Людмила Яцкевич «МИКУЛОВО БЕЗДНОЕ СЛОВО» (Пророческий дар Николая Клюева)
Николай Алексеевич Клюев – выдающийся певец Русского Севера. Его таинственная и трагическая жизнь определила основную направляющую силу его поэзии — пророческий дар.
Клюева как поэта-пророка характеризуют многие современные исследователи его творчества: О.Н. Бахтина, Л.А. Киселева, С.С. Куняев, К.К. Логинов, Е.И. Маркова, Э. Мекш, А.И. Михайлов, С.Г. Семенова, M. Makin, R. Vroon.
Каковы же культурные истоки, жанры, темы, образы и символы пророческих текстов в творчестве Н.А. Клюева?
Культурные истоки
В «Поддонном псалме» Клюев заявляет о своей духовной жажде – стремлению к слову правдивому, истинному, которое поэт называет «словом неприточным, по звуку неложным, непорочным» (неприточным – значит – свободным от пристрастий, справедливым):
Что напишу и что реку, о Господи!
Как лист осиновый все писания,
Все книги и начертания:
Нет слова неприточного,
По звуку неложного, непорочного.
Исследователи пророческих текстов Н.А. Клюева по-разному определяют их культурные истоки. Одни уделяют особое внимание фольклорной традиции (Е.И. Маркова). Сам Клюев писал о влиянии на его творчество своей матери, даровитой сказительницы. Другие говорят о его увлечённости сектантской духовной поэзией (R. Vroon). Некоторые даже видят прямую их связь с языческими колдовскими практиками, распространенными на Русском Севере (К.К. Логинов), с чем совершенно нельзя согласиться, поскольку функция клюевских профетических текстов совершенно иная – поэтическая. Кроме того, Клюев несравнимо выше языческих традиций. Это великий поэт, глубоко постигший христианский духовный опыт. Безусловно, правы те авторы, которые связывают пророческий голос поэзии Клюева с традициями древнерусской литературы, с книжными традициями старообрядчества (Л.А. Киселёва, , Э. Мекш, Г. С. Ситько, Н.И. Толстой). Вместе с тем поэт был продолжателем и традиций пророческой поэзии XIX века – Лермонтова, Тютчева. Н.А. Бердяев в свое время отмечал: «Русской литературе свойствен профетизм, которого нет в такой силе в других литературах». Клюев так говорит о своем пророческом даре:
О, Боже сладостный, ужель я в малый миг
Родимой речи таинство постиг,
Прозрел, что в языке поруганном моем
Живет Синайский глас и вышний трубный гром.
(Поддонный псалом, 1916)
В поэтических произведениях Клюева постоянно встречаются явные и скрытые цитаты из Библии. Нередко, говоря о своем пророческом даре, он вспоминает библейского псалмопевца царя Давида, который для него является идеалом поэта:
Кручинюсь в избе у окошка
Кручиной библейских царей.
Давид убаюкал Саула
Пастушеским красным псалмом,
А мне от елового гула
Нет мочи ни ночью, ни днём.
Или:
Господи Благослови,
Царь Давид помоги,
Иван Богослов,
Дай басеньких слов …
Следуя традициям народной духовной поэзии, библейскую ономастику Клюев наполняет символическим смыслом и создаёт образы Святой Руси. Сравним строки из «Голубиной книги» и клюевский текст:
В «Голубиной книге»:
Ой ты, гой еси, наш премудрый царь,
Премудрый царь Давид Евсеевич!
Прочти, сударь, Книгу Божию,
Объяви, сударь, дела Божие,
Про наше житие, про святорусское …
У Клюева:
Низкая, деревенская заря, –
Лён с берёстой и с воском солома.
Здесь всё стоит за Царя
Из Давидова красного дома.
Жанры
Основные жанры художественных текстов Н.А. Клюева, имеющих пророческую направленность, это таинственные предсказания, видения и сновидения, описания чудесных явлений духовного мира и борьбы божественного и демонического начал в душе человека, а также молитвы, духовные завещания.
Пророчества. Наиболее известны в истории русской культуры поэтические пророчества М.Ю. Лермонтова, в меньшей степени – Н.А. Клюева. Следует отметить тематическую общность некоторых их предсказаний: это весть о грядущих бедах Отечества и предчувствие собственной смерти и её обстоятельств. Лермонтов почти за сто лет предсказал страшную революцию в стихотворении «Предсказание» (1830 г.): Настанет год, России черный год, / Когда царей корона упадет …. Клюев ещё в 1934 году пророчествовал в «Песне Гамаюна» о многочисленных бедах наших дней:
К нам вести горькие пришли,
Что зыбь Арала в мертвой тине,
Что редки аисты на Украине,
Моздокские не звонки ковыли,
И в светлой Саровской пустыне
Скрипят подземные рули!
Нам тучи вести занесли,
Что Волга синяя мелеет,
И жгут по Керженцу злодеи
3еленохвойные кремли,
Что нивы суздальские, тлея,
Родят лишайник да комли!
Есть у Клюева и другие удивительные предсказания о трагических событиях XX и даже XXI века. Это пророчество о революционных событиях в Киеве как в начале XX, так и в начале XXI веков – в наши дни, о последующих гонениях на православных:
Вот Киев, по усладным тропам
К нему не тянут богомольцы,
Чтобы в печерские оконца
Взглянуть на песноцветный рай,
Увы, жемчужный каравай
Похитил бес с хвостом коровьим,
Чтобы похлебкою из крови Царьградские удобрить зерна!
Это и предсказание об обмелении Волги и о страшном землетрясении в Карабахе в 1988 году:
Под саваном песков, что бесы намели,
Уснула русских рек колдующая пряха;
– Ей вести черные, скакун из Карабаха
<принес> …
Э. Мекш обратил внимание на поразительное предвидение Клюевым в поэме «Песнь о Великой Матери» чернобыльской катастрофы:
«Тут ниспала полынная звезда, —
Стали воды и воздухи желчью,
Осмердили жизнь человечью.
А и будет Русь безулыбной,
Стороной нептичной и нерыбной!
И, наконец, самое удивительное предсказание, сделанное поэтом в 1918 году, о появлении Интернета и последующем отчуждении людей от истинной культуры и её традиций:
Из космических косных скорлуп
Забрезжит лицо Исполина:
На челе прозрачный топаз – Всемирного ума панорама,
И «в нигде» зазвенит Китоврас,
Как муха за зимней рамой.
Заслюдеет память-стекло,
Празелень хвой купальских…
(Русь-Китеж)
Видения и сновидения. Многие поэтические сновидения Клюева связаны с темой смерти. Так, тексту стихотворения «Поэту Сергею Есенину», написанного Клюевым в 1916-1917 гг., предпослан такой пророческий эпиграф: «“У тебя, государь, новое ожерельице…” — Слова убийц св. Димитрия-царевича». В этом стихотворении поэт передаёт своё сонное видение, в котором он предвидит собственную смерть «в глуши еловой»:
«Сон живой, павлиний.
Где перловый иней
Запушил окно,
Где в углу за печью,
Чародейной речью
Шепчется Оно.
Дух ли это Славы.
Город златоглавый,
Савана ли плеск?
Только шире, шире,
Белизна псалтири —
Нестерпимый блеск.
Тяжко, светик, тяжко!
Вся в крови рубашка…
Где ты, Углич мой?..
Жертва Годунова,
Я в глуши еловой
Восприму покой.
Буду в хвойной митре,
Убиенный Митрий,
Почивать, забыт…
Действительно, в 1937 году поэт был расстрелян в Сибири – «в глуши еловой», под Томском, и до сих пор неизвестно, где его могила. О своем предстоящем расстреле он писал ещё в 1919 году: «Товарищи, не убивайте, / Я поэт!… Серафим! … Заря!...» Предвидел он и свое нищенское, бездомное существование в Сибири:
Стариком, в лохмотья одетым,
Притащусь к домовой ограде …
Я был когда-то поэтом,
Подайте на хлеб Христа ради!»
(1922 год)
Сохранились «Сновидения Клюева», записанные его друзьями Н.И Архиповым и Н.Ф. Христофоровой-Садомовой и сравнительно недавно опубликованные. Это пророческие видения, раскрывающие духовный мир поэта и его мистическую оценку происходящих событий. Например, сновидение «Студёная жажда” (14 июля 1923 записано Н.И Архиповым): Будто двор снежный в церковной ограде. На дворе церквушка каменная, толстостенная, почитай, вся снегом занесена. В надовратном кокошнике образ Миколин, и ты, братец мой, в нищем пальтишке, голорукий, в папертные врата стучишься – иззябший и бездомный. Под оконцем церковным ледяной колодец, а в нём вода близкая, но не нагнуться мне, пясткой не захлебнуть: норовлю я черпаком берестяным водицы испить. Только гляжу, человек передо мной бородатый на костылях по имени и отчеству меня окликнул и в церковь позвал причастной теплотой мою студёную жажду погасить. Человек на костылях и ты, братец, на снежном крыльце в одно слились, и обличье у вас стало одно, и голос один. Врата же церковные открыл Невидимый…. В этом сне передаётся в образно-символической форме состояние мистической оставленности и неутоленной духовной жажды русского человека, лишённого своих православных истоков в послереволюционной России. “Образ Миколин” и его церковь притягивают к себе душу поэта своей спасительной духовной силой. Они воплощают Святую Русь, к которой рвётся душа поэта и без которой она обречена на гибель. Фольклорные образы преобразуются поэтом и органически включаются в духовный символизм сна. Образ Николая Чудотворца явлен в этом сне в двух традициях: церковной (В надовратном кокошнике образ Миколин …) и фольклорной (человек передо мной бородатый на костылях по имени и отчеству меня окликнул и в церковь позвал причастной теплотой мою студёную жажду погасить …). В произведениях устного народного творчества Святой Николай нередко изображается хромоногим (без одной ноги), что объяснялось народным двоеверием, при котором образы христианских святых соотносились с языческими персонажами. По языческим представлениям, хромота представлялась как печать иного мира.
Описание чудесных явлений духовного мира и борьбы божественного и демонического начал в душе человека. Духовный путь Клюева был тернистым. Однако и у него в конце жизненного пути мы видим в поэме «Песнь о Великой Матери» победу христианских духовных ценностей над силами мирового зла. Поэзия поэта свидетельствует о его глубоком познании духовного мира, мистические образы которого запечатлены во многих его произведениях. Так, в его «Поддонном псалме» в поэтических образах воплощен плач поэта о своих грехах и светлая надежда на духовное очищение и возрождение:
«О душа моя – чудище поддонное,
Стоглавое, многохвостое, тысячепудовое,
Прозри и виждь: свет брезжит!
Раскрылась лилия, что шире неба,
И колесница Зари Прощения
Гремит по камням небесным!»
Далее поэт рисует свое видение Рая, используя реалии родного ему крестьянского мира:
Твоя изба рудо-желта,
Крепко срублена, смольностенна,
С духом семги и меда от печи,
С балагуром-котом на лежанке
И с парчовою сказкой за пряжей.
Молитвы. По своему духовному чувству многие стихотворения Клюева подобны молитвам. У многих русских поэтов есть стихотворения с названием «Молитва» (у Пушкина, Лермонтова, Майкова, Блока и др.). В 1916 году Клюев также написал подобное стихотворение – духовное завещание:
Молитва
Упокой мою душу, Господь,
Во святых, где молчит всяка плоть,
Где под елью изба – изумруд –
Сладковейный родимый приют,
Там божница – кувшинковый цвет,
И шесток неостывший согрет!
Облачи мою душу, Господь,
Как зарю, в золотую милоть,
Дай из молний венец и вручи
От небесной ограды ключи:
Повелю серафимам Твоим
Я слететься к деревням родным,
Днём сиять, со всенощною ж мглой
Теплить свечи пред каждой избой!
О, взыщи мою душу, Творец,
Дай мне стих – золотой бубенец,
Пусть душа – сизый северный гусь –
Облетит непомерную Русь,
Здесь вспарит, там обронит перо –
Песнотворческих дум серебро,
И свирельный полёт возлюбя –
Во святых упокоит себя!