Протоиерей Борис Прокофьев МЫСЛИ О СМЕРТИ
Подлинно, жизнь настоящая ничем не лучше темницы.
Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея.
Вынимаю на Литургии частички из просфор, поминаю живых и умерших. Со сколькими людьми был я знаком, сколько их прошло перед моими глазами, и многие уже закончили свое краткое земное странствование. Вот с этим человеком я дружил, с этим спорил, этому исповедывался, от того терпел скорби. И ни один не избег своей участи — общей участи всех людей — смерти. И сколько еще живых, и все они обязательно умрут, и никто не избегнет этого. Умру и я. Хочу этого или не хочу — все равно придется оставить телесную храмину, а если не думаю об этом, значит, себя обманываю.
Жизнь очень коротка. Раньше жили и по сто лет, сейчас уже в шестьдесят умирают, и, глядишь, для некоторых даже 30 — 40 лет — это рубеж, заканчивающий притязания и страдания, радости и горести земной жизни.
Зачем копить и стяжать, зачем расталкивая и обижая окружающих пытаться занять место повыше, зачем тратить жизнь на суету, забывая о вечности? Ведь ничего с собой в могилу не унесёшь: ни министерский портфель, ни высокооплачиваемую работу, ни положение в обществе, ни такие заманчивые и многообещающие материальные блага, ни славу — совершенно ничего. Одинаково в морге лежат генерал и рядовой, министр и рабочий, ничем друг от друга не отличаясь. Все притязания, все накопленное, все приобретённое с такими большими трудностями, все эти материальные преимущества, полученные, как правило, через нарушение Божественных заповедей, все это остаётся здесь — на земле, и не может человек взять их с собой в могилу, не может ничем этим воспользоваться после смертного часа. Истинное богатство, которое может человек взять с собой в загробную жизнь, что действительно оказывается ценным после смерти человека — это только душевные добродетели, добрые дела милосердия, а самое главное — Божественная невидимая благодать — вот истинное сокровище, которое не может отнять у человека смерть.
Святитель Иоанн Златоуст учит, что вы говорите про того: он богат, а тот — известен, этот решает чью — то судьбу: кого казнить, а кого помиловать; но приведите меня ко гробам — я не вижу ничего этого, вижу только гнилые доски, паутину и горсть червей. Вот и все, что остается от человека, его странствия по земле, которое называется земная жизнь.
Ты не думаешь о смерти? Ты себя обманываешь! Видишь, что кто — то умер раньше тебя, а о своём смертном часе стараешься и не вспоминать? Не обманывай себя: и ты догонишь того, кто сегодня умер, и тебя догонят те, которые будут после тебя. Такова участь всех людей.
Так что же это за таинство — смерть, в котором участвуют все люди? Святые отцы различают две смерти: первая, происшедшая с прародителями человеческого рода — это отпадение от Бога, и вторая, как следствие первой — отделение души от тела, то есть видимая земная смерть. Как учит Священное Предание, до грехопадения прародителей смерти в мире (во всей вселенной) не было вообще, на Земле даже листва опадала и превращалась в благоухающую массу совершенно без запаха гниения. Человек совсем не болел. Тело его совсем не разрушалось. Ведь наши болезни, старение — это проявление смерти. Тело первого человека Адама вообще не было подвержено отрицательному влиянию со стороны материального мира: его не жег огонь, невозможно было разрезать, он не мог утонуть и др. Но это было тело. И вот грех вошел через произволение Адамово в мир, и с грехом смерть: «одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим. 5, 12). Первые люди стали недостойными пребывать в Раю и поэтому Господь изгоняет прародителей на Землю, куда уже до этого были изгнаны падшие духи. Падшие духи — демоны — живут на Земле везде: в воде, под землёй, в воздухе. Земля — это место обитания падших и изгнанных духов и падшего и изгнанного человеческого рода. И на самом деле Земля — не Рай, Земля находилась в чине Рая, но потом была проклята за преступление первых людей.
Вообще понятие блаженства, — это понятие не земное, а Небесное, и человек создан был для истинного блаженства. Падшие же люди, погружаясь в порочные страсти, пытаясь найти утешение в телесных удовольствиях, просто заглушают требование души о блаженстве, заменяя истинное блаженство суррогатом плотских страстей. Ведь истинное не теряемое блаженство человеку дает только Бог, и дает только после прохождения человеком серьезного испытания — после земной жизни. Так что Земля на самом деле — это место изгнания людей, «юдоль плача», место терпения болезней, скорбей и бед, место испытания человека в свете заповедей Божиих. Радости здесь временные, чтобы мы к ним не привязывались, так как время нашей земной жизни — это исключительно время исправления, когда мы должны стать достойными вернуться в свое Небесное Отечество. Весь смысл земной жизни только один — достойно подготовить себя к смерти и все! Стремление к Небесному Отечеству, чувство его есть у любого человека: у китайца и европейца, негра и индейца, у старого и молодого, у богатого и бедного. Так что на самом деле неверующих людей по сути нет. Даже у атеиста есть стремление к чему — то высшему, прекрасному, вера в это прекрасное, совесть.
Но чтобы вернуться в свое Небесное Отечество, человек должен победить первую смерть — вернуться, обратиться к Богу.
Когда Бог изгонял Адама и Еву из Рая, то сказано в Писании: «одел им ризы кожаные» (Быт.3,21), то есть наше земное тело: кожу, кости, мясо, кровь, волосы. Тело служит для нас как бы грубой завесой, отделяющей человека от мира падших духов. Ибо если бы люди видели бесов, то все бы человечество развратилось и никто бы не спасся. А так, находясь на земле, в этом кратком странствии, я вижу всех через глаза, думаю через мозг, слышу через уши. Но, находясь вне тела, душа сама хорошо видит, слышит, думает намного лучше, чем находясь в теле. Американцы проводили такие эксперименты: после реанимации умирающих расспрашивали их, что они чувствовали после смерти. И были собраны данные, подтверждающие православное вероучение. Так одна бабушка, давно слепая, была возвращена к жизни после нескольких минут клинической смерти. Когда ее вернули к жизни, она описала, как выглядели врачи — реаниматоры, убранство операционной палаты, и даже то, что совершалось за стеной, в соседней палате — ее душа туда перемещалась, но когда душа вернулась в тело (в момент, когда умершая была возвращена к жизни), то по — прежнему бабушка оставалась слепой, так как орган зрения ее — глаза на время земного странствия были больными!
Так и любой человек. Заканчивает свое краткое путешествие в земном странствии и тело, как пальто снимает, оставляет его в земле, откуда и взял его, потому что это «персть», «земля», как говорит Священное Писание (Быт.3,19), то есть тело человеческое это простая пыль! А душа отделяется от тела и дает ответ Богу в том, как провела земное испытание — жизнь. И никто этого не может избегнуть, как бы этого не хотел, к каким бы уловкам не прибегал, к кому бы за помощью не обращался. Душа же не умирает, так как получила от Бога дар бессмертия по благодати.
Вот после смерти и начинается для человека неизменяющаяся настоящая реальность! Когда человек получает справедливое возмездие: наказание или награду за прожитую жизнь. В момент смерти человек забывает всех родственников, друзей, душа его дрожит и трепещет, человеку очень страшно, так как наступает для него Частный суд Божий и придется давать ответ за всю прожитую жизнь — за промелькнувшую как мгновение, такую короткую — земную жизнь. Все! Время покаяния, время исправления закончилось. Наступило страшное время воздаяния.
Удивительно, как опыт вернувшихся после клинической смерти к жизни людей подтверждает учение Церкви. В самом начале смерти душа человека отделяется от тела и зависает в нескольких метрах над ним, человек видит свое тело, сознает свое я, видит окружающих его врачей или родственников и со страхом понимает, что общаться с ними не может. На этом истинный опыт умерших и возвращенных к жизни, как правило заканчивается, часто добавляются еще различные бесовские видения или страхования в этот момент, а о том, что наступает дальше, учит Святая Православная Церковь. Если человек был крещеный, его душу берут ангел — хранитель с другим ангелом и несут в Небесное Отечество, проходя через мытарства — места, где бесы истязуют душу человека в содеянных грехах, в преступлениях против заповедей Божиих. И если находят грехи, не изглажденные покаянием, то ангел — хранитель пытается откупить человека его добрыми делами, сделанными в земной жизни. Поэтому очень важно творить дела милосердия и обязательно от чистого сердца! Если нет возможности помогать материально, то для некоторых людей, находящихся в отчаянии, и доброе слово, кем — нибудь сказанное, является большой помощью. Если же нет у человека дел милосердия, если же находят у него бесы подобие себе, то забирают его душу на мучение до Страшного Суда. Если же душа покаялась в земной жизни, то проходит невозбранно в Рай. Таков Частный Суд. Тело — ризы кожаные дал нам Господь не для того, чтобы мы посредством его растлевали душу, а чтобы воспитывали.
Душа носит на себе отпечаток того, что сделала через тело. Относясь строго к телу, мы воспитываем свою душу, а, воспитывая ее, взращиваем в ней дух для вечной, блаженной жизни. Физический труд, стояние на молитве дома или в церкви, пост и воздержание, поклоны — вот телесные средства для воспитания души.
Когда закончится время пребывания людей на Земле, будет всеобщее Воскресение. Все люди, которые жили, воскреснут и получат свои собственные тела обратно — именно те тела, которые имели они во время земной жизни, но с другими свойствами — не с свойствами «риз кожаных», а с теми, которые имели тела Адама и Евы до грехопадения, но немного отличающимися. Такие свойства имело тело Господа нашего Иисуса Христа после Его Воскресения. Мы знаем из Евангелия, что Спаситель после Воскресения Своего мог быстро перемещаться в пространстве, мог менять Свою внешность, так что Его никто не узнавал, мог проходить сквозь стены: когда апостолы собрались в комнате, закрыли двери, боясь иудеев, то Господь прошел к ним через стену. (Ин.20; 19-20, 26). Но это было тело то самое тело — Господа можно было осязать, Он ел и пил, хотя необходимости в еде уже не имел. Такие тела будут иметь все люди после всеобщего Воскресения и тогда уже дадут окончательный ответ в том, как провели время своего очень краткого странствия по земле, странствия, которое называется жизнью; и каждый получит воздаяние — решение своей вечной участи в соответствии с земным испытанием. Пройдет сто лет, тысяча, сто тысяч, а Вечность тогда даже и не начнется. Земля и все, что на ней, сгорит (2 Соборное послание св. апостола Петра 3,10). И как горько будет тем, которые потеряли вечное ради временного и гибнущего. И если бы жизнь не учила нас, что все, что на земле, подвержено тлению и уничтожению, что человек умирает и ничего с собой в гроб не уносит, то имели бы хоть какое — то оправдание многозаботливости и суетливости своей. А так имеющий ум увидит суетность и временность земных стяжаний и забот, и услышит голос Вечности.
Память о смерти одна может исправить человека. Это универсальное средство для исправления любого грешника, для помощи любому подвизающемуся во Христе. Она даст молитву и смирение, плач о грехах и любовь Христову. Как сказано в Священном Писании: «Во всех словесех твоих поминай последняя своя (то есть смерть) и во веки не согрешиши» (Сир.7, 39).
ЧАСТЬ II
Если человек не пожертвует своею жизнью для исполнения заповедей Божиих и отеческих преданий, не может спастись.
Св. Паисий Величковский.
Каждый человек рождается в мир уже убитым вечной смертью. Почему же этого почти никто не замечает? А по общему свойству всех мертвецов — ходят все и не замечают, что мертвы. Лишь возродившись духовно (буквально — заново родившись!) в святом крещении, получив дар Святого Духа в миропомазании, регулярно причащаясь Святых Христовых Тайн, человек может увидеть, что был мертв. Задача стоит перед каждым человеком в его земной жизни — воскреснуть духовно, то есть стать способным общаться с Богом, это значит — и очиститься от страстей. Начало рождения человека в новую вечную жизнь есть его крещение — символ смерти и воскресения. Второй этап — эта сама земная жизнь. Но во время этой жизни всыновление Богу, как учит святитель Григорий Палама, часто терпит неудачу. Полное же соединение с Богом, не теряемое, наступает для достойного христианина только после телесной смерти, если христианин правильно прошёл своё земное странствие — жизнь.
Когда душа человека отделяется от тела, то ее Ангел-Хранитель, совместно с другим встреченным им по пути ангелом, берет душу и возносит в Царство Небесное, встречая сопротивление бесов на мытарствах. Мытарства — особые места, расположенные в воздухе, где обитают бесы, мешающие проходу душ умерших людей в Царство Небесное. Согласно Церковного Предания мытарств обычно называют двадцать, по числу основных страстей: мытарства чревоугодия, празднословия, гордости, блуда, воровства и т.д. Но есть указания, что может их быть и до сорока — это зависит от человека, проходящего мытарства. Мытарства Милостивый Господь установил для того, чтобы человек, перед тем как стать перед справедливым судом Божиим, сам осознал свое состояние. Бывает, что некоторые люди по духовному состоянию своему уподобляются бесам, хотя считают себя очень хорошими людьми, гораздо лучше других. А на мытарствах человеку даётся самому сознать и понять, каков он на самом деле. Человек осознает свою греховность и Суд Божий о себе признает праведным.
Мытарства — это не католическое чистилище. Нераскаянным грешникам они не помогают избегнуть мучений. Но некоторым, не успевшим полностью очиститься от грехов христианам, страдания на мытарствах очищают недораскаянные грехи и неисправленные страсти, и тем вводят в Рай, в Царство Небесное. Человек после смерти вспоминает все, что он сделал в своей жизни, каждое сказанное слово, не захочет вспомнить сам — так бесы укажут, у них все наши грехи записаны. Ведь к каждому человеку с детства приставляется бес, который «записывает» его грехи, сделанные в течение жизни, и периодически относит эти «записи» на мытарства.
Замечено, что после совершения какого-либо греха искушения у человека на некоторое время могут пропасть, это можно объяснить тем, что искушавший бес унёс записи о грехах на мытарства, где эти записи и будут поджидать человека ко дню его смерти. Искреннее покаяние, завершаемое правильной исповедью, изглаждает соделанные грехи, Господь прощает эти грехи и записи о них на мытарствах у бесов Господь чудесным образом уничтожает.
Покаяние с исповедью — это таинство, совершаемое таким образом: сначала человек должен восчувствовать свой грех, возненавидеть его и искренне пожалеть, что его совершил. Затем человек этот грех исповедует Богу, то есть вслух при свидетеле — священнике называет. Кается человек не священнику, а Богу, Богу же и грех произносит; священник лишь свидетель покаяния. После произнесения вслух грехов, в которых кается человек, священник читает специальную разрешительную молитву, и грех Богом изглаждается. Причем грех прощается Богом так, что после нормальной исповеди человек не чувствует укоров совести в соделанных, но раскаянных и исповеданных затем грехах — они действительно прощены, и душа чувствует это. Покаяние — это второе крещение, когда человек Богом оправдывается, прощается, очищаются все его грехи, и Господь возвращает добродетели человеку, которые были уничтожены до этого грехом.
Вроде бы ничего сложного — скажи свой грех вслух только лишь при одном, и то специальном свидетеле — и грех будет прощен. Намного больше усилий надо приложить, чтобы грех сделать.
Начало покаяния — сожаление о сделанном грехе, зле, раскаяние в нем. Ничего магического в таинстве покаяния нет — если человек будет просто механически перечислять грехи, то даже после прочтения священником разрешительной молитвы таинство не совершится. А если исповедующийся во время своей исповеди перекладывает вину за содеянный грех на кого — то, своей же вины перед Богом не чувствует, даже обвиняет кого — то в своих грехах и осуждает, то такая исповедь служит лишь к большему осуждению исповедующегося, так как он грешит прямо на исповеди. Так что главное условие совершения таинства исповеди, да как и любого таинства — это правильное внутреннее состояние приступающего к таинству.
Бог оставил людям для удержания от греха ежедневное напоминание о смерти, таким напоминанием является обычный сон. Да, сон — это прообраз ожидающей человека смерти. И спим мы, как правило, в горизонтальном положении — как покойники в могилах лежат. И так же, как и мертвые, во время сна бездействуем. Поэтому, ложась спать, нужно молиться, чтобы Господь даровал еще один день жизни, то есть вспомнить о своей смерти — и так любой человек может удержаться от любого греха.
Напоминание о смерти очень полезно, но это напоминание не приводит православного христианина к отчаянию, потому что Господь наш Иисус Христос победил смерть и нам даровал эту победу. Свидетельствует о Воскресении Христовом и победе Его над смертью Священное Предание, частью которого является и Священное Писание. Свидетельствует сама жизнь Церкви, благодать, которую мы получаем в таинствах. О Воскресении Христовом свидетельствуют даже древние историки того времени. О победе Господа нашего Иисуса Христа над смертью и тлением свидетельствую многочисленные чудеса Православной Церкви. Например, чудо, в огромном множестве явленное только лишь в Православной Церкви, — это нетленные мощи православных святых, как древних, так и современных. В Троице — Сергиевой Лавре в Серапионовой келье хранятся мощи — правая рука первомученика архидиакона Стефана. И что удивительно — не то, что этой руке уже две тысячи лет. Возраст египетских мумий больше, но в них удалялись все внутренние органы, жилы, все просмаливалось, в общем одно чучело оставалось; а здесь ясно на срезе руки видны вены, наполненные высохшим бурым порошком — кровью. Обычный усопший уже через три дня смердит так, что подойти невозможно. А тут две тысячи лет, без всякой химической обработки сохраняется нетленным тело святого Христова мученика! А вот современный пример. Волей Божией пришлось мне в свое время быть на обретении мощей монахов — строителей Троице — Стефано — Ульяновского монастыря в Вологодской губернии (ныне республика коми) в 19 веке. Это вообще, можно сказать наши современники — конец 19 века. Когда в келью занесли главу усопшего сто лет назад иеромонаха Паисия и положили ее на табурет, мне стало страшно. Не только полностью сохранились потемневшая кожа, мышцы, рыжие волосы. Из полуприкрытых век на меня смотрели как живые карие глаза давно усопшего иеромонаха!!! А ведь он пролежал в нашей северной земле более ста лет! Так Господь почтил избранника Своего — иеромонаха Паисия.
Любой человек, который в своей жизни совершил хотя бы один смертный грех после своего крещения, уже до самой смерти будет находиться в разряде кающихся. Грех прощается Богом на исповеди, но последствия грехопадения могут длиться долгие годы. Душа получает навык, привычку к сделанному греху, легко может склониться к нему, даже просто вспомнить и посочувствовать и так оскверниться. Душа носит на себе отпечаток того, что сделала через тело. И через грех в душе укореняется страсть, соответствующая сделанному греху. А любая страсть наказывается в вечности «червем неусыпающим». Поэтому перед каждым стоит задача — покаяться до того, как наступит смерть и умереть в покаянии.
Жизнь очень коротка — «дние лукавы суть» Еф.5, 15. Наступит момент, и вот душа человека покинет свое жилище — тело, которое превратится в прах, пыль. И будет искать себе другое жилище — от Бога. И тут придётся дать отчёт о всей прожитой жизни, как человек провёл своё краткое земное странствие, кого он любил больше — себя или Бога и ближних? Страшное время. Если праведник едва спасается, то обычный современный человек что скажет на Суде Божием о себе? И даже кается человек после смерти, и хочет исправиться, но сам тогда уже совершенно ничем не может себе помочь! Покаяние возможно ТОЛЬКО во время земной жизни. Она и дана нам для этого — земная жизнь — не для получения телесных и душевных удовольствий, а для радости покаяния.
Умершего можно вымолить молитвами Церкви, но сколько лет нужно молиться об усопшем грешнике, чтобы его вымолить? На Афоне за умершего монаха (а нам, мирским, никак не сравниться с монахами — афонитами), за умершего монаха молятся три года — поминают на проскомидии! И кто же за нас будет столько лет молиться, да еще ежедневно подавать записки на проскомидию? А сколько нужно заказывать сорокоустов об упокоении, поминаний на неусыпаемой псалтыри, также просить молиться об усопшем грешнике монахов? И кто будет искать этих монахов — молитвенников, заказывать поминовение на проскомидии и на псалтыри столько времени? Поэтому лучше нам самим позаботиться о принесении достойных плодов покаяния и тем самым позаботиться о своей вечной участи до наступления смерти.