Антихристианская сущность капиализма
Антихристианская сущность капитализма многократно обличалась христианской
(славянофильской) мыслью еще в XIX веке. Неужели капитализм с тех пор преобразился в
нравственном смысле? …Отнюдь. Его начала – незыблемы и универсальны в истории, как
по экономическим причинам, так и по духовно-нравственным основаниям. Единственной
этической альтернативой капитализму оказывается социализм – именно на этической
критике капитализма он формировался в истории. В своей работе «Христианство и
социализм» С.Булгаков пишет: «Капитализм есть организованный эгоизм, который
сознательно и принципиально отрицает подчиненность хозяйства высшим началам
нравственности и религии, он есть служение мамоне… Никогда еще в истории не
проповедовалось и не проводилось в жизни такое безбожное, беспринципное служение
золотому тельцу, низкая похоть и корысть, как ныне… Если по духовной природе своей
капитализм в значительной мере является идолопоклонством, то по своему
общественному значению для социальной жизни он покрыт преступлениями, и история
капитала есть печальная, жуткая повесть о человеческой бессердечности и себялюбии.
Одним словом, мы должны, не обинуясь, сказать, что социализм прав в своей критике
капитализма, и в этом смысле надо прямо и решительно признать всю правду
социализма»
Не менее решительное обличение антихристианских начал капитализма как
бесчеловечной власти капитала (или мамоны), мы находим у многих православных
святых, в частности, у пр. Симеона Нового Богослова и св. Иоанна Златоуста. Последний
пишет: «Сребролюбие возмутило всю вселенную; все привело в беспорядок; оно удаляет
нас от блаженнейшего служению Христу: ибо не можете, – говорит Он, – Богу работати и
мамоне [Мф.6.24.], ибо мамона требует совершенно противоположного Христу. Христос
говорит: подай нуждающемуся, а мамона: отними у нуждающегося; …Христос говорит:
будь человеколюбив и кроток, а мамона напротив: будь жесток и бесчеловечен, считай ни
за что слезы бедных…» . Могла ли и может ли русская душа принять для себя эти
принципы в качестве нормы социальных отношений?
Индивидуализм – фундаментальный антропологический корень капитализма, его
исходная духовно-психологическая интенция. Протестантизм не случайно стал одним из
основных родоначальников европейского капитализма: в его доктрине личной
избранности, индивидуального спасения, в отсутствии понятия о соборном единстве
Церкви – дух капитализма нашел себе первичное религиозное оправдание. Здесь дух
капитализма оказывается локализованным в индивидуально отчужденном сознании
протестанта, откуда уже и исходит во внешний мир в качестве экономической реализации
духа индивидуализма. Симптоматично, что протестантизм является конечной ветвью
европейского христианства, где христианство по существу иссякает, сливаясь с миром. То
есть в историческом и духовно-религиозном смысле можно сказать: там, где кончается
христианство – начинается капитализм!