Вологодский литератор

официальный сайт
12.04.2018
0
81

Андрей Иванов: ВОЗВРАЩЕНИЕ К УСТОЯМ? Министр науки и образования Ольга Васильева намерена упорядочить преподавание русской литературы в школе …

Хочется верить, что желание министра науки и образования Ольги Васильевой упорядочить преподавание русской литературы в школе и вернуть в программы произведения классиков российской словесности — это не разовая акция, а начало систематического восстановления устоев отечественной культурной жизни. Закономерно, что инициатива министра мгновенно вызвала истерику у либералов-западников. Оно и понятно: впервые за тридцать лет государство постаралось принять решение, идущее вразрез с их монополией на образовательные и культурные реформы, а, фактически — на право формировать мировоззрение подрастающего поколения.

В этой связи уместно напомнить о некоторых фундаментальных вещах, очерчивающих контуры поля, на котором разворачивается сегодня битва за души наших детей.

В философии и культурологии есть понятие «осевых» текстов и, шире, «осевых» творений национальной культуры, без которых ее существование попросту невозможно. Для русской культуры это стихи А.С. Пушкина и Ф.И.Тютчева, романы Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского; музыкальные сочинения М.И. Глинки и Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского и А.П. Бородина, П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова; фрески Андрея Рублева и Дионисия, художественные полотна А.А. Иванова и В.И. Сурикова, А.И. Куинджи и И.И. Левитана, М.В. Нестерова и Н.К. Рериха; философские тексты славянофилов, А.И. Герцена и В.С. Соловьева, С.Л. Франка и П.А. Флоренского; фильмы С.М. Эйзенштейна и А.А.Тарковского, В.М. Шукшина и С.Ф. Бондарчука; научные исследования  М.В. Ломоносова и Д.И. Менделеева, В.О. Ключевского и В.И. Вернадского, В.В. Докучаева и П.П. Семенова-Тяньшанского. С точки зрения архитектуры — это церковь Покрова на Нерли и собор Василия Блаженного на Красной площади, башни московского Кремля и здание Московского университета на Ленинских горах. Понятно, что этот список «осевых» творений национального гения можно и нужно существенно расширить. Он не является раз и навсегда установленным и, конечно, подразумевает личностные вариации. Вместе с тем, его ядро просматривается достаточно четко.

Чем же так ценны «осевые» творения гениев национальных культур? Во-первых, в них подвергаются философскому, научному и художественному осмыслению важнейшие ценности национальной культуры, своеобразие ее культурного пространства и важнейшие вехи истории; фиксируются фундаментальные противоречия социально-политической, экономической и духовной  жизни, от разрешения которых зависит ее судьба. Если хочешь познать какую-либо национальную традицию, то надо начинать знакомство с ней через ее «осевые» тексты, музыку и художественные полотна. Они — ключи к базовым чертам национального характера. Одновременно через свои великие творения национальная культура прорастает в культуру общечеловеческую, открывая и утверждая нечто общезначимое для всех людей.

Во-вторых, «осевые» творения отличаются исключительной смысловой глубиной и художественными достоинствами, делающими их интересными и актуальными на все времена и для всех поколений. Поэтому читатели и зрители обращаются к ним вновь и вновь, подвергая все новым истолкованиям и, тем самым, как бы даруя им «вечную жизнь». С другой стороны, эти произведения — неисчерпаемый источник вдохновения для последующих поколений. Они будят самостоятельную мысль и зажигают сердца, являясь ключами с водой живой и вечной, питающими своими образами и смыслами творческую «реку» данной национальной традиции.

В-третьих, «осевые» произведения в силу таящихся в них смысловых богатств никогда не являются легкими для постижения. Здесь ум и сердце обязаны трудиться, тем самым помогая молодому человеку совершенствоваться, становиться подлинной личностью, а не превращаться с годами в пассивного и бездумного потребителя, цель которого — получить максимум чувственных удовольствий и накупить вещей в торгово-развлекательных центрах.

Приобщение к творениям гениев требует не только серьезных жизненных усилий, но и творческого уединения, где душа учится беседовать сама с собой, что великий Платон как раз и называл мышлением. Через обращение к великим национальным творениям человек, особенно молодой, получает также уроки хорошего художественного вкуса и литературного языка, приобщается к подлинной красоте, проверенной временем.

Сегодня можно часто услышать, что все ценности относительны, а произведения философии, искусства и литературы равнозначны, где все определяют личные пристрастия и свободный выбор человека. Эта неверно даже логически, так как подобные суждения самопротиворечивы, ибо сами претендуют на ценностную абсолютность и исключительность. В реальности же среди всех творений культуры, как и во всем Космосе, существует безусловная иерархия, определяемая их собственными объективными достоинствами: присутствием оригинальных и глубоких идей, совершенством художественного воплощения, а еще творческой недосказанностью, светлой тайной, которая заставляет как современников, так и потомков предпринимать личностные духовные усилия, чтобы эту тайну разгадать.

И эти усилия всегда оправдываются, являются безусловно животворными для личности, ибо «осевые» творения, даже отражая безобразное в окружающем бытии и в самом человеке, все же сподвигают душу к восхождению, укрепляют веру в то, что невидимое добро в мире всегда сильнее видимого зла.

Как бы ни усердствовали апологеты либеральной вседозволенности и уравнительности, а фактически инфернального хаоса, — невозможно опровергнуть простой эмпирический факт: «осевые» творения магнетически притягивают к себе людей, как бы ни старались их замолчать или опошлить. Так, великие музыкальные творения чаще других исполняются на концертах; картины великих мастеров собирают огромное число людей на выставках и дороже всего оцениваются на аукционах; гениальные литературные творения издаются наибольшими тиражами, многократно экранизируются и переносятся на театральную сцену; великие научные и философские тексты массово цитируются и переводятся на другие языки. Как горящие в ночи окна видятся издалека, так и «осевые» тексты светят тем ярче, чем удушливее окружающая мировая тьма. Недаром люди выстраивались в очередь на художественную выставку В.А. Серова, а на концерты выдающихся пианистов, типа Дениса Мацуева или Даниила Трифонова, во всем мире  бывает так трудно достать билет.

Наконец, осевая картина или текст — это всегда  важнейший стимул  для обращения к вечным проблемам человеческого бытия, открывающих перед человеком новые жизненные горизонты и смыслы существования. Верно говорят, что человек, прочитавший хотя бы один роман Ф.М. Достоевского (и, конечно, хотя бы отчасти переживший его, проникнувший в его глубину), уже является другим человеком, словно прошедшим духовную инициацию.

В-четвертых, «осевые» творения потому и осевые, что обеспечивают единство данной культуры в пространстве и во времени. Так, Россия живет и не утрачивает своей идентичности, пока от Балтики до Тихого океана, от подросткового и до старческого возраста живущие в ней люди читают Пушкина, исполняют и слушают музыку Глинку, размышляют над романами Л.Н. Толстого.

Это вовсе не исключает новаций и творческих экспериментов. Речной поток нуждается в новых руслах, лишь бы они не утрачивали связь с первоистоком. В качестве удачных примеров сознательной опоры на «осевые» творения при поиске новых форм художественной и литературной выразительности, нехоженых путей в науке и философии можно указать на картины К.С. Петрова-Водкина и Н.К. Рериха, поэзию С.А.  Есенина и Д.Л. Андреева, музыку Д.Д. Шостаковича и Г.В. Свиридова, биосферные исследования В.И. Вернадского, ученика Д.И.Менделеева, и философско-богословские и научные труды П.А.Флоренского, всегда чувствовавшего связь с традициями русского православного духовного подвижничества. Из последних примеров можно указать на прекрасную современную экранизацию «Идиота» с Евгением Мироновым в главной роли, а также замечательный и в художественном, и в содержательном смысле роман М. Кантора «Учебник рисования», который еще недостаточно оценен, несмотря  на короткий всплеск моды после его публикации.

Отсюда понятно, что мечта ненавистников России — это полная замена ее осевых творений их идейными и ценностными антиподами, вроде американских фильмов-блокбастеров, философских текстов французских постмодернистов или романов их доморощенных апологетов типа В.Г. Сорокина. Если же добиться забвения «осевых» творений, стирания их из народной памяти, не удается, то предпринимаются попытки вытеснить их из центра культуры на периферию, а также всячески принизить их статус путем произвольных и кощунственных интерпретаций.

Школьная программа по литературе — это едва ли не главное поле столкновения между национальными и антинациональными силами в отечественной культуре, ибо это затрагивает не только подрастающее поколение, но и ответственных родителей, интересующихся, что рекомендуют читать их детям. К тому же именно литература всегда была для России важнейшей сферой духовного творчества и национального самосознания. Ее «осевые» тексты оказывали определяющее влияние и на философию, и на музыку, и на живопись.

Через умело подобранные антиосевые литературные произведения можно разрушить национальную идентичность, разорвать культурное пространство и историческую память страны, посеять  хаос в умах и душах молодых людей. И надо иметь в виду, что подобная антикультурная практика будет всегда осуществляться либералами-западниками под лозунгами защиты творческой свободы и плюрализма, необходимости «свободного выбора» для учащихся. Еще один расхожий аргумент — «устаревший» характер классики. Но такой аргумент сродни обывательской и невежественной оценке искусства с точки зрения моды, что, разумеется, попросту смешно.

На самом деле, все реформы нашего школьного и высшего образования последних тридцати лет представляли собой попытки авторитарного и насильственного слома хребта отечественной культуры, образуемого «осевыми» творениями. Заменить же их пытались претенциозной и идеологизированной отсебятиной, которая, по счастью, часто устаревала и обнаруживала свое ничтожество, едва попав на прилавки книжных магазинов или в школьные библиотеки. Однако стихийные силы отторжения чужеродного, которые всегда действуют в  организме национальной культуры, должны быть поддержаны сознательной государственной терапией.

Будем надеяться, что изменение школьной программы по литературе, инициированное министром науки и образования, станет первым шагом государства к восстановлению культурных устоев России, ведь главная битва за страну разворачивается не возле избирательных урн, а вокруг  жизненных целей и ценностей, которыми живет сознание людей. Вот эту битву проигрывать никак нельзя и потому следует всячески поддержать женщину-министра в этом ее благородном начинании.

Иванов Андрей Владимирович, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета, г. Барнаул

(http://ruskline.ru/analitika/2018/04/11/vozvrawenie_k_ustoyam/)

Subscribe
Notify of
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments