Ленину: «низы не хотят жить по-старому, а верхи (в рамках существующего строя) не могут ничего этому противопоставить». С точки зрения политика «Третий период» уже показал все свои потенции и должен уйти со сцены истории. А с точки зрения верующего человека чаша Божьего терпения переполнилась и начался суд Божий. И тут будут бесполезны призывы «не раскачивайте лодку», «давайте жить дружно» — за попрание справедливости Господь судит строго, по всей Своей Правде.
И если дореволюционный капитализм прожил 56 лет, а советский социализм 73 года, то третий период, подозреваю, не протянет больше. Русский народ медленно запрягает, хотя и быстро ездит, и потому агония может растянуться на годы. Но финиш неизбежно произойдет, и скорее всего — мгновенно, по афоризму В.В. Розанова: «Россия слиняла в три дня», что, впрочем, подтверждается скоропостижной кончиной первых двух периодов.
Конечно, факторов, влияющих на нашу историю много. Но мы попытались, упростив ситуацию, из всего их множества выделить самый сильный, определяющий судьбу России — справедливость.
А как же в этих условиях вести себя православным? Есть один безусловный принцип — быть с Богом. А значит — быть с Правдой. Только не всегда в конкретной ситуации можно понять, на чьей стороне Бог видит Правду. Поэтому есть необходимость рассмотреть путь нашей церкви в обозначенные нами периоды.
Церковь и справедливость
И для судеб церкви справедливость является решающим фактором.
В XIX в. наше богословие активно боролось с социализмом, идея которого захватывала Россию. Задачей наших богословов было доказать полную противоположность христианства с социализмом — мол, свет и тьма, Бог и сатана. В этом русле были придуманы две богословских «теории», казалось бы вчистую разрушающие связь социализма с христианством
Первая: теория утверждает, что жизнь в Иерусалимской общине (описанная в Деяниях Апостольских) никакого отношения к коммунизму не имеет. Говорилось, что там апостолы организовали не коммунизм, а просто кассу взаимопомощи, и что далеко не все члены общины отдали собственность апостолам.
Вторая: теория еще более несуразная: справедливость — это, видите ли, зависть. Зависть шариковых к успешным предпринимателям.
Ложность этих теорий очевидна. Главное, что это не церковная традиция, а новодел конца XIX века, совершенно противоречащий творениям святых отцов. Так, все отцы III-V вв. единодушно восхищены происшедшим в Иерусалимской общине, а св. Иоанн Златоуст особенно отмечает, что высота духовного уровня общины определялась именно их общим владением собственностью: «благодать бе на всех (Деян.4,33), потому что благодать — в том, что никто не был беден, то есть, от великого усердия дающих никто не был в бедности. Не часть одну они давали, а другую оставляли у себя; и (отдавая) все, не считали за свое. Они изгнали из среды себя неравенство и жили в большом изобилии, притом делали это с великою честию.»
Что же касается справедливости, то отцы древности справедливость считали одной из высочайших добродетелей. Например, Амвросий Медиоланский говорит: «Ибо ни одна добродетель, кажется, не приносит больше изобильных плодов, чем правда и справедливость: она более заботится о других, чем о себе, и пренебрегает собственной выгодой, предпочитая ей общую пользу». Тут св. Амвросий старается объяснить нам, что справедливость как раз противоположна зависти. Если зависть — злобное эгоистическое чувство человека, которому все мало, то справедливость «более заботится о других, чем о себе», что она «пренебрегает собственной выгодой, предпочитая ей общую пользу». Кстати, такой мысли, что справедливость есть зависть, в святоотеческой литературе не обнаруживается (во всяком случае, я не встречал — если ошибаюсь, то поправьте).
В итоге такого с позволения сказать «богословия» делается вывод, что частная собственность — благодатное установление Божие, иметь ее (собственность) можно сколь угодно много, ну а бедность надо уметь с достоинством нести. Какой козырь в руки противников церкви! Поэтому неудивительно, что ведя пропаганду, большевики говорили рабочим: «смотрите, церковь — за богатых!» И попадали в десятку. Действительно, тогда церковь однозначно встала по одну сторону баррикад с буржуазией. В результате, после революции церковь была квалифицирована как сила антисоветская, как пособница контрреволюции.
Начались жестокие гонения. Было репрессировано около 100 тыс. активных верующих. Конечно, эти гонения нельзя оправдывать — они были надругательством над христианской верой. Но только мы должны вспомнить, что историю движет Бог, причем в основном путем наказаний. Тогда станет ясно, что гонения — именно наказание Божие, данное церкви, а большевики — орудие этого наказания. Нам нужно внимательнее прочитать евангельскую притчу о званых на пир (Мф.22,2-14; Лк.14,16-24), где Господь «послал звать званых на брачный пир; и не хотели придти» (Мф.22,3). Вот и тогда, в России, Господь призывал своих избранных к служению на поприще справедливости. Но избранные отнекивались: «надо правило вычитать», «надо храм подновить», «надо епархию объехать». И тогда Господь в гневе «сжег город их» (Мф.22,7), а на это служение призвал других «кого только нашли, и злых и добрых» (Мф.22,10), далеко не в брачной одежде и делавших дело по своему разумению — без Бога, но воплотивших , как это ни парадоксально, многое от Божией правды. Удивительна справедливость этого суда: игнорируя социальное поле битвы за правду Божию, церковь оказалась наказанной именно социальным движением, которое поставило себе целью восстановления справедливости и правды земной. Отвергнув христианский социализм, Церковь была судима социализмом атеистическим. И сей суд был нелицеприятным: Господь наложил на церковь епитимью, и в конце концов заставил ее принять советский социализм — и св. патриарх Тихон, и патриарх Сергий и последующие первоиерархи церкви признавали советский строй подлинно народным.
Но вот советский социализм разрушен, церковь восстановилась. И что же? А все возвратилось на круги своя — переизданы дореволюционные книжки, вернулась ненависть к коммунизму и социализму, которая достигла небывалого накала, по-прежнему справедливость в устах наших священников — это зависть, и еще более изощренным стало оправдание капитализма. Поразительный парадокс: с одной стороны вероучение и таинства церкви всецело направлены на спасение душ людей, а с другой стороны церковь, финансируясь у бизнесменов, оправдывает социальный строй, который губит Россию со всем ее народом! Стало быть, урок, преподанный Господом, совершенно не усвоен. Ох, боюсь, что снова будет наказание, и, вероятно, не менее суровое. И не являются ли события на Украине началом такого наказания?
Что будет?
Помните, как-то на прямой линии Путин пошутил, рассказав анекдот про белую и черную полосы в жизни? Он вполне применим и к Российской истории: первый период был в основном темным, второй — светлым, третий опять темным. И тут уже не до шуток — каким будет четвертый, «постпутинский» период? Вполне возможен сценарий, что будет поставлен прозападный либерал, который окончательно сдаст Россию с потрохами — и суверенитет, и территорию, и остатки экономики, и православную веру. Избави нас этого, Господи! Нет, хочется верить, что четвертый период будет светлым - Россия обретет справедливость. Но поскольку справедливость достижима только при социализме, то наша Родина скинет с себя этот мерзопакостный капитализм и пойдет по пути социализма — конечно, сильно измененного по сравнению с советским вариантом, социализмом, сочетающим социальную справедливость с верой в Бога, иначе говоря, — по пути православного социализма. Собственно это и есть конкретизированная формулировка русской идеи.
Это трудный путь, но иного для восстановления справедливости не видно. Путь этот, скорее всего, будет связан с войнами и катаклизмами — уж слишком велико сопротивление сил, желающих оставить несправедливость как факт жизни. Но будем надеяться, что грядущие скорби и трудности выбьют из нашего развратившегося народа дурь, которой он наглотался за годы капиталистических мытарств, и укажут ему истинный образ национального бытия.
А что будет дальше — не будем загадывать, но верим, что все в руках Божиих.
Николай Сомин (http://ruskline.ru/analitika/2018/11/2018-11-12/spravedlivost_v_russkoj_istorii/)