Игорь Ваганов КАНАТНАЯ ДОРОГА Очерк
Тёплый августовский день. Я со своим десятилетним внуком Иваном иду по набережной реки Мзымты в Красной Поляне, а если точнее, то в Розе Долине, потому что курорт Роза Хутор — это собирательное название, и Роза Хутор включает себя целый ряд объектов: Роза Долина (часть Красной Поляны), Роза Плато, Беседка, Роза Пик.
Журчит и пенится вода в мелководной горной реке. По берегам высятся живописные многоэтажные дома с красивыми фасадами, с разноцветными крышами. Особенно эффектно выглядит здание ратуши с изящной башенкой и часами. Дома выстроились в один или два ряда, потому что практически сразу же за ними поднимается круто вверх покрытый зеленой растительностью горный склон. Это поселение очень напоминает какой-нибудь альпийский городок.
Побывать в Красной Поляне я мечтал несколько лет – с тех пор как узнал о новом высокогорном курорте и великолепной современной канатной дороге. Я читал в интернете статьи туристов, рассматривал фотографии, смотрел фильмы и понимал, что никакое виртуальное путешествие не сравнится с настоящим пребыванием в горах. Надо самому походить по горным склонам, вдохнуть разреженного горного воздуха, самому подняться на канатной дороге как можно выше, самому полюбоваться этими красивыми картинами природы, но…от Вологодчины до Адлера свыше 2000 километров. И поездка сюда требует и времени, и приличных денег. Поэтому сначала надо подкопить, а потом, дождавшись отпуска, претворять мечты в реальность.
И вот, летом 2016 года я со всей своей семьей отправился отдыхать на Черноморское побережье, в самый южный город России – Адлер. И, конечно, нашел время побывать в Красной Поляне!
Сюда нас доставил туристический автобус. Позади остался шумный приморский Адлер, изнуряющая жара. Здесь, на высоте 560 метров над уровнем моря сильной жары нет. И воздух чистый, бодрящий. Вполне возможно, что по этим берегам ходил в 1912 году известный эстонский писатель Антон Таммсааре, мимо домика которого (в поселке Эсто-Садок) мы проезжали на туристическом автобусе.
Мы у входа на канатную дорогу Олимпию. Здесь скопилась внушительная толпа пассажиров. Но посадка в вагончики совершается очень организованно, и мы быстро продвигаемся вперед. Вот мы уже внутри станции, прошли проверку личных вещей, наконец-то садимся в восьмиместный вагончик – они двигаются медленно, но без остановки. Так что садимся «на ходу». И в небеса! Мы с Иваном впервые на «канатке». Масса новых впечатлений, особенно у внука! И самое яркое впечатление – ощущение своеобразного «свободного полёта». Кажется, что маленькая железная капсула с находящимися в ней пассажирами самостоятельно летит в воздухе, а прочная стальная конструкция, соединяющая её с канатной дорогой, совершенно не замечается…
Вагончик поднимался круто вверх со скоростью (как я узнал позже) 6 м/с. Вот под нами, на высоте примерно с десятиэтажный дом, петляет серая лента автомобильной дороги – хорошей, современной, отлично заасфальтированной, по которой едут разноцветные легковые автомобили и туристические автобусы! Потом мимо нашей кабинки промелькнула стайка маленьких птичек. А теперь мы проскочили над каким-то лесочком… Поглядели назад: как на ладони раскинулась Роза Долина – горное ущелье, узкая дугообразная лента реки, разнообразные по архитектуре и расцветке домики, станция канатной дороги. И вся эта картина с каждой секундой становилась всё меньше и меньше, а потом разом пропала, спрятавшись за вершиной горы. Горные склоны кажутся непроходимыми, а местность вокруг дикая и малонаселенная. Но это только первое впечатление: иногда промелькнёт в случайной долине небольшое поселение, или вновь возникнет участок комфортабельного автомобильного шоссе.
И вот первая остановка – Роза Плато. Высота — 1170 метров. Тут уже настоящий бодрящий горный воздух, но все еще пригревает солнце. Здесь располагаются Олимпийская горная деревня и различные увеселительные заведения. В дни Олимпиады 2014 года это был суперсовременный и всемирно известный спортивный городок. Теперь это, пожалуй, спортивно-туристический объект, потому что Олимпийскую деревню наряду с профессиональными спортсменами посещают и спортсмены-любители, и обыкновенные туристы. Вот и сейчас кое-кто из пассажиров «канатки» отправляется в Олимпийскую деревню вместе с организованными экскурсиями или самостоятельно. Но у нас иная задача: подняться как можно выше. И мы с внуком покидаем Олимпию и пересаживаемся на другую канатную дорогу, Заповедный лес.
Опять наша кабинка быстро поднимается вверх, опять под ней так же быстро проносятся горные склоны, деревья и кустарники, а потом автомобильная дорога. Только теперь это не современное комфортабельное шоссе с асфальтовым покрытием и защитным ограждением, а обычная грунтовка, достаточно широкая, чтобы разъехались два легковых автомобиля. Панорама Олимпийской деревни сначала разворачивается во всей своей красе: кварталы великолепных домов, построенных в альпийском стиле, отличные дороги, открытый бассейн. Но потом все это стремительно уменьшается, скрывается за горным склоном, и мы движемся к очередной горной вершине.
Внезапно скорость нашей кабинки (и остальных тоже) стала постепенно снижаться, и в итоге мы неподвижно зависли над какой-то пропастью. Движение по канатной дороге прекратилось, и все кабинки, повиснув на канате, напоминают гигантские бусы.
— Что это? Может сломались? – вслух подумал я.
— Наверное, профилактическая остановка! – пояснила одна из попутчиц, женщина средних лет. – Я на прошлой неделе на «канатке» поднималась, так мы стояли целых десять минут. Нам потом объяснили, что велись какие-то профилактические работы.
Тут я вспомнил, как в июне по радио сообщали, что на здешней канатной дороге была неожиданная поломка, все кабинки зависали на три часа, туристов эвакуировали, и мне стало как-то неуютно.
Но всё обошлось благополучно: через две-три минуты канатная дорога пришла в движение, и мои опасения улетучились (позднее я узнал, что подобные остановки «канатки» происходят тогда, когда в кабинку садится инвалид-колясочник).
Наша кабина быстро поднимается от одной опоры к другой. Местность внизу и вокруг нас становится более естественной, почти первозданной. Справа и слева – большие и малые горки, горные склоны, покрытые густым лесом и кустарником.
И вот очередная станция пересадки, Беседка. Высота — 1350 метров над уровнем моря. Здесь уже значительно прохладнее и солнце не греет, а, так сказать, дает небольшое тепло. Отсюда, пройдя тоннелем, можно пересесть на открытую канатную дорогу к Волчьей скале. Можно выбрать маршруты в Панда-парке. Но мы пересаживаемся на новую ветку канатной дороги – Кавказский экспресс – и отправляемся на Роза Пик!
Опять наша кабинка поднимается одной опоры к другой. Исчезает внизу станция пересадки. И вокруг только горы! Теперь это действительно дикая первозданная природа. Пышная субтропическая растительность, густым зеленым ковром покрывавшая горные склоны и долины, стала редеть, сменяясь на деревья и кустарники, характерные для умеренного климата. Это, кстати сказать, отличительная особенность этого туристического маршрута: двигаясь от Адлера до Красной Поляны (Розы Долины), а далее по канатной дороге до вершины Роза Пик, вы быстро и разом пересекаете несколько климатических поясов, от приморских пальм до альпийских лугов. Наглядный урок географии!
Временами наша кабинка проходит через призрачное скопление облаков. А впереди уже определяется конечная цель: монументальная пирамидообразная вершина Роза Пик. Иногда под нами возникает дорога, которая серпантином вьётся вдоль горных склонов. Дорога узкая, грунтовая, только-только проехать одной машине. И поднимается дорога всегда под солидным углом 25-30 градусов, временами крутизна дороги достигает 45 градусов. И что характерно, дорога эта с заметной периодичностью сопровождает нас по всей трассе «канатки», вьется неподалеку от опор.
Впереди показалась какая-то станция: небольшое здание, ограждение. Что это – станция пересадки? Меня смутило полное отсутствие туристов, да и сотрудников тоже не было. И в туристических проспектах эта станция не упоминалась! Наш вагончик медленно покатил к платформе.
— Может, надо выходить? – спросил внук.
Но я обратил внимание на то, что другие пассажиры кабинки даже не шелохнулись. Кроме того, выход на перрон преграждали ограничительные барьеры. Вагончик максимально замедлил движение, по-черепашьи неторопливо миновал безлюдную посадочную платформу, и вновь стал набирать скорость.
— Наверное, какая-нибудь техническая станция, — объяснил я внуку. – Ремонт «канатки» проводят.
Проскочили над очередным горным склоном. Вершина Роза Пик быстро приближалась, увеличиваясь в размерах…
И вот мы на вершине Роза Пик. Высота — 2320 метров! Здесь конечная станция Кавказского экспресса. Постоянно подходят кабинки, из которых выходят люди. Мы с Иваном стоим на смотровой площадке, которая частично огорожена металлическим забором, кое-где сеткой.
На вершине горы заметно прохладно. Солнце не греет, а просто светит. Со всех сторон, немного пониже смотровой площадки, застыли облачные скопления, которые окутывают вершины гор, прикрывают светловато-сизой дымкой ущелья и горные склоны. Ни деревьев, ни мало-мальски высокого кустарника не видно, здесь уже так называемая климатическая зона альпийских лугов. В стороне возвышается еще одна горная вершина – Каменный Столб. Его высота — 2509 метров. Это самая ближайшая к нам вершина. Чтобы до неё добраться, надо сначала совершить пешую прогулку, а потом пересесть на открытую канатную дорогу. На это у нас нет ни времени, ни желания. Правее Каменного столба и значительно дальше – еще несколько горных вершин, частично покрытых белыми языками снега.
Взирая на заоблачные громадины, я невольно вспоминаю стихи Лермонтова: «Ночевала тучка золотая на груди утёса великана…», песню Высоцкого: «Лучше гор могут быть только горы…». Я внимательно смотрю по сторонам, фиксирую взглядом каждую деталь, стараясь надолго запечатлеть в своей памяти здешние окрестности.
Чуть ниже площадки, за никелированным ограждением, начинается небольшой по высоте пологий склон, а далее – узкая грунтовая дорога. Удивляюсь и гадаю, на каком-таком транспорте можно добраться на этакую высоту.
Мы с Иваном побродили еще немного по площадке, сделали ряд фотографий, а потом встали в очередь, выстроившуюся перед входом на канатную дорогу. На память о Роза Пик мы взяли два обычных камешка. Здесь, в очереди, внезапно появилось лёгкое головокружение – сказывается недостаток кислорода, к которому я, как житель равнин, не привычен.
И снова мы сидим в кабинке, только теперь движемся в обратном направлении. Уходит назад и вверх, уменьшаясь с каждой секундой, вершина Розы Пик. Расстилаются вокруг нас знакомые уже пейзажи, и я стараюсь ещё раз ухватить их зрением и одновременно делаю снимки на фотоаппарат. Опять внизу время от времени появляется узкая, порой еле заметная грунтовая дорога.
— Видишь дорогу, что внизу идёт, — сказал я внуку. – На пешеходную тропу не похожа. Интересно, какие по ней машины ездят? По ней только на вездеходе и проедешь.
— Или на квадроцикле, — рассудил Иван.
— По этой дороге раньше, во время строительства «канатки», ездили на военных КАМАЗах, — вступил в разговор один из пассажиров кабинки, коренастый седоволосый мужчина. – У меня здесь друг работал, кое-что порассказал. По этим кручам КАМАЗы шли без остановки. А чуть зазеваешься или машина заглохнет, то всё – кувыркнешься вниз и костей не соберешь. Сразу насмерть.
Мужчина замолчал.
А я мысленно представил себе узкую грунтовую дорогу, по которой упорно пробирается груженый стройматериалами КАМАЗ. И таких КАМАЗов — не счесть! Ведь всё это сооружение – канатная дорога, станции пересадки, смотровая площадка на Роза Пик – итог титанической и опасной работы неизвестных нам строителей, отдавших годы труда, частицу здоровья, а порой и собственные жизни!..
И вот мы с внуком снова прогуливаемся по набережной Мзымты. Можно теперь немного погулять по улицам этого почти игрушечного городка, поглазеть на здешние красоты. А если пройти еще немного вниз по течению Мзымты, то откроется гора Монашка, с вершины которой открывается вид практически на всю Красную Поляну! Но это уже оставим в планах на будущие путешествия.
Близится вечер. Прибывают и отправляются от станции канатной дороги кабинки. Приток посетителей на «канатку» заметно уменьшился, большинство кабинок уходят вверх с двумя-тремя пассажирами, а то и вовсе пустыми. Зато на площади, где выстроились туристические автобусы, толпа туристов. Вот и наш автобус – пора обратно в Адлер!..
Череповец