Вологодский литератор

официальный сайт
10.02.2020
1
230

Николай Симаков: «Все мы вышли из Ф.М. Достоевского…» Духовные искания смысла жизни в 70-е годы 20 века

В нашей стране для духовно ищущей интеллигенции 70-е годы 20 века  стали временем поиска смысла жизни в условиях тогдашнего советского атеистического общества и господства в нем марксистско-ленинской идеологии. В 60-70-х годах многие искали ответы на вопрос о смысле жизни в русской и мировой культуре и философии.

Это было время, когда традиционная культура и классическая литература стали для тогдашней советской интеллигенции своего  рода интеллектуальным убежищем от господства материалистического и атеистического мировоззрения.  В литературу тогда уходили, если не бежали, как во «внутреннюю эмиграцию», от обветшалой и набившей оскомину советской идеологии.  Тогда литература в чем-то напоминала «священное писание», она открывала другой мир, формировало иное мировоззрение. В ту эпоху литература стала путеводителем   в поисках духовных идеалов и смысла жизни. Тогда  был  настоящий «культ литературы»,   в те годы  перечитали не только классическую литературу 19 века, но прочли и  современную  20 века от Хемингуэя, Пруста и Кафки, до  Ж.П.Сартра и А.Камю. Однако в ней  многие  так и не смогли найти тот  духовный смысл жизни, который искала русская душа.  Сознательно или бессознательно, но в те годы души многих людей искали высшего,  религиозного смысла жизни. Неофициальная коммунистическая идеология, не господствующее тогда  научно-материалистическое мировоззрение  конечно не могли утолить эту жажду  русской души в поисках духовного смысла жизни.

Поэтому именно к Ф.М.Достоевскому и к русской религиозной философии от В.С.Соловьева до Н.А.Бердяева обращаются в это время. Ф.М.Достоевский был  открыт в 70 годы уже, не только  как писатель, но  как религиозный мыслитель и гениальный исследователь тайн человеческой души. Может быть никто  в русской литературе и философии не проникал так глубоко в тайны человеческой души. Не случайно в своем знаменитом письме к брату Михаилу Ф.М.Достоевский писал о том, что является главной целью  его жизни и творчества: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

Почти всегда обращались и обращаются к творчеству Ф.М.Достоевского в эпоху духовных кризисов, чтобы получить ответы на «вековечные вопросы»  всегда стоящие перед человеком в истории, особенно, конечно в 20 веке. Уже в эпоху «серебряного века» Д.С.Мережковский, В.В.Розанов, Вяч.Иванов, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и другие видели в Ф.М.Достоевском не только великого писателя, но  религиозного мыслителя, который вновь открыл метафизическую природу человека. «Идеи Достоевского — духовный хлеб насущный. Без них жить нельзя. Нельзя жить, не решив вопросы о Боге и дьяволе, о бессмертии, о свободе, о зле, о судьбе человека и человечества»- писал Н.А.Бердяев. «Мы, продолжал он,- духовные дети Достоевского. Мы хотели бы ставить и решать «метафизические вопросы» в том духе, в котором их ставил и решал Достоевский».

Вопрос о высшем смысле жизни всегда был связан у Ф.М.Достоевского  с разрешением  этих «вековечных проблем» или, как он их называл «проклятых вопросов». Это проблемы: свободы и рабства человека,  преступления и искупления, мирового зла и спасения души грешника, но прежде всего вопросы религиозные:  «Есть ли Бог? Есть ли  бессмертие?». «Только с верой в свое бессмертие, писал Ф.М.Достоевский, человек может достигнуть истинного смысла жизни».  Наряду с этим проблема «теодицеи и антроподицеи» — оправдания Бога и человека  перед лицом зла царящего в мире  была одной из важнейших  тем в творчестве Ф.М.Достоевского. И он сумел  в своих книгах дать глубоко христианский ответ на эти «проклятые вопросы».

Религиозное и христианское осмысление природы революции и социализма как  бунта против Бога и отвержения христианства, данное Ф.М.Достоевским в его пророческих романах: «Бесы» и «Братья Карамазовы» помогло многим людям  в то время понять духовные причины и истоки великой русской трагедии 20 века.  Для поколения интеллигенции, выросшей в условиях советского тоталитарного государства проблема «свободы и рабства человека» поставленная в многих романах Ф.М.Достоевского была также крайне важной и актуальной.  Как и св. апостол Павел, Ф.М.Достоевский считал свободу  даром Божиим, без которой нет личности человека. Человек для него- «не продукт общественных отношений» как утверждала и навязывала марксистско-ленинская идеология, не «политическое животное», как считал Аристотель, а духовная личность созданная по образу и подобию Божию и обладающая свободой. Своими искупительными страданиями на Голгофе и  Воскресением Христос  даровал человеку  свободу от власти греха, дьявола и смерти. Однако свобода без Бога легко может стать трагедией для человека и человечества! Ф.М.Достоевский видел эту опасность превращения свободы в своеволие, в анархический бунт против Бога  и мира.  Культ «человекобожества» в истории в лице Наполеона, Ротшильда и Великого инквизитора постоянно  будет соблазнять человечество. Об этом написаны  его великие произведения, начиная  от «Преступления и наказания» до «Братьев Карамазовых».

Веру в Воскресшего Христа, в спасение и бессмертие души Ф.М.Достоевский считал главными духовными и религиозными основами, которые и определяют подлинный смысл жизни и судьбу человека. Наряду со св. апостолом Павлом, Ф.М.Достоевского по праву можно причислить к величайшим проповедникам веры в бессмертие души. «Без высшей идеи, — писал он, — не может существовать ни человек, ни нация. А высшая идея лишь одна и  именно — идея о бессмертии души человеческой, ибо все остальные,  «высшие» идеи жизни,  которыми  может  быть  жив  человек, лишь из нее  одной  вытекают».

Для поколения духовно ищущей интеллигенции  70-х годов 20 века Ф.М.Достоевский и русская религиозная философия сыграли  очень важную, определяющую роль в обретении подлинного, христианского смысла жизни. Ф.М.Достоевский стал для  многих из нас настоящим апостолом, путеводителем ко Христу Спасителю, к вере во спасение и  бессмертие души. Многие из нас могли бы вновь повторить слова Н.А.Бердяева  «Мы – духовные дети Ф.М.Достоевского, мы  вышли из него!». Для нашего поколения 70 годов весьма  точно подходят и слова митрополита Антония Храповицкого: «Колумб открыл Америку, а  Достоевский открыл русскому обществу Господа Иисуса Христа, Которого  раньше знало духовенство, простой народ и отдельные мыслители нашего общества». Действительно, Ф.М.Достоевский не раз утверждал, что  духовный идеал русского народа есть Христос!  «Может быть, единственная любовь народа русского, — писал он, — есть Христос и он любит Его по — своему, тоесть до страдания»   Это утверждение Ф.М.Достоевского нашло свое конкретное подтверждение в лице многочисленных святых новомученников ставших исповедниками Христа Спасителя на русской Голгофе 20 века.

В 70 годы  в  среде интеллигенции  того времени началось Православное возрождение, многие обрели веру и  крестились, стали совершать паломничества по монастырям, участвовать в таинствах православной Церкви. Под влиянием Ф.М.Достоевского определенная часть интеллигенции в 70 годы проделала  духовный и мировоззренческий путь  от материализма  и   атеизма к  православию и церкви. В эти годы в Москве и Ленинграде  появятся подпольные кружки и семинары, на которых будет изучаться русская религиозно-философская мысль 19 и 20 века, основы православного вероучении и  история церкви. Особенно популярными в это время станут: «Столп и утверждение истины» отца Павла Флоренского, «Старец Силуан» архимандрита Софрония (Сахарова), «Пути русского богословия» протоиерея Георгия Флоровского и «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу».

 

Одним из создателей и лидеров христианского семинара в Москве станет Александр Огородников, а в Ленинграде Татьяна Горичева. Участники семинаров будут подвергаться гонениям и репрессиям. Александр Огородников будет осужден и посажен в лагерь, Татьяну Горичеву лишат гражданства и изгонят из страны.

Оказавшись за рубежом Татьяна Горичева станет религиозным мыслителем с мировым именем, духовным писателем, известной проповедницей Православия на Западе.

Позднее уже в 90-е годы, когда начнется  большое, охватившее широкие массы народа —  Православное Возрождение, многие из тех кто пришел к вере в 70 годы станут:  священниками, монахами, духовными писателями, просветителями и проповедниками. Они окажутся очень  нужными и востребованными в 90 годы.

 

Исходя из  опыта религиозно-философских исканий поколения 70 годов, нельзя не согласиться с мнением известного сербского богослова и духовного писателя святого Иустина  Поповича о том, что Ф.М.Достоевский это новый апостол Христа в истории христианства.  И подобно св. апостолу Павлу его надо церковно прославить, как святого и равноапостольного!  За его   бесстрашное  исповедание веры во Христа Спасителя и бессмертия души, за то, что он уже спас и спасает многих людей в разных странах мира от  атеизма, нигилизма и отчаяния, возвращая  всем им надежду на спасение и  духовный смысл жизни.

(http://ruskline.ru/analitika/2020/02/09/vse_my_vyshli_iz_fmdostoevskogo)

 

Subscribe
Notify of
guest

1 Комментарий
сначала старые
сначала новые
Inline Feedbacks
View all comments
Людмила Яцкевич

В 70-80 годы в Ленинграде действовал семинар С. Аверинцева, также посвящённый Достоевскому. Но на него трудно было попасть, была конспирация и даже игра в конспирацию. А многим хотелось бы послушать тогда, что говорят о великом писателе умные люди. Мы туда не могли попасть, но молча упорно читали дневники Достоевского. Меня даже однажды в 1975 году песочили за это на заседании партбюро факультета в Гомельском университете, хотя я никогда не была партийной.