Вологодский литератор

официальный сайт
14.10.2017
0
43

Василий Дворцов: «…ПЕРЕХОДИТЬ В ТРЕТЬЕ ИЗМЕРЕНИЕ»

Писатель, как это было во все времена, берет на себя многотрудную ношу осмысления отечественной истории, познания культуры, прежде всего, своего народа. Сопереживание открывает ему сокровенное этого мира.

Обвал грамотности и повальное мелкотемье в новой, молодой литературе по всей России – как результат произошедшего разрыва поколений, этакое профессиональное сиротство, когда старшее поколение мастеров оказалось искусственно замкнуто, изолированно и не может передавать младшим ни ремесленные наработки, ни духовные заветы. Сегодня многие из ребят искренне пытаются рассказывать, что у них не было учителей, что они не ходили в литобъединения, не увлекались творчеством еще живущих и активно пишущих поэтов и прозаиков, а вроде как до них были только Пушкин и Лермонтов. Но ведь литературный процесс жив именно прямым непрерывным рукоположением: как в Церкви – Христос возлагал благословляющую руку на головы апостолов, от апостолов рукополагались епископы, от тех – священники, так и в литературе – всегда есть школы, есть течения и направления, и Пушкину нужен был Державин, как Гумилеву Анненский. Иначе любое дело не поднимается из дилетантизма, где успех и неуспех всегда случайны.

Кто помнит слова Льва Толстого: «Из средних писателей – женщины лучше, потому что честнее, непридуманнее»? Сегодня Россия переживает бум женской поэзии. Такого количества прекрасных поэтесс, одновременно работающих, в русской литературе еще не было, и это явление требует осмысления. Критики молчат, видимо, боясь обвинений в гендерной нетолерантности. А по-моему, это один из признаков, из грозных признаков формального неразвития русской поэзии, ее затянувшегося застоя. За что я обвиняю поэтов-мужчин: ибо, к сожалению – и недоумению, наши ведущие поэты-мужчины не реагируют на смену ритмов и мелодий мира, продолжая просто множить размерные модели, матрицы и патрицы эвергринов (незабываемая старая мелодия. – Ред.), сложившиеся к середине прошлого века. Почему виноваты мужчины? Дело в том, что женское сознание не создает новых форм, для него это неестественно, женщина в искусстве заполняет уже готовые формы эмоциями, причем естественно яркими, открытыми, эмоциями прекрасными. И это хорошо. Но, кроме первопроходничества, от женского творчества мы не можем ждать и эпичности. Ольги Берггольц рождаются не в каждом поколении. А вот от мужской поэзии нужно требовать всегда большего, нужно требовать подвига. То, что дозволено женщинам, мужикам это маловато.

Продолжение — на сайте ? http://www.rospisatel.ru/dvorzov-rz-sl.htm

Subscribe
Notify of
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments