Вологодский литератор

официальный сайт
01.09.2016
0
100

Александр Грязев (1937-2012) СЛАВА ТЕБЕ, РУСЬ! Исторические этюды

Дон-река несет свои воды в Азовское море, Днепр в Черное, Волга питает Каспий, а Западная Двина течет в Балтику. Но все эти реки берут начало на российской земле, в самом сердце Руси. Все они питаются от ее светлых родников.

 

* * *

Не надо кричать о любви к России и ко всему русскому. Во всяком таком крике есть что-то фальшивое, ряженое. Русь, Россию надо просто любить. Как любят родную мать, но никогда громко не говорят об этом.

 

* * *

Есть, существует и действует украинский национальный театр, есть грузинский, узбекский, удмуртский, кумыкский, эстонский и многие другие. А куда делся наш русский национальный театр? Есть ли сейчас в России современная русская национальная опера, балет, драматургия, телевидение? Существует ли вообще сейчас русское национальное искусство?

 

* * *

Каких только драм и трагедий не пришлось перенести России за долгие века своей истории. Тем более удивительна одна черта русского характера: смеяться над самим собой при любых жизненных обстоятельствах и в любой темноте видеть свет впереди, как усталый путник в ночной тьме видит свет в окошке и идет на этот огонек.

 

* * *

Как часто бывает коротка человеческая память. Даже на былые трагедии с высоты прожитых лет люди глядят без особого волнения. Конечно, это касается поколений, идущих за теми,  кто пережил, например, войну, голод, разруху.

Не случится ли так через много лет с воспоминаниями о последней Отечественной войне, и она не будет восприниматься с болью, как не воспринимается сейчас Отечественная война 1812 года со всеми ее трагедиями и ужасами, которые сопровождают всякую войну, а подлец и преступник Наполеон, виновный в бессмысленной гибели сотен тысяч людей разных народов, возносится до высот чуть ли не великой личности?

 

* * *

Случайно раскрыл музыкальный энциклопедический словарь издания пятьдесят девятого года на слове «гимн» и сделал для себя открытие.

Государственный Гимн – торжественная песнь Советского Союза – впервые прозвучал первого января сорок четвертого года. Тогда же в сороковые годы были созданы гимны всех союзных республик: Армении,  Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Молдавии, Таджикистана, Литвы, Туркмении, Узбекистана, Украины, Эстонии.

Не было в этом перечне только российского гимна.

Как же такое могло случиться? Кто лишил Россию ее торжественной песни?

 

* * *

Никогда не скудела талантами земля Русская. Почитайте «Слово Даниила Заточника», написанное им своему князю Ярославу восемьсот лет назад. Оно написано настоящим писателем.

Как образна его речь! Сколько в ней пословиц, поговорок, мыслей! Сколько народной мудрости! Что ни строчка, то золотинка, что ни страница, то россыпь слов и выражений древнерусской речи!

Но более всего поразительна современность «Слова». Да, так написать мог только большой русский писатель. Он им и был – Даниил Заточник, этот «разумом обилен», широко и глубоко образованный человек. Знавший, как и поле вспахать, и как полки уставить на поле битвы, хорошо знакомый с литературой своего времени и книгами древних авторов.

Даниил Заточник, как писал о нем В. Белинский, был «…из тех личностей, которые, на беду себе, слишком умны, слишком даровиты, слишком много знают
и, не умея прятать от людей свое превосходство, оскорбляют самолюбивую посредственность; …словом, одна из тех личностей, которых люди сперва хвалят
и холят, потом сживают ее со свету и наконец, уморивши, снова начинают хвалить». Разве не современно?

 

* * *

Менялись на Руси цари, потом генеральные секретари, а теперь вот президенты. Но Русь вечна – вот в чём благодать! И жить и тру­диться надо для России!

 

* * *

Диссидент Синявский, обозвав свою родину Россию непотребным словом, сказал, что она выгнала его за свои пределы. Но этот писа­тель, учёный и, как видно, человек мелкотравчатый, так почему-то и не понял, что Россия тут ни при чём. Его выгнала власть, которая в то время правила страной, да и страна называлась Советским Союзом, Как много ныне людей, бросающих камни в русскую сторону и путающих Россию с её правителями.

 

* * *

Иногда кажется, что всё, что с нами происходит в начале двадцать первого века, уже когда-то происходило. Дело, конечно, не в каких-то отдельных деталях, но в удивительной схожести явлений дней столетней давности с днём сегодняшним.

Так, читая старый, еще дореволюционный журнал «Светоч» за 1911 год, издаваемый учеником Достоевского и вологжанином Александром Васильевичем Кругловым, я наткнулся на одно четверостишье неизвестного автора, напи­санное «во дни свобод», которое мне показалось очень современным:

«Была суровая цензура,

Теперь свободная печать.

Тогда была литература,

       А ныне… стыдно и назвать»

 

* * *

Плохие дороги и дураки есть в любой стране.

 

* * *

Одна старая крестьянка, много лет живущая одиноко в своём старом же деревенском доме, на вопрос о том, что ей, наверное, тяжко жить одной, ответила: «А я не одна – я с Господом».

Через много лет я прочитал о том же у русского мыслителя Василия Розанова в его «Уединенном», вышедшем в начале прош­лого века: « Одному лучше – потому что, когда один – я с Богом».

Старая женщина, конечно же, не читала философские размышления Розанова, но думала точно также. Это и есть, наверное, народ­ная мудрость.

 

* * *

Лев Николаевич Толстой написал однажды в своём дневнике, что «…думая о той славе, которую приобретут мои сочинения, я говорил себе… Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире. Ну и что ж?… И я ничего не мог ответить»…

А через сотню лет после великого русского писателя газеты, радио и телевидение с радостным ликованием сообщают нам о замечательных, по их мнению, событиях: российские футболисты выиграли очередной матч у какой-то зарубежной команды, а фигуристы стали чемпионами мира, теннисистки же победили всех зарубежных соперниц, в Москву приехал знаменитый английский певец и будет выступать аж на Красной площади, одна наша поп-певица на днях развелась со своим очередным мужем, а другая в очередной же раз скоро выйдет замуж, из-за океана прилетает американская поп-дива и даст всего один концерт в Москве… И вся эта мещанская дешёвка выдаётся за великие духовные ценности…

Да пусть к нам приезжают хоть все так называемые «звезды» мирового кино или эстрады, а наши спортсмены на следующих Олимпийских играх завоюют всё «золото» мира… Ну и что? – скажем и мы, как когда-то Лев Николаевич Толстой.

 

* * *

У знаменитого русского поэта прошлого века Игоря Северянина есть замечательное стихотворение «Весенний день», написанное им в апреле 1911 года. Прочитанное мною однажды, оно запало в душу навсегда:

 

Весенний день горяч и золот, –

Весь город солнцем ослеплён!

Я снова – я: я снова молод!

Я снова весел и влюблён!

 

Душа поёт и рвётся в поле.

Я всех чужих зову на «ты»…

Какой простор! Какая воля!

Какие песни и цветы!

 

Скорей бы в бричке по ухабам,

Скорей бы – в юные луга!

Смотреть в лицо румяным бабам,

Как друга целовать врага!

 

Шумите, вешние дубравы!

Расти, трава! Цвети, сирень!

Виновных нет: все люди правы

В такой благословенный день!

 

Вот истинно русская и православная душа поэта

 

 

 

* * *

Со времени первого издания в 1800 году «Слова о полку Игореве» об этом гениальном произведении древнерусской литературы написаны тысячи исследований, статей, диссертаций и прочих научных трудов. Сделаны десятки переводов «Слова», и поэтических, и прозаических, написаны целые книги и монографии. И поток этот в наше время все еще не ослабевает.

На все лады разбирается чуть ли не каждое предложение «Слова». Занимаются этим и ученые мужи, и самодеятельные дилетанты. Все, кому не лень, упражняются
на «Слове» в своем красноречии и  многомудрии, примеряют его на себе, как одежду. Договорились уже до того, что стали сомневаться в подлинности «Слова», а враги всего русского утверждать, что происхождение «Слова» и вовсе иноземное.

Так не пора ли остановиться, братцы? Не пора ли оставить в покое нашу национальную святыню? А всякое дальнейшее «препарирование» «Слова» считать издевательством над ним.

Ведь никому сейчас не приходит в голову с научными целями разобрать по кирпичику церковь Покрова на Нерли или храм Василия Блаженного. Но не будем забывать, что и это в голову кое-кому уже приходило!

 

 

 

* * *

 

 

 

Ученый  Ю.Афанасьев в «Литературной газете» от 15-го ноября 1993 года написал следующее: «Я считаю, что до тех пор, пока, например, не будут в России стоять памятники немецким солдатам, погибшим здесь во время войны и у них не будут лежать цветы, мы не излечимся как нация».

По-моему, так может говорить только человек без роду и племени или ярый русофоб, коим и является, очевидно, Афанасьев. Ему подобные говорят еще, что если бы победили немцы, то в России пили бы баварское пиво. А кто бы пил? Конечно, немцы!

К счастью, так думают только отдельные русоненавистники, да и то с уродливым сознанием, но никак не народ наш.

Ведь для нас, русских, и всех народов России последняя война была не просто второй мировой, а Великой Отечественной. Немцы же и иже с ними для нас – захватчики. Их никто к нам в Россию не звал. Как не звали наши предки в пределы Руси половцев, татар, поляков, французов, шведов и прочих «захватчиков подлых».

Так что же, теперь на русской земле мы должны ставить памятники варварам Батыя, Мамая и Тохтамыша, солдатам Стефана Батория, Карла Двеналцатого и Наполеона, а на Дальнем Востоке японским самураям?

Осиновый кол им в назидание потомкам, а не памятник! Нация наша не больна! Лечиться же надо господам «ученым» Афанасьевым и всем им подобным.

 

 

* * *

Русская семья веками держалась на власти отца и  добром, нравственном  образе жизни матери. Потому и была крепка.

Отечество наше —  семья с тысячелетней историей, в которой государь был строгим, но справедливым  и заботливым отцом.

Вот почему президенство , как форма правления, чуждо России. Ей нужен не президент, а государь. Ибо только государь может быть отцом нации. Президент же – приходящий папа.

Государь – это стабильность в стране при многообразии общественных мнений. При нем отпадает необходимость  будоражить народ бесконечными выборами и возбуждать в обществе предвыборные и пагубные для душ человеческих страсти.

Светлое будущее России  — Православная Монархия.  Государственное устройство, в коем жила  Святая Русь целое тысячелетие.

 

* * *

 

 

В России и особо в городе Костроме в 2013 году намечено большое празднество по случаю 400-летия царской династии Романовых. Но, к сожалению, в планах  будущего праздника не достаёт одной, но очень важной, на мой взгляд, детали.

А всё дело в том, что в этом городе – колыбели династии-до сих пор в сквере рядом с площадью Конституции на возвышенном месте стоит памятник Якову Свердлову (Янкелю Розенфельду) – одному из главных палачей и организаторов ритуального убийства иудействующими большевиками последнего русского Государя Николая Второго и его семьи. Так о каком же празднике и о каком торжестве может идти речь? Ведь пока в Костроме стоит монумент кровавому палачу русского народа и его Государя, любое празднование юбилея Дома Романовых будет оскорблением памяти святых царских мучеников и нашего русского национального достоинства.

А чтобы торжества в 2013 году прошли во всей полноте, то будет справедливым снести монумент Свердлову и убрать скульптуру Ленина-Ульянова-Бланка с постамента памятника в честь 300-летия династии Романовых, который в своё время сто лет назад не был достроен, а в 1928 году на его пьедестале появилась фигура Ленина. Вполне логично и справедливо будет её убрать и установить на этом месте шатровое навершие с двуглавым орлом – символом России, как и было задумано автором проекта академиком А. И. Адамсоном в начале прошлого века.

Необходимо также восстановить на центральной площади Костромы памятник первому царю из рода Романовых Михаилу Фёдоровичу и его спасителю, национальному русскому герою Ивану Сусанину.

Вот тогда и можно будет праздновать 400-летие Дома Романовых с чистой совестью.

 

 

* * *

На пороге XXI века очень много было размышлений о русской национальной идее и поисках ее.

А чего ее искать, ежели идея эта давно известна и заложена в Русском Православии.

Посмотрите на «Троицу» Андрея Рублева, древнерусского изографа-живописца, писавшего эту икону в 1427 году, где изображено явление трех ангелов простому кочевнику Аврааму.

Этот образ «Ветхозаветной Троицы» перешел в древнерусское искусство иконописи от Византии. Он и написан по византийскому канону.

На иконе левый ангел символизирует Бога Отца, благословляющего трапезу и жертвенную чашу. Средний ангел символизирует Иисуса Христа, жестом десницы отвечающего Отцу согласием. Правый ангел – Дух Святой. И мы не видим, а скорее угадываем, что все они находятся в незримом круге – символе жизни.

Над левым ангелом художник изобразил дом, как символ «божественного домостроительства» – Вселенной, а отсюда и всечеловечности русского национального характера.

Над средним ангелом – дерево, как «древо Креста», а над правым ангелом изображена гора, как символ всего возвышенного в душе человеческой, а, стало быть, и в русской душе.

Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой и есть Троица – Бог, единый в трех ипостасях. В этом-то триединстве и состоит суть русской идеи.

А известный государственный деятель России Сергей Семенович Уваров еще в девятнадцатом веке изложил ее так: «Православие, самодержавие, народность».

Да и государственное трехцветное знамя России (не нынешнее торговое и перевернутое голландское, а именно русское) тоже символизировало русскую национальную идею. Полотнище флага было трехполосным – бело-желто-черным. Белая полоса означала чистый свет Православной веры, желтая или золотая полоса – символизировала самодержавную власть, черная же – отчую землю, на которой мы живем и которая нас кормит.

Указом императора Александра Второго от 1 января 1865 года цвета белый, оранжевый (золотой) и черный объявлялись государственными цветами России.

Так что русская идея давно обозначена и сформулирована. Осталось только ее осуществить.

 

 

* * *

Откройте Евангелие от Иоанна и там в пятнадцатой главе прочтете такие строки:

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил  вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих».

Слова эти из «Заповеди о любви».

«За други своя», «Сам погибай, а товарища выручай», — так согласно заповеди Христовой говорили и поступали  издревле на Святой Руси.

«Каждый выживает в одиночку», «Это его проблемы», — так всегда говорили и поступали на Западе. По таким либеральным правилам и сейчас живут люди в Европе и Америке.

«Последний герой» у них часто становится тот, кто построил свое счастье на несчастье других. Для нас же такой человек – последний негодяй.

Свои правила и законы человеческого общежития западники вдалбливают сегодня  в головы народов России. Устоим ли?  Надо устоять!

 

                                                      * * *

 

«Россия – вперёд!» — это призыв часто звучит с некоторых пор на праздничных митингах, со страниц российских газет, экранов телевизоров и даже из кабинетов первых чиновников нашего государства. Предлагается даже создать общественно-политическое движение  под этим названием. Все зовут Россию вперёд, но вот куда «вперёд» — об этом ни слова.

Замечательно высказался по этому поводу ещё в девяностых годах девятнадцатого века Антон Павлович Чехов: «Если вы зовёте вперёд, то непременно указывайте направление, куда именно вперёд. Согласитесь, что если, не указывая направления, выпалить этим словом одновременно в монаха и революционера, то они пойдут по совершенно различным дорогам

Надо ли говорить, что совет  великого русского писателя  актуален и для сегодняшнего дня.

 

 

 

 

 

Историки давным-давно подсчитали число пережитых Россиею войн. Цифры эти впечатляют. Так, с 1228 года по 1462-й (по В. О. Ключевскому – Ф. Нестеров. «Связь времен») на Руси было 160 войн. В 16 веке Русь воевала 43 года, в 17-м – 48 лет, в 18-м – 56, в 19-м веке тоже не один десяток лет и, наконец, войны прошлого двадцатого столетия.

Набеги полоцких и татарских орд, походы отрядов ливонских рыцарей и Речи Посполитой, войск шведов, немцев, поляков, венгров, румын, французов, англичан, турок, японцев, американцев, итальянцев, испанцев и многих иных… С кем только не приходилось воевать россиянам, защищая Матушку-Русь! И удивления достойно то, как мы вообще смогли после всего этого выжить! Ведь каждая война убивала самый цвет нации: юношей и молодых мужчин.

Но ещё более достойна восхищения и уважения русская нация за то, что, пройдя через такие страшные испытания, она не только выстояла, но сумела не ожесточиться и сохранить в себе мирное начало – основную черту русского характера.

Слава тебе, Русь Православная! Живи вечно!

Subscribe
Notify of
guest

0 комментариев
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
View all comments