«Последний» богатырь? Нет, не перевелись ещё богатыри на Земле Русской!
Публицистка Любовь Кантаржи о фильме-перевёртыше, ставшим одним из самых кассовых проектов в истории российского проката …
«А почему Добрыня Никитич и Варвара такие плохие? А Баба Яга и Кощей — добрые и хорошие?» — этот вопрос задают маленькие дети, посмотрев фильм «Последний богатырь», показанный 1 января в прайм-тайм по каналу «Россия 1».
В этой сказке и в самом деле всё перевёрнуто с ног на голову, начиная с названия. Былинный богатырь Добрыня Никитич, идеальный образ которого народная память хранила в течение многих веков, по чьей-то нелепой задумке оказывается коварным негодяем, из жажды власти погубившим Илью Муромца. Его жена, красавица Варвара (это та, которая краса-длинная коса?) — главная злодейка-колдунья.
Кто же противостоит злу? Разумеется, это Кощей, Баба Яга, Водяной, примкнувшая к ним девчонка-Василиса (очевидно, Премудрая) и, разумеется, главный герой — «белый» маг Светозар, по совместительству сын Ильи Муромца. Традиционно отрицательные персонажи оказываются в новой сказке положительными и даже готовыми на подвиг самопожертвования. И нет, они вовсе не становятся таковыми, не возрастают в добре, побеждая в себе зло, а изначально представлены душевными и человечными, вызывая сочувствие зрителя. Они — печальные жертвы того самого безобразия, которое чётко и недвусмысленно охарактеризовал один из героев: «У нас же в Белогорье добро победило». В этом-то победившем «добре», по задумке авторов, и кроется весь ужас творящихся там беззаконий. А вы, очевидно, по-старинке думали, что добро и должно побеждать зло? Оказывается, это опасное заблуждение!
Сюжет густо приправлен неоязыческими реалиями. Ситуацию не спасают ни подчёркнутая пародийность сюжета, ни ироничная интонация…
Между тем, согласно опросам, даже многие православные люди положительно восприняли этот фильм, расценив его как невинный кино-эксперимент, вполне годный для детского просмотра.
А ведь Илья Муромец, экранный «сын» которого так подружился с нечистой силой, отнюдь не выдуманный сказочный герой. Это реальный исторический персонаж, прославленный Церковью святой; его канонизация состоялась в 1642 году, мощи которого почивают в Киево-Печерской Лавре. Неужели создатели, фильма, сочиняя свои небылицы (простите, свои версии былин) об этом не знали? Или всё дело в заокеанском партнёре, компании Дисней, диктующем свои условия?
Ни в коем случае! — уверяет креативный продюсер фильма, уважаемый режиссёр, мэтр детского кино Владимир Грамматиков. «Освободитесь от мысли, что здесь сработал американский заказ, — его не было даже на уровне подсознания, — уверяет продюсер в интервью газете «Культура». — Просто такая история сочинилась у нашей авторской группы».
Ну вот «сочинилось» оно так, надо же!
В этом же интервью Грамматиков сетует на то, «в современном мире сильно размыты границы между добром и злом — добропорядочность, совестливость, героизм не являются самоочевидными ценностями, главным критерием успеха для людей является личный комфорт».
Да кто же их размывает, границы эти, Владимир Александрович? Уж не вы ли сами, деятели искусства? Или в ваших душах границы эти размыты настолько, что вы и не замечаете, как под бодрые призывы к добру, сами оказываетесь уже по ту сторону?
А ведь способность «различать духов», умение отличать добро от зла является одной из основополагающих качеств, без которых невозможно становление человека. Сегодня же мы ежедневно наблюдаем, как на уровне сердца и подсознания детям закладывается мина замедленного действия, смешиваются базовые представления о добре и зле, об истине и лжи, о Боге и враге рода человеческого…
Зато как удобно управлять людьми, у которых размыты все критерии и сбиты жизненные ориентиры!
Не об этом ли предупреждает нас Патриарх Кирилл?
«Если человек переступает некую черту, когда зла в его сердце становится больше, чем добра, то он уже бесноватый, над ним господствует сила зла. Этой чертой является потеря способности отличать добро от зла, а грех — от правды Божией» (Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, из проповеди в неделю 4-ю Великого поста в Богородице-Рождественском монастыре, 14 апреля 2013 г.).
(http://ruskline.ru/news_rl/2018/01/19/poslednij_bogatyr_net_ne_perevelis_ewyo_bogatyri_na_zemle_russkoj/)