Вологодский литератор

официальный сайт
07.12.2017
0
514

ОТЗЫВЫ О СЕМИНАРЕ «В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО…»

Владимир Личутин, писатель (Москва):

«Впечатление общее от семинара хорошее. Вологодская  литературная школа имеет богатое историческое прошлое, а для поддержания преемственности и нужны литературные семинары, конкурсы, премии. Нужны усилия людей беспокойных, а то нива быстро запустошается.       Бывает,  вспыхнет новое имя и потухнет без внимания. Надо вовремя обратить внимание и поддержать начинающего автора».

Литературный критик Вячеслав Лютый (Воронеж):

«Прекрасно, что вологжане приняли семинар с удовольствием. Мне он тоже показался очень дельным и панорамным в оценках творческих работ».

Михаил Карачёв:

«Первая региональная литературная премия « В начале было Слово» и литературный семинар для начинающих авторов показали, что на Вологодчине, богатой литературными именами, стремление к  творчеству у новых поколений не иссякает. Русский Север, как сокровищница народной культуры, порождает творческих людей  с устойчивым взглядом на жизнь, традиционными, не извращенными  представлениями о литературном творчестве. Разговор на семинаре, как мне представляется, был добрым  и серьезным, тем более, что в нем приняли участие известные, авторитетные писатели и критики.  Прошедшие  литературная премия и семинар выявили и поддержали подлинные, а не мнимые ценности творческих начинаний вологодских авторов. Необходимость в системном проведении таких литературных мероприятий очевидна. Спасибо депутату Государственной Думы РФ Евгению Шулепову за понимание».

О.А.Фокина, член Союза писателей России:

«На наши, брошенные после перестройки на произвол судьбы культурно-литературные поля победной поступью пошла антикультура. Подобно пресловутому борщевику, заселяет она русское литературное поле, оставшееся без хозяина. Наше отделение Союза писателей России – преемник традиционных ценностей русской литературы – стремится быть верным служителем добра, честности, справедливости, искренности чувств. Вспомним Лермонтова:

«Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на меже, средь желтой нивы,

Чету белеющих берёз».

Никаких изысков, казалось бы, и никакой новизны, но навсегда дороги русскому сердцу эти строки. Мы не против сотрудничества с другими союзами, но не готовы уступать «борщевику» писательскую «ниву», которую любим, и где надеемся видеть всходы Разумного и Доброго».

Геннадий Иванов, первый секретарь правления Союза писателей России:

«Прежде всего, по итогам этого замечательного литературного события хочу сказать, что оно было отлично организовано. Была прекрасная творческая атмосфера. Особая благодарность инициатору и спонсору Первой региональной литературной премии «В начале было Слово» депутату Государственной думы РФ Евгению Шулепову и активу Вологодской писательской организации во главе с Михаилом Карачёвым.

А какие писатели были экспертами! Ольга Фокина, Владимир Личутин, Вячеслав Лютый, Александр Цыганов, Виктор Бараков, Анатолий Ехалов… Да все замечательные.

В чём для меня была отличительная особенность вологодского семинара.       В том, что начинающие поэты земли вологодской, не зависимо от возраста, активно пишут о деревне. Эта тема, кажется, ушла и из современной прозы и из поэзии. По крайней мере, на семинарах в других регионах она уже не просматривается. А вот в Вологде в этот раз для меня это было удивлением. Да, старая, традиционная деревня уходит…Особенно у нас на северо-западе России Деревню уже оплакали такие великие таланты, как Николай Рубцов. Но любовь к ней на вологодской земле такая сильная, что это долгое прощание продолжается. А может, из него произрастёт нечто новое…Начнётся возрождение…Не знаю. Но в наши дни этот момент в творчестве вологодских поэтов мне представляется феноменом.

Было бы неплохо эти семинары сделать ежегодными. Надо возрождать литературную славу Вологодчины!»

Анатолий Ехалов:

 

«Вначале было слово…»
Так назвали литературный семинар, который провели вологодские писатели при поддержке депутата Государственной Думы Евгения Шулепова. Надо сказать, что литература и писатели сегодня не в чести, но в народе живо стремление выражать свои чувства и настроения печатным слогом.
Было прислано более 160 рукописей со стихами и прозой. Проза была поделена на «большую» с повестями и романами, и на малую, с рассказами, новеллами, эссе, зарисовками…
Многие начинающие литераторы не имеют литературного образования и не знают законов стихосложения, построения сюжетов и композиции в прозе. Как говорил Василий Иванович Чапаев : «Я академиев не кончал… Я их не закончил…». Но это не такая уж беда. И, чаще всего, на первом плане в этих произведениях видишь не мастерство, а душу… Надо сказать, что сам народ — замечательная школа и даже академия жизни.
Когда-то Василий Белов написал, что «в деревне есть писатели и получше меня. Только они об этом не знают, они мужики…»
Невозможно не согласиться. Я застал еще время, когда в деревне не было электричества. В ту пору была замечательная традиция собираться, когда все дела справлены, у кого-либо в избе сумерничать. Вот где было торжество устного рассказа. Редко, кто не владел этим искусством. Но были рассказчики, на которых ходили из соседних деревень. Как-то в деревню вернулся после долгой отлучки, Вася Зайцев. Слушать его рассказы ходила вся деревня, набиваясь битком в дом печника Алексея Ефремова.
Историю про то, как Вася Зайцев ездил за реку свататься, слушали по вечерам, как нынче смотрят сериалы, целую неделю…
Писатели утверждают, что самое трудное в творчестве: писать короткие рассказы. Мне кажется, наши деревенские жители не видели никакой трудности в том, чтобы коротко и ярко излагать свои истории.
Вот сидят на магазинном крыльце мужики, хвастаются ружьями.
Ваня Фунтиков, молоковоз, ружья не имел, но похвастать любил. И тут в стороне не остался:
— У моего дедка еще дедково ружье было. Сидит в Митькине у дома на завалине и видит, что в Ванееве у свата на огороде зайцы капусту зорят.
Ладно. Берет ружье, насыпает в дуло горсть пороху да две горсти сечки… Как даст… Так мало, что зайцев растрепало, так у свата из огорода два прясла вынесло…
Про одного Ваню в деревне было великое множество историй… И в каждом доме свои рассказы, а домов в деревне 140 было… Вот где настоящая литературная академия…
И радостно, что на этот семинар явилась сама глубинная деревенская жизнь. Галина Фабрициус, например, воспитала в деревне четырех сыновей, вела обширное крестьянское хозяйство и даже фермерствовала… И вот теперь, когда отошла от больших дел, села за письменный стол, чтобы поведать бывальщины и предания тарногского и нюксенского края. Замечательные рассказы. Один недостаток, про который она не ведала. Она пыталась привнести в эти деревенские истории литературу с ее устоявшимися штампами.
Она и не предполагала, что это литература должна учиться у народа…»

Александр Цыганов:

«Казалось, еще недавно молодые авторы (а в литературе это понятие относительное, вневозрастное: например, В Кондратьев в 50 лет написал свою знаменитую повесть «Сашка»), – так вот, молодые авторы всегда мечтали попасть на семинары, проводимые Вологодской писательской организацией в сообществе с известными писателями страны. И по-хорошему завидовали тем, кто приглашался на эти мероприятия. Потому что это было честью: обсудиться, услышать мнение о своих творческих начинаниях и, главное, следом – работать с утроенной энергией, огромным желанием. Для пишущего человека это было всегда одним из ярких событий в жизни. А для талантливого, одаренного  зачастую становилось и смыслом всей его жизни. К сожалению, сегодня практика учебы  начинающих авторов профессиональными писателями исчезает. Хорошо, что наша Вологда нередко становится зачинателем настоящих, добрых, полезных дел. Одно из таких  – нынешнее проведение регионального семинара литераторов Вологодчины. Пожалуй, не припомнится такого количества желающих принять участие в семинаре. Стало быть, есть еще у нас «порох в пороховницах». За многие годы работы с молодыми, если доводилось, меня всегда радовала встреча с талантливым человеком. Но талант – это редкость, дар Божий. И ныне, по прошествии семинара, я увидел несколько имен, от литературного творчества которых мне становится хорошо на душе. Значит, как сказал бы В.И. Белов, у литературной Вологодчины еще «всё впереди»!

Виктор Бараков:

«Литературный семинар не проводился в области десять лет. Эксперты отметили достаточно высокий уровень представленных на конкурс рассказов и стихотворений и стремление авторов ориентироваться на традиции русского реализма. В представленных рукописях почти не было модного ныне самовыражения в ущерб смыслу, пренебрежения к русскому языку, разрушительной иронии. Искренность, душевность, опора на народные традиции и нравственные категории  — именно этими качествами отличались работы участников конкурса, в том числе молодых. Конечно, во время обсуждения рукописей звучали и критические отзывы, но основное внимание руководители секций уделяли литературной учебе. Подавляющее большинство участников и гостей семинара дали ему высокую оценку».

Андрей Сальников:

«В начале было слово: заметки с конкурса

В минувшую субботу, 25 ноября, в Вологде вручили первую региональную литературную премию для начинающих писателей «В начале было слово». Предлагаю некоторые свои впечатления. Сегодня — одна заметка, позднее будут ещё. О протокольных подробностях — ссылки в конце заметки.

Ольге Фокиной – из Иерусалима. С любовью

На днях протоиерей Алексий Сорокин вернулся из паломничества во Святую Землю. Привёз, как и все богомольцы, различные благочестивые подарочки из Иерусалима – иконки, крестики… А среди них один особенный – письмо для Ольги Фокиной.
Точнее, записочку. Паломница из Пермской области, встретившаяся отцу Алексию в странствии по святым местам, когда узнала, что батюшка – из Вологды, радостно откликнулась:
— У вас же там Ольга Фокина живет!
И тут же захотела передать привет любимой поэтессе. Что уж она там написала на четвертушке бумаги, мы не знаем – письмецо все-таки не отцу Алексию предназначалось, он его не прочел. Да, наверное, всё без слов понятно: наша соотечественница передала живущей в Вологде поэтессе частицу своей любви. К Ольге Александровне, к ее стихам… А что это на Святой Земле произошло – ничего странного: Спаситель – это же и есть Любовь…. Когда два русских человека встречаются в паломничестве, о чем же им и говорить, как не о Родине?..
Привет из Иерусалима батюшка вручил Ольге Александровне на церемонии открытия литературного семинара, который сопутствовал премии «В начале было слово», — отец Алексий напутствовал участников добрым пастырским словом.
Интересно, удостоится ли хоть кто-нибудь из участников конкурса вот такого «привета из Иерусалима»?
На снимке пресс-службы Евгения Шулепова — эксперты секции «Поэзия» . Ольгу Фокину, думаю, особо представлять не надо.

Для тех, кто хочет узнать имена лауреатов и экспертов, предлагаю ссылки https://vk.com/wall-65314478_17025

Владимир Личутин о колбасе и духе

— Всё, что у тебя написано, — сожги! О чем твои рассказы? Ни Бог, ни природа – ничего не нужно тому человеку, который пишет так, как вода из крана льётся, ровно и без остановки, — говорил Владимир Личутин начинающим прозаикам.
Как, думаете, отзовется автор на такие слова? Соберет свои листочки и, глотая слезы, выскочит на улицу без пальто, стремясь подальше от места позора и унижения? Может, и рукописи оставит – пусть уборщица выметёт, или даже сожжет, в самом деле?…
Вот и ошибётесь. Из аудиторий семинара, проходившего в картинной галерее «Красный мост», никто после обсуждения не бросался с рукописями на берег реки, чтобы уничтожить плоды надежд и трудов, и больше никогда, ни за что… Наоборот: все говорили, что будут продолжать заниматься литературой, обсуждение раскрыло им глаза и придало новой энергии.
Один из лучших русских писателей современности Владимир Личутин приехал в Вологду, чтобы «пожюрить» на литературном семинаре. Сейчас членов жюри именуют экспертами, но суть от замены одного иностранного слова другим не изменилась: задача Личутина со товарищи – оценить рукописи, показать авторам ошибки – и достоинства, если есть, — их текстов.
Вологодский прозаик Роберт Балакшин, руководитель секции прозы, считает душой семинара замечательного мастера прозы Владимира Владимировича Личутина. И в самом деле: слова Личутина запоминались каждому, а не только тем, кому были адресованы. Порой они звучали резко, но никогда – обидно. Владимир Владимирович разговаривал с участниками семинара как с младшими товарищами, которые занимаются тем же делом, что и он: литературой. Старался, в общем, скорее поддержать, чем отвадить.
Поддержка начинающего писателя – это не обязательно елей и патока, даже точно – не елей и не патока. Слова могут довольно чувствительно поцарапать авторскую душу, важно понять, что за ними стоит.
Ошарашив слушателей предложением сжечь рукопись, Личутин продолжил в полной тишине:
— А потом – подойди к окну, посмотри, как прекрасно утро, послушай, как птицы поют. Посмотри на родных своих, вспомни, как ты их любишь, — и напиши о том, что тебе близко, а не о том, что ты выдумала. Чтобы и мы любовью к ним прониклись… Надо тебя спасать, освободить от гладкописи!
В фантастической повести одного из участников семинара описывалось космическое путешествие.
— Какая нужда заставила твоих героев лететь куда-то к едрене фене? – удивляется Личутин. — Надо воображать, но писать следует так, чтобы мы поверили. Фантастика должна быть убедительной. Сейчас эта проза не имеет ни национального, ни классового, ни полового признака…
Всем авторам Владимир Владимирович советовал работать над языком:
— Слова выпирают из текста и говорят: «Подумай, ты врёшь!» Нужно каждую мелочь замечать… Откажитесь от канцеляризмов, зачем они вам! Почистить надо текст, и не ваткой, а чтением, работой над словом.
Писательство – занятие не прибыльное, по мнению Личутина:
— Хочешь быть литератором – работай всю жизнь! Денег будет не хватать, квартиры никто не даст, в издательства не позовут… Мне помогают издавать книги люди, которые меня поддерживают, спасибо им. Зато какое наслаждение, когда берешь в руки свою книжку, еще пахнущую типографской краской. Вы обменяете колбасу на дух, когда будете литературой заниматься.
Владимир Владимирович считает, что не зря в прежние годы писателей сравнивали с шахтерами: литературный труд не менее тяжел и опасен, но и так же необходим:
— Будет у нас президент читать книги – и всё будет.
Читайте больше книг! Кто не читает книг, тот умер еще при жизни.

Оказывается, в Вологде Рубцову не подражают!

— Больше всего меня поразило, — признался поэт Геннадий Иванов, — что на семинаре в Вологде не было ни одного подражателя Рубцову. И это очень хорошо!
Честно говоря, гость ожидал, что чуть не половина участников поэтического семинара представит рукописи «под Рубцова». И был очень рад, что его опасения не подтвердились.
— Рубцов неповторим, он единственный; меня порадовало, что начинающие вологодские поэты самобытны, ищут своё слово. Это здорово, вы на самом правильном пути, — говорил Геннадий Иванов, подводя итоги работы семинара поэтов.
Геннадий Викторович — первый секретарь правления Союза писателей России, много ездит по стране, бывает на семинарах, подобных вологодскому. Как выглядят вологжане на общем фоне русской литературы?
— Вы знаете, — ответил гость, — выглядят вполне достойно. Открытий каких-то мы сегодня не встретили, но общий уровень представленных рукописей довольно высок, — пожалуй, повыше, чем в большинстве регионов. Удивило, что вологжане сохраняют традиционную эстетику русской поэзии. Пусть не всегда это получается, скажем так, технически удачно, почти всем необходим редактор. Я двадцать лет проработал в крупных издательствах — «Художественная литература», «Современник», что-то мне режет слух — но, поверьте это не так важно. Это очень важно, но это всё выправимо; если человек будет работать, всё будет нормально. Самое главное — здесь сохранили трепетную любовь к своей Вологодчине, это здорово.
— Для меня, — продолжает Иванов, — самым удивительным было то, что начинающие поэты всех возрастов продолжают тему «деревенской поэзии» — тему долгого прощания с уходящей или уже ушедшей русской деревней. Этого уже нет, мне кажется, ни в одном регионе, скажем бюрократично.
Тема умирающей деревни Геннадию Викторовичу очень близка:
— Я сам из такой деревни, только тверской, а не вологодской, и мне больно, что на месте моего дома кусты растут. Но нельзя же об этом писать всегда! И у Ольги Фокиной об этом много стихотворений, и у многих других поэтов. Надо искать свое отношение, пронзительное, а не ограничиваться нытьем.
Вологодские поэты не утратили трепетного отношения к своему краю, и в этом Геннадий Иванов видит скорее достоинство, чем недостаток:
— Наш народ сумел превозмочь девяностые годы, время разрухи, неверия в себя — по-моему, благодаря духовному сопротивлению русских людей. Выражалось оно и в том, что люди не переставали писать стихи, сопротивляясь наступающей мертвечине.
Это тем более ценно, отметил поэт, когда встречаешься с рукописями стихов, словно рожденных компьютерным мозгом.
— В Самаре на фестивале памяти замечательного поэта Михаила Анищенко, — рассказал Геннадий Викторович, — выступали студенты, и молодые люди читали мрачные фантазийные стихи, наполненные такими словами, которые только в интернете можно найти. Всё не от жизни…
Вологодские поэты, как сказал Геннадий Викторович, «сопротивляются мертвечине», и это дает надежду.
Видит ли Геннадий Иванов путь развития русской поэзии?
— Для русского поэта, — считает он, — самый продуктивный путь – к Богу, к православию.
И тут не поспоришь — это путь не только для поэтов…»

И.А.Никитина (Чурбанова), член Союза писателей России, кандидат филологических наук:

«Поэтическая секция располагала 15-ю (отобранных из более чем 60-ти) рукописями авторов и авторским присутствием, работала в течение семи часов, опираясь на экспертное мнение четырех поэтов и одного критика, составляющих «педагогический состав» семинарских занятий. Уровень мастерства авторов вполне соответствовал возможности вести обсуждение представленных работ, уровень компетенции экспертной комиссии также не вызывал сомнений. Количество участников могло и должно было бы увеличиться, если бы семинар продолжался в течение 2-х дней, так как многие рукописи явно имели право претендовать на внимание, но остались «за бортом» в связи с нехваткой времени.

При обсуждении авторы имели возможность сориентироваться на то или иное полезное для себя мнение эксперта, так как мнения эти всё-таки различались в частностях, в большинстве случаев сохраняя некое единство. Хочется отметить достаточно корректный тон обсуждения, когда ни эксперты, ни авторы не впадали в соблазн бесплодного или агрессивного дискутирования, все аргументы и контраргументы имели текстовую иллюстрацию, при этом ощущалась нехватка в оборудовании чем-то вроде переносной доски, чтобы некоторые стиховедческие нюансы были продемонстрированы для всей аудитории. Кроме того, имело смысл выделить в особую группу наиболее опытных участников, которые, с точки зрения экспертной комиссии и оргкомитета, в будущем могли бы иметь шанс на обсуждение в качестве потенциальных членов Союза. Их работы оценивались бы более строго, с учетом претензии на профессионализм, а также без необходимых для начинающих вводных технологических замечаний. По вполне понятным соображениям (достаточный уровневый разрыв с остальными участниками конкурса и семинара) рукописи таких «профессионалов – любителей» на этом семинаре были отклонены (например, рукопись О.Кульневской из Великого Устюга в секции поэзии или прозаические работы Н.Мелёхиной). Порядок обсуждения также мог быть изменен в связи с учетом возрастных характеристик: начало – более «взрослые» авторы, ближе к концу – самые молодые, которые не имеют опыта выступления на подобных мероприятиях и нуждаются в дополнительном времени адаптации. Замечательно, что на прошедшем семинаре юные участники справились с ситуацией, их выступления воспринимались достаточно ярко, но некоторые моменты критики были бы для них более понятными, если бы прозвучали по аналогии с замечаниями «авторам-старожилам».

Некоторое неудобство вызвало разделение экспертов по проведению семинара и жюри по присуждению премии. Присоединяемся к мнению профессора В.Н.Баракова о необходимости введения тайного голосования с участием тех и других специалистов, а также признаем целесообразность увеличения количества отмеченных.

Что касается сценария проведения семинара, то он поразил воображение установкой на праздник, размахом и широтой привлечения участников; при этом большое количество заинтересованных всё-таки не знали о мероприятии такого масштаба, что вызывает задумчивость (реклама?). И несмотря на то, что пришли многие, их могло быть значительно больше, прежде всего за счет участников литобъединений Вологды, студентов, членов Клуба любителей искусств и других сочувствующих.

И всё-таки гостей было достаточно, присутствующие делились не только на авторов и экспертов, но и на участников действа и зрителей. Приятно отметить, что «вольнослушатели» не только имели возможность присутствовать на обсуждении, но и воспользовались этой возможностью: зал был полон, выступавшие читали на публику, эксперты высказывались «при свидетелях». Не получилось отдать рукописи с пометками самим авторам, что осложнит «работу над ошибками», и в будущем хотелось бы поделиться фиксированными замечаниями с теми из участников, кто заинтересован в детальном разборе собственных работ.

Необходимо отметить тематические доминанты, типичные для современной северной провинциальной (в географическом смысле) поэзии. Это прежде всего трагедия исчезновения деревень, уход старших поколений, поиск своего места в урбанизирующемся мире, попытка не утратить связи с сельским Миром, Природой и Богом. Участники семинара, несмотря на разную степень подготовленности, демонстрировали сходный с общероссийским уровень разработки данных тем. Можно сказать, вологодская литературная традиция поддержана достаточно ответственным отношением начинающих к поэтическому творчеству, которое в основном демонстрирует не нарциссический, а обращенный к миру пристальный взгляд пишущего. По замечаниям ведущих-невологжан, порадовало преобладание реалистических мотивов и традиционных жанров над фантазийными (в отличие от других регионов), при этом и у молодых, и у более опытных особенно пронзительно звучала лирическая интонация. Притягательной оказалась и эпическая традиция; философская тематика, за некоторым исключением, больше увлекала мужчин. Одной из наибольших опасностей показалось сужение поэтического пространства до бытового, лично-семейного, любовно-женского монопереживания, а также страх искренности и простоты (не той, что хуже воровства). Для преодоления таких тенденций необходимо постоянное общение с литературой высокого классического уровня вкупе с избирательностью в чтении свободной (прежде всего интернетной) поэтической продукции, что само по себе позволит прийти на следующий семинар в состоянии интеллектуального и творческого тонуса.

Хочется сказать, что административная подготовка и организация семинара настолько благоприятствовали отобранным авторам в их творческой самопрезентации, что осталось много пожеланий принять участие в следующем семинаре, несмотря на достаточно жесткие оценки экспертов (которые, нужно признать, не были ни оскорбительными, ни беспочвенными). Атмосфера праздника, большого нужного дела, огромной ответственности в служении Слову поддерживалась как авторами, так и экспертами. При этом изумление тому, что в наше не слишком благоприятное для литературного творчества время возможно столь уважительное и проникновенное отношение к писательскому труду, не покидало великолепных залов до самого последнего присутствующего. Огромная благодарность всем, кто помог в организации этого праздника Северной Поэзии, состоявшегося в день рождения одного из первых русских выдающихся поэтов – Александра Петровича Сумарокова, чьё 300-летие праздновал весь литературный Мир нашего обширного Отечества».

Ольга Ильинская:

 

«Я литературную жизнь не люблю. Там все очень… пафосно. У всех миссия. Все загадочные, вдохновленные, волосы назад. А кто не пафосный и не загадочный, тот скучный или дома сидит. Или назойливый. Одна дама поэтическая как-то остановила меня посреди дороги и спела песню на свои слова. Поэтому на мероприятие «В начале было слово» я пошла без огонька в глазах. Но через пару часов втянулась и увлеклась.

Анатолий Ехалов придал встрече с авторами душевности, московский гость Владимир Личутин — близости к лучшим образцам, Виктор Бараков — класса, какой есть только у филологов, Александр Цыганов был добр и внимателен, а Роберт Балакшин стал адвокатом каждого автора.

Но, несмотря на эти бонусы, авторам влетело жёстко. Из-за этого в соцсетях они уже повозмущались, но кто-то уловил и главное: литература — дело серьёзное и ответственное, тут одними описаниями васильковых глаз не обойтись. Не могу сказать, впрочем, что вся критика была по делу. Когда московский гость начал упрекать жительницу Тарноги, что она не была в лесу и не знает, как плести косы, аудитория посмотрела на критика мрачно и без пиетета. Как было у поэтов, я не знаю, но, судя по доносившемуся смеху, весело и задорно. Очень приятным оказалось общение с Ольгой Фокиной, которая впечатлила меня своей энергией. Она всегда добра и отзывчива, но я восхитилась вчера её бодростью и стойкостью.

Организатор мероприятия Евгений Шулепов оказался на высоте. Он сделал все, чтобы гостям было комфортно. Во-первых, залы были полны и никто не сбежал — это показатель, ведь силой никого не гнали. Во-вторых, для умаявшихся авторов и экспертов подготовили не только чай-кофе, но и горячий обед из трех блюд, чтобы народ дожил до вечера. В-третьих, приятно, когда людям дарят хорошие призы и красивые букеты. И статуэтки у победителей стильные, тяжеленькие. К примеру, сезамовские синие двузубцы мне меньше нравятся».

Елена Титова:

 

«В минувшую (сумароковскую!) субботу в Вологде — на областном конкурсе «В начале было слово», инициатором которого выступил депутат Государственной Думы Евгений Борисович Шулепов. Первая региональная литературная премия! Рада за всех, кто прошёл в финал, за победителей, за тех, кто был, видел, слушал, узнавал, не соглашался, за всех, кто признавал ошибки, волновался и ощутил поддержку своих творческих усилий. Счастлива, что, благодаря такой встрече, смогла не по телефону сказать Ольге Александровне Фокиной о своём отношении к её книге «В нашу честь» . Сочувствую тем, кто не смог приехать, прийти в галерею «Красный мост» 25 ноября 2017 года. Надеюсь на то, что конкурс будет жить. Фото-мгновения и отдельные оценочные характеристики, прозвучавшие на семинаре по поэзии:
— Ваш мир — мир юного человека, ещё не оглянувшегося вокруг;
— свободный стих — форма для дисциплинированного автора;
— первую песенку, может быть, надо зардевшись спеть;
— не «закостенейте» в высокой позе интеллектуальной поэзии;
— с дороги в бессознательное сворачивайте хотя бы иногда на тропу сознательного и осознанного;
— стараетесь тонко работать, а где тонко — там и рвётся;
-читатель — это садист: искусного рая он не терпит;
-боитесь себя и одновременно не знаете, как из себя выйти;
— взять чужую форму и заполнить её своим содержанием в стихах не получится;
— надо много писать и быть трезвым;
— трафаретное стихотворение можно завершить так, что послезвучие всё же появится;
-спасибо за то, что стихи у Вас не женские, не мужские, а человеческие;
— есть живинка в каждом стихотворении — надо бы задышать в полную силу;
— не бойтесь плотной реальности — она заставит Вас раскрыть себя перед собой;
— хорошая русская речь в стихах нынче редкость;
-Вы не человек литобъединения — выдержите и книгу;
-ритмическая растяжка не должна переходить в привычный вывих;
— зависимость от ложной сложности;
— переживание остаётся на поверхности журналистского отклика;
— развивайтесь вглубь, вширь и ввысь».

 

Отзывы семинаристов и гостей конкурса:

 

#вологодскийстихоз
Осень дарит много приятных моментов. Одним из таких стал литературный семинар, организованный Союзом писателей России и Е.Б. Шулеповым. Может быть действительно власти и мэтры литературы решили повернуться к молодым (не по возрасту) авторам лицом? Я хотела получить ответ на этот вопрос и пришла туда «вольнослушателем», чтобы ещё и поддержать тех, кто вошёл в шорт-лист премии, особенно авторов, которые приезжают на слёты «Кружевного палисада» или печатаются на стене нашей группы и дружественной группы «Подножие Парнаса».
Как сказала Наталия Раменская из Бабаево, «в живую мы ещё краше и лучше». Так и есть. Обнимались, радовались друг другу, как дети или нет, как близкие люди. Переживали за каждого и в секции поэзии, и в секции прозы. Но это «семинаристы и вольнослушатели»….
#вологодскийстихоз
Ещё до семинара в кулуарах и соцсетях появились высказывания о том, — — что «настоящие поэты» в таких конкурсах не участвуют (из поста Светланы Абдуловой):
«Поразило мнение одного из «жюрителей»: «Подлинный поэт в таких конкурсах участвовать самовыдвиженцем не будет». Выходит, теперь любой, не участвовавший в конкурсе, может себя считать «подлинным поэтом»?! …. Удивило и ещё одно мнение. «Талант не надо поддерживать. Он сам пробьётся. Прорастет сквозь камень. И единственной поддержкой должно быть «правило пяти рукопожатий», то есть помощь в поиске связей». Каких связей? Родственных? Сексуальных? Выходит, поэт тот, у кого есть связи, а иными словами – блат, деньги, влияние, приятная внешность, умение общаться и подавать себя и что там ещё нужно для в нужное общество и результативного вращения в нём? Сам талант, как видно из цитаты, собственно говоря, и не нужен! Нужны связи! Дожили! Спасибо!
На мой взгляд, в любом конкурсе много разного. Задача жюри – отделить зёрна от плевел, а не оскорблять участников. От этого люди, не достигшие высот таланта, хуже не станут, а хамство , простите, мнение! критиков останется при них же…»;
— что литературные тексты не очень-то и хороши и выбирать не из кого (Людмила Мартова):
«…Вначале поставленная задача не казалась мне трудной — выбрать 10 человек в шорт-лист. Однако с первого захода не получилось. Я лихо отобрала три действительно хороших ( с моей точки зрения) текста и задумалась. В голове бились с детства знакомый культурный код «поздновато начинаете» и бессмертный, хотя и некультурный шедевр моего мужа «все, бл…, вокруг писатели».
Пошла на второй круг. Отобрала ещё два текста. Пожалела, что не курю. Схалтурила, включив в список второе произведение уже отобранного писателя. Стало шесть. Возблагодарила бога, что я не литературный критик. Оставшееся пошла читать по третьему кругу.
В общем, поставленную передо мной задачу я выполнила (проклятый перфекционизм помог), но в результате произведённых действий по намыву золотого песка, результат оказался предсказуемым с самого начала. Писатель там, по большому счёту, один…
И в заключение ещё раз мое «особое мнение». Талант не надо поддерживать. Он сам пробьётся. Прорастет сквозь камень. И единственной поддержкой должно быть «правило пяти рукопожатий», то есть помощь в поиске связей. Если «талант» пробиться не может, то значит, ему и не надо. Точнее, читателю не надо. А Проза.ру все стерпит.
PS я злая, да»;
— добила фраза брошенная жюрирующим на секции прозы — «радуйтесь, что попали сюда, лучшие тексты выбрали из ПЛОХИХ»
Нет, лицом к нам так и не повернулись. Кто и как выбирал в лонг-лист, а потом в шорт-лист, мне не понятно…потому что многих сильных авторов убрали, а вместо них поставили слабых, которых потом же и ругали за их слабые тексты…
Я лично двумя руками была за Наталию Раменскую, Леонида Лешукова, Людмилу Кузнецову, Наталью Носову, Любовь Лихоманову, но где Евгений Елисеев, Алла Воробьёва, Ольга Кульневская, Ольга Лаврова, Нина Гаврикова?
Вопросов много…победитель, например, послал два разных варианта стихов на сайт…второй был намного сильнее первого…подсказали?
Ответов не нашла, но если не задавать вопросов, то всё было на высшем уровне — и музыка в самом начале, и обстановка, и доброе отношение помощниц Е.Б. Шулепова, и искреннее желание жюри помочь поэтам/прозаикам и «вольнослушателям» понять свои ошибки, выбрать нужную колею творческого развития…
Поздравляю лауреата в номинации «Малая проза» — Людмилу Кузнецову!
Поздравляю всех финалистов, особенно из тех, кто в группе палисада! Горжусь каждым!
Просьба к тем, кто был на семинаре поделиться своими впечатлениями в комментариях.

https://vk.com/album-65314478_249348551

 

2

Алла Воробьева

Были приятные моменты — много подчерпнула умнополезного для себя. НО! согласна с Натальей во многих местах…. (оформить собственный пост пока не в состоянии — в голове полный винегрет от всего увиденного и услышанного…) но обсуждение последнего номинанта в разделе поэзия — обсуждение «плохозарифмованногонечто» — сам ВЫБОР подобного «творчества» — сорри, но просто плевок в душу людям действительно пишущим достойно.
P.S.я тоже иногда бываю злая, да.(С)

Нравится4Показать список оценивших

25 ноя в 20:55

Ответить

 

Александр Соколов

Сегодня 25.11.2017 года посетил Фестиваль-конкурс «В начале было слово» секцию — семинар поэзии. Да прием авторов и гостей устроителями конкурса в Галерее «Красный мост» действительно был радушный, тёплый, что поднимало настроение , располагало к работе.
Но я присутствовал, как вольный слушатель, и только записывал некоторые высказывания членов жюри, так как это мне может пригодится и в работе и в своём творчестве.
Сложилось впечатление, что жюри для конкурса отбирало работы (умышленно или не умышленно) только слабые, чтобы на них показать ошибки и недостатки начинающих авторов. И рассматривались работы авторов то же в определенной последовательности: от худшего к лучшему. Может быть так и надо, что бы наглядно можно было видеть положительные и отрицательные стороны творчества и сравнивать.
Как отметили критики у Дарьи Вологиной , студентки первого курса филфака, которая начала писать стихи недавно, недостатков много. Но она автор начинающий и у ней всё впереди.
Другое дело отметили критики Виктория Кушина, она то уже пишет давно, закончила университет, и должна бы уже набраться опыта. Однако этого опыта не добрала.
А ошибки и недостатки почти, как показалось мне, у всех авторов похожие: слабые рифмы, сбои ритма; мало искренности и непосредственности в стихах, внутренний мир лирического героя(автора) не имеет выхода во внешнее пространство, то есть замыкание автора на внутреннее я; абстрактность и обобщенность образов, вторичность текстов, по текстам не возможно идентифицировать автора; авторы любуются миром, созерцают его; нет сюжетно-поступательного движения в стихах; любование собой и своим творчеством; пафосность; затянутость повествования; нет особо интересной философии, духовности; фрагментарность текстов, то излишняя детализация в текстах, нарочитость, мысли не доведены до совершенства.
И я понял одно (хотя знаю это уже давно): то, что пришло сверху от Бога – это еще не стихи,
эти строчки, как кости, должны обрасти мясом, но не жиром. Потому автор должен дать стихам вылежаться. Или поделится своим произведением с другим более опытным автором (авторами), который (которые) и подскажут, что в стихотворении не так, и как это поправить.
Ясно одно, что семинар несет на себе положительное влияние, на обсуждаемого автора и на слушателей (обучающий момент). Мне, как педагогу ведущему курс «Как писать стихи», и как автору, было интересно, полезно услышать точки зрения разных критиков по одному и тому же произведению автора.
Хотя они порой мало в чем отличались. Если только дополняли, но не были полярными.
Уже зная творчество многих авторов по группам Вологодскому стихозу, Подножию Парнаса, СЛОВО, я отдавал предпочтение
Людмиле Кузнецовой (г.Сокол), Леониду Лешукову (г.Никольск), Наталии Раменской (п.Бабаево), Наталье Носовой (г.Грязовец), Татьяне Кудряшовой (г.Сокол) и крайний случай – Олег Сметанину (Вологда) – это по поэзии.
Я ушел с мероприятия до награждения победителей и призеров.
Из моих предпочтений ничто не совпало. Единственное, что совпало то по малой прозе — Людмила Кузнецова . Нужны ли такие семинары? Да нужны. А вот отбор произведений и и авторов произведен не совсем верно.Если была цель выявить молодые таланты. То это должно было оговорено в положении — авторы до 35 лет.

Нравится9Показать список оценивших

25 ноя в 21:50

Ответить

 

Наталья Самойленко ответила Александру

Александр, вы наверно ушли раньше, до последнего участника…там был финиш(((

Нравится1Показать список оценивших

25 ноя в 22:08

Ответить

 

Александр Соколов

Я ушел — не выступала Раменская и еще Носова

НравитсяПоказать список оценивших

25 ноя в 22:17

Ответить

 

Алла Воробьева ответила Наталье

Наталья, это был не просто финиш… для меня это было крушение всех иллюзий (кои ещё теплились в глубине души))))

НравитсяПоказать список оценивших

25 ноя в 22:17

Ответить

 

Александр Соколов

Ну вот, я травму не получил! Ушёл вовремя!

Нравится2Показать список оценивших

25 ноя в 22:18

Ответить

 

Наталья Самойленко ответила Александру

Александр, Раменская, Носова и… есчё одна

НравитсяПоказать список оценивших

25 ноя в 22:21

Ответить

 

Александр Соколов

А да, вижу в списке!

НравитсяПоказать список оценивших

25 ноя в 22:22

Ответить

 

Александр Соколов

Выше нос! завтра СТИХОЗ!

Нравится2Показать список оценивших

25 ноя в 22:23

Ответить

 

Наталья Самойленко ответила Александру

Александр, кто бы унывал… всё замечательно, что замечено и отлично, что может отличаться)))))

НравитсяПоказать список оценивших

25 ноя в 22:38

Ответить

 

Наталья Самойленко

МНЕНИЕ от ЛЮДМИЛЫ ПОЛЕВИКОВОЙ:
«Станем ли мы писАть после этого мероприятия? Станем! Будем ли мы писАть лучше? Возможно!
Полезен ли семинар? Необходим!
Болезненна критика? Несомненно! Ведь мы гении! А разбор полётов ранит наше самомнение!
А чтобы «наросло мясо на костях костях», надо им правильное питание. Я согласна с Александром Ивановичем. А » Стихоз» наше убежище, я имею ввиду встречи. Критику все воспринимают болезненно , но ведь критикуют тоже не всех, а только тех , кто взбудоражит критика, заденет его чем -то за живое, так что надо гордиться, что тебя заметили. Что касается организации семинара, всё было достойно организовано. Критики вполне адекватные люди! Конечно, в таких конкурсах уже заранее выбраны победители, сомнений в этом нет. То, что не все работы были прочитаны членами отборной комиссии и жюри , это очевидно! Возрастное разграничение необходимо. Моё мнение — относитесь к жизни с юмором! Это такая замечательная штука! Поздравляю всех и победителей, и участников, и вольнослушателей, благодарю Евгения Борисовича Шулепова, организаторов и жюри. Желаю, чтобы конкурсы продолжались!»

Нравится7Показать список оценивших

26 ноя в 8:47

Ответить

 

Антон Тюкин

Нормальный семинар… Всё было бы хорошо, если бы не ХАМСКОЕ ЗАВЕРШЕНИЕ с призывами «противостоять» всему цивилизованному миру и традиционным «за родину, за Сталина»! Знал ведь куда шёл! Союз писателей России — всем известное «гнездо» записных «совков» и «черносотенцев»! Быть у воды, да не напиться? Нельзя! Нельзя побывать в черносотенной компании и не услышать погромных речей! Словом, «вишенка на тортике» удалась на славу!.. Кстати, где эти самые старцы отрыли проповедь на телевизоре чего-то крамольного с точки зрения их «скрепоносных» взглядов? Там уже давно одни Соловьёв с Киселёвым — такие же мракобесы, как и они, просто более можно одетые!)))) И ещё: не хотят и не будут НОРМАЛЬНЫЕ дети читать ни «Сын полка», ни книжку Мелёхиной — всё это выброшенные на ветер деньги. Молодое живёт современной трудной, но ЖИВОЙ реальностью со своими смартфонами, узкими джинсами и кроссовками на снегу. Думаю, что Мелёхиной надо было выполнить просто идеологический заказ БЕССМЫСЛЕННЫЙ и БЕСПОЩАДНЫЙ, чтобы получить денег потом на настоящую книгу (журналист — профессия сложная, за несогласие с начальством и турнуть с работы могут). Не всем же идти в диссиденты… Десять лет учился в школе со стендом героя ВОВ лётчика Талалихина (1979-89, школа № 8 СЖД, ныне № 39), и за 10 лет НИКТО, в том числе и я, не подошёл к этому стенду и не прочёл на нём никакой текст! Почему? ВОВ была самая казённая и скучная тема истории СССР. Только Виктор Суворов расшевелил эту тему своими книгами. Но ведь он у нас не «скрепоносный», почти «враг народа», за обнародование мнения которого нынче могут и посадить по статье УК РФ за «оправдание фашизма»…))))

Нравится2Показать список оценивших

26 ноя в 9:37

Ответить

 

Ольга Кузнецова ответила Наталье

Наталья, Людмиле Полевиковой: да, вы абсолютно правы. Премия Е.Б.Шулепова назначалась организатором и экспертами — это право организатора. А семинары — это отдельные мероприятия.

Нравится1Показать список оценивших

26 ноя в 14:18

Ответить

 

Наташенька Мошникова-Раменская

Мое мнение, как участника — понимаю, что тоже довольно субъективное.
В первую очередь для меня это — Событие. Это ощущение праздника, встреча с единомышленниками (именно с единомышленниками, а не с соперниками, как это предполагает сама идея конкурса). Приятная атмосфера без излишнего официоза, радушный прием, приветливые организаторы, даже юные художники — все это как-то располагало к тому, что мне было комфортно, уютно. Это первичное, внешнее.
Дальше то, за чем я, собственно, и ехала на семинар — это разбор стихов. Очень грамотная и внимательная команда экспертов, и даже то, что для тех участников, кто, как я, остался на конец дня, у экспертов не было достаточно времени для обсуждения — не критично. Я внимательно слушала обсуждение всех авторов, делала для себя выводы, получила в любом случае нужные и полезные знания и информацию к размышлению.Согласитесь, нам всем есть чему учиться в плане стихосложения, ни у кого нет безупречных текстов.
Немного несправедливым показался «каток», которым прошлись по творчеству Виктории Кушиной за ее «готические», я бы сказала, стихи. Мне кажется, можно подсказать автору, КАК писать, но нельзя диктовать — О ЧЕМ.
Ну и сам конкурс… все-таки, семинар и конкурс для меня воспринимаются достаточно обособленными друг от друга событиями… Конечно, можно задаться вопросом, почему лучшим называют автора, в стихах которого даже такому как я «не филологу» бросаются в глаза рифмы» Кобзон — парусов, травой — землей, всегда-никогда».. А можно и не задаваться этим вопросом, ибо — смысл? Конкурс прошел, дипломы розданы. А если ездить на конкурсы только за наградами — вот верный способ быть вечно разочарованным. Ведь если пишешь от души, то никакие конкурсы и награды не заставят писать лучше, равно как и отсутствие их не отобъет желание писать, если оно есть, если это внутренняя потребность. У меня вот как-то так)

Нравится8Показать список оценивших

26 ноя в 14:58

Ответить

 

Наташенька Мошникова-Раменская

И конечно, я была очень рада встретить в реальности тех людей, с которыми уже долгое время общаемся в интернете, и еще — познакомиться лично с Ольгой Александровной Фокиной. Это живое общение дорогого стоит)

Нравится4Показать список оценивших

26 ноя в 15:05

Ответить

 

Алла Воробьева ответила Наташеньке

Наташенька, мы, вольные слушатели уж тем более шли не за «слонами», а как раз за знаниями. Но все же есть ооогромная разница, как эксперты разбирали откровенных слабачков (проговаривая им прописные истины — вплоть до элементарных правил русского языка), скучно и вяло. И как » вкусно» они оживлялись в обсуждении сильных авторов! Как бурно начинали спорить даже друг с другом! В ход шли «высокие материи», философия, местами теософия, восточные культуры, православие…. Вот за этим мы шли. А как раз этого было мало, ибо сильных авторов прошло раз два и обчелся…. К сожалению.
…а правила русского языка, это, кому надо, и по учебникам в памяти освежили бы

Нравится2Показать список оценивших

26 ноя в 15:29

Ответить

 

Наташенька Мошникова-Раменская ответила Алле

Алла, в этом отличие меня, как представителя глухой провинции, от вас — вам есть с чем сравнивать, все-таки у вас подобного рода мероприятия случаются почаще)
А у нас все обсуждения сводятся к тому, что «кукушка хвалит петуха…», наверно, поэтому мне все было интересно. Хотя бы уже потому, что никто никого не хвалит) Вопрос объективности отбора претендентов как-то и вообще не встал. Хотя разница в уровне заметная, это да.

Нравится4Показать список оценивших

26 ноя в 15:41

Ответить

 

Елена Титова

Если вникать в кухню конкурса, то многое, наверное, покажется несправедливым, кого-то задевающим… Если кухню отбросить в сторону (а к чему она? блюдо уже и подано, и съедено), то главное ощущение-впечатление: всё состоялось, молодцы и организаторы, и галерея «Красный мост» (не очень поняла, почему не дали в самом начале слово Л.Д. Коротаевой), да и все, кто поддерживал выступающих, и сами участники — на высоте были! Семинар по поэзии был очень полезным для участников, слушателей, для тех, кто не попал в шорт-лист. Наиболее удачная — мощная! -часть этого семинара — до 12.00; потом как-то устали, торопились, сокращали свою речь, быстро переходя к общим пожеланиям или (М.И. Карачёв) повторялись, кружили вокруг одного замечания. Но хорошо, что эксперты не всегда соглашались друг с другом, парировали или корректировали оценку коллеги. Получался объёмный взгляд на одно и то же произведение, на подборку. На прозе была мало (с 13.00 на двух обсуждениях — Л. Кузнецовой и А. Махлиной): показалось, что эксперты часто отвлекались в сторону, шутили не в тему. Более серьёзно и аргументированно обозначали своё отношение к тексту Цыганов А.А. и Бараков В.Н. Рада за всех лауреатов, а не только за победителей! Надеюсь на то, что конкурс повторится в следующем году, и оба предложения В.Н. Баракова будут учтены.

Нравится5Показать список оценивших

26 ноя в 20:19

Ответить

 

Любовь Лихоманова

Пошли вторые сутки окончания заседания ВЧК (Вумной оЧень Комиссии),а у меня ещё всё внутри «трУсится».Уговариваю себя,что может быть я и дура,но не настолько же… И чо я распиналась перед читателем,чё описывала случаи из своей жизни,и жизни своих знакомых? Товарищ Балакшин Роберт Александрович заявил,что все сюжеты (из моей жизни!) терты -перетерты…Оказывается,даже глубоко личная жизнь у всех одинаковая…???? Ещё он «ругал» всех семинаристов,что мы «нерусские» в своих произведениях.Мне,например,досталось за то,что назвала рассказ «Мачо»-надо было назвать как-то типа «крутой мужик».Очень объективными и честными и умными и тактичными были комментарии и оценки профессора Баракова Виктора Николаевича,бесконечно терпимым,доброжелательным и мягкими были замечания и оценки Цыганова Александра Александровича.Спасибо им огромное за терпение и доброту.Московский уважаемый гость Личутин Владимир Владимирович нас не жалел( наверное,поделом!)-русского языка не знаем,и многословим,и не те слова употребляем и т.д и т.п.,но справедливости ради,надо сказать,что потом некоторым «безутешным» дарил свою книгу о правилах русского языка.В спор не вступал,аргументы не слушал и гнул свою линию.. из чего я сделала вывод о полной своей ничтожности как прозаика,увы…А певцу деревни Ехалову Анатолию Константиновичу вообще (как показалось мне) по-барабану были наши разборки,во всяком случае,заинтересованности и блеска в глазах (даже когда разбирали тексты деревенской тематики) я не заметила….Мне показалось,что он просто отбывал обязаловку..

Нравится2Показать список оценивших

26 ноя в 20:38

Ответить

 

Любовь Лихоманова

Продолжение следует…
Вообще,как показалось мне,все победители были решены уже за неделю до семинара.По иронии судьбы,в победителях оказались те,кого в «пух и прах» разносило жюри…Как-то странно… Ну, а теперь о хорошем: мне очень понравилась организация конкурса,отношение к участникам,забота,которая выражалась даже в мелочах. Доброжелательность всех зашкаливала…Я такое отношение редко вижу в нашей жизни.Спасибо Евгению Борисовичу, его помощникам,всем организаторам семинара. Спасибо судьбе за личную встречу с любимой с юности Ольгой Фокиной, её непосредственность и открытость приятно поразила.Никакой звёздности,никакого пафоса-Ольга Александровна запросто обедала с нами,простыми смертными, за одним столом,слушала наши стихи,читала свои.Я была просто счастлива!!!» Ещё раз низкий поклон ВСЕМ,кто задумал,осуществил и подарил нам радость общения и познания нового!

Нравится5Показать список оценивших

26 ноя в 20:51

Ответить

 

Александр Сушков

https://www.youtube.com/watch?v=D5MPDccSiNY
смотреть с 30-й секунды.

0:48

 

НравитсяПоказать список оценивших

26 ноя в 22:10

Ответить

 

Галина Фабрициус

Попросили ? Скажу свое личное мнение о семинаре. Не тряслась и не боялась ведь на каждый из рассказов я потратила по шесть восемь часов всего. Так на одном дыхании наваяла в шутку, а филолог проверила да по моей просьбе и выставила. Конечно очень хотелось проскочить до первой премии и она бы меня убила на повал. я бы тогда сразу начала писать более серьезные вещи (знаю про свой край много). Теперь буду учится общим повествованиям не противоречащим московским знатокам нашей деревенской жизни. Вот так и забивают московским выговором точные деревенские определения. Что о семинаре сказать: так это малая часть от семинара. То есть прошла разборная часть, учебной части и тренинговой не было. Мы не потренировали не языка не мозгов. Один из комисии наругает другой утешит третий ошибки подсчитает, четвертый скажет писать вам нужно.Понравился, всем Цыганов Александр Александрович. Без лишних оскорблений текстов и их авторов, он каждому по каждому произведению дал ценные рекомендации и характеристики. Похоже, что он один тщательно изучил то, что представили соискатели. Ценные определения и пояснения, дал критик прозаик Бараков Виктор Николаевич. Как лучше изложить и донести до читателя наши тексты, что бы простые тексты стали ПРоизведениями. Ехалов Анатолий Константинович давал обобщенные наставления, утешал, что наверстаем усердным трудом и учением, упущенное время познаний русского языка. Сетовал, что в текстах нет упоминаний о росийской принадлежности, нет национальной индивидуальности. Личутин Владимир Владимирович откровенно куражился над нашей убогостью изложений текста, над нашим более древним языком, чем МАсковский, над подачей текста На прямую, как говорили наши деды, баУшки (да вот именно не, как принято бабушки).

Нравится1Показать список оценивших

26 ноя в 23:32

Ответить

 

Галина Фабрициус

Я благодарна, что меня заметили,пригласили. Понравилась организация семинара, да и то сказать 10 лет не было. Хотелось бы, чтоб каждый год состоялся такой и более насыщенный семинар. Желаю Организаторам хорошего здоровья и настроения на дальнейшую поддержку творческих усилий в раскрытии красоты нашего северного края.

Нравится3Показать список оценивших

26 ноя в 23:49

Ответить

 

Леонид Лешуков

Семинар мне понравился: я хотел услышать других, увидеть старых и обрести новых соратников, желал услышать мнение авторитетного жюри и мнения коллег о своём творчестве. Я это получил и доволен.Мне были нужны и теплые слова и объективная критика. Главное: это наше содружество.Опыт придет. А премия?! Повезет: заработаем. Что зря рубахи рвать на груди! Всем вам творчества благодарного. Милых дам поздравляю( пусть и с задержкой) с Днем Матери! Счастья и любви!

Нравится6Показать список оценивших

26 ноя в 23:49

Ответить

 

Ольга Маркушина

Сразу скажу: все понравилось. Уровень мероприятия был очень высоким. Это СОБЫТИЕ. Дай-то бог, чтобы стало оно регулярным! Чтобы собирало в такой вот дружеский круг авторов региона. Ну а вопросы, которые возникли — так это же хорошо! Значит, равнодушных не было, а были люди заинтересованные, болеющие душой за общее литературное дело. Лично мне стало ясно, что надо возрождать институт редакторов. И, думаю, не мне одной. Стихоз отреагировал мгновенно, что не может не радовать.
Ехала на мероприятие с неким волнением, но расслабилась, когда увидела множество родных и знакомых лиц ))
Поздравляю лауреатов!
Друзья, всех нас с большим почином!

Нравится2Показать список оценивших

27 ноя в 11:18

Ответить

 

Людмила Кузнецова ответила Любови

Любовь, я думаю, что А.Ехалов не столько был равнодушен к мероприятию, сколько чувствовал себя не очень хорошо. Он же совсем недавно делал операцию на сердце, да и видно было, что он достаточно устал. Московского гостя, соглашусь, можно было не приглашать. ничего полезного не услышали, ну , разве что веселил всех, разряжал обстановку. Но ведь и возраст тоже, 1940 г.р. Ему не только все сюжеты у меня избитыми и затасканными ( а так же кражи и убийства в детективе ) показались, у него вся жизнь в сплошных повторах. Так что, я на его «пух и перья» даже не обратила внимания. Не стоит категорично прислушиваться ко всему и всем подряд. И проза у Вас, пусть мемуарная, основана на воспоминаниях, но получатся. Легко читать.

Нравится2Показать список оценивших

27 ноя в 13:06

Ответить

 

Любовь Лихоманова ответила Людмиле

Людмила, спасибо за утешение,но хотелось конструктивных советов и от него….

Нравится1Показать список оценивших

27 ноя в 16:40

Ответить

 

Александр Сушков

Прочитал конкурсные работы Лауреата в Поэзии — Сергея Корчнева. Понравилось. Хотя он по стилю — далеко не начинающий
По образности его произведений — моих «цеплялок» совсем немного, лёгкие неточности случаются, но все они окупаются законченностью образов, неуклонным развитием сюжета и точной мыслью («моралью») финала. К слову, и с рифмами — порядок.
Некоторые из соискателей, даже из не вошедших в полуфинал, пишут не хуже лауреата (впрочем некоторые финалисты,на мой вкус, слабее некоторых полуфиналистов и некоторых «вообще пролетевших»).
Вполне заслуженная награда!
Всем участникам мои поздравления «с наукой».
В данном обсуждении промелькнула банальная уже, но многими «самсебегениями» отрицаемая мысль — о пользе замечаний искушённых читателей (читай — «критиков»), которые не обязательны к исполнению, но обязательны к детальному анализу автором.

Нравится1Показать список оценивших

27 ноя в 19:33

Ответить

 

Наталья Самойленко ответила Александру

Александр, прочитали и первый и второй варианты? И еще попыталась найти «самсебегения» в комментариях и не нашла…все говорили о пользе семинаров…или я что-то пропустила?

Нравится1Показать список оценивших

27 ноя в 19:37

Ответить

 

Александр Сушков ответил Наталье

Наталья, прочитал на личном сайте Шулепова в разделе «Конкурсные работы». Это который 1-й или 2-й?
Прошу прощения за непонятки» — самсебегении» — это не из конкурса и семинара…это из прошлых литперепалок в группе, т.с. «собирательный образ».
К слову, не все из этого топика, однозначно оценили стопроцентную полезность этого конкретного семинара

НравитсяПоказать список оценивших

27 ноя в 19:49

Ответить

Наталья Самойленко ответила Александру

Александр, вот посылаю оба варианта. Первый оправлен в самом начале конкурса, без фотографии и стихи апрель и ранее 2017г., второй отправлен почти в конце конкурса, может его Вы и читали. Стихи намного лучше…. вдруг, через месяц. Я могу быть не правой или предвзятой, но на мой взгляд были среди номинантов и пролетевших на голову выше…

e329d6f634feee01c535940c88a9d4bf.doc

201 Кб

5c3932fbf41bd0bb50a92495533809c5.pdf

278 Кб

Нравится1Показать список оценивших

27 ноя в 19:59

Ответить

 

Наташенька Мошникова-Раменская ответила Александру

Александр, рифмы » дома — кита «, «стихами — слезами» — порядок?
Мда…

НравитсяПоказать список оценивших

27 ноя в 20:57

Ответить

 

Александр Сушков ответил Наталье

Наталья, судя про всему — это разные подборки. Может кто-то и помог советом или делом…. Только гадать остаётся. Видимо в пределах срока предоставления работ жюри (!)допустило возможность замены…Вы хотите с ними поспорить? Ваше право.
Эта конъюнктурная внутриконкурсная кухня и мне знакома, по многим фестивалям. «Кто платит, тот и заказывает!»(с) (к слову было раз, что честный член жюри поведал про американские рубли приносимые в жертву первенства отдельного номинанта ).

НравитсяПоказать список оценивших

27 ноя в 20:58

Ответить

 

Александр Сушков ответил Наташеньке

Наташенька, ну…всё таки два десятка произведений зАраз, может что и проглядел…
повторюсь — понравилось…По любому — человек не стихоплёт, а Поэт, как и многие-многие из номинантов. А хуже-лучше — это к жюри, пжлст!

НравитсяПоказать список оценивших

27 ноя в 21:02

Ответить

 

Наташенька Мошникова-Раменская

Александр, да о «хуже-лучше» и речи не было. Я о таких вещах, как поэт или стихоплёт вообще не рассуждаю, это всё достаточно условно, на мой взгляд. Я о самом простом, что в глаза бросается — рифма там, слоги посчитать… то, чему в школе учат.
Как бы получается, что пока ты начинающий, тебя за такие чисто технические погрешности «в хвост и в гриву», а если ты уже лауреат, то на это можно и глаза закрыть )
И к жюри у меня нет вопросов. На то они и жюри.

Нравится1Показать список оценивших

27 ноя в 21:49

Ответить

 

Александр Сушков ответил Наташеньке

Наташенька, Могу и «закрыть глаза», но не по конъюнктурным причинам, а… скажем если сравниваю стих «ниочём» с точными рифмами…. и стих «нерв», стих «откровение» с разными диссонансно-ассонансно-неточными…

Нравится1Показать список оценивших

27 ноя в 21:58

Ответить

 

Наталья Самойленко ответила Александру

Александр, спорить бессмысленно…нужно было там быть, чтобы слышать, что жюри похвалили данного автора только за Валаам (вообще не спорю)…но выбор был сделан не теми, кто проводил семинары…я тоже за ассонансы и неточные рифмы…они богаче, чтобы сейчас ни сказали любители точных рифм в ответ…их не замечаешь, когда по делу…но моё сердце ни разу не стукнуло о «картошке», «плацкартном вагоне», «цыганке» — обычные пересказанные рифмой истории (нарративная поэзия), но слишком длинно, нудно и лучше бы звучало в прозе…повторюсь, это моё мнение…разговоров будет много, вопросов море, но здесь пора закрывать мельницу, а то в пыль измелем, то послевкусие, что осталось от семинара…

Нравится3Показать список оценивших

27 ноя в 22:53

Ответить

 

Александр Сушков ответил Наталье

Наталья, согласен…про споры. Замечу только, что я и не позиционировал творчество лауреата (см.выше) как лучшее из всего представленного на конкурс.
Кроме того к самому конкурсу по типу «имени мецената» изначально отнёсся скептически, подозревая в нём «для галочки» и прочие «пружины» административного свойства.
Впочем… если участники извлекли из него положительный опыт, как литературный, так и житейский — это хорошо и полезно…и «флаг в руки»!

НравитсяПоказать список оценивших

27 ноя в 23:31

Ответить

 

Александр Быков

Ох, я со своей деревенской жизнью и утками пропустил это мероприятие. Наверное я бы тоже пролетел, раз в жюри оказались все эти люди. Коротко, половина-сами писать не умеют, а других судят, а автор кучи «женских романов» Мартова со своим снобизмом- тот еще графоманище… впрочем, именно такие сейчас и в тренде. В заключении предлагаю всем заинтересованным прочитать 1 Псалом, думаю, станет легче и многое понятнее: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет»

НравитсяПоказать список оценивших

 

Андрей СМОЛИН:

«ПОСЛЕСЛОВИЕ К БОЛТОВНЕ НА ТЕМЫ СЕМИНАРА

Что-то много всяких возбуждений по поводу прошедшего семинара начинающих литераторов. А что случилось-то? Неужели кто-то думает, что литературная Вологда получила новый толчок в своём развитии?
В прежние времена такие семинары (или совещания) были нужны, чтобы не выявить какой-то новый, неожиданный талант, а наоборот, утвердить лучших в звании профессионалов литературы. Так было всегда. Все члены Вологодской писательской организации последних десятилетий были рекомендованы на подобных семинарах в члены Союза писателей. То есть фактически признаны состоявшимися литераторами.
Я не прочитал все рукописи, но из того, что прочитал, смог бы смело рекомендовать в члены Союза писателей только Людмилу Кузнецову. При этом как поэта. Остальные, вероятно, даже не очень молодые (мягко сказано), не обладают той мерой таланта, которая будет способствовать их профессиональному росту в литературе. Ведь главный критерий тут не простое желание сделать себе имя на литературном поприще, а желание сказать миру новое слово. Либо быть настолько цельным в стилевом плане, чтобы читатель мог сказать, что это выдающийся поэт или прозаик.
Чего не было, того не было. Получился такой весёлый карнавал графоманов, но уж никак не поэтов (Александр Сушков пошутил, известно его чувство юмора). Ребята, поэт – это «продукт» единичный и уникальный, остальные просто стихослагатели. В лучшем случае. Большинство и на это не тянут.
Ну и не надо было выявлять победителя в поэзии. На сегодняшний день нового поэта у нас не появилось. Либо он оказался где-то вне рамок данного совещания. Остальное уже скучно».

 

Евгений ШУЛЕПОВ, депутат Государственной Думы:

 

«Мы работали в двух секциях – «Поэзия» и «Проза». Обсуждали произведения авторов, вошедших в шорт-листы. Каждое стихотворение и рассказ подверглись доскональному литературному анализу!

Я был на обеих секциях, вместе с авторами переживал. Эксперты, конечно, никого не жалели. Высказывались прямо, порой даже жестко. Задача была не расхвалить кукушке петуха, а дать ценные рекомендации начинающим поэтам и писателям. Поэтому члены жюри провели огромную предварительную работу, каждую рукопись под микроскопом препарировали. И, как оказалось, именно это было нужно авторам. Никто не обиделся на критику, наоборот, записывали советы жюри, стараясь ничего не упустить.

Интересно было не только самим авторам, но даже тем, кто пришел в качестве зрителей. Потому что в ходе анализа текстов говорили в целом о языке, умении работать со словом, рассуждали о литературных традициях, вспоминали произведения классиков, и, конечно, поднимали вечные темы. Так что разговор получился о жизни и о многом заставил задуматься.

Благодарю экспертов – членов Союза писателей России, известных и любимых нами поэтов и писателей, уважаемых литературных критиков, преподавателей-филологов за огромный труд и ответственный подход к делу!
Не могу не назвать их поименно!
Итак, нашими экспертами были:
Балакшин Роберт Александрович, прозаик, публицист, лауреат Государственной премии Вологодской области по литературе;
Бараков Виктор Николаевич, литературный критик, прозаик, член Совета по критике Союза писателей России, доктор филологических наук, лауреат всероссийской литературной премии имени Н.М. Рубцова «Звезда полей»;
Цыганов Александр Александрович, прозаик, лауреат Государственной премии Вологодской области по литературе;
Ехалов Анатолий Константинович, прозаик, лауреат Государственной премии Вологодской области по литературе;
Личутин Владимир Владимирович (город Москва), прозаик, лауреат Государственной премии Правительства РФ;
Карачёв Михаил Иванович, поэт, Председатель правления Вологодской писательской организации, лауреат Международного московского поэтического конкурса «Золотое перо»;
Фокина Ольга Александровна, поэт, лауреат Государственной премии РСФСР;
Лютый Вячеслав Дмитриевич (город Воронеж), председатель Совета по критике Союза писателей России, заместитель главного редактора литературного журнала «Подъем»;
Иванов Геннадий Викторович (город Москва), поэт, Первый секретарь Союза писателей России;
Никитина (Чурбанова) Инга Александровна, поэт, кандидат филологических наук.

А начинающих авторов благодарю за желание учиться, умение адекватно воспринимать критику и высокую подготовленность к семинару. Мне было особенно приятно, что наши авторы прочли произведения друг друга, переживали за коллег по литературному цеху, поддерживали. Не было никакого самолюбования, эгоизма и хвастовства. Я увидел дружную команду творческих людей, которые друг за друга горой. Вот какой объединяющей силой обладает Слово!»

Subscribe
Notify of
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments