Вологодский литератор

официальный сайт
27.06.2018
1
99

Сергей Багров ЕДИНСТВЕННЫ И НЕПОВТОРИМЫ

Порой знатоки поэтических шедевров гадают: кто больше сделал для сохранения  творческого наследия Николая Рубцова? Таких людей очень много. Однако из многих я выделю Алексея Сергеевича Шилова, с кем познакомился в 1970 году.

В очках, с золотыми коронками, коренастый, спортивно сложенный человек не вызвал во мне никаких эмоций. Но это было до первой песни. После того, как он тронул струну гитары, как повел чистым  тенором: «Рукой раздвинув  темные кусты»,  я сразу почувствовал Божий дар.

Через неделю, встретившись с Николаем Рубцовым, я с интересом спросил у него:

— Ты,Николай, Шилову доверяешь свои стихи, когда он их поет под гитару?

— А как же! — воскликнул Рубцов. — Я не имею права не доверять: Леша — талант! Это единственный в Вологде композитор, кто на стихи мои  пишет музыку, которая нравится мне! А почему? Да потому,  что я сам! Сам  Лешу и критикую! А он со мной спорит! Отстаивает свое! Ты знаешь, какие у нас дискуссии с ним бывают! В парке Мира мы с ним так просто, что ли,  гробим свободное время? Нет! Мы работаем! Работаем этим вот местом! И этим! — Николай  погладил поочередно по груди и по голове. — Сочиняем  песни Рубцова!  И  в парке Мира, и на квартире, и даже вот здесь! — Поэт показал вдоль аллеи на Пушкинской, где полыхали  белые яблони, распространяя запах пьянящего многоцветья.

В 1972 году я записал на магнитофон в исполнении Алексея Сергеевича Шилова 12 или 13 песен. Полагал, что в Архангельске их издадут отдельным песенником Рубцова. Но до Архангельска рукопись не дошла. Комиссия, которую представляли  срециалисты Вологодского Дома народного творчества, прослушав пленку, дала заключение:

— Цыганский надрыв. Мещанская томность… В общем , смесь того и другого. Нет… Это не то…

Теперь на стихи Николая Рубцова написано столько песен! Однако из всех я по-прежнему отдаю предпочтение тем, которые пел Алексей Сергеевич  Шилов.  Их 18. Привожу текст только одной, которую мало кто знал, как при жизни Рубцова, так  и Шилова, пользовавшейся  у всех, кто ее слушал, особенно у молодежи, неслыханной популярностью.

                                       ЖАЛОБЫ АЛКАГОЛИКА

…Ах, что я делаю?

За что я мучаю

Больной и маленький

Свой организм?..

 

Да по какому ж

Такому случаю?..

Ведь люди борются

За коммунизм!..

 

Скот размножается,

Пшеница мелется,

И всё на правильном

Таком пути!..

 

Так замети меня,

Метель-метелица…

Ох, замети меня,

Ох, замети…

 

Я благодарен Шилову также еще и за то, что он сохранил, записав на магнитную ленту, голос Рубцова, когда тот пел и читал стихи, и еще разговаривал средь застолья. Из разговоров поэта Шилов составил два монолога «Моя библия» и «О гениальности». Привожу записанное дословно.

                                                «МОЯ БИБЛИЯ»

«Евгения Онегина» я считаю своей библией. Писарев разгромил Пушкина. Он написал: «Вот мы говорим : Байрон, Гете, Данте. Пушкин не только не может вставить слово в разговор этих важных господ, но он даже не сможет понять, о чем беседуют эти великие господа».

После этого 30 лет было молчание вокруг имени Пушкина, даже  после выступления Достоевского на открытии памятника Пушкину в 1880 году.

И что же? К Пушкину приходят все великие мира сего, все культурные люди, чтобы поклониться этому гению русской культуры.

А что Писарев?..

                                                 О ГЕНИАЛЬНОСТИ

Не только Россия богата талантами. Очень богата была поэтами Франция. Один из них, например, Верлен. Еще был, Бодлер. Верлен написал одно прекрасное  стихотворение, оно  называется «Осенняя песня», которое , кстати, слабее моей. И его назвали гениальным поэтом. И еще один был гениальный поэт Рембо. Он написал всего-навсего 18 стихотворений. И каждое из них гениальное. Всего-то книжечка маленькая. Брошюра.

Но перейду к русской поэзии. Тютчев. Он прожил долгую, такую прекрасную, плодотворную жизнь. Он за 72 года своей жизни написал всего 200 стихотворений. И все шедевры. До одного.  Шедевры лирические. «Есть осени первоначальной», «Зима недаром злится», «Люблю грозу»… И несколько стихов  политического содержания. Стихов очень сильных. У Тютчева даже политические  стихи полны смысла, силы мысли, поэтического могущества. Недаром Ленин, когда ездил, нередко брал с собой томик Тютчева. А вот один из наших современников, поэт политического момента, издал недавно книгу стихов в 20 печатных листов. Что редко когда-либо издавал какой-либо поэт настоящий. Но это были скромные поэты, а этот никогда не был скромным, Бог его обидел… скромностью. Его стихи совершенно не идут в сравнении с теми, которые написал Тютчев.

Вот и гениальность. Я ведь не говорю, что гением может быть только поэт. Каждый человек должен делать свое дело. Быть мастером в своем деле…

Николай Рубцов»

(Устные высказывания поэта, записанные композитором Алексеем Сергеевичем Шиловым в 1970 году за несколько  недель до смерти Рубцова)

 

Монологи свои  Рубцов нигде печатать не собирался. Просто он их говорил   в кругу прелестной  компании. Говорил, меньше всего думая о знаках препинания. Да знаки что?  Главное было другое — то, что Рубцов в устных своих высказываниях   уловил дух времени, а в нем непрекращающийся  поединок истинных поэтов с литературными игроками. Игрок, он же  и себялюбец. Сколько их, пытавшихся стать выше Пушкина, Тютчева и многих других великих талантов? Однако никто из них до гениев не поднялся. Почему? Потому, что  гениев  нельзя заменить. Они единственны и неповторимы и всегда, даже после своей кончины продолжают нас очаровывать особенными словами.

(http://ruskline.ru/analitika/2018/06/26/edinstvenny_i_nepovtorimy/)

Subscribe
Notify of
guest

1 Комментарий
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
View all comments
Ваня Попов

«Пение — хорошо организованный крик». Сам слышал. В этом его выражении весь любитель пения А. Шилов, не знавший нотной грамоты. За стихи Н. Рубцова из серьёзных музыкантов (все уже давненько умерли) никто не брался, и ему не повезло так, как, например, О. Фокиной с А. Фаттахотдиновым, С. Микояном. И многих серьёзных поэтов не поют — такова природа песни, ничего не поделаешь.